Положительный эмоциональный фон принцип

Психолого-педагогическая характеристика

Eлена Бусаргина
Психолого-педагогическая характеристика

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Солнышко»

Психолого — педагогическая характеристика

…года рождения. …посещает детский сад с ….В начале …. учебного года с ребенком была проведена входящая диагностика познавательной и эмоционально – волевой сферы.

По итогам диагностики были выявлены следующие результаты:

Физическое развитие, социально – бытовые навыки мальчика соответствуют возрастному развитию.

Ребенок предпочитает предметно – процессуальные и подвижные игры.

Любит внимание со стороны педагогов. Если имеется заинтересованность в выполнении задания, действует целенаправленно. В случае не понимания задания сам обращается за помощью.Она необходима в каждом случае разная: объясняющая, направляющая, стимулирующая. Если педагог вовремя не подошел, может потерять интерес к выполнению задания.

К детям у …сформировано доброжелательное отношение, развито желание сотрудничать с ними.

Уровень развития познавательной сферы соответствует возрастному развитию.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально –волевой сферы и поведения ребенка:

в контакт вступает сразу, в последующем контакт носит стабильный характер. Реакция на замечания адекватная. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования стабилен. Уровень тревожности, агрессивности не выявлен.

12 декабря …была проведена повторная диагностика по уровню развития эмоционального благополучия и познавательной активности.

По итогам диагностики эмоционально –волевой сферы были сделаны следующие выводы: уровень тревожности, агрессивности у ребенка не выявлен.

Ребенок легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Работоспособность при наличии мотивации сохраняется до конца задания. Общение активное, эмоциональный фон во время обследования уравновешенный.

Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны. Осуществляемая деятельность целенаправленна.

Объем словарного запаса соответствует возрастной норме.

Развиты комбинаторные способности (умеет оперировать образами, соотносит части и целое, осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов).

Объем слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме. Доминирующий вид памяти — зрительная.

При выполнении задания на внимания требуется стимуляция в виде поощрения со стороны педагога.

Достаточный уровень обобщения, хотя наблюдается некоторые затруднения при поиске обобщающих понятий. Допускаются случайные, единичные ошибки, которые быстро корректируются самостоятельно и с помощью психолога.

При исследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены следующие особенности:

Мальчик достаточно общителен. Ему характерны такие коммуникативные качества как, выразительность и образность, требовательность внимания к себе, стремление к удовлетворению своих потребностей.

В результате наблюдения и беседы проведенной с ребенком и педагогом можно сказать, что ….нравится в детском саду, в новой группе мальчик чувствует себя уверенно, положение в детском коллективе благоприятное. В свободной деятельности ребенок активен, подвижен.

К конфликтам не склонен. Самооценка адекватная, в игре может принимать на себя доминирующие и второстепенные роли, старается соблюдать принятые правила и нормы.

Педагог – психолог___

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 — 11 лет: 2007 г. р. — 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Одна из закономерностей развития детей первых лет жизни — быстрый.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости.

Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.

Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено) Проживает.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 «СОЛНЫШКО». Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 «Солнышко» с августа.

Читайте также:  Как бороться с эмоциональной привязанностью

Психолого-педагогическая характеристика ребенка (приблизительный план) Педагогическая характеристика на воспитанника указать группу МБДОУ ФИО ребенка Дата рождения: указать. Дата поступления в МБДОУ: указать.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.

Источник

Как создать благоприятный эмоциональный фон урока?

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как учить и как учиться?

Роль эмоционального настроя на уроке едва ли можно переоценить. Ведь все мы не раз наблюдали, как, казалось бы, трудный материал воспринимался слабым классом «на ура», хотя, вроде бы, и особенных методических приемов не было. Но энергия и увлеченность просто захватили и детей, и педагога — и результат превзошел все ожидания. А бывает, что не «пошел» материал. Настроя не было. Ведь и в самом деле, по меткому замечанию ДжанниРодари в его «Сказках по телефону», «многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами — горькими и бесполезными».

Даже у взрослого человека многое зависит от настроения — что же говорить о ребенке! И чем младше школьник, тем в большей степени он зависим от того эмоционального настроя, который транслирует ему педагог, тем легче и чаще меняется его настроение.

Какой же эмоциональный фон предпочтителен на уроке? Если говорить об уроке в целом, то это фон бодрой деловитости и заинтересованности. Излишние возбуждение и смешливость мешают усвоению материала, но в еще большей степени врагами учения являются страх, скука, ненависть к предмету или учителю. Именно на борьбу с этими отрицательными эмоциями и должна быть, как нам кажется, направлена работа учителя.

Какие бывают эмоции

Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.

Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.

То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.

Как избежать страха?

Страх убивает не только стремление к знаниям. Он вообще блокирует способность мыслить. Испуганный школьник не ученик. Его единственная мысль — «как бы чего не вышло»; он не хочет узнать новое — он хочет, чтобы его оставили в покое, не трогали и не замечали.

Почему возникает страх? Мы априори не рассматриваем случаи, когда учитель или родители целенаправленно запугивают ребенка из превратно понятых целей образования. Допустим, никто его не пугал, а он все же боится.

Думается, причины тут две: незнание материала или страх чужой низкой оценки (в широком смысле).

В первом случае поможет актуализация изученного. Возможно, многие подзабыли пройденное и сейчас волнуются: вдруг они не поймут объяснение нового. Поэтому перед объяснением новой темы хорошо бы найти время чуть-чуть повторить. Если это не помогает конкретному ученику, надо решать эту конкретную проблему (с помощью индивидуального плана и т.п.), но учащийся должен знать: учитель в курсе его проблемы, ничего страшного, все решаемо.

Читайте также:  Эмоциональный стресс при беременности

Что касается страха низкой оценки («учитель рассердится», «все будут смеяться» и т.п.), то это уже вопрос дисциплины и воспитания. Никогда не следует самому высмеивать ученика или позволять это детям. Недопустимо «переходить на личности» (то есть ругать самого ребенка вместо того, чтобы осудить конкретный поступок). Напротив, надо постараться создать для школьника ситуацию успеха, заставить его поверить в свои силы.

На помощь может прийти игра: в увлечении ребенок часто забывает страх, и тут уж дело учителя суметь заметить его небольшой успех и от души похвалить его.

Помогут и «задания в конвертах» —дифференцированные задания, которые подбираются так, чтобы быть посильными для ученика. При этой форме контроля учитель выдает каждому конверт с вопросами, ориентированными на его уровень владения материалом. Конечно, невозможно поставить одинаковые оценки и тому, кто выполнил трудное задание, и тому, кто едва ответил на простейшие вопросы. Поэтому в «легком» конверте должно быть одно задание посложнее и одно трудное. Первое — это чуть повышенная планка (а вдруг возьмет?), второе — просто доказательство слабому ученику, что он пока не все знает (часто ребенок необъективно оценивает себя и подозревает учителя (нередко с подачи родителей) в занижении оценок).

Как воспитать радость познания

Радость познания — это основная положительная эмоция, которая является наградой школьнику на уроке. Как сделать так, чтобы ребята ее испытали?

Во-первых, их можно заинтриговать. Таинственное и хитрое лицо учителя («Сегодня у нас очень необычная тема, но —тссс— все узнаете в свое время») или странный предмет на учительском столе, необычный видеоряд на экране в начале урока, загадка — все это заставит любопытных ребят допытываться, о чем пойдет речь, и с нетерпением ждать объяснения.

Во-вторых, энтузиазм, с которым учитель приступает к объяснению, его заинтересованное лицо, горящие глаза. Он словно бы снова, вместе с ребятами, узнает что-то потрясающе интересное.

Прекрасным средством можно считать дискуссию. Это может быть попытка найти решение трудной задачи, а может быть «ярмарка прогнозов»: «Угадайте, что сейчас произойдет?»

При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы мог высказаться каждый, кто хочет, но не заставлять говорить того, кто не хочет. Каждого высказавшегося необходимо похвалить хотя бы кратко («Интересная идея!», «Оригинально!», «Молодец, что об этом сказал» и т.п.) Главные враги дискуссии — презрительные насмешки и безапелляционное учительское мнение. Вроде такого: ну, поболтали — и будет; на самом деле задача решается вот так. В такой ситуации ребята чувствуют себя глубоко оскорбленными: их мнение, оказывается, никому не нужно. Из дискуссии надо выходить всем вместе. Неправильные мнения, если они возобладали, надо не отмести, а испытать: «Но если так сделать, то не получится ли вот так?» На правильное — натолкнуть наводящими вопросами. Но истина должна родиться в споре —иначе зачем было его и затевать!

Классы разные нужны

У каждого класса свое лицо и своя общая идея. Есть запуганные классы и заласканные, сильные и слабые, активные и апатичные. Стремясь создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, надо учитывать особенности класса, его уровня и общего настроения.

Если класс вялый, апатичный, немотивированный, то можно встряхнуть его ярким эмоциональным началом урока: фильмом, песней. А в слишком эмоциональном классе этого, напротив, делать не стоит: пол-урока придется утешать или успокаивать расчувствовавшихся ребятишек, да и потом результативность будет низкая: пик активности уже миновал.

Слабому классу хорошо предложить групповую викторину, чтобы ребята вспомнили изученное и получили порцию положительных эмоций от успеха. А сильному, амбициозному классу лучше предложить трудную задачу или проблему, чтобы ребята осознали тот самый «информационный дискомфорт» и захотели узнать что-то новое (так-то они, вообще-то, все уже знают и не академики только по нелепой случайности…).

Чтобы удобнее было готовиться к урокам, некоторые учителя составляют импровизированные таблички для себя, где помечают, какие методы дали хороший настрой в каждом классе. Это позволяет сэкономить время в будущем, особенно если классов много.

Читайте также:  Не надо свое плохое настроение

Подбор материала

Об одном и том же можно рассказать разными словами и на разных примерах. Можно написать на доске десяток слов на правило для списывания, а можно— смешной краткий текст. То есть от подбора материала зависит очень много. Часто педагоги стараются найти в интернете что-то интересное («вкусное»), чем можно будет на уроке удивить ребят. Если же не получилось, можно попытаться самый рутинный материал оформить в захватывающую историю, детектив, фантастический роман, путешествие…

Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.

Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:

Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.

«Палочки-выручалочки»

Что же делать, если материал урока не особо годится для всех этих вариантов, или по какой-то причине учитель не мог подготовиться (замена, например), или дети не воспринимают ничего, сидят надутые и с пустыми глазами?

Ну что ж, и такое бывает. Однако есть несколько приемов, которые не позволят уроку вовсе превратиться в скучную тягомотину.

  • Во-первых, это юмор. Добрая и веселая шутка способна спасти любую ситуацию. Стоит иметь про запас несколько смешных историй из жизни писателей, ученых, исторических деятелей, которые можно рассказать на уроке, и тем расшевелить класс. А если еще и по теме подходит, то можно и вообще урок на этом вытянуть.
  • Во-вторых, музыка. Музыка — это речь, обращенная напрямую к душе. Если класс неэмоциональный, музыка может звучать на каждом уроке, настраивая ребят на нужный лад. В нервном, эмоциональном классе надо осторожнее обращаться с этим и в самом деле сильнейшим средством. Но в любом случае хороший музыкальный отрывок создаст нужное настроение и поможет достучаться до ребят.
  • В-третьих, физкультминутка. Да-да, та самая, которую мало кто любит проводить. Она и кровь разгонит (нередко подавленное настроение — это просто недостаток движения), и развеселит, если это забавная физкультминутка. Смешные мультяшные физкультминутки нетрудно найти в интернете. Вот несколько примеров.
  • В-четвертых, антураж. Например, можно принести на урок черный ящик, сказать, что содержимое связано с темой урока и что в конце надо будет угадать, что там внутри, а победителя ждет приз.

Учитель, зачем-то надевший поверх костюма тогу или на голову — корону и в таком виде ведущий урок, всегда рассказывает интереснее и объясняет понятнее, чем он же, но одетый обычно.

Какой-то предмет, зачем-то лежащий на учительском столе на возвышении; приспособление для рисования песком (используемое, конечно), гость на уроке (например, представитель какой-то профессии) и т.п. — все это действует безотказно.

Эмоции учителя

И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.

Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.

Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке.

В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Оцените статью