Положительно эмоциональной настрой детей

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ.
статья по теме

В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_polozhitelnogo_emotsionalnogo_nastroya.docx 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА УРОКА

В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.

Если нам кажется, что поведение собеседника расходится с тем, каким оно должно бы быть, и не идет ему на пользу, мы упрекаем (стыдим, укоряем). Настроение собеседника портится, и чаще всего активность его затухает. А в идеале и сама направленность его поведения меняется.

Если же какая-то деятельность, по нашему мнению, соответствует интересам партнера, а он этого не видит и потому не активен или, придавая излишнее значение чему-то постороннему, действует слишком робко и нерешительно, мы ободряем его (подбадриваем, сочувствуем, жалеем)

Этими воздействиями мы стремимся изменять самочувствие окружающих либо в сторону его улучшения, либо ухудшения. Различают два вида воздействия на чувства-ободрять и укорять. Педагог начинает ободрять , когда он стремиться укрепить в сознании ученика уверенность в том, что в своих действиях и намерениях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть, раздумывать, колебаться. При этом в любых текстах типичным подтекстом являются: «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».

Действием укорять педагог как бы будоражит в сознании ученика то, что должно было бы определять, но не определяет его поведение. Типичные подтексты при этом: «Как же тебе не стыдно!», «Одумайся!», «Устыдись!», «Опомнись!».

Учителю вредно постоянно корить и одергивать учеников. Это ведет к укоренению в педагоге опасного мнения о себе, как о человеке всезнающем, никогда не ошибающимся в том, что хорошо и что плохо. Педагогу желательно следить за тем, чтобы действие упрекать не занимало существенного места в способах воздействия.

Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя. Ворчание может оказаться тревожным сигналом профессиональной непригодности человека к педагогической деятельности.

Противоположный способ воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, самочувствию- одобрять . Мы говорим: «Ну!, Ну!», «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Не бойся!»- для того, чтобы поддержать его решимость, закрепить что-то хорошее. В оттенках одобрения просвечивает то, что люди называют добротой. Добрые глаза- это ободряющие глаза, то есть, ждущие чего-то хорошего, правильного от того, к кому они обращены. Добрый голос-это голос поддержки.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития.

Педагог должен позаботиться о том, что переживание в жизни равно как и счастье во многом зависит от удовлетворения, получаемого человеком в ходе его деятельности. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». /Глассер У. Школа для неудачников- М-1991/

Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Ситуация успеха-некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.

Ситуация успеха- это победа как по-беда, т.е. после беды, по окончании беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности.

Авансирование -принцип отношения к ученику, подход к нему с оптимистической гипотезой, с верой в его успехи, достижения и способности. Педагогический прием оглашения достоинств ребенка, которые он еще не успел проявить, но непременно проявит в будущем. В качестве принципа авансирование выступает как характеристика устойчивой педагогической позиции воспитателя: доброжелательность, ожидание успеха, забота о ситуации успеха, оглашение положительных качеств как постоянная черта отношений.

Вытеснение — метод психотерапевтического воздействия, который применяется с целью вызвать другое, более благоприятное состояние, заменяющее негативное переживание. Используется, когда необходимо устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность.

Игнорирование — метод психотерапевтического воздействия, состоящий в том, что предусматривается фиксирование педагогом неблагоприятного состояния субъекта (ребенка), но внешне инструментуется не замечание того, что происходит. Применяется с целью постепенного угасания накала состояния.

Концентрация на положительном -метод психотерапевтического воздействия, направленный на снятие неблагоприятного состояния. Он основывается на сосредоточении на позитивном, самом ребенке и переориентации его внимания на положительное в другом человеке. Цель данного метода- научит воспитуемого саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

Подавление — метод психотерапевтического воздействия, предусматривающий жесткое пресечение и ограничение действий ребенка с целью избежать тех из них, которые могут нанести ущерб. Применение подавления наиболее целесообразно, когда негативные проявления поведения ребенка грозят нанести вред его здоровью или возникает явная угроза жизни для окружающих.

Подкрепление положительное — самого разного рода воздействие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления- формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований. Способы положительного подкрепления: поощрение, психологическое поглаживание, положительная оценка, предоставление новых прав, возложение новых обязанностей, изменение формы обращения, признание симпатий, сувениры, подарки, символические знаки внимания и т.д. Подкрепление может быть мимическим ( улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение цветов), действенным (протягивание руки, предложение чего-то уступка…). Следует помнить , что потребность в любви не насыщаема. Нельзя перелюбить ребенка, переласкать его. Он всегда будет испытывать нужду в добром расположении, признании его достоинств, нежности, внимании.

Ситуация успеха — субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. Ситуация успеха обеспечивается доброжелательностью группы или отдельного лица, с которым взаимодействует ребенок, скрытой инструкцией, которую посылает ребенку педагог, снятием страха перед конкретными действиями, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, а также инструментовкой персональной исключительности ребенка в данной ситуации деятельности.

Шутка — очень эффективный и эффектный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные взаимоотношения, приносящие маленькую радость, затмевающую унылое или агрессивное состояние духа, а следовательно, высвобождающий активный разум и помогающий решить ясно какой-то вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.

Методы педагогической поддержки здоровья. Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

-метод радостной перспективы –это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

Метод «увлечения весельем» -юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;

Метод поощрения и похвалы- этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, взглядом, жестом, словом);

Метод самонаблюдения за своими эмоциями-метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Личностные установки и принципы работы учителя.

Истинность, открытость. Она предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка на личностное поведение в классе рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного учителя установке на сугубо ролевое поведение.

Поощрение, принятие, доверие-является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Эмпатическое понимание –это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.

Психологические аспекты урока:

-соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)

Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт)

Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).

Принципы педагогической деятельности:

Очеловечить среду, в которой живет ребенок

Прожить в ребенке свое детство.

ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ.

Букатов В., Ершова А Словесные воздействия в работе учителя./Педагогам о мастерстве общения с классом\ Библиотечка «Первого сентября» Классное руководство №1 2007

Щуркова Н. Новые технологии воспитательного процесса М.1994

Краткий справочник по педагогической технологии Под ред. Щурковой Н. М.1997

Источник

Эмоциональные настрои к детской деятельности
материал на тему

Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений при организации непосредственной детской деятельности. Эмоциональные настрои создают у детей чувство уверенности, спокойствия, доверия.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnye_nastroi_nod.docx 957.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональные настрои НОД»

«Если Вы удачно выберете труд и

вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет Вас»

Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.

Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового. Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.

  1. Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
  2. В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
  3. На занятии должен главенствовать дух «открытия».
  4. Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
  5. Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
  6. При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
  7. Не принимать ответ детей без обоснования.
  8. Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
  9. Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
  10. Поддерживать у детей ощущение успешности.
  11. Возвращаться к уже выполненным заданиям.
  12. Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность.

Ритуал можно изменять, но не слишком часто .

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.

Затем передает клубок следующему ребенку.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Воспитатель, стоя в круги, вместе с детьми произносит следующие слова перед новой НОД:

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся .

Все мы дружные ребята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Вы взяли за руки тех, кто стоит рядом с вами, и ощутили тепло рук ваших друзей, которые будут, вам добрыми помощниками, а сейчас скажем, все вместе : «Добрый день».

Утром рано поутру

В детский садик я иду,

И в кармашке я с собой

Сейчас кораблик дружбы я передам вам, а вы по очереди, будете передавать его своему товарищу. Пусть он унесёт с собой плохое настроение, а подарит доброту много улыбок и хорошее настроение. Всем вместе нам будет сегодня интересно. А кораблик нам привез. (переход к сюрпризному моменту или проблемной ситуации…)

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга зажжется,

Поделись улыбкою своей

И она к тебе еще не раз вернется…

Улыбаться чаще стоит-

Интересней станет жить

Ведь улыбка не позволит

Ни тебе, ни мне тужить…

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Кубик ты передавай

С добрым утром, солнышко родное,

С добрым утром, чистая вода,

С добрым утром, небо голубое,

Утро добрым будет пусть всегда.

Дети передают пожатием руки друг другу улыбку и хорошее настроение. А теперь мы… (переход к НОД)

-С добрым утром глазки! Вы проснулись? (Дети совместно с воспитателем, в кругу — поглаживают веки глаз)
-С добрым утром ушки! Вы проснулись? ( поглаживают ушки )
-С добрым утром ручки! Вы проснулись? ( хлопаем в ладоши )
-С добрым утором ножки! Вы проснулись? ( притопываем )
-С добрым утром солнце! Мы проснулась! ( руки раскрываются навстречу солнышку).

-А еще рано утром проснулся (ась)…. ( педагог называет героя, переходит к детской цели)

Вот игра у нас, какая –

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой – левую ладошку

Мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Вверх ладони хлоп, хлоп, по коленям шлеп, шлеп,

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можешь хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой,

Справа – можем, слева – можем

И крест – накрест руки сложим.

«Доброе утро, глазки»

Доброе утро, глазки, вы проснулись?

Дети поглаживают веки .

Доброе утро, ушки, вы проснулись?

Доброе утро, щечки, вы проснулись?

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!

Протягивают руки вверх и широко улыбаются .

«Вместе с солнышком встаем»

Вместе с солнышком встаем

Дети вытягивают руки вверх.

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как дружно мы живем.

Выставляют правую руку вперед, затем левую,

берутся за руки и покачивают вперед-назад

Дети становятся парами друг к другу лицом.

Я подрос и ты подрос,

Поднимают правую руку вверх, затем левую.

У меня нос и у тебя нос.

Касаются пальчиками своего носа, затем носа соседа.

У меня щечки гладкие.

Поглаживают свои щечки.

И у тебя щечки гладкие.

Поглаживают щечки соседа.

У меня губки сладкие.

Касаются пальчиками своих губ.

И у тебя губки сладкие.

Касаются пальчиками губ соседа.

Мы – два друга, любим друг друга.

Обнимают друг друга.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Дети тянутся руками вверх, встают на ноги.

Яркие лучики нам протяни.

Вытягивают руки вперед ладошками вверх.

Ручки мы вложим

Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки

Нас покружи, оторвав от земли.

Вместе с тобой мы пойдем на лужок.

Ходьба на месте.

Там все мы станем дружно в кружок

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко с нами по кругу идет.

Хлопают радостно наши ладошки.

Хлопают в ладоши.

Быстро шагают резвые ножки.

Идут быстрым шагом.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Приседают, голову закрывают руками, потом ручки под щечки.

Мы же на место сядем с тобой.

Тихо садятся на свои места.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Дети поднимают руки вверх.

А также порадуемся улыбчивым лицам.

Улыбаются друг другу.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

Берутся за руки.

«Доброе утро» — маме и папе.

Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад.

«Доброе утро!» — останется с нами.

(см. //Воспитатель № 3 – 2008 г., стр. 80-81)

Игры для создания рабочего настроя

Какой-то предмет-ручка, карандаш и т.д., превратившись в волшебную палочку , в произвольном порядке передается друг другу детьми, которые сидят полукругом (на стульчиках или ковре). Передача палочки сопровождается речью по какому-то заранее установленному правилу.

Например, передающий называет предмет , а принимающий – действие-глагол (ковер лежит). Или передающий называет «живое», а принимающий его характеристику (птичка маленькая, крокодил зеленый)

«Встать «по пальцам»

Исходное положение: все дети сидят. Воспитатель поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках, и вслух читает до трех, после чего произносит «Замри!» Детей должно встать ровно столько, сколько было показано пальцев.

Каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.

Воспитатель называет по четыре слова, а дети на слух должны определить одно лишнее в четверке. Например: тюльпан, астра, бант, гвоздика. Или: самолет, вертолет, аэроплан, сорока.

(см. Библиотека воспитателя.

«Карманная энциклопедия социо – игровых

приемов обучения дошкольников», 2014 г.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтере.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Испокон веков в и.

из опыта работы.

С помощью этих игр можно познакомить людей между собой как малознакомом, так и сплоченном коллективе. Данные игры предназначены для праздников, дней рождений, родительских собраний, .

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испоко.

Цель: -создавать ощущение эмоционального благополучия у каждого ребёнка- вызвать интерес к восприятию звуков пения птиц, жужжания пчёл.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей&raquo.

Источник

Читайте также:  Активный стресс вызывает активизацию гормональной системы
Оцените статью