Эмоциональный настрой детей
Олеся Володченкова
Эмоциональный настрой детей
В современном образовании проблема раннего развития ребёнка является одной из самых актуальных,и это обусловлено двумя аспектами: социальным заказом на расширение образовательных услуг детям раннего возраста и увеличением контингента детей с проблемами психосоматического здоровья.
Одним из критериев развития ребёнка является личностное новообразование – осознание успешности. Под влиянием оценки взрослого ребёнок начинает осознавать критерии успешности и неуспешности своей деятельности. Именно поэтому важным условием являются положительные эмоции, так как радость, веселье, удовольствие, интерес, похвала повышают активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на здоровье.
Опираясь на систему взглядов известных учёных, педагогов, психологов, на психофизиологические особенности детей 2 – 3 летнего возраста, мы предлагаем несколько игр на развитие эмоциональной сферы и снятия напряжения.
«Доброе утро, глазки» «Давайте порадуемся»
Вместе с солнышком встаём, Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Ребёнок вытягивает руки вверх. Ребёнок поднимает руки вверх.
Вместе с птицами поём. А также порадуемся улыбчивым лицам
Машут руками – крыльями. Улыбаются друг другу.
С добрым утром, с ясным днём. И всем, кто живёт на этой планете,
Вот как дружно мы живём. Разводят руками.
Выставляют правую руку вперёд, «Доброе утро!» скажем мы вместе.
затем левую, берутся руками с Берутся за руки с мамой, папой.
мамой. «Доброе утро!» — останется с нами.
«У меня всё по порядку»
У меня всёпо порядку:
Ребёнок с мамой выполняют шаг на месте.
Утром делаю зарядку.
Поднимают руки к плечам и опускают.
Умываюсь чисто – чисто,
Одеваюсь быстро – быстро.
Движение, имитирующее одевание.
Мишку на руки беру,
Берут в руки воображаемого мишку.
С мамой в садик я иду.
Шагают на месте.
Дифференциация звуков для детей-очень важна для успешного обучения детей в школе Дифференциация звуков — это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной.
Комплекс дыхательно-звуковой гимнастики для детей ЧБД и детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет) Цель: сформировать у детей навык правильного дыхания. Задачи: • упражнять в общеразвивающих упражнениях; • увеличить объем дыхания, нормализовать.
Конспект занятия по ознакомлению с объёмными геометрическими фигурами по сказке «Теремок» » В стране геометрических фигур» Цель: дать представление о геометрических телах, познакомить детей с названиями объёмных геометрических.
Конспект занятия для детей второй младшей группы «Кот Васька в гостях у детей» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». Задачи: Речевое развитие.
Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.
Сценарий праздника «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у детей» для детей средней группы Сценарий праздника «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у детей» для детей средней группы Цель: поддержание и укрепление традиций празднования.
Сценарий утренника к 8 Марта для детей старшей группы «Карлсон в гостях у детей» Персонажи: 1. Карлсон 2. Фрекен Бок Атрибуты: 1. Цветы, вазы 2. 5 колясок для девочек 3. Костюмы поварят, торт (6 фартуков, 6 шапок, 6 ложек).
Сценарий спортивного развлечения для детей «Веселые старты» для детей подготовительной группы Цель развлечения: Укреплять здоровье детей. Использовать технологии обучения здорового образа жизни. Воспитывать соревновательный дух дошкольников.
Эмоциональный интеллект и важность его развития в дошкольном возрасте ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом А. Бине, который.
Мастер-класс «Эмоциональный светофор» Решила сделать и в нашей группе эмоциональный светофор, который определял бы эмоции наших ребят. Каждый ребенок приходя в детский сад, испытывает.
Источник
Как положительные эмоции влияют на здоровье ребенка — группа № 10
Человек ежедневно испытывает великое множество эмоций, как положительных, так и отрицательных. Это абсолютно нормально, ведь без богатого разнообразия жизнь просто не может существовать.
Каждое эмоциональное состояние вызывает в нашем теле целую цепь сложнейших химических реакций и поэтому неизбежно влияет на здоровье.
Всякий раз, когда мы испытываем какое-либо чувство наше тело синтезирует особые вещества, которые не только помогают нам испытывать соответствующие чувства, но и изменяют состояние всего организма.
Плохое настроение, постоянные отрицательные эмоции сильно ослабляют иммунную систему и делают человека уязвимым перед любыми инфекциями. Кроме того, слабый иммунитет не может осуществлять полноценный контроль за правильностью роста новых клеток, что повышает вероятность появления различных болезней.
Стремительное ухудшение состояния здоровья, вызванное отрицательными эмоциями, связано еще и с тем, что человек, когда ему грустно, уделяет значительно меньше внимания заботе о себе.
А положительные эмоции — наоборот, дают человеку жизненные силы и улучшают здоровье.
Также и во время образовательной двигательной деятельности большое значение имеют положительные эмоции . Повышается интерес и сознательное отношение детей к двигательным упражнениям, внимание, усиливается стремление выполнить задание качественно. А это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц, костей, опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки, а также положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему, способствует улучшению координации движений и развитию физических качеств.
Можно смело сказать, что положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Во время образовательной деятельности по физической культуре все дети получают положительный эмоциональный настрой . Радостное настроение продолжает владеть ребёнком и после занятия. Дети уходят из спортивного зала с желанием продолжить активную деятельность.
Считается, что получая положительный эмоциональный заряд , дети становятся более открытыми и восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости. Ребёнок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Желаем вам как можно чаще испытывать положительные эмоции.
Смейтесь от души, занимайтесь физкультурой, радуйтесь жизни, не смотря ни на что!
Источник
Консультация «Как создать эмоциональный настрой ребёнка»
Опубликовано: 19:41:47 13-12-2017
Консультация
«Как создать эмоциональный настрой ребёнка?»
Эмоции у малышей неустойчивы, кратковременны и имеют бурное начало. Эмоции во многом определяют поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.
Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, отрицательные – уменьшают.
Малышам присуще повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение близких людей. Пугаются когда родители ссорятся, либо громко говорят — эти отношения травмируют малыша. Они легко заражаются настроением окружающих сверстников. Стоит заплакать одному, как по цепочке начинают плакать другие. Внимательные родители обязательно заметят, как малыш реагирует в различных ситуациях по-разному: огорчается или радуется, улыбается или хмуриться, обижается в ответ на резкий тон взрослого, выражает удовольствие при виде знакомого лица, игрушки.
Постепенно взаимодействие с взрослым, который не только проявляет заботливое отношение к нему, стремиться наполнить жизнь разнообразными впечатлениями, подбирать интересные задания, организовывать игру, занятие, прогулку с ребенком, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывают у малыша положительные эмоции, радость, как ответственная реакция на тепло и заботу, ласку и доброту взрослого.
С момента поступления малыша в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем эмоций становится детский коллектив, а также организованные различные виды совместной деятельности. Развивается наблюдательность, фиксирование позитивных самоощущений, а также все хорошее, что происходит с другими. Одни дети идут на контакт друг с другом охотно, приветствуя сверстника звуками-возгласами, протягивает ему игрушку, подражая друг другу, перенимают какие-то навыки. Другие наоборот плачут, толкают, отбирают игрушку, отчаянно будут сопротивляться, если вы настаиваете, чтобы он не жадничал, поменялся игрушкой, угостил кого-то. Это все естественно для детей раннего возраста. В этом случае малышу надо научиться сопереживать, приходить на помощь, откликаться на ласку: чаще всего ребенок настраивается на положительные действия, подражая действиям и эмоциям близких людей. Нужно стараться нежно и ласково разговаривать с ними, осуществлять тактильный контакт (обнимать, прижимать, гладить по голове, целовать и.т.д.)
Жизнерадостные, улыбчивые дети чаще всего растут в семьях, где к ним относятся чутко и доброжелательно, не ограничивают в действиях, удовлетворяют их все возрастающую любознательность, много им показывают и объясняют, чувствуют страх и неуверенность ребенка.
Как возникают теплые и нормальные взаимоотношения в семье?
Эмоциональная близость в семье предполагает установление взаимно приятных, дружеских отношений, симпатий, взаимоуважения, сопереживания, помощи – одним словом, основой эмоциональных связей в семье является любовь. Такие семьи отличаются позитивным отношением к жизни и другим людям. Они знают, что люди иногда могут поступать хорошо и плохо, не имеют иллюзий в отношении человеческой природы. Иными словами, члены такой семьи, назовем её нормальной, душевно-здоровой семьей, принимают людей такими, каковы они на самом деле, со всеми достоинствами и недостатками. И взрослые, и дети в такой семье обладают достаточной эмоциональной поддержкой к близкому человеку, и не испытывают раздражения, неудовольствия, оказывая такую поддержку. Семьи с дисгармоничными эмоциональными связями неосознанно ищут большей теплоты в семейных отношениях, стремятся к эмоциональному слиянию внутри семьи, увеличивая тем самым, эмоциональную зависимость друг от друга.
В.А.Сухомлинский говорил: «Самое трудное в воспитании – это учить чувствовать». Обучение культуре чувств, включает понимание душевного состояния другого человека, умение поставить себя на место другого, понять его интересы, как свои собственные. Важно чтобы старшие и младшие в семье, доверяли друг другу, соблюдали суверенитет и права каждого на выбор, собственные мнения и оценку.
Маленький ребенок постоянно учится овладевать разными действиями в быту, в игре, в процессе общения, начинает осознавать, что он может что-то делать сам, и действия эти приводят к какому-то результату, вызывают различные эмоциональные реакции. Одни его поступки поощряются и приносят, другие – имеют неприятные последствия. Роль взрослого в этом процессе нельзя переоценить. Только мы в состоянии научить маленького исследователя действовать правильно, не доводить до беды. Даже самые маленькие дети слово «нельзя!» воспринимают, как определенный психологический барьер и часто действуют вопреки запретам взрослого. Психологи предлагают заменить эту запретную форму обращения к ребенку словом «Опасно». С одной стороны , необходимо постараться, чтобы опасные предметы (лекарства, спички, моющие средства, косметика и.т.д.) находились в пределах недосягаемости, не дразнили малышей, не привлекали его внимание яркостью, шуршанием т.т.д. С другой стороны, неплохо дать ему почувствовать, что такое «горячо», «больно», «кусается», «морозит» Отрицательный эмоциональный опыт быстро закрепится и даст положительные результаты.
Малыш хочет сам что-то сделать: съесть, снять, стянуть,открыть, достать, и не только хочет, но и может, но мама все делает за него, тем самым вызывает негативные эмоции, малыш хнычет, плачет. Вам (родителям) бывает легче и быстрее сделать вместо него, чем долго и упорно ждать результата от его действий. Вы лишаете детей радости познания и собственных открытий, опережая их стремление и желание изначально не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению.
К примеру, сами стремитесь перевернуть листы книги, натянуть колготки, завязать бант, застегнуть пуговицы, рисовать дорожку. Благоприятного эмоционального самочувствия ребенок не испытывает. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. При таком подходе он не научится долгие годы самостоятельно обслуживать себя, трудиться, заниматься. Он привыкает, что все можно достичь чужими руками. У ребенка в основном будут проявляться капризные, требовательные, недовольные нотки.
Не запретами, не мелочной опекой, а добрым отношением, помощью в развитии можно привлечь ребенка к приятному и полезному «деловому» сотрудничеству» со взрослыми. Например, требуется малышу застегнуть пуговицы на рубашке. Отрицательная реакция обеспечена! Пальчики не слушаются, пуговицы выскальзывают и не желают пролезть в петли. Застегнуть необходимо, но понять эту необходимость малышу не под силу. Попробуйте поиграть с ним: сшейте корпус вагончика из плотной ткани, пришейте пуговицы, где будут колеса. Покажите, как присоединить колесо. Пусть ребенок сам повторит за вами требуемое действие рядом. Малыш научится надевать шапку, снимать кофту, застегивать туфли, выворачивать носки, обучаясь бытовым действиям, он сосредоточен, проявляет настойчивость, упорство. Малыша радует, если выполнил задуманное, это ценное чувство, вызванное достигнутым результатом, необходимо поддерживать. Похвалите, обратите внимание на его умелость, расскажите пришедшему к вам дедушке, бабушке, порадуйтесь все вместе. Положительные эмоции, предвкушение и ожидание похвалы станут для ребенка стимулом новых достижений.
Любимое занятие малыша снимать колеса с оси игрушечной машины. Он сердится, напрягается, но не прекращает попыток, желая обязательно добиться результата, таким образом, тренирует мелкую моторику пальцев рук, совершенствует целенаправленные движения, которые он может использовать при открывании и закрывании крана в ванной. Сколько радости: появление прозрачной (теплой, холодной) воды, журчание или шум мощной струи, убегание воды ручейком. Он хочет овладевать незнакомыми ему действиями и это желание недопустимо гасить!
Сколько эмоций ребенок получает от « кухонных забав»: стучит деревянной или железной ложкой о крышки кастрюль, перекидывает рожки из чашки в пластиковую бутылку, переливает ложкой окрашенную воду из одного сосуда в другой. Параллельно с этими действиями, незаметно для себя ребенок познает свойства предметов. Малыш доволен, он получил более эмоционально яркие впечатления, это никогда не забудется.
Он воспринимает мир в многообразии звуков, красок, явлений, радуется самой незначительной мелочи – солнечному «зайчику», бабочке на цветке, мокрым камушкам в луже, куличом из мокрого песка. Красивая одежда, цветущие растения, пение птиц, радуга – завораживают и привлекают малыша, полюбуйтесь вместе с ним, помогите ему увидеть главное, ответьте на многочисленные вопросы, используйте художественное слово. Малыш часто обижается и недоумевает, за что его наказывают и запрещают такие интересные действия:
— он ведь нисколько не огорчен, что промок, топая ногами по воде!
— какая была красивая поляна одуванчиков!? А сейчас они все у него в ведерке!
С уважением относитесь к вопросу малыша, не оставляйте вопрос без ответа. Позже у ребенка появляется потребность выразить себя и свои чувства через движения, рисунок, пение. Он по-разному реагирует на музыку, с удовольствием подпевает, подтанцовывает, у него появляются любимые мелодии. Малыш с интересом воспринимает напевность, ритмичность песенок, стихов. Охотно повторяет их сам или приносит прочитать полюбившую книгу. В процессе общения ребенок узнает много новых слов, учится новым действиям. С вниманием относитесь к выбору покупок игрушек и книг, чтобы они несли какую-то ценность для ребенка, развивали его.
Рассмотрите подаренную игрушку вместе с малышом, расскажите о ней все, что вы знаете, пусть ребенок попытается повторить за вами слова и действия, выполнить ваше поручение – посадит, завернет, перенесет и.т.д. Если ребенок еще мал, не разговаривает, с помощью вопросов (Что?, Кто?, Где?) показать свои знания и имитировать движения, звукоподражания. Эта игра будет полезна во всех отношениях, обязательно вызовет только положительные эмоции, общаясь с вами. Теперь он с радостью узнает своего «героя» в любой книге, на фантике от конфет или живой природе, на даче.
Любимую игрушку ребенок может использовать, как палочку-выручалочку в любых играх, режимных моментах. От ее имени можно попросить выполнить какое-то действие, обратить внимание на что- либо, сделать замечание. Например: «Какое солнышко получилось у тебя! Но петушка оно совсем не греет, потому что ты нарисовала мало лучиков, и оно плохо светит, правда, петушок?» результат действия вы заметите сразу.
Можно найти множество способов, чтобы помочь малышу обрести такие качества, как доброта, отзывчивость, общительность. С вашей подсказки научится жалеть игрушки – куклу, мишку, собачку, а затем ребенок легко перенесет это чувство на живое. Гуляя с ребенком, предложите ему покормить собачку, птичек. Пусть при этом малыш повторит знакомые слова характерные им, споет или расскажет вместе о собачке, птичке и.т.д., также назовите действия (грызет, лает, убежала, смотрит). Все это очень заинтересует малыша, свои наблюдения он пожелает рассказать дома. Дома вместе придумайте игру, по очереди взяв на себя роль – собачки. Не допускайте обижать и бить животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать цветы, траву и т.д. Объясните, что всё живое, требует своего ухода (полива, кормления, лечения).
Продолжаются проявляться эмоциональные отношения к сверстнику, при обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка ваш малыш способен проникнуться к своему сверстнику симпатией, а также проявить ревность. Через совместные игры, художественную литературу ребенок узнает поучительные истории, пусть герои, прочитанных книг учат и убеждают вашего малыша не драться, не жадничать, не обманывать. Малыш переживает события в сказке, волнуется за героев, хочет, чтобы было хорошо. Поэтому читайте сказки с хорошим концом.
Утром, когда приведете малыша в детский сад, помогите ему приветствовать других детей. Если у вас есть хоть немного времени побудьте в группе, на участке.. вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста. Поиграйте или порисуйте вместе с детьми. Вы приобретете новых маленьких друзей, а ваш малыш будет испытывать огромную гордость, что у него есть вы. Он научится быть доброжелательным, приветливым, внимательным к другим людям. Предложите ребенку угостить детей группы печеньем, конфетами, поделиться игрушками.
Стремясь соблюдать режим, по-прежнему старайтесь не вызвать у ребенка отрицательных эмоций. Будьте немного хитрее его. Если малыш заигрался, возбужден, не надо резко хватать его и не смотря на все протесты нести в постель. Пусть прежде получит установку на засыпание. Хотя бы так: «Сейчас уже поздно, на небе вот-вот зажгутся звездочки. Все игрушки-зверушки тоже хотят спать, давай их уложим». Игра кончается в эмоциональном плане благополучно. Другой пример, пришли с прогулки ребенок не хочет раздеваться, но пора обедать и спать. Вы торопитесь, ругаете. А следовательно уйти с прогулки за 10 минут раньше, привлечь к этому любую игрушку, по дороге вспомнить вслух, в какой последовательности надо снимать верхнюю одежду. Малыш будет готов принять участие в раздевании, показывая свои способности кукле.
Из-за несогласованных взглядов на воспитание, непоследовательность требований взрослых, у ребенка возникает раздражительность, нервозность, упрямство. Например: «Дедушка укладывает внучку, читает ей, поет колыбельные, гладит по головке, оставляет включенный ночник, а мама кладет в кровать, тушит свет, сказав: «спокойной ночи».
— Папа настаивает, чтобы дочь ела сама, игрушки убирала сама, а бабушка всегда ее кормит, так, мол, быстрее и аккуратнее
Помните, что завышать требования, предъявленные к малышу, также не допустимо, как и занижать их.
Чтобы ребенок испытывал, как можно больше радостных эмоций постарайтесь переключить его внимание на другое, не менее увлекательное занятие.
Например: «Пожалуйста Оля, приготовь обед для своих друзей – зверушек, ты же моя помощница» Свой отказ также мотивируйте доброжелательно. «Извини, я сейчас не могу тебе помочь, потому что должна приготовить обед, скоро папа с работы придет. Ребенок выполнит просьбу, если и взрослые будут вести себя также. Его хорошее поведение всегда должно найти отклик у вас, улыбку, одобрительный взгляд. Позднее сам ребенок по мере своих возможностей сможет выбрать себе занятие по интересам, а вы должны обязательно отметить, поддержать любые успехи, помочь оценить достигнутые результаты. Обычно в 2-2,5 года ребенок начинает отделять себя от окружающих, осознавать, что он есть «Я» и вокруг себя концентрирует свои чувственные переживания: «Я хочу», «Мне хорошо», «Мне больно», «Мне холодно», «Не буду» он выражает недовольство, бурно протестует, так как уверен в правоте сиюминутного желания, он еще не способен понять тонкости человеческих взаимоотношений. В эмоциональной сфере ничего не происходит само собой. Мы учим налаживать контакт друг с другом, отличать хорошее и плохое, красивое от безобразного, учим ощущать и оценивать свои возможности. Благодаря нашей любви, эмоциональной близости и поддержки малыш растет и развивается, у него возникает чувства доверия к миру, к окружающим его людям. Малышу нужны друзья, яркие впечатления и события, новые знания о которых он мог бы рассказать, поделиться. Родители обсуждайте с малышом забавные истории, которые были раньше, а сейчас вызывают улыбку. Если ребенок затрудняется в выражении своих чувств и опыта, взрослым стоит перевести диалог с ним в форму фантазий, придумать просебя историю «Если б это было так…», рассказать о себе, своих чувствах и эмоциях. Помните, что малыша можно обучить только тому, что его заинтересует, и примет он это от того человека, которому он доверяет. Обучение благоприятно и эффективно для ребенка, если он переживает чувство радости оттого, что сам он сделал и узнал. Особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство радости, симпатии, сочувствия и чувство стыда. Ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. К 3-3,5 годам малыш научится понимать и уже способен не проявлять некоторых негативных эмоций, так, как знает, что криком добиваться желаемого нельзя, что не все можно, что хочется; что не разрешается пускать в ход кулачки, настаивая на своём. Конечно, сдерживать эмоции трудно, но еще долго придется это преодолевать.
Ребенок всегда и везде должен чувствовать, что он любим и принят безусловно, ведь дети, в свою очередь, любят нас такими, какие мы есть, любят всегда и в любых обстоятельствах. Все многообразие переживаний соединяется в ощущение – меня любят! Любят просто так, за то, что я живу.
Никогда не говорите ребенку, что его не любите, научитесь доказывать малышу, что его плохой поступок вас огорчил, но это никак не влияет на отношение к нему. Любящий взрослый всегда должен выступить в роли «защитника» даже в трудных ситуациях найдите слова утешения. Старайтесь не выдавать детских тайн, не подшучивайте над ним, если это его огорчает. Не обсуждайте в присутствии ребенка его поведение с другими детьми или взрослыми. Подчеркивайте, что ваш ребенок как прежде дорог вам и необходим. Ощущение «меня любят» порождает у ребенка чувство, что в его силах ответить любовью на любовь матери и отца. Любить становиться важнее, чем принимать любовь. Знайте если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослым во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним, в обществе – другим, поскольку не сможет самостоятельно сформировать твердые представления.
Не забывайте, эмоции ребенка зависят от многих факторов: индивидуальных черт, подражательных способностей, темперамента, образа жизни семьи, отношений близких людей.
Источник