Этап осуществления самостоятельной работы детей
страница | 3/4 |
Дата | 13.04.2016 |
Размер | 379,25 Kb. |
Тип | Методические рекомендации |
- Навигация по данной странице:
- Рефлексивный
- Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен
- «Достигает тот, кто делает» — утверждают мудрецы. Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели! Используемая литература
- Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
- Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 часть – вводная
- 2 часть – основная
- 3 часть — заключительная
Этап осуществления самостоятельной работы детей На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера. С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их. В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получаю опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания. Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее.При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников.Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников. Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели» А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились). В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему образовались, удивились, огорчились и т.п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста. На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» ( Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен !) Для проведения самоанализа результативности осуществления непосредственно образовательной деятельности в приложении 2 представлены «Критерии самооценки педагогом непосредственно образовательной деятельности». Кроме этого, в приложении 3 представлена «Матрица педагогического анализа непосредственно образовательной деятельности», которая позволит Вам определить профессиональный уровень своей педагогической деятельности:
Педагог-новатор Ш. А. Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им». «Достигает тот, кто делает» — утверждают мудрецы. Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели!
Приложение 1 Возрастная группа детей__________________________________________________________________________________ Тема непосредственно образовательной деятельности__________________________________________________________ Психолого-педагогические задачи__________________________________________________________________________ Интегрируемые образовательные области____________________________________________________________________ Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности ______________________ Форма работы с детьми___________________________________________________________________________________ Примечание: при написании конспекта непосредственно образовательной деятельности на каждом из ее этапов необходимо отразить цели и задачи деятельность педагога и деятельность детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом этапе с учетом реальных особенностей детей данной возрастной группы. |