Помогает детям осознать что они умели раньше чему научились какие чувства

Этап осуществления самостоятельной работы детей

страница 3/4
Дата 13.04.2016
Размер 379,25 Kb.
Тип Методические рекомендации

    Навигация по данной странице:
  • Рефлексивный
  • Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен
  • «Достигает тот, кто делает» — утверждают мудрецы. Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели! Используемая литература
  • Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
  • Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 часть – вводная
  • 2 часть – основная
  • 3 часть — заключительная
Этап осуществления самостоятельной работы детей

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получаю опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее.При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников.Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
Рефлексивный

Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели» А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились). В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.

В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему образовались, удивились, огорчились и т.п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» ( Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен !)
Надеемся, что представленная в приложении 1 «Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности» , будет Вам в помощь.

Для проведения самоанализа результативности осуществления непосредственно образовательной деятельности в приложении 2 представлены «Критерии самооценки педагогом непосредственно образовательной деятельности».

Кроме этого, в приложении 3 представлена «Матрица педагогического анализа непосредственно образовательной деятельности», которая позволит Вам определить профессиональный уровень своей педагогической деятельности:

  1. Пассивный, выявляется чаще всего у начинающих педагогов, которые еще не владеют профессиональными умениями и навыками, а также у людей, просто не увлеченных профессией.
  2. Ситуативный отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми.
  3. Активный, присущий, как правило, педагогам со стажем, но бывает и так, что молодые специалиста демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или иным критериям. Непосредственно образовательная деятельность педагогов данного уровня и стиля отличается четкостью требований, стабильностью.
  4. Творческий, характерный для педагогов с яркой индивидуальностью, имеющий особые находки в технологии обучения. Поэтому иногда трудно подобрать параметры для анализа.

Педагог-новатор Ш. А. Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».

«Достигает тот, кто делает» — утверждают мудрецы.

Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели!

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2012.
  2. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт. — сост. Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Никитина С.В. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика, март 2013.
  5. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждение № 2/2013.

Приложение 1
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Дата проведения _______________________ФИО педагога_____________________________________________________

Возрастная группа детей__________________________________________________________________________________

Тема непосредственно образовательной деятельности__________________________________________________________

Психолого-педагогические задачи__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Интегрируемые образовательные области____________________________________________________________________

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности ______________________

Форма работы с детьми___________________________________________________________________________________
Предварительная работа: __________________________________________________________________________________

Примечание: при написании конспекта непосредственно образовательной деятельности на каждом из ее этапов необходимо отразить цели и задачи деятельность педагога и деятельность детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом этапе с учетом реальных особенностей детей данной возрастной группы.

Источник

Комплексный план «Образовательные ситуации в развитии детей»

Использование образовательных ситуаций в воспитании, образовании и развитии детей дошкольного возраста.

Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога с детьми, которая планируется и целенаправленно организуется с целью решения определенных задача развития, воспитания, обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.

Её особенностью является появление образовательного результата, продукта в ходе специально организованной деятельности. Это материальные ( рассказ, рисунок, коллаж, экспонат для выставки и пр) и нематериальные ( новые знания, образ, идея, отношение, переживание) продукты.

В процессе организованной образовательной деятельности

Цель : формирование у детей новых умений, представлений в разных видах деятельности, умения обобщать знания по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Цель: закрепление полученных знаний и умений , применение их в новых ситуациях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

В самостоятельной деятельности детей.

Цель: постановка проблемы, требующей самостоятельного решения , привлечение внимания детей к экспериментированию и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Типы образовательных ситуаций.

Игровые, практические, театрализованные, художественные.

В каждой ситуации перед детьми возникает проблема вопрос, которые требуют решения. Педагог направляет детей на поиск путей решения данной проблемы.

Образовательная ситуация включает в себя рефлексию тех средств и способов с помощью которых дети решили поставленную задачу Рефлексия помогает ребенку:

— осознать, что они умели раньше, чему научились здесь и сейчас,

— какие чувства и эмоции возникли в ходе образовательной ситуации ( чему обрадовались, удивились, огорчились.)

Образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.

В старшем дошкольном возрасте усиливается роль реально- практических образовательных и условно- вербальных ситуаций. Например, знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, а педагог выступает лишь помощником в достижении этой цели. Поэтому нет необходимости придавать этому процессу игровую форму, сохраняя внимание детей и поддерживая их интерес.

В. Даль « Старик- годовик»

Н. Сладков « Почему ноябрь пегий»

«Для чего деревья сбрасывают листву» № 25

« Где растут маленькие деревья» № 79

« Какое дерево самое толстое» № 82

Викторина на знание детьми примет осени.

Выставка рисунков « Осенний лес»

Украшение группы листьями

Овощи. Труд людей на полях и огородах

« Колосок» украинская сказка

« Как появились овощи» № 36

« Какие части растений мы употребляем в пищу» № 59

Выставка « Необычные овощи нашего огорода».

« Старик сажал яблони» Л. Толстой

« Косточка» Л. Толстой

« Как появились фрукты» № 28

Коллаж « Фруктовый сад» ( рисование + аппликация)

Лес. Грибы. Ягоды

« В лесу» М. Файзуллина

«Растет лес» Ш. Галиев

« По ягоды» Я. Тайц

« Откуда взялись названия грибов и ягод» № 60

Макет из пластилина « Грибная полянка»

Хлеб — всему голова

« Руки человека» Я. Дягутите

« Все здесь» Я. Тайц

« Хлеб- всему голова» И. Токмакова

« Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинский

« Как появился первый хлеб» № 57

« Как получается хлеб» № 4

Викторина « Как хлеб на стол попал»

« Федорино горе» К. Чуковский

Сюжетно- дидактическая игра « День рождения Незнайки» ( сервировка стола, угощение)

В здоровом теле — здоровый дух

« Откуда берутся болезни» № 24

« Для чего нужно чистить зубы» № 32

« Что находится внутри человека» № 68

Как появились разные виды спорта» № 73

Неделя здоровья и спорта

Одежда. Головные уборы

« Новая шляпа для крокодила Гены»

« Всякой вещи свое место» К. Ушинский

« Как одежда разбежалась по комнате

« Поможем Незнайке пришить пуговицу»

« Из чего делают теплые вещи» № 5

« Откуда берется одежда» № 19

« Откуда берется шелк» № 88

Рисование « Любимое платье куклы Маши»

Пошив родителями одежды для кукол.

Выставка головных уборов. Ряженье.

Зима. Зимние месяцы..

« Проказы старухи зимы» К. Ушинский

« Про снежный колобок» Н. Калинина

« Все нет зимы» А. Барто

« Суд над декабрем» Н. Сладков

Викторина на знание детьми примет зимы.

Конкурс на лучшую снежинку.

Коллективная работа « Снеговик»

Как зимую звери

« Белка и волк» Л. Толстой

« Медвежата» Ю. Дмитриев

« Что за зверь» Е. Чарушин

« Почему медведь зимой спит» № 14

« Почему заяц меняет шубу» № 17

« Для чего зверям теплая шуба» № 30

« Как животные приспособились к жизни на Севере» № 49

Викторина « Как зимуют звери»

« Тетерев», « Сова» Е. Чарушин

« Какие профессии есть у дятла» № 21

Выставка рисунков «Кто прилетел на кормушку»

« На машине» Н. Павлова

« Как ребята переходили улицу» Н. Калинина

« Как появились машины» № 22

« Машины на нашей улице» М. Ильин, Е. Сегал

« Как машины людям помогают» № 27

« Кто перевозит пассажиров» № 66

« Для чего нужен светофор» № 23

Сюжетно- дидактическая игра

« Откуда стол» С. Маршак

« Как появилась мебель» № 44

« У нас пропали стулья» — реально — практическая ситуация

« Чужие советы» эфиопская сказка

« Заказчик и мастер» армянская сказка

« Откуда взялись комнатные растения» № 31

« Помогите, мы не здоровы»- реально- практическая ситуация

« Что нам дает корова» № 33

« Откуда берется каша» № 26

« Из чего делают масло» № 62

« Откуда берутся соль и сахар» № 75

« Откуда к нам пришел чай, кофе и какао» № 78

Работа с тетрадями « Что мы знаем о питании»

Коллаж « Вредные и полезные продукты питания»

« Твои защитники» Л. Кассиль

« Откуда у моряков взялась сила» И. Панькин

Игра- эстафета « Ловкие, сильные, смелые»

Весна. Весенние месяцы.

« Почему идет дождь» № 1

« Откуда берется радуга» № 6

Викторина на знание детьми примет весны

Международный женский день

« За что я люблю маму» А. Митяев

Утренник для мам

Животные жарких стран

« Для чего черепахе панцирь» № 29

« Как животные живут в пустыне» № 48

« Для чего жирафу длинная шея» № 51

« Кто живет в сумке» № 55

« Кто такой утконос» № 56

« Как подружились бегемот и птицы» № 81

Сюжетно- дидактическая игра

« Какие бывают рыбы» № 61

« Как устроить аквариум» № 86

Выставка рисунков « Где обитают рыбы»

Пластилиновый коллаж « Рыбка в аквариуме»

Лес – наше богатство

« Зеленая бумага» — экологическая сказка

Памятка « Правила поведения в лесу»

Перелетные, водоплавающие птицы

« Как появились птицы» № 12

« Для чего птицы осенью улетают на юг» № 16

« Почему кукушка не вьет гнездо» № 18

« Почему у цапли длинные ноги» № 77

« Какие птицы не летают» № 83

« Для чего великану такой клюв» № 89

« Почему поют птицы» № 90

Объемная аппликация « Аист» ( из ватных дисков)

Выставка рисунков « Здравствуйте, птицы!»

« Отчего летом тепло, а зимой холодно» № 46 (2)

« Отчего бывает день и ночь» № 45

Пластилиновый коллаж « Космическое пространство»

Объемная аппликация « Ракета»

« Откуда взялись домашние животные» № 10 (2)

« Как правильно ухаживать за домашними животными» № 74

« Как появились породы собак» № 50

« Где работают собаки» № 63

« Кто возит человека № 52

« Какие родственники у кошек» № 53

« Почему кошки боятся воды» № 87

« Почему свинья лежит в луже» № 7

Пластилиновый макет « На скотном дворе»

Фотовыставка « Мой любимый домашний питомец»

« Как из гусеницы получается бабочка» № 2

« Почему кузнечик зеленый» № 7

« Для чего божьей коровке красная спинка» № 8

« Какие профессии у муравьев» № 9

« Откуда взялся колорадский жук» 3 37

« Какие животные самые прожорливые на свете» № 80

« Бабочки на лугу» объемная аппликация)

« Стрекоза» ( ручной труд)

Школа. Школьные принадлежности

« Какие буквы называются гласные, а какие согласные» № 40

« Как появились цифры» № 43

« Из чего делают книги» № 3

Изготовление закладки для учебника

Сюжетно- дидактическая игра « Школа»

1. А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова « Планирование и организация образовательного процесса ДОУ по ПООП « Детство», СПб, Детство- пресс, 2013

2. Елена Ульева « Энциклопедия для малышей в сказках» Ростов-на-Дону, « Феникс», 2016

Источник

Читайте также:  Времена года как настроение человека
Оцените статью