Толкование на Псалтирь 15:11
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 15:11 / Пс 15:11
Афанасий Великий (
Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец
Сказал ми еси пути живота. Прияв на Себя лице человечества, как соделавшийся нам подобным, изрекает слова, которые приличны более нам, нежели Ему, как Богу. Сладость в деснице Твоей в конец. Это значит, что святые будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Это же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они, приимем мы от Христа, Который в нас и одесную Отца. И что слово это истинно, явствует из следующего места, в котором сказано: Иже преобразит образ смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3,21).
Источник: Толкование на псалмы.
Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек
Без Бога нет смысла в жизни. Мы не можем жить, не задавая себе вопроса: зачем жить? И только христианская религия дает самое верное, светлое, глубокое решение этого основного вопроса: жить для Бога. А в жизни для Бога и лежит наша постоянная радость, счастье вечное. Именно — вечное, так как счастье мыслится не кратким, даже не долгим, а только вечным… И семейное счастье, и утехи юности, и слава, и богатство, и наука, и наслаждение искусством — все это, помимо того что не может дать полного удовлетворения людям, — еще и не вечно. А жизнь в Боге есть именно вечное счастье, которое, начинаясь здесь, на земле, будет продолжаться вечно, и притом в полной для нашего восприятия мере.
Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец
Благодарю Тебя, Творче и Избавителю мой, что Ты указал мне пути жизни, именно — путь любви к Тебе, созерцания Твоих совершенств, путь любви моей к ближнему. Когда я с Тобою, Господи, служу Тебе чистосердечно, тогда весело мне, твари ничтожной, с всесовершенным Творцом своим, тогда радуются все кости мои. Полнота радостей пред лицем Твоим. И это неудивительно, потому что сладость в деснице Твоей (красота) вовек — бесконечная, несказанная сладость…
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Евфимий Зигабен (
Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец
Сказал (показал) ми ecu пути живота (жизни)
Ты научил, говорит, Меня добродетелям, которые путеводят к бессмертной жизни. Или: Ты открыл, говорит, Мне путь жизни, т. е. способ воскресения моего и новой моей жизни, который Я проходя сам, наставлял им и учеников своих.
Исполниши мя веселия с лицем твоим
Сын Божий есть образ и лицо Бога Отца. Посему, говорит Он, видевый Мене, виде Отца моего (Иоан. 14,9). Он также называется сиянием славы и образом ипостаси Бога Отца (Евр. 1,3). Итак ты, говорит, исполнишь Меня радостью после воскресения Моего, Меня усыновленного Тебе человека в соединении с усыновившим божеством; до воскресения же спаситель наш, как известно, и скорбел, и плакал, и томился духом, по закону человеческого естества. Или также: с лицем твоим сказано описательно т. е. вместе с Тобою. И так как Отец всегда составлял одно с Сыном —по божеству, а Сын был одно с Отцем, то оба они имели и общую радость в спасении людей, радость, которую произвела смерть Богочеловека чрез крест.
Красота в деснице, твоей в конец
Под десницею Отца разумеется Сын, подобно тому как Он есть также и вообще рука и сила Его. Итак веселие, говорит и ликование будет для Сына вечное, потому что Он совоскресил вместе с Собою тех, которые пали в древности по причине греха, и потому что Он воспринял снова под свою власть достояние Мое.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец
Этот стих представляет вывод из всего содержания псалма. Так как Ты, Господи, мое достояние, то от Тебя я узнаю истинные пути жизни: только пред Тобою («пред лицом Твоим»), вблизи Тебя я испытываю радость, и истинная, неотъемлемая награда, вечная («блаженство во век») дается только Тобою.
По 10 ст. этот псалом нужно считать прообразовательно-мессианским.
Источник: Толковая Библия.
Григорий Разумовский (1883−1967)
Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец
И эти заключительные слова псалма, по учению св. апостола Петра, принадлежат также Христу Спасителю, устами пророка Давида изрекшему: воскресив Меня, Ты, Господи, открыл Мне (сказал ми eси) по человечеству, а во Мне и чрез Меня открыл и всем верующим в Тебя путь вечной жизни; Ты в полноте наделяешь Меня и верных радостями от лицезрения Твоего; вечное блаженство заключается в деснице Твоей, т.е. во власти Твоей. Красота по более точному переводу «сладость», — по-русски: «наслаждение, блаженство». В конец — то же, что «вовек, вечно»; сладость во век значит вечное блаженство.
В заключение объяснения сего псалма припомним его еврейское надписание: «миктам». Да, это поистине золотая, драгоценная песнь Давида! В этой песне в свое время он пророчески предвозвестил людям, сидящим во тьме и сени смертной, погруженным в суеверия и всякого рода заблуждения, о воскресении Христовом, имеющем принести на землю свет разума, надежду общего всех воскресения, освобождения от адова мучительства и упование вечноблаженной жизни. Припомним тут же кстати прекрасное слово одного знаменитого проповедника нашей отечественной Церкви, который в беседе на день Святой Пасхи говорит: «Христос воскресе! и жало смерти притуплено, грозная держава ее разрушена. Теперь никто не может сказать: никтоже познан есть возвративыйся из ада. Ибо есть ныне возвратившийся Победителем из ада и воссиявший светоносно из гроба. Есть гроб, который опустел и не издаст мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшие мертвецов своих. Един Он умер за нас, но не один воскрес из мертвых: с Ним «многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем» (Мф. 27:52−53). Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда по гласу трубы архангела, что и наши телеса, «сеемые в тление, востанут в нетлении, сеемые не в честь востанут в славе? Ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 15:42−43, 20, 22). К сему-то светлому, брачному торжеству всеобщего воскресения всего человеческого рода уготовляйся, душа верующая, к сему-то великому дню празднования вечной Пасхи об он-пол (на другой стороне. — Ред.) временного бытия нашего, на новой земле обетования будь готова умом и сердцем, словами и делами своими, — да не явишися убога праведных жизни, да не восстанешь к новой, бессмертной жизни с древнею язвою греховною, под древнею клятвою вечной смерти!» (Димитрия, архиеп. Херсонского. Слова, беседы и речи).
Источник: Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Псалтирь 15 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 15
По-еврейски имеет надпись, которая могла бы быть переведена как «золотая поэма»; этим обращалось внимание на важность содержания псалма, в котором Давид воспевает радость общения с Богом.
Некоторые полагают, что Псалом 15 был написан, когда Давид, вынужденный скрываться от Саула, оказался на службе у филистимского царя Анхуса (1Цар. 27:28). Подтверждения этому могут быть найдены в тексте псалма.
А. Господь — часть наследия моего (15:1-8)
Пс. 15:1. В этом стихе выражена мысль, часто повторяющаяся в псалмах Давида, — о его уповании на Господа; Пс. 15 ею начинается и ею же, в сущности, заканчивается (стих 11).
Пс. 15:2. Стих 2 не одинаково передается в разных переводах; в русском синодальном и одном из английских текстов он звучит, если и не идентично, то близко по мысли. Самое главное в этом стихе — свидетельство веры Давида: Ты Господь мой!
Пс. 15:3-4. Эти стихи подтверждают мысль, высказанную выше, — об уповании Давида на Господа. Вынужденно находясь на чужбине, он стремится к своему народу (который, обращаясь к Иегове, называет «святыми на земле, данной им Богом, дивными Его»).
В стихе 4 псалмопевец выражает неприятие язычников-филистимлян, поклоняющихся богу чужому. Он не примет участия в их «кровавых возлияниях», т. е. в жертвоприношениях их идолам и не станет молиться им («поминать их имена»). (Из 1-й Царств видно, что филистимский царь Анхус, весьма благоволивший к Давиду, очень хотел иметь его в числе своих военачальников. Но для этого требовалось, чтобы Давид навсегда порвал со своим народом, а, значит, и со своим Богом.)
Пс. 15:5. В стихе 5 Давид как раз и заявляет, что никогда этого не сделает, ибо его «наследием», т. с. единственным его уделом является Господь, Бог истинный, Который держит жребий его, иначе говоря, определяет его судьбу.
Пс. 15:6. Говоря о «приятности» для него такого несравненного «наследия», как Господь, псалмопевец прибегает к метафоре.
Пс. 15:7. Возможно, во время пребывания его в Секелаге (на филистимской территории) Давиду было какое-то откровение свыше («вразумившее» его). Даже и ночью он вдумывался в него и вникал всем своим существом (учит меня внутренность моя).
Пс. 15:8. На опыте всей своей прежней жизни знает псалмопевец, что Господь всегда с ним, как бы по правую руку от него. И потому уверен, что и теперь, когда он, оторванный от своего народа, живет среди язычников, не даст ему «поколебаться» Защитник его, т. е. убережет его от большой беды, не допустит его гибели. Это не поколеблюсь, очевидно, относится и к уверенности Давида в том, что он духовно «устоит» в Господе.
Б. Ты не оставишь души моей в аде (15:9-11)
Пс. 15:9-11. И от этого, от сознания, что и душе и «плоти» его ничего не угрожает в настоящее время, возрадовалось сердце Давида и, вот, побуждает его слагать псалмы Творцу (возвеселился язык мой; стих 9). Он уверен, что Господь укажет ему путь жизни, и пред лицом Его он, Давид, будет иметь радости во всей их полноте (стих 11).
Пс. 15:8-11 цитировал апостол Петр надень Пятидесятницы (Деян. 2:25-28), апостол Павел приводит вторую часть стиха 10 (и затем развивает эту мысль; Деян. 13:35-37). Однако и тот и другой цитировали Псалом 15 применительно к воскресению Иисуса Христа. Таким образом, слова псалмопевца в этих стихах, несомненно, преобразовательны; они выходят за пределы того, что имело отношение к нему лично, и исторически осуществились в Иисусе Христе.
В стихе 10 Давид, как об одном из «святых», говорит о себе (сравните стих 3); он выражает уверенность в том, что душа его не окажется в аду, где будет лишена общения с Господом, что плоть его не подвергнется «тлению». Но если Давид избавлен был от могилы (тления) на то время (!), то Иисус Христос, к Которому тоже относились эти слова, «не увидел тления», потому что воскрес на третий день.
Поскольку в свое время Давид умер и, значит, тление «увидел» (этот факт неоднократно подчеркнут в книге Деяний апостолов — Деян. 2:29; 13:36), а душа его сошла в преисподнюю, то полностью пророчество, высказанное им в этом псалме, относится к Господу. Однако и к псалмопевцу оно имело отношение, и Бог не по ошибке вложил его в его уста. Частично оно, как уже говорилось, исполнилось при жизни Давида: Господь на долгие годы еще сохранил ему жизнь и не лишил его общения с Собою.
Когда же, столетия спустя, воскрес Христос, воскрес телесно, то в каком-то смысле в Нем воскресла и физическая природа Его предка — царя Давида. Далее. Едва ли можно сомневаться в том, что когда Христос сходил в преисподнюю, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников, Он и души Давида «не оставил в аде».
На основании стиха 10 Псалом 15 считается одним из мессианских псалмов.
Источник
Псалтирь 15 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда
Псалом 15: Христос воскрес!
Ключ к пониманию Псалма 15 содержится в Деяниях 2:25-28, где Петр цитирует из данного псалма стихи 8-11 как текст о воскресении Христа. Вставим же этот ключ в дверь и послушаем, как наш дивный Спаситель молится Своему Отцу перед самой Своей смертью.
15:1, 2 Как совершенный Человек, полностью полагающийся на Бога, Христос обращается с мольбою хранить Его к Тому, в Ком видит единственное Свое убежище. За три десятилетия Своей земной жизни Спаситель не только признал Бога Своим Господом, но и с ликованием исповедовал в Боге всепоглощающую любовь Своей жизни. Фраза «блага мои Тебе не нужны» [в английских переводах — скорее, «благость Моя — ничто без Тебя»] представляет собой не отрицание безгрешности Спасителя, а лишь выразительно свидетельствует о вседостаточности Бога для Христа. Сравним это свидетельство со словами поклонения в Пс. 72:25: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле».
15:3 Сосредоточенность жизни Мессии на Боге не исключает, однако, глубокого почтения к святым, которые на земле. Собственно говоря, здесь одно тесно переплетается с другим: любить Бога означает любить Его народ (1 Ин. 5:1, 2). Господь Иисус считает Своих святых солью земли, дивными людьми, на которых устремлено все желание Его. Взглянем на сходное свидетельство одного Божиего святого прежних дней: «С самого первого дня моего путешествия и до этой самой минуты я встречал столько любви и заботы, сколько только возможно обрести смертному и грешному существу. Я находился в обществе лучших людей на земле, и каждый из них прилагал все свои усилия, чтобы ради Господа сделать для меня доброе».
15:4 Полную противоположность истинным сынам Божиим составляют те, кто поклоняется богу чужому. Идолопоклонство неизбежно умножает скорби в жизни тех, кто им занимается. Самый, возможно, грозный суд, совершающийся над идолопоклонниками — это их собственное уподобление тем вещам, которым они поклоняются. Святой Сын Божий держится совершенно обособленно от кровавых возлияний их. По сути, Он даже не хочет упоминать имен их, чтобы не создавалось впечатление какого-то снисхождения к ним или их языческим ритуалам.
15:5, 6 В том, что касается внутреннего мира Христа, Господь для Него есть часть наследия и чаши Его. Все Его достояние, вся Его радость — в Боге. Господь оберегает границы Его наследия. Размышляя о том, насколько мудро и чудесно Отец устроил Его жизнь во всех ее проявлениях, Он сравнивает ее с великолепными владениями, раскинувшимися по прекрасным местам; это наследие, которое приятно, так как все в нем — благо. Когда мы живем в общении с Богом, мы тоже имеем все основания благодарить Его за то, как Он устроил нашу жизнь. Когда мы жалуемся, это выдает недостаток нашей уверенности в мудрости, любви и могуществе Бога.
15:7 Здесь Христос благодарит Господа, верного в руководстве и вразумлении для каждого часа Его жизни. Даже ночью, когда Он бодрствовал в молитве и размышлении о Слове Божием, Его сердце наставляло Его. Это время не проходит напрасно, оно посвящено делу Его утешения и благословения. Как часто то, что испытал Христос, повторялось в жизнях Божиих людей! Ибо многие музыканты, Вдохновенные Света сыны, Говорят о своих лучших песнях: «Они — из теней ночных». И многие звучные гимны, Что в доме Отца слышны, Рождались робкими трелями Среди ночной тишины.
Автор неизвестен Следующие стихи Псалма 15 Петр провозгласил в день Пятидесятницы как свидетельство о воскресении Христа: «Ибо Давид говорит о Нем: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:25-33).
Теперь рассмотрим сделанные здесь Петром комментарии (без них мы в большинстве своем не сумели бы заметить в тексте указаний на ряд обстоятельств).
1. Давид говорил о Христе (Деян. 2:25). Давид не мог говорить о самом себе, потому что его тело так и осталось в гробу в Иерусалиме.
2. Будучи пророком, псалмопевец знал, что Бог воскресит Христа перед тем, как возвести Его на престол Свой.
3. Давид, таким образом, предрекал, что Бог не даст душе Христа остаться в аде, как и не допустит, чтобы тело Его разлагалось.
4. Бог действительно воскресил Христа, и все произошедшее в день Пятидесятницы было следствием Его прославления одесную Бога.
Запомнив эти предварительные замечания, обратимся теперь к заключительным стихам данного псалма.
15:8 Прежде всего, Мессия совершенно недвусмысленно утверждает, что всегда видел Он пред собою Господа. Иегова был Тем, для Кого Христос жил. Христос ничего не делал своевольно; все, что Он делал, Он делал в послушании воле Своего Отца.
Ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. В Писании слова десница, одесную могут указывать на:
· могущество (88:14);
· безопасность (19:7);
· славу, почет (44:5; 109:1);
· благоденствие (15:11);
· благоволение (79:18);
· поддержку (17:36).
В данном случае подразумеваются безопасность и спасение.
15:9, 10 Уверившись в постоянной Божией защите и заботе, Спаситель с уверенностью смотрит в будущее. Сердце Его радуется. На душе у Него весело, и тело Его в безопасности. Он знает, что Бог не оставит души Его в аде и не даст Его телу увидеть тление. Иными словами, Христос воскреснет из мертвых.
Упоминание ада требует некоторых пояснений. Это слово (Sheol) употребляется в Ветхом Завете для обозначения могилы, преисподней, а также пребывания души вне тела. Оно эквивалентно древнегреческому слову Hades в Новом Завете. Слово Sheol указывает не столько на географическое местонахождение, сколько на состояние умерших — отделение личностной составляющей от телесной. Оно употребляется по отношению к любому умершему, как верующему, так и неверующему. С другой стороны, древнегреческий аналог, Hades, использующийся в Новом Завете, относится только к неверующим. Слово Sheol — весьма неопределенное, расплывчатое. Оно не выражает отчетливых представлений о загробной жизни. Собственно, оно в большей степени передает неуверенность, чем знание.
В Новом Завете все обстоит по-другому. Христос через Евангелие явил жизнь и бессмертие (2 Тим. 1:10). Сегодня мы знаем, что после смерти неверующего его дух и душа отправляются в место мучений, называемое «ад» (Лк. 16:23), тогда как тело отправляется в могилу. Дух и душа верующего отправляются к Христу на небеса (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23), а его земное тело остается в могиле.
Когда Спаситель сказал: «Ты не оставишь души Моей в аде», Он проявил Свое предвидение того, что Бог не оставит Его пребывать в бестелесном состоянии. Хотя Он нисшел в Sheol, Он там не остался.
Бог предотвратил обычные процессы разложения. Благодаря чудесному сохранению в нетленности, безжизненное тело Христа не разлагалось на протяжении трех дней и ночей.
15:11 В заключительном стихе наш благословенный Господь с полной убежденностью говорит о том, что Бог укажет Ему путь жизни — путь от смерти назад к жизни. Этот путь в конце концов вернет Его на небеса, в присутствие Божие. Там Его ждут полнота радости и вечное блаженство.
Источник