Положительная эмоциональная направленность это

Определение эмоциональной направленности личности

Эмоциональная направленность – это потребность личности в определённых переживаниях и стремление к ситуациям, их вызывающих. Тип общей эмоциональной направленности личности накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает своё воздействие на восприятие человеком действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о счастьи. Все типы направленности существуют не независимо друг от друга, они пронизываются главным типом эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой.

Инструкция: В предлагаемом списке содержатся утверждения, касающиеся Ваших чувств и положительных эмоций. Обведите кружком номера тех переживаний, которые 1. особенно приятны и значимы для Вас; 2. чаще других у Вас возникают.

Список положительных эмоциональных переживаний.

  1. Желание приносить другим счастье и радость.
  2. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик.
  3. Стремление завоевать признание, почёт.
  4. Желание добиться успеха в работе.
  5. Жажда острых ощущений.
  6. Стремление к необычайному, неизведанному.
  7. Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления.
  8. Жажда красоты.
  9. Чувство светлой грусти и задумчивости.
  10. Стремление нечто многократно приобретать, наживать, коллекционировать.
  11. Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота.
  12. Чувство симпатии, расположения.
  13. Чувство уязвлённого самолюбия, желание взять реванш.
  14. Чувство напряжения.
  15. Чувство упоения опасностью, риском.
  16. Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого, чуда.
  17. Чувство удивления или недоумения, близости догадки.
  18. Наслаждение красотой.
  19. Поэтически-созерцательное состояние.
  20. Радость по случаю увеличения своих накоплений.
  21. Сопереживание удачам и радостям другого.
  22. Чувство уважения к кому-либо.
  23. Приятное щекотание самолюбия.
  24. Увлечённость, захваченность работой.
  25. Чувство спортивного азарта.
  26. Манящее чувство дали, неизведанного.
  27. Чувство ясности или смутности мысли.
  28. Чувство изящности, грациозности.
  29. Чувство душевной мягкости, растроганности.
  30. Приятное чувство при обозрении своих накоплений.
  31. Чувство нежности или умиления благородным поступком.
  32. Чувство признательности, благодарности, когда отношения с хорошим человеком углубляются.
  33. Чувство гордости.
  34. Любование результатами своего труда.
  35. Решительность.
  36. Волнующее чувство странно преображённого восприятия окружающего, всё кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны.
  37. неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести всё в систему.
  38. Чувство возвышенного ли величественного.
  39. Чувство родного, милого, близкого.
  40. Радостное предчувствие повышения зарплаты.
  41. Чувство преданности.
  42. Чувство обожания кого-либо.
  43. Чувство превосходства.
  44. Приятная усталость.
  45. Спортивная злость.
  46. Чувство особой значимости происходящего.
  47. Чувство догадки, близости решения.
  48. Наслаждение звуками.
  49. Сладость воспоминания о давнем.
  50. Чувство удовлетворения от увеличения своих накоплений.
  51. Чувство участи, жалости.
  52. Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.
  53. Чувство удовлетворения в том, что вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
  54. Удовлетворение, что дело сделано, что день прошёл не зря.
  55. Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.
  56. Чувство зловеще-таинственного.
  57. Радость открытия истины.
  58. Чувство волнующего драматизма (сладкая боль).
  59. Горьковато-приятное чувство одиночества.
  60. Приятное чувство от увеличения комплекта конспектов, разработок и т.д.
Тип эмоциональной направленности Соответствующие эмоциональные переживания
1. Альтруистический
2. Коммуникативный
3. Глорический
4. Прагматический
5. Пугнический
6. Романтический
7. Гностический
8. Эстетический
9. Гедонический
10. Акизитивный

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Чем больше баллов набирается при суммировании ответов, относящихся к той или иной группе эмоций, тем в большей степени она переживается человеком в обычной жизни.

Типы эмоциональной направленности личности.

  1. Альтруистическая – в основе её лежит потребность в содействии, бескорыстной помощи другим. Принадлежащим к этому типу, важно не только сознание, что их деятельность полезна людям. Им важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. Важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.
  2. Коммуникативная – в её основе потребность в общении, в эмоциональной близости с другим человеком. Для людей этого типа особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с людьми. По результатам исследований Б.И.Додонова, к этому типу принадлежит около четверти всех юношей.
  3. Глорическая – потребность в личном самоутверждении, славе. Тип людей, для которых самой приятной является ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Лица с глорическим типом направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.
  4. Прагматическая – вызвана процессом деятельности, успешным или затруднённым ходом её. Данный тип связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно-полезных видов деятельности. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более придирчивы к их форме и организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлечённость работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.
  5. Пугническая – потребность в преодолении опасности, чувстве риска и интереса к борьбе. К этому типу относятся люди, для которых «жить – значит рисковать». Они получают удовольствие от самого процесса борьбы. Страх для них несёт в себе нечто приятное, как для детей, слушающих страшные истории.
  6. Романтическая – стремление ко всему необычному, таинственному. Погоня за дразнящим ароматом тайны толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, и учёных, которые пролагают новые пути в науке.
  7. Гностическая – интеллектуальное чувство, связанное с потребностью в когнитивной гармонии. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей этого типа является решение сложных познавательных проблем.
  8. Эстетическая – потребность в красоте, гармонии с окружением. Люди этого типа выше всего ценят наслаждение прекрасным. Этот тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.
  9. Гедоническая – связана с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
  10. Акизитивная – потребность в приобретении, накоплении и коллекционировании.

Опросник социализации для школьников «Моя семья»

Опросник позволяет оценить особенности восприятия ребёнком межличностных отношений в семье, а также выраженность в семейном воспитании строгости (гибкости) воспитательных установок, доминантности родителей, жёсткости методов воспитания, взаимопомощи в семье и т.п.

Инструкция. Вам будет предложено 24 вопроса о взаимоотношениях в вашей семье. Рядом с номером вопроса вам необходимо поставить одну из цифр, наиболее точно передающую ваш ответ. Варианты ответов: 5 – конечно нет; 4 – скорее нет, чем да; 3 – не знаю; 2 – скорее да, чем нет; 1 – конечно да. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбрать ответы с указанием матери или отца.

1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?

3. С кем вы чаще советуетесь – с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение?

4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

5. Часто ли родители вас наказывают?

6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

9. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?

10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?

11. Кто является главой в вашей семье – мать или отец?

12. Смеются ли ваши родители над кем-нибудь из ваших учителей?

13. Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?

14. Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружественные отношения между родителями?

15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?

17. Считают ли вас родители капризным ребёнком?

18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

19. С кем из родителей вы больше общаетесь – с матерью или отцом?

Читайте также:  Кривая селье стресс селье

20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?

21. Наказывают ли вас более сурово, чем других детей?

22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?

23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?

24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театр, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация

Выделяется 8 факторов

№ п/п Факторы семейного воспитания № вопросов
Строгость (гибкость) воспитательных установок 1, 9, 17
Воспитание самостоятельности, инициативности 2, 10, 18
Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании 3, 11, 19
Отношение к школе и учителям 4, 12, 20
Жёсткость (гибкость) методов воспитания 5, 13, 21
Взаимоотношения в семье: отстранённые или тёплые 6, 14, 22
Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел 7, 15, 23
Общность интересов 8, 16, 24

Максимальная сумма баллов по одному фактору составляет 15; минимальная – 3 балла. В зависимости от набранных по всем факторам баллов выделяют 4 уровня взаимоотношений в семье.

Благополучный (высокий) уровень – 84 и выше баллов

Менее благополучный уровень – 63 – 83 балла

Удовлетворительный уровень – 41 – 62 балла

Неблагополучный уровень – меньше 40 баллов.

Источник

Положительная эмоциональная направленность это

Изучение различных форм запечатления и проявления эмоциональной направленно­сти людей требует и адекватной этой задаче классификации эмоций.

Попытки классифицировать эмоциональ­ные состояния, переживания и чувства пред принимались неоднократно (Д. Юмом, Р. Де­картом, В. Вундтом, А. Бэном, Н. Гротом, Т. Рибо, К. Ушинским, М. Аствацатуровым, К. Плучиком и другими). Однако, как пра­вильно указывает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в ка­честве эффективного инструмента дальней­ших поисков и уточнений. По мнению П. В. Симонова, это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе или вовсе без нее. Взамен Симонов предлагает соб­ственную классификацию эмоций, разрабо­танную “с учетом их зависимости от ве­личины потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информа­ции” .

Однако для наших специальных целей интересная сама по себе классификация Си­монова тоже не подходит. Очевидно, универ­сальную классификацию эмоций создать во­обще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Во всяком случае, не столько в противовес прежним попыткам классифицировать эмоции, сколько в допол­нение к ним предлагаем свой особый подход к решению данного вопроса. При этом следу­ет сразу же предупредить, что объектом на шего внимания будут не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной рабо­ты, интересной учебы, интересной игры или “сладостных” мечтаний, отрадных воспоми­наний и т. д. Эмоции, которые не могут вой­ти в “ткань” какой-либо склонности индиви­дуума, нас здесь интересовать не станут. По этой причине, например, в сфере нашего внимания окажется такое переживание, как грусть (ибо есть люди, любящие слегка погрустить), и выпадет из этой сферы та­кая эмоция, как зависть (даже о завист­никах нельзя сказать, что им нравится за­видовать).

Иными словами, классификации будут подлежать только эмоции, которые в созна­нии людей предстают в качестве “ценных” пережиганий.

Относительно подробно проблема класси­фикации эмоций нами была освещена в спе­циально посвященной этому вопросу статье . Здесь отметим только следующий очень важный в теоретическом отношении мо­мент.

Приступая к классификации эмоций, нельзя упускать из виду, что они уже опре­деленным образом смоделированы и класси фицированы в самом языке, которым мы пользуемся. При этом словесные “ярлычки” эмоций часто обозначают не цельное пере­живание, а лишь его определенное, особенно ярко выраженное качество — например, ка­чество высокой положительной интенсивно­сти чувств (восторг) или даже только одну высокую его интенсивность (волнение). В других случаях, наоборот, за одним сло­вом скрывается не отдельная эмоция, а до­вольно “пестрый” их конгломерат (рев­ность). Можно было бы доказать, что для целей речевого общения людей такое по­ложение дел удобно. Однако для класси­фикаторов эмоциональных явлений оно пред­ставляет большую опасность оказаться жертвой “синдрома Пигмалиона”, как аме­риканский математик Дж. Синг окрестил слу­чаи, когда ученый принимает “модельный мир” (“М-Мир”) за “действительный мир” (“Д-Мир”) 1 . Увы, немало психоло­гов, рассматривая эмоции, анализируют не столько переживания, сколько семантику слов.

В связи со сказанным перед исследовате­лем эмоций исключительно остро встает не только проблема нахождения правильного основания их классификации, но и вопрос о принципах выделения “эмоциональных кван­тов”, поскольку слова отнюдь не “квантуют” эмоциональную реальность однозначным об­разом.

Разрешить обе эти задачи на строго тео­ретическом уровне пока, к сожалению, вооб­ще невозможно, поскольку психологам до сих пор не удалось еще полностью разобраться в “опорной базе” эмоций — структуре чело­веческих потребностей. Поэтому для класси­фикации эмоций нам пришлось избрать по­луэмпирический путь, при котором мы шли не от потребностей к эмоциям, а от предва­рительно собранного огромного “сырого ма­териала” о “ценных” переживаниях к “про­свечивающим” через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. Вспомогатель­ными критериями при этом служили, во-первых, наличие некоторой инварианты в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции той или иной категории (служение другим людям, решение познавательных за­дач и т. д.), во-вторых, — частая сочетаемость эмоций одной категории друг с другом, их коррелятивность. Это была долгая, много­этапная работа, в процессе которой постепен­но уменьшался разрыв между эмпиричес­кими и теоретическими доводами в пользу той или иной группировки эмоциональных переживаний.

В разработанной таким путем и предла­гаемой ниже классификации “ценных” пере­живаний используются только те их “рече­вые модели”, которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окра­шенность “в цвет” определенной потребно­сти. Такой моделью является, например, сло­во “нежность”, но не являются слова “удовольствие”, “радость”, “восторг” без указа­ния на их источник, ибо (повторим П. В. C имонова) удовольствие от поедания шашлыка есть иная эмоция по сравнению с удовольст­вием от созерцания красивой картины, a “безумный восторг делания” (А. М.. Горький) отнюдь не тождествен “восторженной нежно­сти” и т. д.

Приводим нашу классификацию “цен­ных” эмоций с примерами непосредственных высказываний людей об особо влекущих их переживаниях и специальным “эмоциональ­ным инвентарем”, предназначенным для ре­шения задач, о которых будет рассказано позднее.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потреб­ности в содействии, помощи, покровительст­ве другим людям. Альтруистические пережи­вания хорошо отражены в таких высказыва­ниях студентов:

“Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать. нежность, заботу, тре­вогу за кого-то. Просто необходимо мне чув­ство, что я кому-то нужна, что то, что я де­лаю, тоже нужно другим, тогда у меня и ра­бота спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”.

“Самое желанное чувство — когда сдела­ешь что-то приятное, нужное людям. В шко­ле часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты по­мог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке. Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо”.

Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:

“Меня приводит в умиление, в трога­тельно-восторженное состояние, даже вызы­вает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека”.

Инвентарий альтруистических эмо­ций: “Желание приносить другим радость и счастье” (А-1). “Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота” (А-2). “Сопере­живание удачи и радости другого” (А-3). “Чувство нежности или умиления” (А-4). “Чувство преданности” (А-5). “Чувство участия, жалости” (А-6).

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

В формулировках студентов коммуника­тивные переживания переданы так: “Боль­ше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю припод­нятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то. прямо реветь хочется от сча­стья”.

Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно ком­муникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоцио­нальной близости (иметь друга, сочувст­вующего собеседника и т. п.).

Читайте также:  Низкое давление во время стресса

Инвентарий этих эмоций: “Желание общаться, делиться мыслями и пережива­ниями, найти им отклик” (КМ-1). “Чувство симпатии, расположения” (КМ-2), “Чувст­во уважения к кому-либо” (КМ-3). “Чувст­во признательности, благодарности” (КМ-4). “Чувство обожания кого-либо” (КМ-5). “Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей” (КМ-6).

3. Глорические эмоции (от лат. gloria — слава). Эти эмоции связаны с по­требностью в самоутверждении, в славе. Ти­пичная для них эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое “пожинание лавров”. Она хорошо выявлена в следую­щем высказывании одного из наших рес­пондентов: “Наиболее приятные пережива­ния я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхище­ния. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства”.

Инвентарий: “Стремление завое­вать признание, почет” (ГЛ-1). “Чувство уязвленного самолюбия и желание взять ре­ванш” (ГЛ-2). “Приятное щекотание само­любия” (ГЛ-3). “Чувство гордости” (ГЛ-4). “Чувство превосходства” (ГЛ-5). “Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность сво­ей личности” (ГЛ-6).

4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства” введен в употреб­ление П. М. Якобсоном, предложившим на­звать так переживания, “вызываемые дея­тельностью, изменением ее в ходе рабо­ты, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и заверше­ния” .

В примерах праксических чувств у П. М. Якобсона, однако, выступают очень сложные комплексы переживаний, в кото­рые входят и такие эмоции, как эстетиче­ские, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Мы выделяем праксические эмоции в их чистом виде и специфичность таких эмоций, следуя взглядам К. Д. Ушинского и И. П. Павлова, связываем с “рефлексом цели” , “ибо цель или задача жизни есть только другая форма для выражения того же понятия “труда жизни”” .

Приведем несколько описаний студентами своих переживаний, которые мы относим к праксическйм: “Совершение полезного и ну­жного с большим напряжением воли”. “Наи­более приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа вы­полняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; В этом случае появляется какое-то вдохно­вение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсо­лютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на ду­ше”. “У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выпол­нила ее добросовестно и добилась желае­мого”.

Инвентарий: “Желание добиться ус­пеха в работе” (П-1). “Чувство напряже­ния” (П-2). “Увлеченность, захваченность работой” (П-3). “Любование результатами своего труда, его продуктами” (П-4). “При­ятная усталость” (П-5). “Приятное удовлет­ворение, что дело сделано, что день прошел не зря” (П-6).

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эмоции, по нашему мне­нию, происходят от потребности в преодоле­нии опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях гене­рал-полковника Глеба Бакланова, Героя Со­ветского Союза, мастера спорта СССР: “Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Време­нами перехватывало дыхание. Разгорячен­ное лицо пылало огнем”. Он же признается: “Конечно, все, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из “спортив­ного интереса”. Но в самом ходе боя. часто возникали переживания и ощущения, сход­ные с теми, которые были знакомы мне по спорту” .

Хорошо передает переживание названно­го типа перед прыжком с парашютом космо­навт Алексеи Леонов: “Перед шестым прыж­ком в душе все равно рождается какое-то то­мительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности» .

“. Я люблю это чувство — опасность”, — сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками .

Любовь к подобным переживаниям отме­чали и некоторые наши студенты, особенно с факультета физвоспитания: “Люблю острые ощущения, взвинчивающие нервы”. “Ощу­щаешь какое-то тревожное возбуждение. Ка­жется, что переступаешь какую-то неведо­мую грань. Это страшновато и приятно”.

Инвентарий: “Жажда острых ощу­щений” (ПГ-1). “Упоение опасностью, рис­ком” (ПГ-2). “Чувство спортивного азарта” (ПГ-3). “Решительность” (ПГ-4). “Спортив­ная злость” (ПГ-5). “Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, пре дельной мобилизации своих физических и ум­ственных способностей” (ПГ-6).

6. Романтические эмоции. В ака­демическом “Словаре русского языка” ро­мантизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью”, а роман­тиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей”. В качестве примера в словаре приведен образ тургенев­ского Калиныча.

Однако не все употребляют слово “роман­тик” именно в таком значении. К романтиче­ским натурам нередко относят отважных пу­тешественников, разного рода “первопроход­цев”, то есть людей, которых менее всего мо­жно отнести к созерцателям. Общепризнан­ные романтические поэты Байрон и Лермон­тов отнюдь не были склонны к идеализации действительности.

В настоящей работе мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычай­ному, необыкновенному, таинственному.

Чувство таинственности как типичная “романтическая эмоция” появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо “ощущаем” свою включенность в число объектов, на которые распространяет­ся действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решаю­щее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устрой­ства у нас такой эмоции не вызывает. Позна­ние тайн природы, очевидно, может сопро­вождаться чувством таинственности в зави­симости от того, насколько личностно и фи­лософски значимо человек воспринимает объ­ект исследования. “Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала”, — писал М. Ю. Лермонтов. Наши респонденты рас­крывали свои романтические переживания в таких. выражениях: “Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т. д.)”. “Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного”. “У ме­ня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное”.

Инвентарий: “Стремление к необы­чайному, неизведанному” (Р-1). “Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда” (Р-2). “Манящее чувство да­ли” (Р-3). “Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, пол­ным значительности и тайны” (Р-4). “Чувство особой значительности происходя­щего” (Р-5). “Чувство зловеще-таинственно­го” ДР-6).

7. Гностические эмоции. Гности­ческие (от греч, gnosis знание) эмоции

издавна описываются в учебниках психоло­гии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказы­ваются и конкретные переживания (удивле­ние), и свойства личности (чувство нового). Нас интересуют только первые.

Гностические эмоции мы связываем, не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в “ког­нитивной гармонии”. Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, ин­формацию к одному “общему знаменателю”. Альберт Эйнштейн очень метко назвал .это человеческое стремление “бегством от удив­ления”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, — это проблемная ситуация. В ответах наших сту­дентов гностические переживания описыва­лись так: “Для меня самое приятное пережи­вание — разобраться в трудном вопросе”. “Самое приятное чувство — решить зада­чу, когда вначале казалось, что я её не решу”.

Инвентаряй: “Стремление нечто по­нять, проникнуть в сущность явления” (ГН-1). “Чувство удивления или недоуме­ния” (ГН-2). “Чувство ясности или смутно­сти мысли” (ГН-3). “Неудержимое стремле­ние преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему” (ГН-4). “Чувство догадки, близости реше­ния” (ГН-5). “Радость открытия истины” (ГН-6).

8. Эстетические эмоции. Кате­гория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до насто­ящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства — радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, “что представ­ляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутст­вуют” .

Читайте также:  Запущенной форме дисбактериоза других гастроэнтерологических заболеваниях чувство

Несколько схематизируя разные точки зрения на эту проблему, можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстети­ческих эмоций в чистом виде просто не су­ществует. “Своеобразие эстетических пере­живаний заключается в специфическом и не­повторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций” . Эстетическое впечатление — ре­зультат того, что “все чувства, переживания, мысли смешались, столкнулись друг с дру­гом”, и “это столкновение “очищает”, прео­долевает обычные чувства, зарождающиеся в процессе эстетического восприятия произве­дения искусства” ,

Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности челове­ка в гармонии с окружающим, которая пред­ставляет собой “соответствие, совпадение мер человека и мер предметов” . Соответствие это отражается в чувстве красоты.

Первый взгляд хотя и не лишен основа­ния, все же представляется нам узким. Про­тив него говорит уже тот факт, что эстетиче­ское чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Мы также реши­тельно отказываемся наперед считать всякое переживание эстетическим только потому, что оно вызвано у человека произведением искусства. По крайней мере литература, те­атр, кино “задевают” самые разные потреб­ности. Нам лично ближе вторая точка зре­ния, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой.

Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются толь­ко такими видами искусства, в которых фор­ма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы. Процитируем несколько высказываний сту­дентов: “Люблю то состояние грусти или ка­кой-то прозрачной печали, когда слышу пре­красные звуки музыки”. “Самое приятное переживание — внутренняя сосредоточен­ность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами или природой”. “Наибо­лее приятные ощущения возникают у меня, когда я иду в слегка пасмурную погоду од­на, а вокруг шумят деревья, омытые дождем, пахнет цветами; тихо и очень красиво”.

Интересно отметить, что те наши респон­денты, которые в качестве самых приятных для них переживаний назвали эстетические, чаще всего испытывали их вместе с чувством некоторой меланхолии, с “горчинкой грусти”. Они как бы тяготели одновременно к тем и другим эмоциям. Тем не менее связь пережи­вания красоты с грустью не является без­условной. Вследствие этого мы из состава эс­тетических переживаний выделяем специаль­ную модификацию — лирические пережива­ния, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавлен­ными коммуникативными интенциями лю­дей.

Инвентарий эстетических эмоций:

“Жажда красоты” (Э-1). “Наслаждение кра­сотой чего-либо или кого-либо” (Э-2). “Чув­ство изящного, грациозного” (Э-3). “Чувство возвышенного или величественного” (Э-4). “Наслаждение звуками” (Э-5). “Чувство волнующего драматизма” (“Сладкая боль”) (Э-6). К лирическим чувствам как разновид­ности эстетических относятся: “Чувство светлой грусти и задумчивости»” (Л-1). “По­этически-созерцательное состояние” (Л-2).“Чувство душевной мягкости, растроганно­сти” (Л-3). “Чувство родного, милого, близ­кого” (Л-4). “Сладость воспоминания а дав^ нем” (Л-5). “Горьковато-приятное чувства одиночества” (Л-6).

9. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

В высказываниях наших респондентов гедонистические переживания и соответству­ющие им эмоциональные ситуации описыва­лись так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые про­стые: вкусно поесть, сладко поспать, поне­житься под солнцем на пляже”.

Инвентарий: “Наслаждение прият­ными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д.” (Г-1). “Чувство беззаботности, безмятежности” (Г-2). “Не­га” (“Сладкая лень”) (Г-3). “Чувство весе­лья” (Т-4). “Приятная бездумная возбуж­денность” (на танцах, вечеринках и т. д.) (Г-5). “Сладострастие” (Г-6) (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой “натяжкой”).

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение). Эти эмо­ции возникают в связи с интересом к накоп­лению, “коллекционированию” вещей, выхо­дящему за пределы практической нужды в них.

Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворени­ем не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от про­изведений искусства до зажигалок.

Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто много­кратно приобретать, накапливать, коллекцио­нировать” (АК-1). “Радость по случаю уве­личения своих накоплений” (АК-2). “При­ятное чувство при обозрении своих накопле­ний, коллекций и т. д.” (АК-3).

Такова наша классификация эмоций. Мы называем ее “открытой”, подразумевая, что число выделенных нами эмоциональных ка­тегорий при необходимости можно допол­нять, не нарушая положенного в ее основу принципа. Однако до сих пор у нас такой не­обходимости в процессе экспериментальных исследований не возникало .

Цитированные выше высказывания на­ших респондентов и других лиц продемонст рировалн возможные различия в эмоциональ­ной направленности людей. Нельзя, однако, забывать, что эти высказывания были ото­браны нами среди десятков других, менее яс­ных и определенных. Нельзя также не при­нять во внимание и то обстоятельство, что даже четкие ответы респондентов могли быть результатом недостаточно глубокого са­моанализа: из ряда одинаково приятных пе­реживаний один мог случайно припомнить и описать одно, другой — другое. Таким обра­зом, данные открытого анкетирования (ин­тервьюирования) больше годились для со­ставления достаточно полного реестра жела­емых переживаний, чем для выявления существенных различий между опрашивае­мыми по степени их влечения к названным приятным эмоциям. Для последней цели гораздо более адекватной является закрытая анкета, предоставляющая респондентам воз­можность сделать выбор из готовых вариан­тов ответов.

Не касаясь здесь специального вопроса о методиках создания надежного опросника для тестирования эмоциональной направлен­ности личности, приводим самую простую анкету, ознакомление с которой по край­ней мере сделает для читателя понятным излагаемый в последующих главах мате­риал.

Коэффициент достоверности информации, доставляемой этой анкетой при работе с об­разованной молодежью, судя по данным спе­циальных исследований и расчетов, равен примерно 0,5.

Данная анкета преследует цель устано­вить такие различия, которые нельзя оценить в терминах “лучше — хуже”. Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас оди­наково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне. Ваш долг — постараться точно вы­полнить инструкцию.

Выполните, пожалуйста, в указанном по­рядке следующие задания:

1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы’ больше всего любите испытывать. Если со­вершенно уверены в правильности своего от­вета, заключите выписанный номер в кру­жок.

2. Остальные номера расположите впра­во по строчке в порядке предпочтения, ко­торое Вы отдаете одной эмоции перед другой.

3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы явно предпочитаете остальным.

Образец: 9 , 8, 4, 6, 5, 7, 2, 1, 10 (Если не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для Вас пе­реживание, заключать номер в кружок не надо).

III. Перечень переживаний.

1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов кол­лекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увле­ченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных резуль­татов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем ду­ха, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над со­перниками, когда тобой искренне восхища­ются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физи­ческое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстанов­кой, безопасностью и безмятежностью жи­зни.

6. Чувство радости и удовлетворения, ко­гда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.

7. Горячий интерес, наслаждение при по­знании нового, при знакомстве с поразитель­ными научными фактами. Радость и глубо­кое удовлетворение при постижении сути яв­лений, подтверждении Ваших догадок и предположений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в ми­нуту борьбы, опасности.9. Радость, хорошее настроение, симпа­тия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Ког­да видишь дружбу и взаимопонимание. Ког­да сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чув­ство, возникающее при восприятии приро­ды или музыки, стихов и других произведе­ний искусства.

Источник

Оцените статью