- Эмоции в портрете
- Эмоции в портрете передают через:
- Как научиться рисовать выразительные лица
- Ищем референсы
- Собираем визуальную базу и тренируемся
- Визуальная эмпатия: восемь способов усилить эмоции при помощи изображения
- Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице
- Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице
- Выражения лица человека
- Примитивные эмоции
- Родственные эмоции
- Эмоции выражающие физическое состояние
- Сила эмоций и дополнительные элементы
- Смена ракурса
- Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом
- Обмен сигналами
- Заключение
Эмоции в портрете
Даже в самом простом рисунке, где глаза обозначены точками, а рот — линией, можно очень просто отобразить ту или иную эмоцию. Главное — знать, на что обращать внимание.
Эмоции в портрете передают через:
- направление взгляда
- брови
- губы
- наклон или движение головы
Вот и все, на что нужно обращать внимание в первую очередь.
Как научиться рисовать выразительные лица
Покажу на упрощенном примере, потому что на самом деле это не вопрос анатомии, академического рисунка и прочего подобного. Эмоции совершенно одинаково передаются и в классическом портрете, и в карикатуре.
Тренироваться на стилизованных портретах даже проще, поскольку стилизация позволяет немного гиперболизировать черты, сделать их более выразительными и говорящими.
Ищем референсы
Проще всего сделать это на Пинтересте. Там есть не только масса выразительных, профессионально сделанных фотографий, но даже целые подборки, где одна модель демонстрирует сразу несколько эмоций.
Может быть, стоит даже взять черно-белые фото, чтобы не отвлекаться на цвет и упростить себе задачу.
Фотографии достаточно выразительные и передают абсолютно разные эмоции. Их легко отобразить в рисунке.
Приподнятая голова, взгляд сверху вниз, вскинутая бровь, приопущенные уголки губ на первом фото создают впечатление некоторой надменности. Во втором портрете к вскинутым недоуменно бровям добавлен взгляд искоса и скривленные в гримасе губы — и вот уже надменное выражение лица становится не только пренебрежительным, но даже немного брезгливым.
Собираем визуальную базу и тренируемся
Создайте на Пинтересте доску «Референсы». Для удобства добавьте разделы по типам эмоций: злость, удивление, радость и так далее. Сохраняйте соответствующие фото в коллекции, и когда их наберется достаточное количество, анализируйте разделы доски.
- Откройте все обеспокоенные лица. Скорее всего вы найдете хмуро сдвинутые брови, задумчивый взгляд вниз и в сторону, приопущенные уголки губ.
- Испуганный человек скорее всего будет смотреть исподлобья, готовый в любой момент опустить и спрятать голову, глаза его будут широко распахнуты, брови вскинуты, но их линия будет идти несколько иначе, чем при удивленном взгляде, уголки губ — опущены. Губы даже могут быть приоткрыты — испугавшись, человек готовится бежать или драться, а все это требует глубокого, учащенного дыхания.
- У опечаленного человека брови будут стоять «домиком», а уголки губ резко опустятся вниз.
Если вы встречали книги по невербальному общению, то в них все эти изменения в чертах лица не только систематизированы, но и часто объяснены.
При радостных или просто спокойных состояниях уголки губ всегда будут приподняты. Широкая, искренняя улыбка даст характерный прищур глаз. Брови могут быть вскинуты или оставаться в своем обычном положении — в зависимости от того, игривая это улыбка, спокойная или удивленная. То же касается и наклона головы.
Не стремясь достигнуть портретного сходства, особой детализации — постарайтесь рисовать лица, стремясь уловить и передать в наклоне головы, взгляде и линии губ выражение тех или иных эмоций.
После, когда вы будете рисовать более сложные портреты, вам пригодится это умение считывать и передавать настроение.
Источник
Визуальная эмпатия: восемь способов усилить эмоции при помощи изображения
Любая иллюстрация — это полноценный рассказ. Важно, чтобы ваш зритель смог его прочитать, — рассказывает Поля Плавинская, художница, иллюстратор, арт-директор в издательстве «Самокат».
Cчитывается иллюстрация в первую очередь на эмоциональном уровне. Задача художника — рассказать ту же историю на другом уровне, возможно, вывести за границы или заложить эмоционально больше, чем написано в тексте. Мы смотрим на картинку, и она нам либо нравится, либо нет. Вызывает страх или сочувствие. Это и называется эмпатией.
Как можно усилить эффект, позволить сильнее прочувствовать ситуацию? «Новый репортёр» собрал восемь инструментов и примеров к ним.
- Метафора. Это первый инструмент, про который надо вспомнить, поскольку он позволяет усилить эмоции и рассказать с другого ракурса о чём-то важном.
Пример метафоры в иллюстрации из выступления Поли Плавинской. Портрет женщины, вписанный в пространство, может говорить что-то о правах женщин
- Синестезия. Что происходит с вами, когда вы смотрите на лимоны? У вас выделяются слюни, вы ощущаете вкус лимона, его запах. Ассоциации приходят на уровне органов чувств. Когда человек, посмотрев на картинку, начинает чувствовать запах, слышать звук или ощущать холод и фактуру предмета, это называется синестезия.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. При взгляде на картинку у некоторых может свести челюсть или возникнуть дискомфорт. Зритель как бы ощущает боль человека, у которого вылетают зубы
- Композиция. Восприятие расположения предметов относительно листа, относительно друг друга.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. Про композицию проще всего рассказывать на примере абстрактных картин. Возьмите белый лист бумаги и попробуйте выложить на нём абстрактные предметы. Мозг начинает додумывать некоторые вещи
- Цвет. Белое пространство в изображении. Важно умение взаимодействовать с формой и контраформой. Когда вы строите композицию, не бойтесь белого.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. Правильно подобранный цвет создаёт настроение, передаёт ощущения. Не бойтесь использовать белый — во многих иллюстрациях это полноценный цвет, а не пустота
- Ритм. Чаще всего он ассоциируется со звуком. Когда мы говорим про ритм в иллюстрации, мы ощущаем то же, что и во время прослушивания музыки.
Скриншот из выступления Поли Плавинской. Разные люди, которые куда-то идут, их ноги создают ритм, и зритель представляет их шаги
- Рифма. Когда какие-то объекты рифмуются друг с другом. Мы понимаем, что они взаимосвязаны.
Скриншот из презентации Поли Плавинской. Клавиши пианино, которые превращаются в улетающих птиц, — один из примеров удачно зарифмованных объектов
- Пространство. Мы можем увидеть эту точку как дерево сверху или муху рядом. Это пространство позволяет маневрировать. Настроение пустоты, разлуки, но мы очень чувствуем настроение персонажей.
Скриншот из презентации Поли Плавинской. Люди, их тени и ничего вокруг создают у зрителя ощущение пустоты или разлуки
- Образ героя. То, как можно по-разному передать одного и того же персонажа или его настроение.
Скриншот из презентации Поли Плавинской. Это фантастическое свойство иллюстрации — можно одного и того же героя изображать по-разному, с разными эмоциями и настроением
Больше интересных примеров можно посмотреть в выступлении эксперта:
Мастер-класс Поли Плавинской — часть инновационной лаборатории «СТОРИКРАФТ 2020 — Создаём. Играем. Вовлекаем». Региональная инновационная лаборатория проводится в рамках проекта «Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.
Источник
Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице
Russian (Pусский) translation by Lexie Bykova (you can also view the original English article)
Основы анимации: как рисовать эмоции с помощью простых изменений в лице
Мы видим миллионы глаз, ртов, носов, ушей и подбородков в этом мире, и каждый из них особенный. При этом, чтобы рисовать мультяшные лица, достаточно знания основ. Как только вы их освоите, добавьте к этому понимание глубины, затем следите, чтобы рисунок головы выглядел объемным (3D), а также овладейте техникой прорисовки из любого ракурса. Если вы умеете все это делать — замечательно! Однако если вы действительно хотите привлечь внимание к своему искусству, вам придется овладеть техникой, которая позволит «оживлять» персонажей с помощью выражения лица!
Кто угодно может нарисовать лицо. Рисуете окружность, добавляете несколько точек и линий — и любой взглянувший на ваш рисунок скажет, что это лицо. С одной стороны кажется, это сделать так легко, а с другой может быть очень сложно, когда появляются чувства и эмоции.
Совет: Если вы еще неуверенно рисуете мультяшные лица, пройдите мой предыдущий курс. А если вас интересует более реалистичный подход к рисованию эмоций, обратите внимание на этот потрясающий курс, созданный Настасией Питерс.
Выражения лица человека
Выражение лица человека, также как и тон голоса, легко изменить. Выражения появляются на лице не только в результате сокращения определенных мышц; на самом деле одновременно сокращаются одни мышцы, а противоположные им расслабляются. Например, одни и те же группы мышц задействованы и в смехе, и в улыбке, однако с разной интенсивностью.
Если я попрошу вас точно назвать все чувства, которые вы видите на картинке внизу, что вы скажете?
Я знаю, что вы ответите. Вы наверняка скажете, что видите изображение спокойствия и размышления. Возможно он о чем-то задумался. В действительности все не так! На этой картинке мы видим полное отсутствие эмоций, так как не задействован ни один мускул. Так как нет эмоций, наверное самым лучшим описанием станут слова «спокойное» и «расслабленное».
Совершенно естественно использовать это выражение в своих рисунках. Почему бы нет? — у 80% людей именно такое выражение лица большую часть дня! Однако у людей такое выражение лица только, когда они остаются одни. Ведь когда человек смотрит на другого человека, или когда он оказывается в определенной ситуации, неминуемо возникает реакция. А на нее будет своя реакция! В мультипликации мы раздуваем этот эффект до максимума, чтобы нашей аудитории было ясно, какие именно эмоции выражены на лице.
Примитивные эмоции
Примитивные эмоции — это такие эмоции, возникновение которых, мы, человеческие существа, не особенно-то и контролируем. Это значит, что такую эмоцию не легко срежиссировать. Скажем, она возникает внезапно, в ответ на примитивный стимул.
Примитивные эмоции выражаются вне зависимости от нашей культуры, национальности или возраста. Ниже приведу вам примеры самых основных:
- Радость (1): уголки рта подняты вверх, брови подняты, глаза широко открыты.
- Гнев (2): уголки рта опущены вниз, брови подняты под углом, а внутренние края опущены вниз, глаза широко открыты.
- Страх (3): рот слегка перекошен, уголки опускаются вниз, брови подняты вверх, при этом линия бровей неровная, глаза широко открыты.
- Печаль (4): уголки рта скруглены книзу, внутренние уголки бровей слегка приподняты, верхние веки «нависают» на глаза.
Это примитивные выражения лица, которые довольно часто появляются у нас на лице в течение жизни. Для рисования мультяшных персонажей вам необходимо овладеть этими четырьмя выражениями. На их основе мы можем создать все другие эмоции.
Есть еще пара выражений, их реже относят к примитивным, при этом и они входят в группу основных выражений.
- Удивление (5): рот маленький, наполовину приоткрыт, брови приподняты, линия бровей слегка неровная, глаза широко открыты.
- Досада (6): рот искривлен, перекошен, брови приопущены, внутренние кончики бровей направлены вниз, глаза закрыты.
«С какой стати ты отделяешь эти два от первой группы?» — Ответ прост: Если вы обратите внимание, каждое из этих выражений является комбинацией выражений из первой группы.
Теперь, когда вы знакомы с основными выражениями, вы наверняка удивлены, почему их так мало. Все просто: у нас есть первичные цвета, и их достаточно, чтобы смешать какие угодно цвета. Точно так же из примитивных эмоций можно составить и другие выражения лица! Взгляните:
Чтобы создать сонное выражение лица, мы взяли брови из выражения радости и добавили к ним полуприкрытые глаза из печали. Здорово, не правда?
Родственные эмоции
Это еще не все! Можно создать родственные эмоции, достаточно взять наиболее похожую эмоцию и изменить только один элемент в лице, и появится еще одна эмоция!
Заметьте, что в этих двух рисунках был изменен только рот. Мы можем выразить два вида отвращения, изменив одну-единственную часть лица! (подписи на картинке: «Блин!» и «Вонь!») Ниже еще один пример:
Напоминаю, нам достаточно было изменить рот, чтобы создать необходимую эмоцию. (Подписи на картинке: «изумлен», «опасается».)
На этот раз мы слегка перерисовываем рот и глаза, чтобы дополнить вариант основной эмоции. (Подписи на картинке: «изумлен» «в замешательстве»).
Эмоции можно прорисовывать не только на основе базовых. Можно нарисовать третий уровень эмоций на основе второстепенных. Посмотрите:
Как и ранее, необходимо было только перерисовать рот. (Подписи: «сонный», «влюбленный»).
Потрясающе, правда? С помощью этой техники ваши дизайны можно оживить дюжинами, а может и сотнями эмоциональных лиц!
Эмоции выражающие физическое состояние
Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.
Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали.
Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: «жара»):
Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!
Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей — можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.
Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, — ничто иное как страх. Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.
Сила эмоций и дополнительные элементы
Мультяшные выражения лиц могут меняться и в зависимости от силы выражения. Меняя интенсивность, мы добиваемся очень интересных результатов:
Вегета? (Если вы не в курсе, это персонаж Dragon Ball). (Подписи под картинками: «шок», «огромный шок!»)
Помимо интенсивности можно добавить дополнительные элементы, чтобы усилить эффект. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, отлетающих от лица, чтобы подчеркнуть выражение страха. Во второй — высунут язык, чтобы усилить желаемый эффект.
Возвращаясь к страху, давайте посмотрим, как нарисовать более сильное чувству — панику!
Мы увеличили размер глаз и «заставили» персонаж прикрыть свое лицо — в результате получился потрясающий эффект»! Поздравляю! (Подпись под картинкой: «напуган до смерти»).
Смена ракурса
Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в «неудобное» положение. Это придаст сцене больше динамики.
Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.
Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы «заставляем» его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!
Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом
Чтобы создать стереотипного персонажа, можно добавить незначительные элементы, которые дополнят контекст сцены. Некоторые из этих методов могут создать мгновенный эффект, так как мы привыкли держать в себе стереотипную информацию на протяжении всей жизни. На это влияют многие факторы, в частности: кино, телевидение и определенные люди из повседневной жизни.
Возьмем к примеру пьяницу. Спутаные волосы, небритость, тяжелые веки, нехватка зубов, — и перед нами классический пьяница-неряха. Мы растем и привыкаем, что такие черты отличают человека, который долго злоупотребляет алкоголем. Больной человек изображен более пожилым, у него набухший нос. Закрытые глаза и капли слюны указывают на то, что у него что-то не так со здоровьем.
Вот еще один пример. Картинка внизу подходит к разным контекстам. С одной стороны, человек вверху может испытывать серьезную боль, а человек внизу раздираем яростью.
Давайте добавим несколько деталей, чтобы серьезно изменить ситуацию. Видите, что произошло? Достаточно было добавить слезы и платок, и становится очевидным, что оба плачут.
Дополнительные элементы меняют контекст сцены.
Обмен сигналами
Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими «знаками». Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.
Ниже приведен пример «обмена сигналами». Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?
Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка «строит глазки», благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.
Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?
Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?
Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.
Заключение
Если вам сложно прорисовывать чувства и эмоции у своих персонажей, один из лучших способов научиться делать это — попытаться самим имитировать эти эмоции. Так вы будете тренировать личное восприятие и добавите новые техники в свой арсенал.
Выражение эмоций и чувств в мультипликации — обширная тема для изучения и заходит далеко за рамки выражений лица. Как сказано выше, мы полностью управляем своими эмоциями до тех пор, пока не теряем контроль над ними; например, пока нас не укусит собака.
Хотите провести эксперимент? Предложите своей семье сфотографироваться вместе и обратите внимание, как они все одинаково улыбаются — это контролируемая эмоция, мы умеем выражать притворную радость, если надо. А теперь хорошенько их напугайте, и вы увидите, как по-разному на их лице отобразится страх!
Надеюсь, теперь вы вдохновлены и готовы попробовать применить то, чему здесь научились — прорисовать разные эмоции на лицах своих персонажей. Не забывайте, что в мультипликации мы преувеличиваем большинство этих выражений; также вам важно понимать хотя бы основы того, с помощью чего эмоции выражаются на лице — так вы поможете своему зрителю увидеть то, что хотите передать.
Ну кто хотя бы раз не воспользовался силой соблазна в попытке завоевать чье-то сердце с помощью взгляда?
Источник