Положительные эмоции у детей с овз

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.

Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.

Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.

Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.

В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.

Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:

Читайте также:  Как парни чувствуют что у девушки месячные

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –

2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает

в себя развитие основных психических функций – восприятия,

памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам

саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация

(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,

которые также являются элементами психогимнастики.

Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:

1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.

10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего

тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать

эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»

эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние

другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение

Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.

У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.

Читайте также:  Мне не хватает твоих чувствую

Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:

1. Зеркальный домик.

Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.

2. Песочная анимация.

Цель: снятие психомышечного напряжения.

3. Куб эмоций.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

4. Эмоциональные яблочки.

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.

Источник

Педразвитие

Автор: Ромашина Елена Тадеушовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО «Чапаевский РЦДиПОВ «Надежда»
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ»
Раздел: дополнительное образование

«Мир эмоций у ребёнка с ОВЗ»

воспитатель высшей категории

Ромашина Елена Тадеушовна

отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного

или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат

сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций в том, чтобы благодаря им лучше понимать

друг друга, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше

настраиваться на совместную деятельность и общение. Жить без эмоций

изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и

отношения к окружающим. Способность ребенка сознавать и контролировать

свои эмоции возрастают. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно

не развивается, ее необходимо развивать.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме

своих переживаний, а тем более для наших детей эта задача становится очень

трудной. Они не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем

более им сложнее осознавать и переживать эмоции, которые возникают в

Одной из важных характеристик

личности ребёнка с ОВЗ является

незрелость его эмоциональной сферы. Аномальное развитие эмоциональной

сферы ребенка с нарушением интеллекта связано с наличием первичного

Источник

«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Валентина Попова
«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Одна из самых важных проблем современного воспитания – это формирование гармонически развитого человека и его подготовка к успешной социальной адаптации в обществе. Для ее решения необходимо воспитывать у детей с общим недоразвитием речи положительные черты характера. В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности.

Л. С. Выготский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка: «…мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания». Воздействие окружающей среды определяется не только ее своеобразием, но и индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как воспитанник понимает воздействующие на него обстоятельства.

Эмоциональная сфера детей с нарушением речи характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психологических процессов.

М. С. Певзнер высказывает суждение о четкой зависимости проявления эмоций от принадлежности детейк той или иной группе: «Эмоциональное неблагополучие зависит от преобладания в нейродинамике процессов возбуждения или торможения».

Первая группа – это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми эмоции возбудимых детейполучают разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышки гнева, громком плаче или крике, резких движениях и грубых слов.У них наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам, а также к негативизму по отношению к чужому мнению или замыслу.

Читайте также:  Трансформация чувств что это

Вторая группа – это воспитанники с преобладанием торпидных черт характера. У них устойчивое негативное отношение к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа более сдержана, чем первая. Дети второй группы избегают общения, они равнодушны к окружающим. Попытка педагога привлечь такого ребенка к совместным делам, вызывает внезапное отчуждение и испуг.

Обобщая свои наблюдения, подчеркну, что всем детям с общим недоразвитием речи свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья. Кроме того, обращаю ваше внимание на то, как эгоцентрические эмоцииребенка с тяжелым нарушением речи влияют на оценочные суждения: наиболее высоко он оценивает тех, кто ему приятен и ближе. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно. Дошкольники с нарушением речи слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это сделать.

Также отмечу, что у детейс тяжелыми нарушениями речи и вторичной задержкой психического развития без своевременной психолого-педагогической помощи с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование этих высших чувств. Такие чувства надо и нужно воспитывать у детей с нарушением речи. Пока не воспитаны эти чувства личностью ребенка все больше будут руководить элементарные потребности.

Хочу отметить, что при прослушивании доступных текстов дошкольники с общим недоразвитием речи проявляют достаточную заинтересованность, сочувствуют героям, выражают отрицательное отношение к их обидчикам словесными реакциями, мимикой и жестами. В пересказах воспитанники не только не пропускают эмоционально окрашенные фрагменты, но и акцентируют на них внимание, ставят на первый план, воспроизводят с большой частотой и выразительностью.

Путем анализа и обобщений наблюдений, проводившихся за воспитанниками групп с тяжелыми нарушениями речи на занятиях и в свободной деятельности, были получены результаты, которые свидетельствуют о развитии их эмоциональной сферы. Важными определяющими в формировании и развитии эмоций являются воспитание и правильная организация всей жизни детей. Импульсивные проявления могут быть сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Источник

Оцените статью