- Урок психологии во 2 классе «Что такое дружба?» учебно-методический материал (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Развитие эмоциональной сферы на занятиях по психологии во 2-м классе «Учимся понимать чувства других людей»
- Введение
- «Учимся понимать чувства других людей»
Урок психологии во 2 классе «Что такое дружба?»
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Материал для занятия попсихологии или классного часа. посвященного дружбе и межличностным отношениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_psihologii_2_klass.docx | 30.11 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_vo_2_kl.part1_.rar | 3 МБ |
prezentatsiya_k_uroku_vo_2_kl.part2_.rar | 3 МБ |
prezentatsiya_k_uroku_vo_2_kl.part3_.rar | 481.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое дружба?
Цель : формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
- исследовать самооценку учащихся;
- познакомить учащихся с правилами дружбы;
- воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Оборудовани е: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, листы бумаги, цветные карандаши.
I. Организационный момент
Приветствие «Здравствуй, Вселенная»
Ребята встают вместе с учителем в круг, все делается в кругу
Здравствуй солнце (дети кистями рук делают шар),
Здравствуй небо (ребята ладошками тянутся к небу),
Здравствуй Земля (ребята приседают и ладошками трогают пол),
Здравствуй планета Земля (Ребята встают и делают большой круг руками).
— Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба ?
Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.
— А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” . На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? ( Ответы детей) . Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Прежде чем приступить к работе с понятием «дружба», давайте устроим интеллектуальную разминку.
— Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Подберите к каждой пословице окончание.
Давайте попробуем разобраться в том, что же здесь лишнее. (клубника)
Ребята, у нас есть только начало слов, а конец этих слов потерялся. Но известно, что все эти слова заканчиваются одинаково (на одни и те – же буквы).
Давайте попробуем отгадать, что это за слова?
(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать им подсказку. Например: “одна – печёт, вторая – течёт, третья – горит”).
Молодцы! Вы правильно угадали!
/Слайд 9/
Печёт печка,
Течёт речка,
Горит свечка.
А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Сейчас я расскажу вам, что нужно делать.
Когда я скажу слово “речка” – вы начнёте плавно двигать руками, изображая, как течёт вода, или как вы сами плывёте по реке ( психолог демонстрирует данное действие).
Когда я скажу слово “печка” – вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь ( психолог демонстрирует действие).
Когда я скажу слово “свечка” – вам нужно встать прямо и замереть.
Слушайте меня внимательно. Приготовились. Начали.
А теперь нам нужно составить из букв слово. Все буквы у нас уже есть, но они расположены не по порядку. Для того, чтобы получилось правильное слово, нужно переставить местами некоторые буквы .
Как вы думаете, какое это слово?
( Если дети затрудняются с ответом, можно подсказать им, что это сладкий фрукт).
Правильно ребята – это груша.
Ребята, сейчас мы попробуем подобрать пару к слову. Связь между словами в паре должна быть такой же, как в примере.
Например: курица – цыплёнок, а заяц – …. (зайчонок)
( Если дети испытывают затруднения при ответе, можно дать им подсказку, чтобы они смогли проследить связь между понятиями: “цыплёнок – это детёныш курицы, а детеныш зайца – это. ”. Задание на слайде № 17 дети стараются выполнить сами).
Как вы думаете, какая заплатка подойдёт вот к этому коврику? (№2)
Осталось залатать последний коврик. Какая заплатка к нему подойдёт? (№ 2)
Я очень рада, что вы справились с заданием. Молодцы!
II. Основная часть
— По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).
— Сейчас каждый для себя попробует сделать вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга.
Каждому учащемуся раздается бланк.
— На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
- Представь себе, что ты увидел что–то красивое.
- Сзади на тебя подул холодный ветер. Ты рассердился.
- Ветер стих и на поляне расцвёл душистый цветок. Понюхай его.
— Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.
Игра “Пусть встанут те, кто….”
Психолог называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например: “Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака и т.п.”
— Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?
Сказка о дружбе и её потере
(модификация сказки И.В. Вачкова из книги “Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек”).
Жили-были два друга — крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью
и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.
— Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
— Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! — говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
— Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
— Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
— Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
“Шорох — морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.
Психолог: Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
“Шорох — морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.
“Теперь точно поссорятся!” — подумала Сова.
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.
На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
— Одно только уничтожит их дружбу .
Психолог: Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
“Шорох — морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
Психолог: О чём же идёт речь ? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).
— Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? ( Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).
— То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?
На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.
- Если бы я обидел своего друга, то я…
- Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
- Если бы мой друг обидел меня, то я…
- Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
- Если бы мой друг получил двойку, то я…
- Если бы у меня были конфеты, то я…
- Если бы у меня была интересная игра, то я…
- Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
- Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
- Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
- Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
На экране фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” — “Ловись рыбка”.
— Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?
Практическое задание “Дружные листики”
— Ребята, на прошлом уроке мы с вами делали дерево и назвали его деревом дружбы. Оно получилось у нас зелёным, но за окном сейчас осень. Давайте превратим наше дерево дружбы в осеннее. У каждого из вас есть листик. Напишите на нём своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей. Потом по моей команде будем вставать по очереди, читать свои пожелания и прикреплять их к дереву. .
Во время выполнения задания можно включить песню “Про дружбу” из мультфильма “Маша и Медведь”.
III. Подведение итога.
— Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, кто такой настоящий друг. Если вы будете соблюдать правила дружбы, то я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. Какие задания вам понравились больше других? Какие задания были для вас трудными?
В заключение нашего занятия предлагаю вам повторить танцевальные движения, которые я вам покажу (клип “Барбарики” на песню “Дружба” ) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери? Зоопарк».
1.Обсудить с детьми, что значит быть вежливым человеком. 2. Формировать у детей нормы вежливости. 3. Воспитание ответственности за свои поступки.
Цель: Развитие самосознания, рефлексивных способностей и толерантности детей младшего школьного возраста.Задачи: I.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» и тематическое планирование.
Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе «Школа России».
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс.
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре.
Источник
Развитие эмоциональной сферы на занятиях по психологии во 2-м классе «Учимся понимать чувства других людей»
Введение
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь.
Известный американский психолог Э.Берн высказал мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей необходимо уделять серьезное внимание. Если в дошкольном возрасте дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 6-7 лет, этот круг расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать, что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости.Следует отметить, что центральным новообразованием данного возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющими собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. Характеризуя детей, мы часто обращаем внимание на их эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же ситуации одних оставляют равнодушными, других слегка волнуют, а у третьих вызывают сильные переживания, с какими индивидуально-личностными особенностями это связано? Для того чтобы прогнозировать, вести к успеху, развивать умения управлять негативными эмоциями и переживаниями необходимо знать и понимать каждого ребёнка, сопереживать и сочувствовать ему, видеть эмоциональное состояние каждого, его собственный эмоциональный образ.
Программа занятий по психологии предусматривает:
- Обращение к личному опыту, собственным переживаниям, анализ чувств и эмоциональных состояний, нахождение сходств и различий у себя и других людей, учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся.
- Поддержку первого успеха, доверие к ребёнку. Помощь в конструктивном разрешении конфликтов, интерес к чувствам другого.
- Обеспечение психологической безопасности каждому, выполнение общих правил, принятие чувств другого, умение сдерживать негативные эмоции.
Выполнение условий:
- Можно выражать недовольство отдельными действиями детей, если затрагиваются чувства другого, но не самим ребёнком.
- Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими – бы нежелательными они не были.
- Недовольство поведением ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перейдёт в не принятие его.
- Покажите ребёнку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то что вы, возможно, думаете, а не говорить.
В процессе изучения программного материала по психологии повышается творческая активность детей, продуктивность общении с учителями и одноклассниками, сглаживаются барьеры в общении, корректируется психика ребёнка как, познавательной так и эмоционально-личностной сферы. Таким образом, для решения всех, поставленных перед учителем целей, необходимо использовать в обучении индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировать психические процессы. Эмоциональное развитие ребёнка взаимосвязано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой играет большую роль в развитии познавательных процессов и поведения, поэтому развивать их, так же важно, как и заниматься развитием интеллектуальной сферы. Постоянная работа учителя над совершенствованием стиля своей педагогической деятельности, способствует улучшению эмоционального благополучия детей, развивает эмоциональную произвольность, создаёт атмосферу живого общения. Проведение самоанализа занятий, стимулирует к поиску творческих и личностных резервов для совершенствования качества преподавания.
«Учимся понимать чувства других людей»
Цели: развитие способности видеть и понимать чувства других людей, умения определять свои личные черты и свойства характера и эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть собственными эмоциями.
Методы и приёмы:
а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (пиктограммы « Азбука настроений», использование мультимедийной презентации с анимацией);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера);
г) диагностические (получение диагностической информации о наиболее значимых переживаниях детей, самопредставлении, потребностях и ценностях);
д) музыкальные (музыкальное сопровождение А. Глазунов « Времена года», «Вальс цветов»).
1. Ритуал приветствия: все участники встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга. Представляют, что каждый из нас лепесток самого красивого цветка, который можно оживить, став добрым волшебником.
2. Чтение и обсуждение сказки «Цветочные характеры»
– Жил был Cадовник. Он очень любил цветы. Выращивал их, ухаживал за ними. Все цветы радовали своей красотой, запахом, но у каждого цветка был свой характер. Красавица Роза, желая показать свою неприступность, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг неё сорняки. Общительный Колокольчик развлекал Садовника весёлой беседой, а Вьюнок удивлял его своей смелостью и настойчивостью – он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты. Другие цветы тоже отличались характером.
– Но характеры, оказываются, могут меняться, и один из цветков изменил свой характер. Как же это произошло? Красивая, но неприступная Роза стала замечать, что её красота никому не видна, Её не срывали для букетов, не сажали на клумбах.
– Почему так происходило? – спросила она Садовника.
– Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех, кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я – Садовник и люблю цветы с любыми характерами, но остальные не будут любить тебя только за красоту. Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми. А если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо предупреждала: «Осторожнее, у меня на стволе выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста».
– Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными. Её привлекательность всем пришлась по душе, красавица восхищала аромат, поднимала настроение, а на шипы почти никто не обращал внимание.
3. Игра «Разговор цветов» с музыкальным сопровождением и просмотром презентации (Приложение 1)
Давайте представим разговор цветов. Цветы, растущие, у Садовника на клумбе беседуют, между собой, о том, что, скоро начнётся дождь. Я распределю роли (с учётом индивидуальных особенностей), а вы постараетесь хорошо их сыграть – подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациям выражением лица, мимикой.
4. Динамическая пауза «Дождик» с музыкальным сопровождением
В это время дети прыгают, радуются. Когда слышат раскаты грома, приседают и прячутся.
5. Упражнение «В гостях у волшебника»
Дается инструкция:
1. «Представьте, что вы попали в гости к волшебнику, и он захотел сделать вам приятное – подарить те качества, которые вы попросите. Но каждому из вас можно выбрать только пять качеств характера. Возьмите любой из цветных карандашей и раскрасьте любой квадратики рядом с теми качествам, которые вам кажутся самыми необходимыми (качества изображены рисунками).
2. «Подумайте, какие качества для вас выберут учителя, родители. Выполните задание три желания. Кокой подарок ты попросишь для себя, от учителей, родителей и детей?
Вопросы для обсуждения задания: «Три желания»:
– Как вы думаете, какие качества для вас, выберут: учителя родители, и дети?
– Они выберут разные качества, или одинаковые?
– Трудно было, выбрать качества за учителя?
– Чья помощь для тебя будет первой: учителей, родителей или детей?
– Что понравилось больше: решать за других или выбирать самому?
6. Этюд «Капризный мальчик»
7. Рефлексия занятия
Ритуал прощания
Давайте прислушаемся к своему дыханию. Все вместе сделаем вдох, выдох и ещё раз вдох, выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся наше сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук шаг назад. И ещё раз тук – шаг вперёд, тук шаг назад. Дотронемся друг до друга и превратимся в милых, добрых детей. До скорой встречи!
Литература:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.ТЦ Сферы, 2003. – 88с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира для детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – 208с.
3. Лебеденко Е.Н. Развития самосознания и индивидуальности. М. Прометей; Книголюб, 2003 – 64с.
Источник