- Стресс у ребенка
- Что такое стресс
- Стадии стресса
- Причины возникновения детского стресса
- Признаки стресса у детей
- Последствия стресса у ребенка
- Лечение стресса у детей
- Профилактика стресса у ребенка
- Польза стресса для ребенка
- Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка
- Стресс: определение
- Общие причины (источники) стресса у современного ребенка
- Клинические проявления стресса
- Последствия стресса у детей и подростков
- Стадии стресс-связанных симптомов
- Профилактика и лечение стресса
- Причины дефицита магния у современных детей
- Магний в профилактике и лечении стресса и его последствий
- Заключение
Стресс у ребенка
Что такое стресс
Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.
В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.
Стадии стресса
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.
Причины возникновения детского стресса
Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
— Переезды и расставания с близкими людьми
— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)
— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
— Буллинг (травля со стороны сверстников)
— Резкая смена режима или распорядка дня
— Начало и конец учебного года
— Экзамены и подготовка к ним
— Увлечение агрессивными компьютерными играми
— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
Признаки стресса у детей
Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:
— Частая смена настроения
— Нарушение режима сна
— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)
— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт
— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
— Кошмарные сны и фобии
— Стремление все контролировать
— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)
У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.
Последствия стресса у ребенка
Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.
Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.
Лечение стресса у детей
Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.
Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.
Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.
Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.
Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.
Профилактика стресса у ребенка
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.
Источник
Польза стресса для ребенка
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
(Оскальд Уайльд)
Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
Какие факторы вызывают стрессовые ситуации у детей:
— поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы;
— задержка психического развития;
— нарушение адаптации к детскому коллективу;
— неблагополучный микроклимат в семье, условия воспитания ребенка.
Травмирующее воздействие могут оказывать ситуации:
1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).
2. Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).
У детей дошкольного возраста могут появиться депрессивные симптомы. Ребенок, утратив имеющееся благополучие или лишившись объекта любви, может переживать чувство беспомощности и пассивного смирения.
Среди соматических симптомов стресса отмечаются:
— расстройства пищевого поведения, кишечные колики, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др.
— нарушения поведения, замещающие расстройства настроения (отказ от участия в живых эмоциональных играх, затруднения при концентрации внимания в процессе занятий, ухудшение усвоения знаний, стремление к уединению или, наоборот, в поисках поддержки нежелание покинуть общество взрослого, легкое вступление в ссоры, аутоагрессия, появление таких вредных привычек, как сосание пальцев, откусывание ногтей и др).
У детей дошкольного возраста наблюдается раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки, апатия, страхи, а также нарушения интеллектуального и речевого развития.
Рекомендации для родителей и педагогов
1. Учите детей находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности, способы взаимодействия с окружающим миром.
2. Создавайте ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.
3. Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного для него поручения.
4. Ставьте перед ребенком реальные и определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, вовремя делать уроки и др.)
5. Позвольте ребенку быть самостоятельным.
6. Играйте вместе с ребенком: игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт.
7. Применяйте психотерапевтические методы: сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия.
8. Помните, что улучшению самочувствия ребенка способствует тактильный контакт как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.
9. Заботьтесь о физическом и психическом здоровье ребенка. При необходимости обращайтесь к специалистам: врачу-педиатру, психотерапевту, психологу.
10. Помните, что умение противостоять стрессам – одно из условий душевного благополучия ребенка.
Источник
Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Физическое здоровье ребенка неотделимо от его эмоционального состояния. Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в старшем возрасте. Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте. В статье представлены медикаментозные и немедикаментозные методы, в т. ч. по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания. Рекомендованы методики для групповых занятий (приемы саморегуляции, релаксация, визуализация, арт-терапия, упражнения на снятие внутренних зажимов, умение общаться, а также работа с метафорой и упражнения на снятие тревожности и беспокойства). На основании изученной литературы сделан вывод о том, что здоровый образ жизни ребенка (полноценное и правильное питание, регулярная физическая активность в сочетании с отдыхом, обучение навыкам преодоления трудностей) позволяет не только повысить адаптационные возможности, но и существенно минимизировать последствия хронического стресса.
Ключевые слова: дети, подростки, адаптация, стресс, профилактика, лечение, биоорганический магний, пидолат магния, цитрат магния, Магне В6, сон, расстройства сна, физическая активность, питание, психологическая адаптация.
Для цитирования: Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Котова О.В. и др. Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка. РМЖ. 2018;9:45-51.
E.S. Akarachkova 1 , D.V. Blinov 2 , O.V. Kotova 1 , L.R. Kadyrova 3 , D.I. Lebedeva 4 , I.M. Melnikova 5 , A.S. Sorokina 6 , E.V. Travnikova 7 , E.V. Tsareva 8
1 International Society of Stress “Stress Under Control»
2 “Lapino” Clinic, Odintsovo
3 Kazan State Medical Academy — a branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education
4 “Regional Treatment and Rehabilitation Center”, Tyumen
5 Yaroslavl State Medical University
6 Sechenov University, Moscow
7 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
8 “Unison” Medical Center, Moscow
The child’s physical health is inseparable from his emotional state. Stresses actively interfere in the life of children and adolescents, reduce their ability to self-control, interfere with normal psychological and social development, and can also lead to negative consequences already at an older age. The adaptation mechanisms to stress of children and adolescents are imperfect. In the clinical practice, the application of therapeutic and prophylactic methods with the aim of increasing the stress-resistance in childhood and adolescence remains relevant. The article presents drug and non-drug methods, including the regimen of work and rest, motor conditions and adequate nutrition in conditions of stress. Methods for group activities (self-control techniques, relaxation, visualization, art therapy, exercises for removing «internal» blocks, communication skills, as well as working with metaphor and exercises for relieving anxiety) are recommended. Based on the literature, the conclusion is drawn that the healthy lifestyle of a child (full and proper nutrition, regular physical activity combined with rest, training in skills of overcoming difficulties) allows not only to increase the adaptive capacity, but also to substantially minimize the effects of chronic stress.
Key words: children, adolescents, adaptation, stress, prevention, treatment, bioorganic magnesium, magnesium pidolate, magnesium citrate, Magne B6, sleep, sleep disorders, physical activity, nutrition, psychological adaptation.
For citation: Akarachkova E.S., Blinov D.V., Kotova O.V. et al. Stress in children: how to activate adaptive reserves in children // RMJ. 2018. № 9. P. 45–51.
Статья посвящена возможностям адаптационных резервов при стрессе у детей. Представлены медикаментозные и немедикаментозные методы, в т. ч. по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания.
Стресс: определение
Общие причины (источники) стресса у современного ребенка
Клинические проявления стресса
В условиях длительного влияния стрессовых факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации). Стресс сложно и многофакторно связан с нарушениями сна, питания и последующим ожирением, развитием или обострением тревоги и депрессии [1, 14]. Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса, однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков [3, 15, 16]:
перепады настроения и раздражительность;
повышенная тревожность, чувство опасения и чрезмерная бдительность;
повышенная утомляемость;
нарушения сна;
ночное недержание мочи;
физический дискомфорт, в т. ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
суетливость, снижение концентрации внимания, резкое снижение успеваемости;
замкнутость или склонность к одиночеству, избегание контактов как со сверстниками, так и с родителями.
Перечисленные симптомы различны по интенсивности, и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.
Важно! Стресс представляет опасность и становится проблемой, если плохо контролируется и у ребенка нарушается адаптация.
Последствия стресса у детей и подростков
Стадии стресс-связанных симптомов
Профилактика и лечение стресса
Причины дефицита магния у современных детей
Магний в профилактике и лечении стресса и его последствий
Заключение
Только для зарегистрированных пользователей
Источник