Стресс: есть ли от него польза и как ее получить
В нашей статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность» мы подробно говорили о стрессе и приводили интересные научные и статистические данные. Но разговор проходил преимущественно о том, что стресс оказывает отрицательное воздействие на физическое и психическое состояние человека. Однако рассматривать его только в негативном ключе не совсем правильно, ведь в ряде случаев он способен повлиять на человека и его состояние положительно. Именно об этом мы и хотим поговорить в сегодняшней статье.
Тем не менее, стоит иметь в арсенале набор техник, которыми можно давать отпор стрессу. Этому можно научиться на онлайн-программе «Психическая саморегуляция».
Может ли стресс быть полезен для организма
Жизнь современного человека невозможно представить без серьезных эмоциональных переживаний, тревог и беспокойств. Вы и сами прекрасно знаете, что каждый наш день наполнен различными событиями, и далеко не всегда положительными: в то время как одни заставляют нас радоваться и испытывать счастье, другие сопровождаются негативными эмоциями. И реагируем мы на такие события по-разному, ведь каждый человек индивидуален и обладает собственными особенностями психики.
Большинство людей воспринимает стресс в качестве явления нежелательного, опасного, плохого. Но все же в жизни достаточно часто случается так, что стрессовые ситуации просто необходимы. Один из примеров таких ситуаций – случаи, когда в короткие сроки нужно повысить физическую или интеллектуальную работоспособность, чтобы справиться с каким-то проблемами или решить какие-то важные задачи. Здесь-то стресс и выступает в роли активатора имеющихся ресурсов.
Стресс оказывает уникальное воздействие на организм – увеличивает физическую силу и эффективность умственной деятельности. Потому-то сложные психологические ситуации, оказывающие давление, способствуют тренировке и укреплению организма. Благодаря этому формируется более сильная защитная система и укрепляется иммунитет.
Заметим также, что американские ученые, одними из первых начавшие изучать стресс, его причины и последствия, выяснили, что в моменты кратковременных душевных потрясений начинают более интенсивно работать некоторые клетки организма, а именно:
- моноциты, поглощающие чужеродные вещества;
- нейтрофилы, борющиеся с инфекциями;
- лимфоциты, обеспечивающие длительный иммунитет.
А организм укрепляется по причине того, что увеличивается количество трех видов гормонов:
Кроме того, неоднократно проводившиеся эксперименты показали, что вакцины против различных заболеваний, эффективнее действуют на людей, находящихся в нервозной обстановке, нежели на людей, пребывающих в спокойствии. Но пока это лишь общая информация, и будет лучше, если мы добавим больше конкретики.
Итак, каким положительным воздействием может обладать кратковременный стресс:
- Улучшение памяти. При стрессе память становится лучше, а происходит это благодаря повышенному воспроизведению организмом адренокортикотропного гормона. Именно поэтому, кстати, события, происходящие под влиянием стресса, запоминаются человеком лучше остальных событий и представляют собой более яркий жизненный опыт.
- Повышение иммунитета. Как мы уже подмечали, даже небольшое стрессовое воздействие активизирует защитные системы организма. К примеру, надпочечная железа, отвечающая за регуляцию стресса, оптимизирует иммунитет и помогает бороться с вирусами и бактериями. Надпочечники, вырабатывающие кортизол, реагируя на психоэмоциональные раздражители, повышают общую сопротивляемость организма действию разрушающих микроорганизмов.
- Ускоренное восстановление. Когда человек переносит операцию или восстанавливается после какой-то травмы, происходит временное психическое напряжение, заставляющее организм активно вырабатывать иммунные клетки. Эти клетки направляются к лимфатическим узлам и коже, за счет чего ускоряется регенерация поврежденных участков.
- Активизация интеллектуальных способностей. Повышенное эмоциональное напряжение заставляет нервную систему работать на максимальных оборотах, что приводит к более активному протеканию всех мыслительных процессов. Любые интеллектуальные операции мозг проводит в разы быстрее, чем в состоянии покоя.
- Повышение выносливости нервной системы. Стресс действует на нервную систему примерно так же, как физические упражнения на мышцы. Происходит выработка иммунитета к стрессовым ситуациям. Впоследствии каждый последующий стресс будет переживаться легче, а организм станет тратить меньше ресурсов на его преодоление.
- Улучшение работы органов чувств. В моменты кратковременного стресса ненадолго улучшается работа зрения, слуха, осязания, обоняния, т.к. организм переключается в режим боевой готовности. Можно сказать, что на небольшой отрезок времени человек начинает овладевать суперспособностями.
- Формирование чувства привязанности. Еще одно интересное наблюдение: стрессовые ситуации приводят к повышению уровня окситоцина, отвечающего за механизмы формирования чувства привязанности. По этой причине люди, вместе пережившие стресс, сближаются друг с другом (если вам интересны подобные факты, потешить свое любопытство вы можете с помощью статьи «15 жизненно важных фактов о стрессе»).
Наверное, вы заметили, что мы часто употребляем в статье термин «кратковременный стресс», и это вовсе не просто так. Дело в том, что психоэмоциональное давление может быть полезно лишь в том случае, если является непродолжительным. Это и есть «секрет» стресса, благодаря которому улучшается деятельность мозга, повышается коэффициент полезного действия организма вообще.
Полезный стресс – это стресс, носящий разовый характер и длящийся недолго. В большинстве случаев такой стресс не имеет никаких серьезных отрицательных последствий. И это главная черта, отличающая его от длительного стресса, приносящего огромный и очень даже ощутимый вред личности, телу и жизни человека.
Тонкая грань между пользой и вредом
Мы уже выяснили, что из стрессовых ситуаций можно извлечь немало пользы, но очень важно, во-первых, понимать, что стресс может навредить, а во-вторых, уяснить для себя, где находится граница между положительным и отрицательным стрессом. Это поможет сформировать осознанное отношение к событиям и научиться реагировать на них правильно.
Ответ на вопрос, в чем состоит разница между умеренным и хроническим стрессом, искали многие ученые, и мнения по этому поводу можно найти самые разные. Однако все специалисты сходятся в том, что если стрессовые ситуации происходят однократно и человек далее никак не соприкасается со стрессогенными факторами, отрицательных последствий можно не опасаться.
Но если источники психоэмоционального напряжения воздействуют систематически, то следует готовиться к серьезным последствиям. Регулярный стресс – это очень опасное явление, и он запросто может перерасти в хроническую форму. И здесь уже недалеко до психологических и физиологических проблем.
В статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность» мы подробно писали о вреде, который наносит организму стресс, поэтому здесь укажем лишь вкратце, что он:
- нарушает работу жизненно важных систем организма (сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и других);
- увеличивает риск развития смертельно опасных заболеваний (болезни сердца, сахарный диабет, проблемы с артериальным давлением, деградация головного мозга);
- появление ежедневных проблем со здоровьем (головные боли, расстройства желудка, нарушения сна и прочие);
- развитие негативных психических состояний (нервозность, тревога, беспокойство, раздражительность, агрессивность).
Исходя из этого, очень важно не допускать систематического и долговременного воздействия стресса, а при невозможности это сделать, необходимо овладеть специальными техниками работы со стрессом и применять рекомендации, позволяющие минимизировать его разрушающее влияние.
Собственно говоря, систематичность и продолжительность – это и есть основные признаки негативного стресса, который не несет в себе никакой пользы. Достаточно ориентироваться на два этих показателя, чтобы отличить «хороший» стресс от «плохого» и при необходимости вовремя принять соответствующие меры.
Резюме
В психологии (кстати говоря, советуем почитать статью «Стресс и психология: как они связаны») выделяют два типа стресса: кратковременный и долговременный, каждый из которых определенным образом влияет на организм человека. Именно первый тип стресса можно назвать благоприятным, т.к. второй приводит к опасным последствиям.
Кратковременный стресс позволяет и даже необходим для мобилизации всех возможностей организма, активизации интеллектуального потенциала, увеличения физической силы. Наверное, вы слышали о людях, которые в экстремальных ситуациях взбирались по отвесным стенам, поднимали автомобили, перепрыгивали пропасти и совершали другие необычные вещи, на которые не способны в обычной жизни, – это как раз-таки из-за внезапного стрессового воздействия.
Но, конечно, не каждому из нас нужно на время становиться суперменом или гением, ведь для гармоничной жизни и успешной деятельности достаточно пребывать в хорошем самочувствии и настроении, бодром расположении духа, тонусе. Поэтому важно извлекать из небольших встрясок пользу для себя, понимая, что так мы становимся сильнее, а для серьезных потрясений всегда иметь наготове секретное оружие – стрессоустойчивость.
На самом деле развить в себе данное качество не так уж и сложно – нужно лишь знать, как это делается. И об этом вы узнаете из наших статей «Профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости» и «Стрессоустойчивость: характеристики, преимущества, методы повышения». Если вы хотите стать более приспособленным к современному темпу жизни и научиться грамотно реагировать на факторы стресса, обязательно их почитайте.
Мы желаем вам как можно меньше стрессов и умения их преодолевать!
Источник
Публикации в СМИ
Нейрогенез во взрослом мозге: влияние стресса и депрессии
Головной мозг – основной орган, реагирующий на стресс. Эта реакция является комплексным, очень сложным процессом, в котором происходит как активация, так и подавление различных мозговых структур, связанных с формированием памяти, осуществлением двигательных, эмоциональных и когнитивных функций.
Мозг определяет, какие ситуации и события могут оказаться для человека стрессорными, и его ответ на стресс может быть как адаптивным, так и маладаптивным (адекватным либо неадекватным). Хронический стресс приводит к депрессии, которая в свою очередь вызывает повреждения нейронных сетей. Стресс, производимый окружающей средой (стресс на работе, в семье) и в особенности стрессирующие события в жизни, такие как психологические травмы – наиболее распространенные факторы, вызывающие депрессию. Поскольку разработка новых подходов к созданию антидепрессантов и их применению базируется на более глубоком понимании нейробиологических основ этого процесса, необходимо изучение влияния стресса и депрессии на клеточном уровне.
Депрессия является хроническим, рецидивирующим, имеющим множественную этиологию и опасным для здоровья и жизни состоянием, которая представляет из себя набор психологических, нейроэндокринных, физиологических и поведенческих симптомов. Выраженность этих симптомов определяет степень депрессии, которой в те или иные моменты жизни подвергаются до 20% людей во всем мире. Около 20-50% населения земного шара страдают от депрессии, но часто это состояние неверно диагностируют (Wittchen, 2000).
Депрессивные психические расстройства – наиболее распространенное заболевание в мире, провоцирующее серьезные социоэкономические проблемы (WHO, 2001). По прогнозам, к 2015 году депрессия окажется второй после сердечнососудистых заболеваний причиной недееспособности среди европейцев.
Зоны мозга, наиболее сильно страдающие от депрессии – это зоны, отвечающие за формирование эмоций, за процессы обучения и памяти, а именно префронтальная кора, базальные ядра и гиппокамп. Изменения, происходящие в них, включают уменьшение объема структур, размеров нейронов и их плотности, что связано с нарушениями гемодинамики и метаболизма глюкозы. Также снижается количество клеток глии, которые играют ключевую роль в передаче нервного импульса.
Так называемая «стресс-гипотеза» аффективных психических расстройств подтолкнула разработку моделей депрессии на животных. Эти модели стали незаменимы в доклинических исследованиях по психопатологии, патофизиологии депрессии и специфических реакций на антидепрессанты. Открытие того, что в дефинитивной нервной системе продолжаются процессы нейрогенеза, привлекло в свое время большой интерес научного сообщества, так как до этого нейрональные сети взрослого мозга считались неизменными и неспособными к регенерации. Эта аксиома была в 1928 году высказана известным испанским нейрофизиологом Сантъяго Рамоном и Кайялом (Santiago Ramon y Cajal), который в одной из работ написал про нервную ткань: «здесь все может погибнуть, но ничто не способно восстанавливаться» (Cajal, 1928). Современные исследования опровергли этот взгляд, продемонстрировав формирование новых нейронов (нейрогенез) во взрослом мозге. При этом процессы нейрогенеза могут усиливаться позитивными регуляторами и подавляться негативными, такими как острый и хронический стресс.
В то время как стресс ингибирует нейрогенез в гиппокампе, антидепрессанты имеют противоположный эффект. Более того, пациенты с расстройствами эмоциональной сферы в среднем имеют гиппокамп с меньшими средними размерами, чем у здоровых людей. Когда об этом стало известно, это привело к возникновению «нейрогенной гипотезы» депрессии, которая гласит, что нейрогенез в гиппокампе, а точнее его нарушения, могут оказаться первопричиной развития депрессивных расстройств. Однако, согласно сегодняшнему взгляду на эту проблему, нейрогенез в гиппокампе не играет ключевой роли в патогенезе депрессии, хотя и может быть ответственен за некоторые поведенческие эффекты антидепрессантов (Sahay & Hen, 2007).
Также растет количество данных о том, что, помимо воздействия на нейрогенез, стресс и антидепрессанты оказывают влияние на формирование специфических клеток нервной ткани – глии (глиогенез), необходимых для выживания нейронов. Нервная ткань содержит примерно в 100 раз больше глиальных клеток, чем нейронов. Глия выполняет трофическую функцию и принимает участие в регуляции передачи нервных импульсов через синапсы (контакты между отростками нервных клеток). Глиальные клетки также обладают рецепторами к нейротрансмиттерами и стероидным гормонам и способны к генерации электрических импульсов. По этой причине структурные изменения в глиальных клетках могут быть существенны для обмена информацией между нейронами, а также между нейронами и глией.
Во взрослом мозге терапия различными антидепрессантами может стимулировать не только нейрогенез, но и глиогенез. Более того, исследования на животных показали, что хронический стресс подавляет деление клеток не только в гиппокампе, но также и в префронтальной коре, и что этот эффект может быть отменен антидепрессантами (Czeh et al., 2007). Результаты эти были подтверждены исследованиями пациентов с расстройствами эмоций. С помощью компьютерной томографии было показано, что префронтальная кора, несомненно, вовлечена в патофизиологические процессы. В дальнейшем была проведена оценка состояния тканей умерших пациентов, показавшая, что число глиальных клеток в образцах мозга от пациентов, в анамнезе которых была указана тяжелая депрессия, существенно снижено.
В последние два десятилетия представления о мозге сильно изменились. Теперь ясно, что нейрональные и глиальные сети не неизменны, и находятся под контролем множества факторов, таких как факторы внешней среды (например, обучение), и внутренние факторы: нейротрофины, глюкокортикоиды, половые гормоны, и проч. Антидепрессанты стимулируют нейро- и глиогенез, поэтому структурные повреждения, вызванные стрессом и депрессией, не являются необратимыми.
Сегодня считается, что нейрогенез во взрослом мозге ограничен несколькими зонами: гиппокампом и областями, прилегающими к латеральным мозговым желудочкам. Однако появляется все больше данных о том, что образование новых нейронов происходит также в неокортексе. Несмотря на небольшое число этих клеток, они имеют важное значение для функционирования неокортекса. Взаимосвязь психических заболеваний и цитогенеза в дефинитивном неокортексе пока не ясна, но уже ведутся ее доклинические исследования. Возможно, на основе этих работ будут созданы более эффективные подходы к лечению депрессии.
Wittchen HU, Hoefler M, Meister W. Depressionen in der Allgemeinpraxis. Die bundesweite Depressionsstudie. Stuttgart: Schattauer, 2000
Moussavi S, Chatterji S, Verdes E, et al. Depression, chronic diseases, and decrements in health: results from the World Health Surveys. Lancet 2007;370:851-858
World Health Organisation (WHO). The World Health Report 2001. Mental Health: New Understanding, New Hope. Download http://www.who.int/whr/2001/en/whr01_en.pdf
Sahay A, Hen R. Adult hippocampal neurogenesis in depression. Nature Neuroscience 2007;10:1110-1115
Ramon y Cajal, SR. Degeneration and regeneration of the nervous system. London, Oxford University Press, 1928
Czeh B, Mueller-Keuker JIH, Rygula R, et al. Chronic social stress inhibits cell proliferation in the adult medial prefrontal cortex: hemispheric asymmetry and reversal by fluoxetine treatment. Neuropsychopharmacology 2007;32:1490-1503
Код вставки на сайт
Нейрогенез во взрослом мозге: влияние стресса и депрессии
Головной мозг – основной орган, реагирующий на стресс. Эта реакция является комплексным, очень сложным процессом, в котором происходит как активация, так и подавление различных мозговых структур, связанных с формированием памяти, осуществлением двигательных, эмоциональных и когнитивных функций.
Мозг определяет, какие ситуации и события могут оказаться для человека стрессорными, и его ответ на стресс может быть как адаптивным, так и маладаптивным (адекватным либо неадекватным). Хронический стресс приводит к депрессии, которая в свою очередь вызывает повреждения нейронных сетей. Стресс, производимый окружающей средой (стресс на работе, в семье) и в особенности стрессирующие события в жизни, такие как психологические травмы – наиболее распространенные факторы, вызывающие депрессию. Поскольку разработка новых подходов к созданию антидепрессантов и их применению базируется на более глубоком понимании нейробиологических основ этого процесса, необходимо изучение влияния стресса и депрессии на клеточном уровне.
Депрессия является хроническим, рецидивирующим, имеющим множественную этиологию и опасным для здоровья и жизни состоянием, которая представляет из себя набор психологических, нейроэндокринных, физиологических и поведенческих симптомов. Выраженность этих симптомов определяет степень депрессии, которой в те или иные моменты жизни подвергаются до 20% людей во всем мире. Около 20-50% населения земного шара страдают от депрессии, но часто это состояние неверно диагностируют (Wittchen, 2000).
Депрессивные психические расстройства – наиболее распространенное заболевание в мире, провоцирующее серьезные социоэкономические проблемы (WHO, 2001). По прогнозам, к 2015 году депрессия окажется второй после сердечнососудистых заболеваний причиной недееспособности среди европейцев.
Зоны мозга, наиболее сильно страдающие от депрессии – это зоны, отвечающие за формирование эмоций, за процессы обучения и памяти, а именно префронтальная кора, базальные ядра и гиппокамп. Изменения, происходящие в них, включают уменьшение объема структур, размеров нейронов и их плотности, что связано с нарушениями гемодинамики и метаболизма глюкозы. Также снижается количество клеток глии, которые играют ключевую роль в передаче нервного импульса.
Так называемая «стресс-гипотеза» аффективных психических расстройств подтолкнула разработку моделей депрессии на животных. Эти модели стали незаменимы в доклинических исследованиях по психопатологии, патофизиологии депрессии и специфических реакций на антидепрессанты. Открытие того, что в дефинитивной нервной системе продолжаются процессы нейрогенеза, привлекло в свое время большой интерес научного сообщества, так как до этого нейрональные сети взрослого мозга считались неизменными и неспособными к регенерации. Эта аксиома была в 1928 году высказана известным испанским нейрофизиологом Сантъяго Рамоном и Кайялом (Santiago Ramon y Cajal), который в одной из работ написал про нервную ткань: «здесь все может погибнуть, но ничто не способно восстанавливаться» (Cajal, 1928). Современные исследования опровергли этот взгляд, продемонстрировав формирование новых нейронов (нейрогенез) во взрослом мозге. При этом процессы нейрогенеза могут усиливаться позитивными регуляторами и подавляться негативными, такими как острый и хронический стресс.
В то время как стресс ингибирует нейрогенез в гиппокампе, антидепрессанты имеют противоположный эффект. Более того, пациенты с расстройствами эмоциональной сферы в среднем имеют гиппокамп с меньшими средними размерами, чем у здоровых людей. Когда об этом стало известно, это привело к возникновению «нейрогенной гипотезы» депрессии, которая гласит, что нейрогенез в гиппокампе, а точнее его нарушения, могут оказаться первопричиной развития депрессивных расстройств. Однако, согласно сегодняшнему взгляду на эту проблему, нейрогенез в гиппокампе не играет ключевой роли в патогенезе депрессии, хотя и может быть ответственен за некоторые поведенческие эффекты антидепрессантов (Sahay & Hen, 2007).
Также растет количество данных о том, что, помимо воздействия на нейрогенез, стресс и антидепрессанты оказывают влияние на формирование специфических клеток нервной ткани – глии (глиогенез), необходимых для выживания нейронов. Нервная ткань содержит примерно в 100 раз больше глиальных клеток, чем нейронов. Глия выполняет трофическую функцию и принимает участие в регуляции передачи нервных импульсов через синапсы (контакты между отростками нервных клеток). Глиальные клетки также обладают рецепторами к нейротрансмиттерами и стероидным гормонам и способны к генерации электрических импульсов. По этой причине структурные изменения в глиальных клетках могут быть существенны для обмена информацией между нейронами, а также между нейронами и глией.
Во взрослом мозге терапия различными антидепрессантами может стимулировать не только нейрогенез, но и глиогенез. Более того, исследования на животных показали, что хронический стресс подавляет деление клеток не только в гиппокампе, но также и в префронтальной коре, и что этот эффект может быть отменен антидепрессантами (Czeh et al., 2007). Результаты эти были подтверждены исследованиями пациентов с расстройствами эмоций. С помощью компьютерной томографии было показано, что префронтальная кора, несомненно, вовлечена в патофизиологические процессы. В дальнейшем была проведена оценка состояния тканей умерших пациентов, показавшая, что число глиальных клеток в образцах мозга от пациентов, в анамнезе которых была указана тяжелая депрессия, существенно снижено.
В последние два десятилетия представления о мозге сильно изменились. Теперь ясно, что нейрональные и глиальные сети не неизменны, и находятся под контролем множества факторов, таких как факторы внешней среды (например, обучение), и внутренние факторы: нейротрофины, глюкокортикоиды, половые гормоны, и проч. Антидепрессанты стимулируют нейро- и глиогенез, поэтому структурные повреждения, вызванные стрессом и депрессией, не являются необратимыми.
Сегодня считается, что нейрогенез во взрослом мозге ограничен несколькими зонами: гиппокампом и областями, прилегающими к латеральным мозговым желудочкам. Однако появляется все больше данных о том, что образование новых нейронов происходит также в неокортексе. Несмотря на небольшое число этих клеток, они имеют важное значение для функционирования неокортекса. Взаимосвязь психических заболеваний и цитогенеза в дефинитивном неокортексе пока не ясна, но уже ведутся ее доклинические исследования. Возможно, на основе этих работ будут созданы более эффективные подходы к лечению депрессии.
Wittchen HU, Hoefler M, Meister W. Depressionen in der Allgemeinpraxis. Die bundesweite Depressionsstudie. Stuttgart: Schattauer, 2000
Moussavi S, Chatterji S, Verdes E, et al. Depression, chronic diseases, and decrements in health: results from the World Health Surveys. Lancet 2007;370:851-858
World Health Organisation (WHO). The World Health Report 2001. Mental Health: New Understanding, New Hope. Download http://www.who.int/whr/2001/en/whr01_en.pdf
Sahay A, Hen R. Adult hippocampal neurogenesis in depression. Nature Neuroscience 2007;10:1110-1115
Ramon y Cajal, SR. Degeneration and regeneration of the nervous system. London, Oxford University Press, 1928
Czeh B, Mueller-Keuker JIH, Rygula R, et al. Chronic social stress inhibits cell proliferation in the adult medial prefrontal cortex: hemispheric asymmetry and reversal by fluoxetine treatment. Neuropsychopharmacology 2007;32:1490-1503
Источник