Полушария мозга логика эмоции

Правое и левое полушарие мозга НЕ отвечают за эмоции и логику. Что помогает их развивать?

Представление о том, что правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, а левое — за логику, не соответствует действительности. Известны случаи, когда в результате травм у человека оставалось одно полушарие, что не мешало ему решать логические задачи и выполнять творческие задания.

Человеческое общество во многом построено на категориях, классификациях и обобщениях, и есть что-то соблазнительно простое в том, чтобы навешивать ярлыки на себя и других как на логически мыслящих или на творческих личностей.

[The Guardian «Despite what you’ve been told, you aren’t left-brained or right-brained»]

Тем не менее тренировать мозг нужно в разных направлениях. С возрастом здоровье мозга увядает, поэтому он, как и мышцы, должен работать, его нужно тренировать, чтобы не зачахнуть.

Результат исследований: люди, всю жизнь занимающиеся умственным трудом, живой ум сохраняют и в старости.

Вот лишь некоторые из способов развивать мозг:

  1. Изменяйте способ получения информации. Например, аудиокниги вместо чтения книг (и наоборот).
  2. Запоминайте регулярно иностранные слова. Например, переводите любимые песни (только осторожно, а то могут стать нелюбимыми).
  3. Практикуйте устный счет: умножение, вычитание процентов, и т. д. Если работаете в коммерции, на переговорах всегда производит впечатление, когда оппонент легко производит расчеты в голове, например рассчитывает скидку или рост объема потребления.
  4. Усомнитесь в очевидном. Ищите подтверждения своей гипотезе. Например, Санкт-Петербург – античный город, который старше Рима; ртуть полезна для здоровья; мой начальник – самый хороший начальник во всей нашей корпорации.
  5. Меняйте привычные модели поведения. Например, новый маршрут на работу, чистить зубы левой рукой, не додумывайте за других – спрашивайте.
  6. Попрактикуйте осознанное поведение в течение отрезка времени. Например, в течение 1 часа в день постоянно, раз в 2-3 минуты проговаривайте, что и зачем вы сейчас делаете.

Думайте больше, решайте интеллектуальные задачи. От этого ещё и худеют. Напомню, в состоянии покоя мозг в среднем потребляет 25% всей энергии организма. Поэтому, в периоды активной мозговой деятельности, когда энергопотребление мозга резко возрастает, хочется сладкого и мучного.

Источник

Научная электронная библиотека

1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).

Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.

Дихотомия — разделение или классификация на две, не обязательно равные части (Бехтерева Н.П., 1971).

Левое полушарие — вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие (у праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы. С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии.

Правое полушарие — невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально (холистически) (Фишман М.Н., 1989). Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. С правым полушарием связан анализ звуков, интонации и образность речи, оно почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, понимает юмор. Выключение правого полушария приводит к эйфории (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1988; Денисов З.В., 1978; Ильюченок Р.Ю. и др. 1989; Спрингер С., Дейч Г., 1983;).

Читайте также:  Что чувствует человек когда истекает кровью

По данным В.Л. Бианки (1983), в случае одновременного предъявления серии зрительных раздражителей доминирует правое полушарие, а в случае последовательного — левое. При этом время опознания раздражителей правым полушарием меньше такового для левого полушария, что может быть связано с последовательным перебором признаков сигналов в левом полушарии. Конкретные и абстрактные аспекты восприятия, по его мнению, латерализованы в правом и левом полушариях соответственно.

Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).

При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).

Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.

В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».

Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.

Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом — и левое и правое полушарие. Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии.

Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым — интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).

Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.

В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).

Читайте также:  Фразы по плохому настроению

Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).

В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).

Источник

Полушария мозга логика эмоции

Развитие головного мозга ребенка начинается еще в материнской утробе, затем продолжается, проходя несколько этапов. Этот сложнейший процесс нельзя пускать на самотек.

Вопрос о том, как развить левое и правое полушарие мозга у ребенка, должен серьезно интересовать любого родителя, желающего воспитать здорового и умного человека.

Для этих целей разработано несколько эффективных методик, заслуживающих особого внимания.

Необходимые условия для развития мозга ребенка

Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.

Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности.

Исследователи выделяют такие важные факторы, влияющие на развитие мозга:

  1. Речь. Словесная информация, поступающая ребенку, становится главным стимулятором. Чем раньше и больше младенец получает языковое окружение, тем быстрее развивается мозг. Словесная информация стимулирует образования связей для обработки поступающей информации. Важно понимать, что невозможно произнести какое-либо слово, не услышав его, хотя бы один раз. Родительская речь закладывает словарный запас и навыки общения в первые 2-3 года после рождения.
  2. Стабильность и стресс. Мозг младенца мгновенно реагирует на любые внешние раздражители. Стабильная, спокойная обстановка обеспечивает нормальные условия для развития. Угнетающими факторами для него становятся стрессы, порождающие внутренние раздражители. Мозг ребенка полностью переключается на такие воздействия. Длительные стрессовые ситуации ведут к выработке кортизола и иных опасных гормонов, изменяющих всю мозговую структуру.
  3. Эмоции. Положительные эмоции у ребенка способствуют нормальному развитию мозга. Заботливое отношение родителей и благоприятная внешняя обстановка создают базу для формирования ответной реакции на будущее обучение. Оно устанавливает доверие и необходимые взаимоотношения малыша с взрослыми людьми.
  4. Похвала. Исследования показали, что похвалы за старания ребенка в возрасте 1-3 года стимулируют тягу к расширению кругозора и в будущем. Важно понимать, что положительный эффект дает поощрение усердия, а не похвалы за врожденные таланты.
  5. Плач. Установлено, что отсутствие реакции на плач младенца нарушает нормальное развитие мозга, усиливая влияние вредных стрессов. Внимание родителей к детскому плачу закладывают основу доверия и привязанности.

Серьезные споры ведутся по поводу влияния телевизора на развитие мозга ребенка. Большинство психологов сходятся на том, что его нельзя считать помощником в этом важном процессе. Телевизионная информация практически не откладывается в младенческом мозге. В то же время, та же информация, прозвучавшая из уст матери усваивается хорошо.

Упражнения на развитие левого полушария

Человеческий мозг устроен так, что его полушария наделены разными способностями. Левое полушарие отвечает за такие функции:

Аналитическое мышление, логика и мышление. Происходит анализ фактов, распознаются числа и математические символы.

  1. Языковые способности, понимание буквенного смысла слов.
  2. Последовательная, поэтапная обработка информации.
  3. Математические способности.
  4. Способности к чтению и письму.

Помимо анализа и логического мышления, это полушарие обеспечивает контроль движения правой половины тела.

Для развития левого полушария рекомендуются такие упражнения:

  1. Ежедневное решение математических задач с элементами логики. Они составляются с учетом возраста ребенка. Можно привести пример простой задачи. Двое детей (А и Б) получили в подарок по коробке конфет с 10 конфетами. Один из них (А) съел из своей коробки немного конфет, а все остальные в ней съел Б. Вопрос: сколько конфет осталось у детей на двоих. Ответ – конфеты во 20-й, т.е. 10 шт.
  2. Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов. Можно обратить внимание на популярное направление – судоку.
  3. Физические упражнения. Приоритет делается на движение правых конечностей и нагружение всех видов мышц, расположенных на правой стороне тела.
  4. Массаж. Выявлены точки, стимулирующие функционирование мозжечка. Помогает массаж точки, расположенной у основания большого пальца на стопе правой ноги.

Важно! Для развития левого полушария мозга полезны тренировки на логику и смекалку. Надо отметить, что школьная программа во многом нацелена на развитие именно этого полушария.

Упражнения на развитие правого полушария

На правое полушарие мозга приходятся следующие функции:

  • Пространственная ориентация. Правое полушарие позволяет не только ориентироваться на местности, но и складывать мозаику, собирать конструктор и т.п.
  • Музыкальные способности. В этом полушарии обеспечивается восприятие музыки, но само музыкальное образование получается за счет левого полушария.
  • Понимание метафор и чужого воображения, фантазий.
  • Развитие собственных фантазий, мечтание.
  • Художественные способности.
  • Эмоциональность.
  • Мистика и религиозность.
Читайте также:  Как быстро поправиться после стресса

По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела.

Рекомендуются такие упражнения:

  1. Визуализация образа. Надо расслабиться и представить перед собой лист белой бумаги. Для начало силой воображения он окрашивается в какой-либо любимый цвет. На листе мысленно рисуется любой абстрактный рисунок. Такой тренинг следует проводить ежедневно, меняя сюжет, переходя от простых изображений к сложным картинам, насыщенным цветам.
  2. Игра с именем. Ребенку надо предложить пофантазировать, расслабившись и закрыв глаза. Пусть он мысленно услышит, что кто-то зовет его по имени. Надо узнать, кому принадлежит этот голос. Следующий шаг – с какой мелодией лучше сочетается имя. Далее, можно попытаться ощутить свое имя на ощупь, запах и вкус. Какое оно – мягкое, твердое, пушистое и т.п. После этого, ребенок выводится из этого состояния, и надо попросит рассказать об ассоциациях, поощряя любые сравнения. Можно попросить нарисовать увиденное в воображениях.
  3. Зеркальное рисование. Частое рисование, даже при отсутствии особых талантов, развивает правое полушарие. Важно не качество рисунка, а стремление отразить какие-то образы на бумаге. Нужно развивать полет фантазии. Особо полезно упражнение «Зеркальное рисование». Берется 2 листа бумаги, и карандаши в обе руки. Рисовать надо одновременно обеими руками одинаковый рисунок, узор. При выполнении упражнения следует расслабиться.
  4. Игра на музыкальном инструменте. Хорошо подходит гитара. Совсем не обязательно уметь играть на ней. Достаточно слегка перебирать струны, пытаясь воспроизвести какую-либо мелодию, и вообразить, что затея удалась. Если ребенок владеет музыкальным инструментом, то играть на нем следует ежедневно.
  5. «Колечко». Упражнение выполняется очень просто. Не глядя на руку, надо поочередно касаться кончиками пальцев левой руки большого пальца, формируя кольцо. В течение дня упражнение делается многократно.

Важно! Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.

Упражнения на развитие двух полушарий одновременно

Для ребенка очень важно обеспечить развитие обоих полушарий мозга. Для этого проводятся простые упражнения для одновременной их тренировки:

  1. Левая рука ложится на правое плечо, голова поворачивается направо, а взгляд направляется на определенный предмет. Затем голова медленно поворачивается налево для того, чтобы взглянуть через левое плечо. Упражнение повторяется аналогично для правой руки и левого плеча.
  2. Лист бумаги берется в обе руки. Им надо помахать, одновременно задействуя кисти рук, локти и плечи.
  3. Исходное положение: руки на спинке стула, одна нога отодвигается назад, корпус подается немного вперед. Делается приседание на одну ногу с переносом на нее всего веса тела. Затем, медленно вес тела перемещается на отставленную назад ногу. После 5-ти кратного повторения ноги меняются.
  4. Одна рука сжимается в кулак, а ладонь другой полностью распрямляется. Затем, движения рук меняются. Цикл «кулак-ладонь» вначале проводится медленно, а затем темп ускоряется.
  5. Пальцы правой руки касаются носа, а левой рукой достается правое ухо. Затем, следует хлопок в ладоши, и руки меняются местами.
  6. Правая рука подносится к виску («под козырек»), а левая – показывает характерный жест «Классно!». Затем руки меняются местами.
  7. На одной руке пальцами изображается буква V, а на другой – О. Руки периодически меняются местами.
  8. Пальцами одной руки надо показать «ножки», а другой руки – «рожки», периодически меняя руки.
  9. Пазлы на пальцах. На одной руке задействованы указательный и средний пальцы, на другой – мизинец и безымянный. Пальцы совмещаются, имитируя пазлы.
  10. Одновременно на обеих руках производится поочередное касание большим пальцем других пальцев. Причем на одной руке упражнение начинается с мизинца, а на другой – с указательного пальца.

Важно! Задачей совместного тренинга является согласование действия обоих полушарий. При систематическом проведении упражнений налаживается их синхронность и оптимальное взаимоотношение.

Человеческий мозг – это сложнейший механизм, который требует специальной подготовки для нормального функционирования. С раннего детства необходимо принять меры по его совершенствованию. Правое и левое полушария выполняют собственные, специфические функции, а потому различаются и методики их развития. Особенно важны упражнения по согласованию их работы.

Источник

Оцените статью