- Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства
- Варламова Дарья
- Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более — объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.
- Психическое здоровье и EQ
- Врожденная или приобретенная?
- Выпустить пар
- Как измерить
- Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?
- Гайд для родителей от психолога «Почему важно помогать детям проживать свои эмоции и как это сделать?»
- Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
- Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
- Нейропсихология детского возраста
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства
Варламова Дарья
Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более — объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.
«Помогите отреагировать» — просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, — он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, — гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».
Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.
Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:
— трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
— трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
— сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
— стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
— склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.
Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка — эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым — собственно проблемы с различением эмоций.
Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, — неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками — но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.
Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, — а это, как ни крути, критически важно.
Психическое здоровье и EQ
Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия — не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, — в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.
Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.
Врожденная или приобретенная?
Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами — это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга — по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, — мозолистом теле.
Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей — как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.
Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, — и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».
Выпустить пар
Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?
В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, — например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.
В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях — собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример — так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.
Как измерить
Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.
Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?
Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью психотерапии — в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно — но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.
Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:
«Если ваш близкий — алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость — это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. — Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.
Если у вас алекситимия, ваша цель — в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:
1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.
2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.
3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.
4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.
5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. — Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.
Источник
Гайд для родителей от психолога «Почему важно помогать детям проживать свои эмоции и как это сделать?»
Почему важно помогать детям
проживать свои эмоции и как это сделать?
С рождения дети развиваются не только физически и умственно, но и эмоционально. Мы живем в мире, где интеллект переоценен: делаем упор на развитие умственных способностей детей, считая, что именно в них кроется причина главных жизненных достижений. Сравните количество кружков, где детей учат языкам, программированию и т.д. и количество мест, где им могут объяснить, что делать, если ты расстроен или переживаешь из-за экзамена, первого свидания, разлуки с друзьями.
Когда мы говорим об эмоциональном развитии, мы имеем в виду изучение ребенком собственных эмоций, понимание им причин и механизма действия, распознавание собственных чувств и чувств других людей, поиск эффективных способов управления эмоциями.
Зачем вообще нужны эмоции и почему важно их «проживать»?
Эмоция — это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Иными словами, эмоции это наша реакция на разные события, происходящие в нашей жизни.
В любой момент времени каждый человек испытывает какие-либо эмоции. Они дают понять нам, нравится нам тот или иной предмет, занятие или человек; что нам интересно, а что скучно; что для нас важно, а что неприемлемо; где находится опасность или препятствие. Важно понимать, что каждая эмоция полезна и помогает нам. Например, важнейшая функция эмоций — побуждать к действию. Например, страх вынуждает нас бежать или защищаться, интерес – заниматься дальше тем, что интересно, влечение – приближаться к тому, кто нам близок, отвращение – отойти от неприятного человека или места. Эмоции также ориентируют нас – например, страх ориентирует нас относительно опасности, злость относительно препятствий и нарушений наших границ. Поэтому очень важно уметь понимать свои эмоции и разбираться в них, ведь они – основополагающая часть нашей жизни.
Свободное выражение эмоций часто ассоциируется с хаосом («только дай им волю!») и переживается как неведомая, неуправляемая сила. Детям и правда сложно и непонятно, когда они захвачены эмоциями, они кидают броские слова и хлопают дверьми, могут кричать или плакать, но они вовсе не делают что-то специально и назло, в этот момент им особенно нужна поддержка и чуткий взрослый. Если вместе прикоснуться к ним, разглядеть, назвать, то, наоборот, появляется больше ясности, появляется контроль изнутри, а не извне.
Эмоции из хаоса и разрушительной силы могут, наоборот, превратиться в силу и ресурс. Для этого взрослому нужно принимать разные эмоции детей, называть их, показывать в ситуациях, эмоционально захватывающих ребенка, что он не один, не навязывать свои эмоции, предлагать культурные способы выражения и комментировать действия. Ребенок чувствует, что его переживания (и он сам) ценны, что проблемы можно решить и договориться, что ему придут на помощь.
Какие ошибки чаще всего совершают родители?
1. Неприятие детских чувств. В нашей культуре зачастую эмоции осуждаются или игнорируются, внимание уделяется только действиям. Когда мама/папа/бабушка заявляет, что реветь — глупо, бояться — ещё глупее, и вообще, нормальные дети не должны реветь от плохой оценки или ссоры с другом или злиться, когда его не пускают гулять, ребёнок получает сообщение: чувства — глупая штука. Их надо спрятать куда подальше и не доставать.
2. Игнорирование. Родитель не замечает или не берёт в расчёт, что ребёнок злится, обрадован или встревожен: «Подумаешь, ерунда! Мы в строительном магазине. У нас есть дела поважнее» или «Самое главное это твои оценки! Все остальное неважно». Регулярные дела «поважнее» дают ребёнку понять, что его эмоции просто не важны, в них нет смысла разбираться и обращать на них внимание.
3. Порицание. Родитель ругает ребенка за его манеру злиться, расстраиваться или радоваться. Тогда испытывать эмоции становится запретом, потому что это вызывает нелюбовь близкого человека. Ребенок получает программу: нужно прятать свои эмоции от других людей, чтобы они тебя любили, или даже «выключить» их для самого себя, чтобы лишний раз с ними не столкнуться.
Если родители с детства не учат ребёнка распознавать то, что он сейчас чувствует, не объясняют, как одна эмоция отличается от другой, то с возрастом ему будет сделать это всё сложнее. Вместо разложенных по полочкам понятных чувств внутри него будет неназванный ком, с которым он — что самое плохое — не будет знать, что делать. Зачастую дети не знают, как назвать то чувство, которое накрывает их с головой, и не знают, как себя вести в этом случае. Получая в ответ бурную реакцию родителей и запрет на любые проявления этой эмоции, дети не учатся владеть собой, они учатся блокировать часть своих переживаний или сами придумывают способы выражения «запрещенных» эмоций (иногда деструктивные), что может привести к проблемам в будущем.
Как же помочь своему ребенку узнавать и проживать свои эмоции и чувства?
1. Проговаривайте эмоции, увеличивайте эмоциональный лексикон своего ребенка.
Невозможно научиться управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Чем больше наш эмоциональный словарный запас, тем лучше наши навыки общения и саморефлексии. Чем больше оттенков грусти мы можем назвать, тем проще распознать свои собственные эмоции. Например, грусть очень похожа на уныние, растерянность и отчаяние, но это разные чувства, и работать с ними нужно по-разному. Пусть ребёнок будет не только «злой», но — раздражённый, гневный, обиженный, раздосадованный и т. д. Хорошие чувства тоже нельзя упускать из виду. Отмечайте, когда ребёнок в удовольствии, наслаждении, игривый.
Чтобы помочь ребенку освоить эмоциональный словарь, можно играть с карточками: на них написаны разные чувства, среди которых нужно отыскать то, что испытываешь прямо сейчас. Или просто распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика (см. ниже) и отмечать, в какой точке находится каждый из вас сегодня. Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает:
• Ты очень скучаешь по папе.
• Понимаю, тебе это обидно.
• Я вижу, как тебе приятно.
• Я понимаю, тебе сейчас грустно.
• Похоже, ты очень разозлился.
2. Помогите вашим детям разобраться в себе
Этот пункт несколько напоминает предыдущий, но делает акцент на телесном проживании эмоций. Наши эмоции живут в теле. Со школьного возраста полезно чувствовать, в каком месте у тебя щемит от тоски или печали, где копится тревога и беспокойство, как сжимаются кулаки от злости и как приятно шевелится в животе удовольствие. Во всяком случае, об этом всегда можно поговорить. Осознание «телесности» своих переживаний в будущем поможет детям телесно же их регулировать. Дышать, когда страшно, побить подушку, когда злостно, обнять себя, когда грустно. Тут же мы можем предложить ребёнку изобрести способы самопомощи в разных состояниях.
3. Книжки про эмоции
Такие книги напрямую говорят про эмоции и чувства, предлагают детям поразмышлять о том, что такое радость, грусть, удивление, злость, любовь, как они выражаются, обращаются к их опыту. Тут тоже будет небольшой список, который можно дополнять на свое усмотрение: «Мои чувства» (Л. Вальден, Р. Джонс), «Моей книжке страшно», «Моей книжке грустно» (С. Рамадье) и вся серия «Моя книжка» от издательства «Самокат», «Улыбочку, Красная Шапочка» (Р. Марнье, О. Марель), «Что такое чувства?» (О. Бренифье), «Маленькое большое сердце» (Ж. Витек, Р. Кристин), «Моя любовь» (А. Деборд, П. Мартен).
4. Будьте примером
Дети узнают об эмоциях и как правильно их выражать, наблюдая за другими. Показывая детям, как вы понимаете и управляете эмоциями, дети учатся на вашем примере. Рассказывайте своим детям о своих чувствах и переживаниях и способах, которые у вас есть, чтобы их распознать и справиться с ними.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Гайд на доступном языке освещает следующие вопросы:Зачем вообще нужны эмоции и почему важно их «проживать»?Какие ошибки чаще всего совершают родители?Как же помочь своему ребенку узнавать и проживать свои эмоции и чувства?
Источник