Консультация для воспитателей «Воспитание эмоционального отклика на отраженные в художественных произведениях поступки»
Елена Аслямова Петровна
Консультация для воспитателей «Воспитание эмоционального отклика на отраженные в художественных произведениях поступки»
«Воспитание эмоционального отклика на отраженные в художественных произведениях поступки»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками,но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу. Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература.
Именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Художественная литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
Алгоритм работы с литературным произведением:
• Чтение произведения.
• Беседа о прочитанном.
• Игры-беседы детей с персонажами.
• Этюды на выражение эмоций у детей.
• Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
• Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Рассмотрим условия реализации данного алгоритма
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные, в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения.
После прочтения произведения проводится беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумываются вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой.
Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
При работе над художественным произведением детям предлагается рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках.
Осмысливая произведение, детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.
Для организации таких игр используются простые и выразительные костюмы и декорации.
При проведении игр-драматизаций детям предлагается обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы.
Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы.
При работе над произведением можно использовать, так называемый «барометр настроения», который представляет из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг, куда в нужный кармашек детьми вставляется флажок.
Так же детям предлагается определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад.
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, — это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Слова великого русского писателя Ф. М.Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».
Консультация для родителей и воспитателей «Экологическое воспитание» В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного.
Консультация для родителей «Воспитание ответственности за свои поступки» Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы.
Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34 города Ельца» Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» Материально-технические и медико-санитарные условия в ДОУ должны обеспечивать необходимый уровень.
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста» Воспитатель: Азарова Ольга Александровна Коломна1,городок 29.01.2018г Сказкотерапия — здоровьесберегающая педагогическая технология,.
Консультация для воспитателей «Воспитание сочувствия у дошкольников» Консультация для воспитателей. » Воспитание сочувствия у дошкольников».Сочувствовать-значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать.
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
Консультация для воспитателей «Воспитание целеустремлённости» Материал для воспитателей «Воспитание целеустремлённости» Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придаётся большое значение.
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в ДОУ» Патриотическое воспитание в ДОУ[/b] Маленькая родина все равно большая, Ведь она одна единственная. Ж. Ренар Моя малая Родина: У каждого.
Источник
Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой
Дедюхина Яна
Характеристика средств и методов ознакомления дошкольников с книжной культурой и детской литературой
Знакомство дошкольников с книжной культурой и детской литературой, формирование интереса к чтению — актуальные задачи дошкольного образования.
Анализ рекомендаций, содержащихся в методическом сопровождении образовательных программ последнего поколения, выявил преобладание классических методов в работе с книгой и художественным текстом. К относительно новым можно отнести моделирование и метод проектов.
Все методыможно разделить на три группы:
• Вопросы по содержанию произведений;
• Беседа по произведению;
• Использование различных видов театров
• Показ иллюстраций, картин, игрушек;
Основным методом организации работы было и остаётся чтение. Сложившаяся с лёгкой руки К. Д. Ушинского технология чтения детям за последние полтора века принципиально не изменилась. Она предполагает предварительную подготовку ребёнка к восприятию литературного текста, его смысла, непосредственно само чтение художественного произведения и последующую беседу, призванную помочь более глубоко осмыслить его содержание. Главное, чтобы стремление педагога помочь детям понять произведение, не убило эмоциональную сторону его восприятия.
О. В. Чиндилова выделяет три обязательных этапа занятия по чтению, построенного «с опорой на природосообразную технологию продуктивного чтения».
1. Рассматривание книги с детьми с целью вызвать у детей желание прочитать книгу. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему и пр.
2. Чтение текста взрослым в режиме «диалогового» чтения, позволяющем взрослому уже на этапе первичного чтения читать текст с возможными остановками (что-то комментируя, задавая упреждающие вопросы, фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию, включая читательское воображение, задача которых — помочь маленьким читателям «войти» в текст, установить коммуникацию с автором. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение взрослого.
3. Работа с текстом после чтения (беседа — обсуждение, эмоциональное проживание прочитанного и пр.».
При слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на ребёнка, а их взаимодействие, так как источник действия исходит и от взрослого и от ребёнка. Это позволяет превратить слушание из «неполноценной», временной (пока ребёнок не умеет читать сам) в полноценную деятельность, субъектом которой он является. В данном случае можно говорить о чтении — общении взрослого и ребёнка через книгу. Позицию ребёнка в таком взаимодействии можно обозначить как позицию значимого и влиятельного участника, а позицию взрослого как двойственную позицию организатора и участника образовательной деятельности.
Читая литературное произведение необходимо учитывать возраст детей.
Для ребёнка младшего дошкольного возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего.
В средней группе детского сада своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голоса и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.
При чтении детям 5-7 лет педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребёнку большей свободы фантазирования и формирования «видений» событий и героев литературного текста.
При повторном рассказывании в работе с детьми 3-5 лет эффективно инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол.
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках, становится целесообразным в старшем дошкольном возрасте.
Беседа является основным методом целенаправленного литературного развития. Обсуждение после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в беседу включатся разные группы вопросов (на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей. О логике следования событий, вопросы и задания, обращающие внимание на наиболее традиционные средства языковой выразительности).
В беседе с детьми 3-5 лет важно активизировать их желание эмоционально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Малышу необходимо помочь наводящими вопросами, обращёнными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщённую характеристику (добрый, хитрая).
Организуя беседы с детьми 5-7 лет для активизации процесса восприятия, воспитатель должен помочь выразить своё отношение к содержанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять логику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков; обратить внимание и осознать значение в художественном тексте некоторых средств языковой и интонационной выразительности рассказчика.
Следующим методом является рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам — картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев. Рассматривание книжныхиллюстраций с детьми 3-5 лет решает несколько задач: они ориентируют детей в последовательной связи событий, напоминают содержание текста в процессе его пересказывания, помогают представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения. Детей 5-7 лет педагог побуждает рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своём отношении к рисунку.
Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного.
Литературные игры — эффективный метод развития речевых и литературных способностей детей.
Одним из относительно новых методов знакомства дошкольников с детской литературой является метод моделирования. Чаще всего этот метод используется как «опорная схема», наглядный план для запоминания последовательности событий произведений при их пересказе. То, что этот метод помогает осмыслить литературный текст, выделить в нём узловые моменты, не вызывает сомнений. Однако насколько он эффективен при формировании интереса к чтению, этот вопрос остаётся открытым.
Что касается метода проектов, то при правильной организации проектной деятельности он действительно вызывает у детей интерес к книге и чтению и способствует воспитанию читателя. Метод проектов целесообразен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трёх крупных идей:
— детское книгоиздательство- изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями (например, «Сказка- ложь, да в ней намёк», «Как писатель помог мне понять…», «Что узнали мы из книг» и пр.);
— детская библиотека (организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе);
— выставка книг- подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп (возможные темы: «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе») .
Проектная деятельность старших дошкольников по созданию рукотворной книги побуждает детей более внимательно слушать чтение литературных произведений и вдумываться в их содержание, анализировать структуру текста и средства художественной выразительности, более пристально рассматривать книги, замечать особенности их оформления, шрифта, иллюстраций.
В ходе проектной деятельности по созданию тематической книжной выставки у детей закрепляются элементарные представления о фольклорных и литературных жанрах, видах книг, формируется уважительное отношение к книге.
К проектной деятельности можно отнести и создание аудиокниг, содержащих как пересказы литературных произведений детьми (в том числе по ролям, так и записи собственных сочинений. Прослушивание таких аудиозаписей вызывает у детей искренний интерес, активизирует дальнейшее словесное творчество и стремление к воспроизведению литературных текстов.
Ещё одним из эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к литературному чтению является организация творческих недель, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, литературным жанрам и ведущим темам детской литературы.
В рамках творческой недели всё учреждение работает над одной темой, которая раскрывается в каждой возрастной группе через разнообразные виды и формы организации деятельности детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.
Планирование творческой недели осуществляется командой педагогов и предполагает:
1. Сбор информационного материала по теме
2. Определение цели, образовательных задач творческой недели и содержания работы на каждый день.
3. Составления перечня возможных видов и форм организации деятельности детей, как в учреждении, так и за его пределами
4. Определение форм взаимодействия детей разного возраста между собой, а также способов участия родителей и социальных партнёров в творческой недели.
Темы творческих недель предлагаются педагогами на итоговом педсовете и утверждаются на установочном педсовете накануне нового учебного года. В течении года оптимально проведение четырёх творческих недель, поскольку подготовка к ним занимает довольно продолжительное время.
Творческие недели погружают дошкольников в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению.
Важную роль в формировании у дошкольников книжной культуры играет организация книжных выставок, книжных уголков.
Книжный уголок — особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
В книжномуголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей.
Рассмотренные средства и методы ознакомления дошкольников с художественной культурой и детской литературой расширяют и углубляют читательские интересы детей, способствуют активному использованию литературных текстов в различных видах творческой деятельности, формируют будущего талантливого читателя.
Проект по ознакомлению с книжной культурой «Путешествие по сказкам В. Сутеева» «Путешествие по сказкам В. Сутеева» (проект по ознакомлению с книжной культурой) Вид проекта: литературный, социально-коммуникативный,.
Использование методов игрового проектирования в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Познавательная деятельаность детей старшего дошкольаного возраста приобреатает сложные формы, заметно возрастаают возможнаости интеллеактуальной.
Использование мультимедийных средств для ознакомления дошкольников с явлениями природы Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы.
Консультация для воспитателей «Методика работы с книгой в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой» Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из.
Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.
Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой МБДОУ «Ивушка» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» Подготовила:.
План работы по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой» План работы по самообразованию. Воспитатель Семерикова О. П. гр. №1 МАДОУ «ЦРР-д/с№49» Тема: Нравственное воспитание дошкольников посредством.
Опыт работы «Приобщение детей младшей группы к книжной культуре и детской литературе» Представляем вашему вниманию отчет из опыта работы по приобщению дошкольников к книжной культуре и детской литературе. Цель – формирование.
Программа ознакомления с национальной культурой Республики Саха (Якутия) Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности-актуальная задача современного образования. Народная культура является.
Источник