Полтора года ребенку депрессия

Депрессия у детей

Депрессия — одно из тех аффективных расстройств, которые в наше время неуклонно прогрессируют в количественном отношении. Данное состояние классически включает в себя триаду симптоматических признаков: гипотимию (снижение настроения), брадипсихию (замедление мышления с затрудненными ассоциативными характеристиками, порой имеется наличие чувства вины или фиксация на психотравмирующей ситуации) и снижение двигательной активности.

Согласно статистическим данным ВОЗ на данный момент депрессией страдает порядка 350 миллионов человек (причем, необходимо учитывать, что это здесь имеются в виду лишь диагностированные случаи, когда пациент обращается за помощью к врачу). Многие исследователи отмечают, что депрессия в настоящее время «молодеет» и в отдельной категории сейчас рассматривается депрессия у детей.

В каком возрасте может появиться депрессия у ребенка и что ее вызывает

Тема изучения такого явления, как детская депрессия была открыта еще вначале ХХ века Крепелином, отмечавшим в частности, что 1,5% всех случаев диагностированной депрессии приходятся на первые 10 лет жизни пациентов. Впрочем, точной картины проявления детской депрессии в своих работах Крепелин не описал, а позже появились научные данные об особенностях депрессивных проявлений у детей раннего возраста ( до лет). (В.В. Ковалёв, 1985 г.).

То есть, депрессия в детском возрасте — это вполне реальное явление, наблюдаемое психиатрами во всем мире. Как правило, такие дети пассивны, вялы, не проявляют интереса к окружающему, имеют плохой аппетит, выражение лица — страдальческое, а в движениях характерны однообразные и ритмичные движения. В зарубежной литературе (Матейчек, Лангмейер, 1984 г.) нередко признаки детской депрессии /их появление/ связывается с психической депривацией ребенка, его изоляцией от матери или другого значимого взрослого, например, в силу помещения его в какое-либо специализированное учреждение или неправильное отношение к нему в семье. Следовательно, для того, чтобы вывести ребенка из депрессии, необходимо, в первую очередь, поменять его жизненную ситуацию и начать лечение как можно раньше.

Здесь необходимо отметить, что перечисленные признаки могут внешне показаться тождественными проявлениям раннего детского аутизма (РДА — это сугубо наш, отечественный термин, в мировой практике признан термин «аутизм»; данное обстоятельство связано, скорее, не с медицинскими категориями, а с тем, что существует проблема в отечественной медицине в плане классификации и определения термина аутизма по отношению ко взрослым). Итак, не стоит путать указанные выше проявления детской депрессии с аутизмом или спектром аутистических расстройств, так как здесь есть весьма значимые и четкие различия.

Лангмейер и Матейчек отмечают, что «дети, бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися в дружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметно плаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть. » Аутичный ребенок очень редко (в тяжелых случаях — никогда не настаивает на контакте даже со значимым взрослым, порой остро и негативно реагирует на тактильные (физические) прикосновения к нему, а подобные проявления нередко хорошо заметны уже в самом раннем возрасте и данное состояние у аутичного ребенка никак не бывает связано с внешними факторами воздействия, то есть причина аутизма никак не бывает вызвана разлукой с матерью, психотравмирующим переживанием и проч.

Каковы же симптомы детской депрессии в детском возрасте?

Потеря жизнерадостности, любознательности, сниженный фон настроения, плаксивость, безынициативность, печальное выражение лица, чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими, пугливость, кошмарные сновидения. Со стороны соматики: симптомы вегетативной дисфункции пищеварения, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, нарушение сна и аппетита.

Естественно, любой внимательный и ответственный родитель, наблюдая изменение поведения своего ребенка и видя нетипичные для него черты, задумается и попытается справиться с ситуацией. Если же Вы видите, что самостоятельно помочь ребенку не получается, то имеет смысл как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам. Проблемой детской депрессии занимаются психотерапевты, психиатры, и, как вспомогательное звено — психологи.

Сложность дифференциальной диагностики данного состояния заключается в том, что часто проявления депрессии выглядят как детские капризы; в семье ребенок может вести себя грубо, становится непослушным, либо предъявляет соматические жалобы. То есть симптоматический спектр достаточно широк, проявления весьма разнообразны, а клиническая картина может быть насыщена множеством расстройств, оказывающихся часто фрагментарными и синдромально незавершенными. ( Иовчук Н.М.) Именно в этом заключается сложность постановки диагноза.

Читайте также:  Дети с нарушениями эмоционально волевой сферы причины

Еще больше может усугубить положение недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей: многие из подобных проявлений часто становятся предметами замечаний и упреков родителей, что вполне объяснимо, ведь постоянно лежащий на диване школьник, отрешенно смотрящий в экран телевизора или дошколенок, который кричит на свою мать вызывают чаще всего желание прекратить подобное поведение путем наказания, назидания или упреков, что только усугубляет ситуацию, а внутренние переживания ребенка делает просто непереносимыми.

Это обстоятельство еще больше омрачает статистика детских самоубийств, по количеству которых мы, к сожалению, уже на протяжении долгого времени лидируем среди всех стран мира. В мире очень мало стран, где уровень смертности по причине суицида детей то 5 до 14 лет превышал бы 1 на 100 тыс. детей. В России же этот показатель в 2 раза выше, то есть 2 ребенка на 100 тыс. детей. Отмечается, что больший процент из них — это дети, страдавшие именно депрессивными расстройствами.Особенно, остро эта проблема выделяется в пубертатном периоде, так как именно депрессия у подростков — нередкая причина суицидальных намерений или актов суицидального поведения.

Что делать, если есть депрессия у детей, лечение депрессии у детей?

При малейшем подозрении на наличие у ребенка депрессии обращайтесь к специалистам. Чем быстрее будет проведена диагностика и назначено лечение, тем меньше вероятность возникновения печальных последствий. Нужно помнить, что большинство вовремя диагностированных депрессивных расстройств успешно лечатся современными методами.

При этом необходимо отметить, что здесь крайне важна именно комплексная диагностика, начиная от психологического анализ семейной ситуации и определения характерологических личностных особенностей ребенка (психологические опросники, проективные методы и т. д.) до исследования работы структур мозга (ЭЭГ, МРТ, нейронный тест и проч.), а так же — консультация невролога, эндокринолога и других специалистов. Обобщенные данные результатов комплексной диагностики, слаженная работа нескольких специалистов позволяют правильно построить целостную картину развития нарушения, а так же — составить грамотный план лечения и максимально быстро и эффективно вывести ребенка из депрессии.

Зачастую лишь своевременное обращение к опытным специалистам способно сохранить здоровье и жизнь ребенка.

В нашей клинике работают врачи — детские психиатры, психотерапевты, неврологи и психологи с большим опытом работы в области лечения депрессии именно у детей. Мы прекрасно осознаем всю ответственность такой работы, а потому обеспечиваем ее качество комплексным подходом к диагностике, лечению и социально- психологической реабилитации детей, а так же психологическому и медицинскому просвещению родителей. Только таким образом можно вернуть ребенку и его семье радость и полноценною жизнь. Детская депрессия излечима. Обращайтесь!

Источник

Как маскируется депрессия у детей

Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов. Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.

А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.

В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.

Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:

  • тошнота;
  • боли различного происхождения;
  • упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
  • нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
  • учащенное сердцебиение;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение аппетита.
Читайте также:  Кряжева развитие эмоционального мира ребенка

И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.

Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.

Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.

Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.

Признаки детской депрессии у дошкольников

В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:

  • смерти близких, особенно матери;
  • одиночества;
  • темноты;
  • за свое здоровье, жизнь;
  • все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).

Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).

Как распознать детскую депрессию?

В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.

Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.

У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».

В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.

По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.

Читайте также:  Эмоциональный гипергидроз как избавиться

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.

Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.

Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.

Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.

Причины детской депрессии

Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.

Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).

Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.

Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.

Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.

Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.

У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.

Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.

Источник

Оцените статью