Помочь ближнему изведать радость

Глагол-связка «быть». Некоторые случаи постановки тире при нулевой связке

1. С чьим рассуждением вы согласны?

1) В предложении Мой брат – врач я затрудняюсь в определении предиката, поэтому изменяю грамматическую форму предложения: Мой брат будет врачомМой брат был врачом. Предикативность выражается глаголом-связкой быть в будущем и прошедшем времени.

2) Я знаю, что в настоящем времени глагол-связка опускается. Значит, в предложении Мой брат – врач связка нулевая.

3)Именная часть сказуемого выражена существительным в именительном падеже. Предложение соответствует модели [ сущ. – сущ.] , и на месте нулевой связки ставится тире.

В предложении Мой брат – врач говорится о действии, происходящем в настоящем времени, но сказуемое опущено. Значит, предложение неполное, на месте отсутствующего члена предложения ставится тире.

2. Кто из учащихся верно расставил знаки препинания?

3. Укажите предложения, в которых верно поставлено тире между подлежащим и сказуемым.

1) Январь – весне дедушка.
2) Упрямство – это порок слабого ума.
3) Бедность – не порок.
4) У лжи ноги – коротки.
5) Услужливый дурак – опаснее врага.
6) Жить – Родине служить.
7) Она – моя сестра.

4. Выберите модель, с помощью которой можно без ошибок выполнить предыдущее задание.

5. Какие из предложенных утверждений вы считаете верными?

1) Тире между подлежащим и сказуемым ставится только тогда, когда опущена связка.
2) Тире между подлежащим и сказуемым ставится всегда, когда мысленно можно вставить связку есть.
3) Если подлежащее выражено местоимением, то тире обычно ставится.
4) При наличии слов будто, точно, как тире не ставится.
5) При наличии отрицания с частицей не тире ставится.

1. Расставьте и объясните знаки препинания в данных предложениях.

1) Сады сажать жизнь украшать.

2) Любовь к людям лучшее богатство.

3) Семь загадочное число.

4) Бедность не порок.

2. Выберите продолжение к данному предложению, чтобы в нем нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Всем известно, что сорока —

1) . в мороз летает у самой земли.

2) . самая болтливая птица на свете.

3) . как надоедливая трещотка.

3. Верно ли утверждение?

Если в предложении подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, между ними всегда ставится тире.

Обоснуйте свою точку зрения.

4. Перестройте предложения, чтобы их содержание относилось к настоящему времени.

1) Доброе начало было половиной дела.

2) Дружба с хорошим человеком будет светом, дружба с плохим будет змеиным ядом.

3) Слово не было воробьем.

4) Родная сторона будет как матушка.

5) Девочка было очень красива.

5. Правильно ли расставлены знаки препинания в данных предложениях?

В чем причина допущенных ошибок? Что должен знать и уметь ученик, чтобы не допускать подобных ошибок?

6. Согласны ли вы с такой постановкой знаков препинания? Почему вы так думаете?

1) Знания в юности – это мудрость в старости.
2) Каждый человек – творец своего счастья.
3) Голова без знаний – как фонарь без свечи.
4) Месяц январь – зимы государь.
5) Слезы ее – были слезы обиженного ребенка.
6) Незаконченное дело – что конь о трех подковах.

7. Несколько учеников проверяли одну работу. Оля нашла в ней 1 ошибку, Саша – 2 ошибки, а Сергей – 3 ошибки. Сколько ошибок нашли вы? Обоснуйте свое решение.

Читайте также:  Как избавиться от депрессии при биполярном расстройстве

1) Он – отличный товарищ.
2) Век прожить – всякое пережить.
3) Слово – не стрела, да острее стрелы.
4) Сонливый да ленивый – два родных брата.
5) Твои речи будто острый нож.
6) Поэзия – есть жизнь, действие, борьба, страсть.
7) Лес осенью необычайно красив.
8) Ученье свет, а неученье тьма.

По какому алгоритму нужно работать, выполняя это задание, чтобы избежать ошибок?

8. Придумайте свое задание, подобное предыдущему, и предложите товарищам, выполняя его, воспользоваться вашим алгоритмом.

9. Ученик приводил примеры графических моделей постановки тире между подлежащим и сказуемым. Прокомментируйте его ответ.

10. Восстановите грамматическую сказку.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и сказуемое в ___________ и ________________ времени. Но, как только случалось ___________время, Связка почти всегда заявляла:

— В ___________ времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится _____________ .

— Хорошо,- соглашалось Подлежащее,- но при условии, что я буду выражаться ___________, ___________ или ___________ .

— Согласно,- кивало Сказуемое,- но я тоже ставлю свои условия : требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной ________ и ________ .

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода ___________

и _________________ времени.

Попробуйте создать свою сказочную версию постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым.

11. Придумайте свое задание по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».

12. Кто из учащихся верно расставил знаки препинания? Обоснуйте свой вывод.

1) Старший брат мой – учитель.
2) Старший брат – мой учитель.

Приведите свой пример, подобный данному.

1. Расставьте знаки препинания.

1) Помочь ближнему изведать радость.
2) Лгать это прыгать с крыши ночью.
3) Учиться всегда пригодится.

2. Объясните товарищу, почему в предыдущем задании 3-е предложение является «ловушкой». Можно ли придумать задание, в котором «ловушкой» будет предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже? Попробуйте свои силы.

3. Придумайте и запишите предложения, которые соответствовали бы данным моделям.

В дидактическом материале использованы отдельные задания из книг:

  1. Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирская “Речь, язык и секреты пунктуации”.
  2. Т.Ю. Угроватова “Подсказки на каждый день”.
  3. “На берегах Лингвинии” под ред. Л.Д. Чесноковой.
  4. А.Т. Арсирий “Занимательные материалы по русскому языку”.
  5. Учебник русского языка. 5 класс. Под ред. М.В. Панова.

Источник

Занятие 8. Сказуемое

Занятие 8. Сказуемое

1. Найдите основы предложений.

На пруду раскрывались золотые кувшинки.

Поле покрыли голубые васильки.

Дремлет чуткий камыш.

Белый пар по лугам расстилается.

Полетят из ульев в разведку первые пчёлки.

Летний день год кормит.

Письма от отца мы получали редко.

Грузчики быстро грузили зерно на баржи.

Почему же, отчего же опоздал на час Серёжа?

Ты о чём шумишь листвою ночью темной, грозовою?

2. Найдите основы.

Подчеркните основы предложений и определите, какой частью речи являются сказуемые.

Москва – столица России. _______________________________________________

День сегодня солнечный. _________________________________________________

Рады дети подаркам Деда Мороза. ________________________________________

Вода в колодце холодна. __________________________________________________

Жить – Родине служить. _________________________________________________

Дважды два – четыре. ____________________________________________________

3. Найдите сказуемое.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.

Мы были рады приходу зимы.

Богатство языка есть богатство мыслей.

Старайся перелистать и пересмотреть на своем веку возможно больше разных книг.

Три плюс три – шесть.

Я хочу прочитать эту книгу.

Читайте также:  Оппозиционные настроения бояр при петре 1

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.

Умею на карте Москву показать.

Этот человек за словом в карман не полезет.

4. Верните сказуемое.

Верните фразеологизмы-сказуемые на свое место.

Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он ____________________

Если человек утомился от хлопот, беготни, то говорят, что он __________________

Если человек обиделся, то говорят, что он _____________________________________

О человеке, который все преувеличивает, говорят, что он _______________________

5. Верните знаки препинания.

Когда между подлежащим и сказуемым появляется тире?

Если в составном именном сказуемом опущен глагол-связка быть, в настоящем времени такая связка употребляется редко.

Например: Квадрат есть равносторонний прямоугольник. Обычно мы говорим: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Приведём примеры предложений, иллюстрирующих правила постановки тире между подлежащим и сказуемым:

Доброе начало – половина дела.

Семь – загадочное число.

Сады сажать – жизнь украшать.

Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток.

А теперь попытайтесь расставить знаки препинания в данных пословицах:

Помочь ближнему изведать радость.

Все десять пальцев не могут быть одинаковой длины.

Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений.

Хотеть значит мочь.

Пустой колос всегда кверху нос дерёт.

Наскоро делать переделывать.

Сто трусов будут жертвой одного храбреца.

Век прожить всякое пережить.

У лжи ноги коротки.

За всё браться ничего не сделать.

6. Внимание!

Есть слова-«сигналы» перед сказуемыми, которые «говорят» нам о том, что надо обязательно ставить тире. Это слова вот и это. Например: Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Мелкий осенний дождь – вот сущее бедствие для рыболова.

Однако есть слова, в присутствии которых тире не ставится.

Прочитайте следующие примеры и сделайте вывод, перед какими словами между подлежащим и сказуемым не ставится тире:

Голова без знаний как фонарь без свечи.

Человек неученый что топор неточеный.

Сердце не камень.

Березки в лесу точно девушки в сарафане.

Детские глазенки будто цветы в поле.

Курганы в степи словно спелые арбузы.

Источник

Самостоятельная работа: «Тире между подлежащим и сказуемым» 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа: «Тире между подлежащим и сказуемым» 8 класс»

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Книга запечатлённое слово. 2. Выразить его удел немногих. 3. Книга это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель совесть человечества. 6. Ведь писать значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца. 7. Книги как переплетённые люди. 8. Читать книгу значит обогащать свою память. 9. Понять их вот наша задача!

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Книга запечатлённое слово. 2. Выразить его удел немногих. 3. Книга это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель совесть человечества. 6. Ведь писать значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца. 7. Книги как переплетённые люди. 8. Читать книгу значит обогащать свою память. 9. Понять их вот наша задача!

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Книга запечатлённое слово. 2. Выразить его удел немногих. 3. Книга это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель совесть человечества. 6. Ведь писать значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца. 7. Книги как переплетённые люди. 8. Читать книгу значит обогащать свою память. 9. Понять их вот наша задача!

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Книга запечатлённое слово. 2. Выразить его удел немногих. 3. Книга это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель совесть человечества. 6. Ведь писать значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца. 7. Книги как переплетённые люди. 8. Читать книгу значит обогащать свою память. 9. Понять их вот наша задача!

Читайте также:  Пожелать доброго вечера для настроения

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Книга запечатлённое слово. 2. Выразить его удел немногих. 3. Книга это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель совесть человечества. 6. Ведь писать значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца. 7. Книги как переплетённые люди. 8. Читать книгу значит обогащать свою память. 9. Понять их вот наша задача!

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Книга запечатлённое слово. 2. Выразить его удел немногих. 3. Книга это исповедь автора, это человек. 4. Творец её не волшебник. 5. Настоящий писатель совесть человечества. 6. Ведь писать значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца. 7. Книги как переплетённые люди. 8. Читать книгу значит обогащать свою память. 9. Понять их вот наша задача!

1.Жизнь — бесконечное горенье в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шестьтридцать.
3. Помочь ближнемуизведать радость.
4. Поздороваться первым — очень важное проявление вежливости.
5. Назвать кого-нибудь старикомзначит оказать ему уважение.
6. Русская культураэто радость Пушкина.

Работа с карточками где нужно, а где не нужно ставить тире

1. Чистая совесть превосходное снотворное.

2. Чистота души есть основа всего.

3. Все гости, пришедшие на праздник, друзья хозяина.

4. Правдивость это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.

5. Голова без знаний как колодец без воды.

6. Флигель, построенный не так давно, единственное убежище.

7. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

8. Эта собака будет его лучшим другом.

9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою,102 километра.

1.Жизнь — бесконечное горенье в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шестьтридцать.
3. Помочь ближнемуизведать радость.
4. Поздороваться первым — очень важное проявление вежливости.
5. Назвать кого-нибудь старикомзначит оказать ему уважение.
6. Русская культураэто радость Пушкина.

Работа с карточками где нужно, а где не нужно ставить тире

1. Чистая совесть превосходное снотворное.

2. Чистота души есть основа всего.

3. Все гости, пришедшие на праздник, друзья хозяина.

4. Правдивость это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.

5. Голова без знаний как колодец без воды.

6. Флигель, построенный не так давно,единственное убежище.

7. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

8. Эта собака будет его лучшим другом.

9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою, 102 километра.

1.Жизнь — бесконечное горенье в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шестьтридцать.
3. Помочь ближнемуизведать радость.
4. Поздороваться первым — очень важное проявление вежливости.
5. Назвать кого-нибудь старикомзначит оказать ему уважение.
6. Русская культураэто радость Пушкина.

Работа с карточками где нужно, а где не нужно ставить тире

1. Чистая совесть превосходное снотворное.

2. Чистота души есть основа всего.

3. Все гости, пришедшие на праздник, друзья хозяина.

4. Правдивость это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.

5. Голова без знаний как колодец без воды.

6. Флигель, построенный не так давно, единственное убежище.

7. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

8. Эта собака будет его лучшим другом.

9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою, 102 километра.

Источник

Оцените статью