Помогает ли ритм стихотворения создать настроение волшебной сказочной таинственности жираф гумилев

Помогает ли ритм стихотворения создать настроение волшебной сказочной таинственности жираф гумилев

Уроки литературы в 6 классе[1]

УРОК 62
Н. ГУМИЛЁВ. «ЖИРАФ»

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте-путешественнике (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворение «Жираф». Стремление уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир. Слияние яви и мечты. Своеобразие композиции стихотворения: монолог лирического героя, обращённый к собеседнице.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте-путешественнике
(детство, юность, начало творческого пути)

Рассказ учителя о Н. С. Гумилёве
с включением сообщений учащихся:

1. Гумилёв родился в Кронштадте в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва, который, получив отставку, поселился с семьёй сначала в Кронштадте, а затем в Царском Селе под Петербургом. Мать Гумилёва Анна Ивановна детство и юность провела в родовом гнезде Слепневе Тверской губернии, получила хорошее воспитание, много читала, поощряла занятия сына Николая поэзией.

2. В 1900 году Гумилёвы уехали на Кавказ из-за того, что у старшего брата Дмитрия начался туберкулез и ему был противопоказан влажный и холодный петербургский климат. В сентябре 1902 года в Тифлисе в газете «Тифлисский листок» было напечатано первое стихотворение Гумилёва — «Я в лес бежал из городов». Тогда ему было шестнадцать лет.

3. Когда семья возвратилась из Тифлиса в Царское Село, Николай поступил учиться в Царскосельскую мужскую гимназию Императора Николая II. Его занятия поэзией одобрял директор гимназии выдающийся поэт Иннокентий Анненский. В 1905 году с финансовой помощью матери Гумилёв издаёт свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров», который впоследствии считал ученическим.

4. В 1907 году Гумилёв уезжает учиться в парижский университет Сорбонну, но летом этого же года отправляется в свое первое путешествие в Африку. В 1908 году выходит его сборник «Романтические цветы», в который вошло стихотворение «Жираф». В 1909—1913 годах Гумилёв совершает ещё три путешествия в Африку. (Сообщение учащегося об африканских путешествиях Гумилёва.)

5. В 1914 году Гумилёв пошёл на Первую мировую войну добровольцем, выбрав родом войск кавалерию. В конце сентября, зачисленный в эскадрон лейб-гвардии уланского её Величества полка, Гумилёв отправляется на передовую. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть Гумилёв был дважды награжден Георгиевским крестом.

6. В октябрьские дни 1917 года Гумилёва в России не было. В начале 1918 года было расформировано управление русского военного комиссариата в Париже, и Гумилёв на пароходе отправляется в Мурманск. В Советской России поэт по приглашению М. Горького работает в издательстве «Всемирная литература», ведёт в литературной студии занятия по поэзии, создаёт объединение молодых поэтов, учит их писать стихи. В 1918—1921 годах Гумилёв создаёт свои лучшие стихи.

II. Стихотворение «Жираф».
Стремление уйти от обыденного, повседневного
в яркий, необычный, причудливый мир.
Слияние яви и мечты

Выразительное чтение учителем стихотворения «Жираф».

— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— О чём это стихотворение? Почему стихотворение о любви называется «Жираф»?

— Какие два мира создаёт Гумилёв в стихотворении? Опишите кратко эти миры.

— Зачем Гумилёв делает жирафа персонажем сказочно-мифологической истории?

— Каким изображён жираф? Какие эпитеты, метафоры и сравнения делают его облик особенно выразительным и прекрасным?

Читайте также:  Лето это мир радости любви

— Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Что характерно для образа возлюбленной лирического героя? Каковы её внешний облик и внутренний мир?

— *Чем различаются лирический герой и его возлюбленная? В чём смысл этого противопоставления?

— *Почему лирический герой стремится уйти от обыденного, повседневного в яркий, необычный, причудливый мир?

— Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— *Как в стихотворении сливаются явь и мечта?

III. Своеобразие композиции стихотворения:
монолог лирического героя, обращённый к собеседнице

— Докажите, что стихотворение представляет собой лирический монолог, обращённый к собеседнице.

— Найдите в тексте стихотворения слова и выражения, которые указывают на то, что монолог обращён к конкретной девушке. Какую роль играют в этом монологе вопросительные конструкции, глаголы в повелительном наклонении?

— Докажите, что в стихотворении использована кольцевая композиция. *С какой целью поэт так строит своё произведение?

— Помогает ли ритм стихотворения создать настроение волшебной, сказочной таинственности?

Итоговые вопросы:

— Почему, создавая образ жирафа, поэт стремится помочь читателю уйти от повседневной жизни в яркий и необычный мир?

— *Почему стихотворение о любви называется «Жираф»?

IV. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Жираф».
Ответить письменно на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.
Выполнить задание из раздела учебника «Творческое задание».
Подготовить сообщения об интересных фактах биографии С. А. Есенина, используя справочные материалы и интернет-ресурсы (по указанию учителя).
Составить небольшую галерею портретов поэта — 5—10 изображений с комментариями.
Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Вот уж вечер. Роса…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Топи да болота…», «С добрым утром!», «Там, где капустные грядки…», «В хате», стихотворений, изученных в начальной школе и в 5 классе. Нарисовать к ним иллюстрации.

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. », фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Существует около 17 вариантов музыкального исполнения
стихотворения «Жираф».
Один из вариантов, в исполнении Е.Ваенги (4:48) >>>

Источник

Анализ стихотворения Жираф. Николай Гумилев

Николай Гумилев – русский поэт конца 19-начала 20 века, основатель литературного модернистского направления «Акмеизм». Стихотворение «Жираф» поэт написал в 1907г. Опубликовано в сборнике стихов 1908г. «Романтические цветы» , изданном в Париже. Стихотворение посвящено возлюбленной Гумилева, Анне Горенко более известная как Анна Ахматова. Долгое время поэтесса не отвечала взаимностью на чувства Николая, отвергнув не одно предложения руки и сердца, Гумилев два раза предпринимал попытки свести счеты с жизнью, но судьба была к нему благосклонна и его попытки завершились не удачей. После сердце поэтессы оттаяло, и она дала согласие на замужество.

Гумилев много путешествовал, его притягивали экзотические и далекие места. Поэта не интересует посредственность, у него не приземлённое восприятие мира.

Стихотворение поэта наполнено романтикой и экзотичностью, именно в этом отображается новаторство в его творчестве.

В стихе отображается жанровая сценка (разговор с печальной женщиной), в которою включен экзотический пейзаж, и портрет изысканного жирафа. Но жанр закрепляется на отношениях мужчины и женщины, основная мысль заключается в том, что у влюбленных разные ценности, и взгляды на жизнь. И между ними проглядывается непонимание.

Читайте также:  Гадать какие чувства испытывает ко мне мужчина

В данном стихе существует два пространства, первый это – реальность, диалог с грустной женщиной, а второй мир сказочный и экзотический.

Лирический герой вначале обращается к женщине:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.

В первых строках сразу отображается печальный образ и томное настроение его собеседницы. В голове вырисовывается девушка, сидящая так, что руки обнимали её же ноги, обычно так сидят замкнутые люди, находящиеся в раздумье, или задумчиво-печальном образе.
После вступительных двух строк, поэт переносит внимание читателя сразу в прекрасную сказку. Словно хочет успокоить свою возлюбленную дивной историей.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Вокруг нас сказочно-красивое место «озеро Чад», возле которого бродит жираф, главный эпитет «Изысканный». Этим словом и характеризуется жираф. Сразу ясно, что поэт хочет переключить внимание читателя на удивительно совершенное животное. Так как слово «Изысканный» сразу вызывает у человека образ чего-то экзотического, элегантного, грациозного и волшебного существа.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В следующих строчках поэт описывает жирафа, сравнивая его с луной, это сразу идеализирует жирафа в подсознании читателя, так как луна это солнце ночи, дивный и таинственный спутник нашей планеты. Мы видим зеркальное отображение луны на озере.
Этот по романтически идеальный пейзаж он сравнивает с узором на шкуре жирафа, придавая ему совершенства.

От внешности идет переход к образу жирафа, поэт сравнивает жирафа с цветными парусами корабля. Паруса символизируют восхищению, так как пейзаж корабля, который находится вдали, и только начинают прорисовываться его цветные паруса, именно слово «цветные» придает сроке особую колоритность и подразумевает расположенность читателя, захватывая его настроение.

После идет переход на грациозность жирафа, бег сравнивается с птичьим полетом. Этим он поэт еще один раз идеализирует образ животного.
Совершенство не покидает нас и в то время когда описывается закат и мраморный грот.

Гумилев предпринял три сравнения, вырисовав нечто волшебное и не приземлённое в подсознании читателя.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

Лирический герой предпринимает якобы все, что только можно, чтобы утешить и отвлечь возлюбленную, он готов рассказывать ей другие сказки, но он наталкивается на непонимание со страны его спутницы, в его словах подчеркивается её заурядность и реальность, эти черты так свойственны приземлённым людям.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Лирический герой не понимает грусти и печали девушки, его влечет только нечто отдаленное и прекрасное, он будто находится в сказочном тропическом мире. Мы понимаем, что у героев разные ценности и взгляды на жизнь. Поэтому и плачет девушка. В данном стихе девушка отображает реальность и повседневный мир с его прямотой и сложностью, а лирический герой словно живет в своем пространстве витая в облаках. В данном стихотворении Гумилев проектировал личную жизнь с Ахматовой, между ними действительно было непонимание, Анна была равнодушна к путешествиям и сказочным историям Гумилева. Героине свойственна действительность, а мужчина не может жить здесь и сейчас, он убегает в вымышленный и прекрасный мир, тем самым отдаляясь от действительности.

Читайте также:  Чувство иголки по всему телу

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, перекрестная рифмовка, резкие мужские рифмы, и обращение, все вместе порождает характер лирического героя.

Стихотворение «Жираф» считается одним из известных произведений Николая Гумилева. Главная идея достигнута, поэту удалось выйти за обыденные рамки. Он показал, что кроме реальности и действительности существует и внутренний фантастический мир, который может украсить и разнообразит пространство вокруг. И тем самым он подчеркнул, теоретически людей можно разделить на две категории — приземленные и не приземлённые люди, которым свойственно в голове иметь свой таинственный и волшебный мир.
Гумилев оставил большое наследие в русской литературе, и его творчество будут почитать еще не один век.

Источник

Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Жираф» в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Жираф» в 6 классе»

Стихотворение Н.С. Гумилёва

Что вы узнали о поэте Николае Гумилёве из статьи учебника?

Почему Гумилёв любил Африку и четырежды побывал там?

Что он искал на необычной земле?

Мальчиком Гумилёв слушал рассказы отца о морских походах в дальние страны, где и природа, и люди, и звери были необычны…

В Кронштадте было место, которое будоражило воображение мальчика, вдохновляло его фантазию. Это порт с кораблями, отправляющимися в морские странствия.

В гимназии поэт, зачитываясь романами о приключениях героев в экзотических странах, воображал себя их участником.

Почему Гумилёв любил Африку и четырежды побывал там?

Что он искал на необычной земле?

Читаем стихотворение Н.Гумилёва «Жираф»

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд и руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Очаровала ли вас созданная поэтом картина невиданных африканских красот?

Все ли слова вам понятны?

  • Почему Гумилёв наделяет жирафа эпитетом «изысканный»?
  • Как вы понимаете выражение «изысканный бродит жираф»?
  • Какими эпитетами и сравнениями награждён жираф в стихотворении?

Найдите эти эпитеты и покажите их связь с содержанием стихотворения.

  • Какие художественные средства помогают поэту создать образ изысканного жирафа?
  • С чем и с кем сравнивает жирафа Н.С. Гумилёв?

* Помогает ли ритм стихотворения создать настроение волшебной, сказочной таинственности?

Какой сюжет придумал автор, чтобы создать образ жирафа?

Зачем ему понадобились персонажи – девушка и молодой человек – рассказчик?

«Я знаю весёлые сказки таинственных стран», — восклицает поэт и сам рассказывает чарующую сказку своей собеседнице.

Но почему ему так трудно увлечь её красотой «африканской» сказки?

Почему автор-рассказчик столь ценит необычность жирафа?

Куда хочет увлечь автор читателя?

Попробуйте написать небольшой рассказ об экзотическом для вашей местности животном (антилопе, ягуаре, пантере, тигре… — на выбор). При этом не стремитесь к точности описания, создайте сказочный, поэтический образ этого животного.

Если вы любите и умеете рисовать, сделайте рисунок-иллюстрацию к своему сочинению.

Источник

Оцените статью