- Эмоции – это важно!
- Игра «Я радуюсь, когда…»
- Упражнение »Зеркало«
- Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»
- Упражнение «Посмеемся над страхами»
- Этюд «Еж и Лягушка»
- Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»
- Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
- Фокус (этюд на выражение удивления)
- Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
- Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
- Новая девочка (этюд на выражение презрения)
- Про Таню (горе — радость)
- Влияние эмоций на здоровье человека
- Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны
- Что такое эмоция?
- Как эмоции влияют на здоровье
- Как правильно управлять эмоциями
- Как быть, если эмоций нет?
- Вместо заключения
Эмоции – это важно!
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому достаточно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Взрослые часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. По моим наблюдениям, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека и их проявлениях.
Очень часто в семейном воспитании детей младенческого возраста главным становится соблюдение режима, проведение гигиенических и медицинских процедур. Психологическая сфера жизни младенца остается как бы на втором плане, сопровождая физиологические процессы созревания.
Медиков в первый год жизни ребенка больше всего интересует прирост, привес, количество зубов, умение ребенка самостоятельно садиться и т.д. Но редко кто спрашивает у матери, как малыш общается со взрослым, что его радует, что ему нравится, что он уже понимает и умеет. Психическое развитие младенца не происходит само по себе по мере роста ребенка. Для того, чтобы малыш научился видеть и с интересом воспринимать окружающий мир, радоваться близким людям, говорить и думать, нужны особые условия. Одного ухода недостаточно. Уже с первых месяцев жизни младенца перед взрослыми встает задача целенаправленно развивать слух, движения, зрение маленького человека, воспитывать его, активно вводя в мир человеческих предметов и отношений.
Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться и с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
И еще – вы когда-нибудь наблюдали за тем, как мамы или папы забирают своих детей из группы детского сада? Или как они идут со своими малышами домой? Дорогие родители, остановитесь на минутку, отложите мобильные телефоны и прислушайтесь к тому, что хочет рассказать ваш малыш. Поговорите с ним, пошалите, побалуйтесь, просто посмейтесь! Вспомните, что вы тоже когда-то были детьми и, возможно, вам так не хватало внимания со стороны ваших родителей.
Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Взрослый: бросает мячик ребенку «(имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?». Малыш ловит мяч и говорит: «Я радуюсь, когда…»
Эту игру можно разнообразить, предложив ребенку рассказать, когда он огорчается, удивляется, боится. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с вами и со сверстниками.
Упражнение »Зеркало«
Взрослый дает зеркало ребенку и предлагает ему посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Наблюдение. Некоторые дети изображают подобие улыбки. На это необходимо обратить особое внимание.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае упражнение лучше повторить спустя какое-то время.
Это упражнение можно разнообразить, предложив малышу показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам, он читает сказку:
«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», — подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», — и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».
После чтения сказки взрослый предлагает ребенку изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы малыш прочувствовали радость от того, что помог маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание на то, как приятно сделать что-то для другого человека.
Упражнение «Посмеемся над страхами»
Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Можно вспомнить ситуации, когда ребенку было страшно. Взрослый «ищет» в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и вместе похохотать от души.
Наблюдение: дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.
Этюд «Еж и Лягушка»
Взрослый предлагает послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравится».
После того, как взрослый прочитал историю, он обсуждает вместе с ребенком эту ситуацию, не забывая обращать внимание на эмоцию «отвращение», которую выразил Ежик, увидев угощение Лягушки. Этюд можно проиграть и в конце еще раз обратить внимание на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.
Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»
«В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из досочек дом для птицы. «Давайте помогу, — воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», — сказал медвежонок и как ни в чем не бывало побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь, — закричал медвежонок». С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки то и выпустил. «Ну, извини», — сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика Зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, — улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, — сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», — с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама? Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», — сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял почему».
Взрослый обсуждает с ребенком эту историю и еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, и, если ты виноват в чем-то, то слово «извини» должно идти от сердца, и тогда ты не попадешь в такую ситуацию, как это было с медвежонком.
С помощью данных игр можно развивать не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение детей. Отправляясь на прогулку, запаситесь разными маленькими историями на выражение эмоций, например, таких.
Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Новая девочка (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…
Про Таню (горе — радость)
Уважаемые взрослые, помните, что от вас зависит всестороннее развитие окружающих вас детей. Превратите каждый день в интересную игру не только для малышей, но и для себя, получайте удовольствие от общения с ними и тогда ваше настроение всегда будет на высоте. А от этого выиграют абсолютно все!
«Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа…» М.Монтессори
Источник
Влияние эмоций на здоровье человека
Эмоции — это субъективные состояния человека, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся в форме переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.), это реакции, в которых выражается отношение человека к различным явлениям жизни.
Без эмоций жизнь человека была бы бесцветной. Они окрашивают жизнь, помогают переживать происходящее в окружающей действительности и в нас самих. Различают положительные и отрицательные эмоции.
Положительные эмоции — возникают в ситуациях, которые приводят к успеху, достижению цели, удовлетворению потребностей. Положительные эмоции желанны для человека, он к ним стремиться. Положительные эмоции вызывают у человека чувства радости, наслаждения, удовольствия. Человека с хорошим настроением выделяет особая горделивая осанка. Его голос звучит громко и ясно. Радость светится в его глазах, видна во всем его облике, поведении.
Отрицательные эмоции – возникают в ситуациях, когда есть препятствие на пути к достижению цели. Отрицательные эмоции вызывают чувство сожаления, неудовлетворенности, обиды, возмущения, отвращения, тоски, отчаяния. В горе, при подавленном настроении люди начинают сутулиться, ходить с низко опущенной головой, их движения замедленны, нерешительны.
Эмоции человека влияют на его здоровье. Положительные эмоции способствуют хорошему здоровью, отрицательные – его усугубляют. При возникновении даже на короткое время чувства удовлетворения, радости происходит расширение кровеносных сосудов, изменяется окраска кожных покровов — появляется румянец на щеках, розовеют уши и, сердце бьется настолько сильно, что создается впечатление, будто его бурную деятельность слышат окружающие. При наличии положительных эмоций значительно повышается внимание, обостряется память. Все новое запоминается легко и быстро. При отрицательных эмоциях сердечная деятельность словно замирает, появляются слабость (ноги словно подкашиваются), бледность кожных покровов, озноб; кажется, что все тело дрожит. При длительных неблагоприятных обстоятельствах, особенно следующих одно за другим, люди становятся вялыми, безынициативными, у них появляется своеобразная забывчивость и рассеянность.
Хорошее настроение необходимо включить в арсенал лечебных средств. Радость несет человеку здоровье, положительные эмоции мобилизуют защитные силы организма, и как результат — человек редко болеет, а, заболев, быстрее выздоравливает. Раны у оптимистов заживают быстрее, чем у людей с подавленным настроением.
Подготовил врач физиотерапевт УЗ « Слонимская ЦРБ» Ковалевич А.А.
Источник
Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны
Знание о влиянии эмоций на здоровье существовало давно, и пришло оно из глубокой древности. Иначе откуда взялись такие поговорки как «Ржа ест железо, а печаль – сердце» или «Радость молодит, а горе старит». Их сложил народ на основе своих жизненных наблюдений. На уровне интуиции мы чувствуем, что связь между ними, конечно же, есть. А каждый из нас замечает их влияние в повседневной жизни и учится психической саморегуляции.
Уже получены научные доказательства о влиянии эмоций на здоровье человека. Английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон определил следующую последовательность: сначала рождаются эмоции, а за ними следом случаются изменения в физическом теле. Американские ученые разрабатывают теорию, как предупредить болезни, исследуя эмоциональный фон человека. Они предлагают диагностировать людей по их настроению.
Что такое эмоция?
Эмоция – это психический процесс, который возникает в виде субъективной реакции на ситуацию. Причем не только к реальному событию, которое происходит сейчас, а даже к ранее пережитому или воображаемому. Само название произошло от латинского слова emoveo, что означает «волную» или «потрясаю».
Эмоции могут отличаться между собой по интенсивности: чем они сильнее, тем мощнее влияние на здоровье. В зависимости от воздействия на активность, бывают стенические и астенические эмоции. К первым относятся энтузиазм, радость, и они побуждают к активным действиям. Вторые, наоборот, расслабляют или парализуют силы. Тогда ничего не хочется делать. К этому приводят тоска и грусть. Но в основном эмоции делят на две группы: положительные и отрицательные.
Как эмоции влияют на здоровье
Основные положительные эмоции — это радость, восторг, удовлетворение, удивление, интерес. Преобладание приподнятого настроения в жизни ведет к здоровью. У вас вырабатывается гормон радости, улучшается самочувствие. Это замечательное профилактическое средство: чем больше позитивных эмоций ощущает человек, тем меньше он болеет.
У негативных эмоций есть одно общее качество — это вредное влияние на здоровье человека. Исследования ученых показали, что 90% всех болезней начинались с эмоциональных нарушений. Например, ненависть и раздражение влияют на здоровье сердца, кишечник, печень. Есть риск возникновения диабета, артрита и даже инфаркта. Постоянное беспокойство может привести к проблемам с желудком, селезенкой. Излишнее волнение повышает давление, ослабляет иммунитет, ведет к преждевременному старению. Грусть, печаль и тоска могут вызвать приступ астмы. Страхи разрушают почки и репродуктивную систему.
А вы знаете, что отрицательные эмоции провоцируют раковые опухоли? Статистика показывает, что, перед тем как заболеть, люди пережили стресс, какое-то потрясение, или длительное время находились в подавленном состоянии. Бесспорно, рак – это психосоматическое заболевание, потому что после резкого переключения на такие радостные моменты как новая взаимная любовь, изменение образа жизни, оптимистический настрой, происходили случаи полного чудесного выздоровления.
Но вы часто даже не осознаете, что попали под власть вредной для здоровья эмоции. Важно отслеживать то, о чем вы думаете, потому что определенные мысли отражают эмоцию, в которой вы находитесь в данный момент:
- грусть – когда переживаете по поводу неудачи или потери;
- страх и беспокойство – если тревожитесь о будущем, боитесь чего-либо;
- чувство вины – если думаете, что подвели кого-то, причинили вред;
- гнев, раздражение – когда возмущены несправедливым отношением к себе;
- стыд – если вы чувствуете неловкость, смущение от неприятной критики.
Так что же делать с негативными эмоциями? Ответ один – учиться ими управлять!
Как правильно управлять эмоциями
Вы слышали выражение «Нужно держать себя в руках» или «Не надо поддаваться слабостям»? Но как приказать себе не реагировать? Единственное, что вы делаете – это подавляете эмоции, или проще говоря, загоняете их внутрь. Этим вы разрушаете себя. В большей степени этим страдают мужчины, которые вынуждены соблюдать правила поведения в социуме, быть сильными, сдержанными.
Американский психолог Роберт Холт доказал влияние подавленной эмоции на здоровье. Так, сдерживание гнева способствует развитию таких заболеваний как язва желудка, гипертония. Он рекомендует выражать свои чувства искренне, прямо и открыто, но держать под контролем их интенсивность. А если интенсивность эмоции высокая, это приводит к стрессу, независимо от того, какая она. Слишком долго длящиеся эмоции тоже утомляют организм, негативно влияют на здоровье
Эмоциями можно научиться управлять. Справиться помогает спорт и любая физическая активность. Любимое хобби или увлечения помогают отвлечься от грустных переживаний. Арт-терапия классно перекрывает неприятные чувства положительными. При необходимости используйте фитотерапию, травы с седативным эффектом. Но сначала найдите причины возникновения негативных эмоций и честно разберитесь со своими мыслями, ощущениями.
Как быть, если эмоций нет?
Иногда кажется, что вы совсем не испытываете эмоций. На самом деле, так не бывает. Но человеку свойственно замечать лишь сильные эмоциональные переживания. Часто вы не осознаете своих истинных ощущений. Чтобы научиться этому, можно воспользоваться определенными техниками. Например, начать вести дневник. Вечером, когда вспоминаете какую-либо ситуацию, случившуюся в течение дня, опишите ее словами, выражающими ваше внутреннее состояние. Если вы будете наблюдать за своими мыслями и чувствами, вы начнете лучше понимать себя, а значит, сможете, сохранить здоровье.
Вместо заключения
Без эмоций жизнь перестанет быть наполненной гаммой разнообразных переживаний. Она превратится в скучные и пресные будни. Яркие, глубокие эмоции – это здорово. Главное, чтобы они стали вашими помощниками. Научитесь управлять ими, тогда многие проблемы просто исчезнут из вашей жизни, а вашей наградой будет крепкое здоровье и прекрасное настроение.
А чтобы научиться работать с эмоциями вам было проще, предлагаем пройти наш курс «Эмоциональный интеллект», в котором тема управления эмоциями раскрывается во всех подробностях. Желаем удачи и ждем на нашем курсе!
Источник