Положительный эмоциональный фон педагогического процесса

Как создать благоприятный эмоциональный фон урока?

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как учить и как учиться?

Роль эмоционального настроя на уроке едва ли можно переоценить. Ведь все мы не раз наблюдали, как, казалось бы, трудный материал воспринимался слабым классом «на ура», хотя, вроде бы, и особенных методических приемов не было. Но энергия и увлеченность просто захватили и детей, и педагога — и результат превзошел все ожидания. А бывает, что не «пошел» материал. Настроя не было. Ведь и в самом деле, по меткому замечанию ДжанниРодари в его «Сказках по телефону», «многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами — горькими и бесполезными».

Даже у взрослого человека многое зависит от настроения — что же говорить о ребенке! И чем младше школьник, тем в большей степени он зависим от того эмоционального настроя, который транслирует ему педагог, тем легче и чаще меняется его настроение.

Какой же эмоциональный фон предпочтителен на уроке? Если говорить об уроке в целом, то это фон бодрой деловитости и заинтересованности. Излишние возбуждение и смешливость мешают усвоению материала, но в еще большей степени врагами учения являются страх, скука, ненависть к предмету или учителю. Именно на борьбу с этими отрицательными эмоциями и должна быть, как нам кажется, направлена работа учителя.

Какие бывают эмоции

Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.

Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.

То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.

Как избежать страха?

Страх убивает не только стремление к знаниям. Он вообще блокирует способность мыслить. Испуганный школьник не ученик. Его единственная мысль — «как бы чего не вышло»; он не хочет узнать новое — он хочет, чтобы его оставили в покое, не трогали и не замечали.

Почему возникает страх? Мы априори не рассматриваем случаи, когда учитель или родители целенаправленно запугивают ребенка из превратно понятых целей образования. Допустим, никто его не пугал, а он все же боится.

Думается, причины тут две: незнание материала или страх чужой низкой оценки (в широком смысле).

В первом случае поможет актуализация изученного. Возможно, многие подзабыли пройденное и сейчас волнуются: вдруг они не поймут объяснение нового. Поэтому перед объяснением новой темы хорошо бы найти время чуть-чуть повторить. Если это не помогает конкретному ученику, надо решать эту конкретную проблему (с помощью индивидуального плана и т.п.), но учащийся должен знать: учитель в курсе его проблемы, ничего страшного, все решаемо.

Что касается страха низкой оценки («учитель рассердится», «все будут смеяться» и т.п.), то это уже вопрос дисциплины и воспитания. Никогда не следует самому высмеивать ученика или позволять это детям. Недопустимо «переходить на личности» (то есть ругать самого ребенка вместо того, чтобы осудить конкретный поступок). Напротив, надо постараться создать для школьника ситуацию успеха, заставить его поверить в свои силы.

Читайте также:  Препарат от стресса афобазол

На помощь может прийти игра: в увлечении ребенок часто забывает страх, и тут уж дело учителя суметь заметить его небольшой успех и от души похвалить его.

Помогут и «задания в конвертах» —дифференцированные задания, которые подбираются так, чтобы быть посильными для ученика. При этой форме контроля учитель выдает каждому конверт с вопросами, ориентированными на его уровень владения материалом. Конечно, невозможно поставить одинаковые оценки и тому, кто выполнил трудное задание, и тому, кто едва ответил на простейшие вопросы. Поэтому в «легком» конверте должно быть одно задание посложнее и одно трудное. Первое — это чуть повышенная планка (а вдруг возьмет?), второе — просто доказательство слабому ученику, что он пока не все знает (часто ребенок необъективно оценивает себя и подозревает учителя (нередко с подачи родителей) в занижении оценок).

Как воспитать радость познания

Радость познания — это основная положительная эмоция, которая является наградой школьнику на уроке. Как сделать так, чтобы ребята ее испытали?

Во-первых, их можно заинтриговать. Таинственное и хитрое лицо учителя («Сегодня у нас очень необычная тема, но —тссс— все узнаете в свое время») или странный предмет на учительском столе, необычный видеоряд на экране в начале урока, загадка — все это заставит любопытных ребят допытываться, о чем пойдет речь, и с нетерпением ждать объяснения.

Во-вторых, энтузиазм, с которым учитель приступает к объяснению, его заинтересованное лицо, горящие глаза. Он словно бы снова, вместе с ребятами, узнает что-то потрясающе интересное.

Прекрасным средством можно считать дискуссию. Это может быть попытка найти решение трудной задачи, а может быть «ярмарка прогнозов»: «Угадайте, что сейчас произойдет?»

При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы мог высказаться каждый, кто хочет, но не заставлять говорить того, кто не хочет. Каждого высказавшегося необходимо похвалить хотя бы кратко («Интересная идея!», «Оригинально!», «Молодец, что об этом сказал» и т.п.) Главные враги дискуссии — презрительные насмешки и безапелляционное учительское мнение. Вроде такого: ну, поболтали — и будет; на самом деле задача решается вот так. В такой ситуации ребята чувствуют себя глубоко оскорбленными: их мнение, оказывается, никому не нужно. Из дискуссии надо выходить всем вместе. Неправильные мнения, если они возобладали, надо не отмести, а испытать: «Но если так сделать, то не получится ли вот так?» На правильное — натолкнуть наводящими вопросами. Но истина должна родиться в споре —иначе зачем было его и затевать!

Классы разные нужны

У каждого класса свое лицо и своя общая идея. Есть запуганные классы и заласканные, сильные и слабые, активные и апатичные. Стремясь создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, надо учитывать особенности класса, его уровня и общего настроения.

Если класс вялый, апатичный, немотивированный, то можно встряхнуть его ярким эмоциональным началом урока: фильмом, песней. А в слишком эмоциональном классе этого, напротив, делать не стоит: пол-урока придется утешать или успокаивать расчувствовавшихся ребятишек, да и потом результативность будет низкая: пик активности уже миновал.

Слабому классу хорошо предложить групповую викторину, чтобы ребята вспомнили изученное и получили порцию положительных эмоций от успеха. А сильному, амбициозному классу лучше предложить трудную задачу или проблему, чтобы ребята осознали тот самый «информационный дискомфорт» и захотели узнать что-то новое (так-то они, вообще-то, все уже знают и не академики только по нелепой случайности…).

Чтобы удобнее было готовиться к урокам, некоторые учителя составляют импровизированные таблички для себя, где помечают, какие методы дали хороший настрой в каждом классе. Это позволяет сэкономить время в будущем, особенно если классов много.

Подбор материала

Об одном и том же можно рассказать разными словами и на разных примерах. Можно написать на доске десяток слов на правило для списывания, а можно— смешной краткий текст. То есть от подбора материала зависит очень много. Часто педагоги стараются найти в интернете что-то интересное («вкусное»), чем можно будет на уроке удивить ребят. Если же не получилось, можно попытаться самый рутинный материал оформить в захватывающую историю, детектив, фантастический роман, путешествие…

Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.

Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:

Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.

«Палочки-выручалочки»

Что же делать, если материал урока не особо годится для всех этих вариантов, или по какой-то причине учитель не мог подготовиться (замена, например), или дети не воспринимают ничего, сидят надутые и с пустыми глазами?

Читайте также:  Морфологический разбор глагола чувствовалось

Ну что ж, и такое бывает. Однако есть несколько приемов, которые не позволят уроку вовсе превратиться в скучную тягомотину.

  • Во-первых, это юмор. Добрая и веселая шутка способна спасти любую ситуацию. Стоит иметь про запас несколько смешных историй из жизни писателей, ученых, исторических деятелей, которые можно рассказать на уроке, и тем расшевелить класс. А если еще и по теме подходит, то можно и вообще урок на этом вытянуть.
  • Во-вторых, музыка. Музыка — это речь, обращенная напрямую к душе. Если класс неэмоциональный, музыка может звучать на каждом уроке, настраивая ребят на нужный лад. В нервном, эмоциональном классе надо осторожнее обращаться с этим и в самом деле сильнейшим средством. Но в любом случае хороший музыкальный отрывок создаст нужное настроение и поможет достучаться до ребят.
  • В-третьих, физкультминутка. Да-да, та самая, которую мало кто любит проводить. Она и кровь разгонит (нередко подавленное настроение — это просто недостаток движения), и развеселит, если это забавная физкультминутка. Смешные мультяшные физкультминутки нетрудно найти в интернете. Вот несколько примеров.
  • В-четвертых, антураж. Например, можно принести на урок черный ящик, сказать, что содержимое связано с темой урока и что в конце надо будет угадать, что там внутри, а победителя ждет приз.

Учитель, зачем-то надевший поверх костюма тогу или на голову — корону и в таком виде ведущий урок, всегда рассказывает интереснее и объясняет понятнее, чем он же, но одетый обычно.

Какой-то предмет, зачем-то лежащий на учительском столе на возвышении; приспособление для рисования песком (используемое, конечно), гость на уроке (например, представитель какой-то профессии) и т.п. — все это действует безотказно.

Эмоции учителя

И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.

Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.

Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке.

В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Принцип положительного эмоционального фона в обучении

Эмоции играют важную роль в деятельности человека. Об этом свидетельствует и практика обучения: у учащихся при переходе из начальной школы в среднюю часто изменяется успеваемость. Немало случаев, когда ученик, попадая к друго­му учителю, начинает учиться гораздо лучше, словно он «про­снулся» в понимании данного предмета, а у хорошего учителя, соблюдающего все принципы дидактики, владеющего методи­кой преподавания, некоторые ученики не проявляют усердия в овладении знаниями и ведут себя пассивно. В этом случае говорят, что преподаватели столкнулись с эмоциональным фо­ном, с эмоциональной настроенностью в обучении. Причины возникновения такой ситуации чрезвычайно разнообразны. Например, класс сформирован из учащихся нескольких разных классов, и часть из них чувствуют себя неуверенно, ско­ванно. Или ученики побаиваются учителя, боятся обратиться к нему с вопросами. Здесь можно говорить о том, что у школь­ников нет положительной настроенности, положительного эмо­ционального фона в обучении, и реакция обучаемого на внешние воздействия преподавателя может быть отрицательной.

Известно, что работа, которой человек увлечен, выполня­ется легко и быстро. Между тем в настоящее время процесс обучения мало дает возможностей для развития чувств и вооб­ражения. Известно также, что потребность в знаниях возника­ет тогда, когда в них есть необходимость, когда труд не шаб­лонный, а творческий, когда не дается готовый образец для репродуктивно-воспроизводящей деятельности, когда нужно самому подумать и найти, изобрести, сконструировать, чтобы получить заданный результат или объяснить полученный. Сле­довательно, положительные эмоции возникают, в том числе, и в связи с активной поисковой деятельностью.

Читайте также:  Органы чувств анализаторы конспект урока 8 класс

Положительные эмоции, возникающие на занятиях по «Ос­новам военной службы» при прыжках с парашютом, вождении боевых машин, стрельбе из стрелкового оружия, преодолении полосы препятствий, исполнении песни (на строевых заняти­ях, в походах, на вечерней прогулке), вызывают большую ак­тивность мозга. Обучаемые испытывают состояние комфорта, душевного подъема, ощущение легкости, душевной радости, вдохновения, что способствует эффективности обучения даже в сложных условиях учебно-полевых занятий.

Поэтому сегодня, как никогда, воспитанию культуры чувств необходимо уделять не меньше внимания, чем образованию, ибо самообразование базируется на культуре чувств.

Известно, что каждый хороший урок содержит три состав­ляющие: состояние, стратегию, содержание.

Состояние создает правильный настрой для обучения.

Стратегия определяет стиль или метод представления ин­формации.

Содержание является предметом обучения.

Однако многие традиционные системы школьного образо­вания недооценивают «состояние», хотя оно наиболее важно из всех трех.

«Дверь» к обучению должна быть открыта до того, как оно начнется. И «дверь» эта — вход в мир наших эмоций, первый этап на пути к состоянию оптимальной готовности.

Перед каждым преподавателем стоит задача формирова­ния у обучаемых положительного фона, положительной настроенности на учение как необходимого условия активизации его внутренних стимулов познавательной активности. Применяя те или иные дидактические методы и приемы обучения, препо­даватель должен заботиться о том, чтобы они имели необходи­мый эмоциональный настрой. Это поможет не только сделать живым изложение учебного материала, но и активизирует стрем­ление учащихся к его усвоению.

В современной дидактике сформировался целый ряд усло­вий, требующих создания положительного фона в обучении. Среди них особое место занимает установка. Следует разъяс­нять учащимся, почему современное общество заинтересовано в том, чтобы все молодое поколение получило среднее образо­вание и хорошо усвоило основы наук. Разъяснять надо и значе­ние образования для всестороннего развития самого ученика с тем, чтобы приобщить его к культуре. У учащихся, как прави­ло, есть установка по отношению к учению в целом. Она выра­жается в том, что ученик или сознательно относится к овладе­нию знаниями и потому старательно учится, или же не прида­ет значения образованию и потому не проявляет надлежащего прилежания. В последнем случае на учащихся оказывают вли­яние неожиданно возникшие сильные увлечения играми, ху­дожественными фильмами, чтением, спортом и т. д., которые затормаживают действие основной установки, если не контро­лируются взрослыми. Для снятия таких, как правило, времен­ных установок необходимо создавать у учащихся эмоциональ­ный настрой к усвоению нового материала: использовать яркие примеры в объяснении на фоне проблемной или чрезвычайной ситуации. Такие приемы содействуют отвлечению от времен­ных, порой негативных установок.

Важным средством воздействия на эмоциональный фон учащихся при обучении является знакомство с произведения­ми искусства: изобразительного, музыкального, драматическо­го. Просмотр выдающихся произведений создает определен­ный настрой в среде учащихся, повышает их эмоциональное состояние. Произведения искусства в виде наглядных пособий также активизируют восприятие и создают условия для поло­жительного эмоционального настроя в обучении.

Эмоционально окрашенная информация углубляет ее вос­приятие, делает это восприятие живым, позволяет ощущать отношение к ней и, следовательно, вырабатывать ответную реакцию. Хорошо известно, что информация, лишенная эмоци­ональной окраски, теряет свой смысл. На занятиях целесооб­разно использовать музыку, способную воздействовать на на­строение обучаемых, концентрировать их внимание, стимули­ровать процесс обучения.

Физические упражнения, соревнования, танцы, занятия по строевой подготовке под музыку увеличивают приток кислоро­да к мозгу. Движения под музыку типа «левая нога — правая рука» стимулируют мгновенную связь между правым и левым полушариями. Массаж шеи и плеч друг другу под музыку не­обходим для того, чтобы помочь обучаемым расслабиться, т. е. снять напряжение. Для концентрации внимания перед нача­лом занятия весь класс может петь специально разученную песню и ритмично двигать руками под музыку.

Под влиянием музыки снижается уровень тревожности, поднимается настроение и уменьшается агрессивность поведе­ния. Музыка оказывает благоприятное воздействие, и реаль­ность становится более приятной и менее угрожающей.

Условия эффективности педагогического процесса опреде­ляются эмоциональным настроем обучаемых и соблюдением педагогической этики преподавателем. Коммуникативная дея­тельность, благоприятная учебная атмосфера, основанная на взаимном уважении, чуткости и требовательности, соблюде­нии этических норм, обеспечивают положительный эмоциональ­ный фон обучения и способствуют актуализации познаватель­ной деятельности обучаемых.

Дата добавления: 2014-05-17 ; просмотров: 1104 ; Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью