Полет шмеля настроение произведения
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
Николая Андреевича Римского-Корсакого по праву называют истинным патриотом национальной культуры и, соответственно, самым народным из всех русских композиторов. Не имея академического образования, он был профессором консерватории и создавал такие выдающиеся сочинения, что они и сегодня продолжают восхищать любителей классической музыке не только в нашем отечестве, но и за его пределами. В арсенале творческого наследия Римского-Корсакого множество великолепных произведений, но есть одна миниатюра, которая во всём мире стала визитной карточкой композитора. Речь идёт о «Полёте шмеля» — небольшой интермедии, которая, впервые прозвучав в опере «Сказка о царе Салтане» более ста лет назад, до сих пор не оставляет в покое исполнителей самых различных музыкальных направлений.
Историю создания «Полёта шмеля» Римского-Корсакого, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
Само собой разумеется, что история сочинения знаменитой интермедии, впоследствии получившей название «Полёт шмеля», неделимо связана с созданием композитором Римским-Корсаковым чудесной оперы «Сказка о царе Салтане».
К началу девяностых годов XIX века жизнь Николая Андреевича отличалась большой активностью. Так, наряду с педагогической работой в консерватории и в придворной Певческой капелле, он много занимался дирижёрской практикой, а также был инициативным участником творческого объединения музыкантов, получившего название «Беляевский кружок». Однако стоит отметить, что сочинительская деятельность композитора в то время замерла. Наступил период трёхгодичного композиторского бесплодия и для этого были разные причины, в том числе и сложная общественно-политическая ситуация в стране.
Творческий кризис Николая Андреевича миновал с того момента, как в 1894 году из-под его пера вышли первые такты оперы «Ночь перед рождеством», ну а затем все вошло в свою колею, и в 1896-ом появился « Садко », а в 1998-ом – « Царская невеста ». В ту пору уже отдыхать на композиторском поприще Римскому-Корсакову было некогда, поскольку в следующем 1899 году в России должно было отмечаться столетие со дня рождения великого Пушкина. Все творческие люди готовились к празднику: поэты писали стихи, скульпторы ваяли памятники, а издатели печатали сборники воспоминаний. Само собой разумеется, что не откликнуться на столь знаменательное событие Николай Андреевич не мог.
Однако встал вопрос, какое произведение сочинить в качестве подарка выдающемуся поэту на юбилей? Творения русского гения всегда привлекали композитора и в этот раз он остановил свой выбор на лиро-эпическом сочинении Александра Сергеевича «Песнь о вещем Олеге», посчитав, что кантата, написанная на основе этого произведения, весьма достойна такой торжественной даты. Не оставляя размышлений по данному поводу, Римский-Корсаков вдруг припомнил былой разговор с искусствоведом Владимиром Васильевичем Стасовым, который предлагал композитору обратить внимание на всеми любимую «Сказку о царе Салтане» и обязательно написать на её основе оперу. Развивая эту идею, Николай Андреевич ещё раз внимательно перечитал сказочное произведение Пушкина и, подметив для себя жизнелюбивый настрой и удивительную музыкальность поэтического текста, долго не раздумывая, обратился к Владимиру Ивановичу Бельскому – либреттисту, с которым два года назад успешно работал над оперой «Садко».
Уже зимой 1898 года, начиная работать над сценарием оперы, композитор поставил цель: содержание музыкального спектакля должно быть максимально приближено к первоисточнику. И действительно Римский-Корсаков бережно сохранил образы и сюжетную линию пушкинского сказочного произведения и если внёс некоторые изменения, то весьма незначительные. Например, царица получила имя Милитриса, чудный город, в котором правил князь Гвидон стал называться Леденец, а царство славного Салтана – Тмутаракань. После тщательной проработки либретто сочинение музыки, начавшееся весной 1899 года к осени было уже закончено, а затем безостановочно продолжилась работа над партитурой. В январе 1900 года оркестровка всех четырёх действий оперы, в число музыкальных номеров которой вошла вышеупомянутая интермедия, изображающая полёт шмеля, была закончена. Премьерное исполнение спектакля успешно состоялось в октябре того же года в Москве в «Товариществе русской частной оперы».
Интересные факты
- «Полёт шмеля» — эта композиция в оркестровой партитуре наименования не имеет. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё нынешнее название.
- В опере интермедия, изображающая полёт шмеля, включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.
- «Полёт шмеля» вошёл в книгу рекордов Гиннесса, как самое быстро исполняемое произведение на скрипке. Основной трудностью при исполнении произведения на данном инструменте является сложность слишком энергичного движения смычком, а это требует от скрипача большого навыка. Рекорд исполнения композиции в 2010 году поставил скрипач из Англии Оливер Льюис: он сыграл её за 1 минуту и 3 секунды.
- Режиссёры любят вставлять музыку «Полёта шмеля» в саундтреки своих фильмов. Перечислить все киноленты невозможно, их очень много, но вот некоторые их них: «Блеск» (1996), «Казино» (1995), «Убийства на радио» (1994), «Каратэ-пацан» (2010), «Летний дворец» (2006).
- В анимации «Полёт шмеля» можно услышать в таких популярных фильмах как «Симпсоны», «Приключения ежа Соника», «Финес и Ферб», а также диснеевских: «Фантазия» и «Время мелодий».
- Музыка «Полёта шмеля» очень активно используется не только в художественных, анимационных и документальных фильмах, но и в сериалах, телевизионных шоу, рекламных роликах и компьютерных играх, таких как «Aero the Acro-Bat», «Crash Twinsanity» и «Hitman 2».
- Одним из первых фортепианную версию «Полёта шмеля» представил слушателям Сергей Васильевич Рахманинов. Помимо этого, свой интересный виртуозный вариант композиции для исполнения на фортепиано создал венгерско-французский пианист Дьёрдь Цифра.
- Музыка «Полёта шмеля» пользуется огромной популярностью у исполнителей современных музыкальных направлений. Например, фрагмент этой пьесы вставил в свою композицию «Valeva la pena» знаменитый Андриано Челентано. Эпизод миниатюры украшает одну из песен российского певца Витоса и бразильской поп-дивы Джойси Морено. Свои аранжировки «Полёта шмеля» с успехом исполняли американские группы «Manowar» и «Extreme», а также советско-российская метал-группа «Рок-Синдром»
- Как только «Полёт шмеля» из-за предельно быстрого темпа исполнения был признан одним из самых виртуозных произведений, музыканты сразу начали соревноваться между собой, кто быстрее его исполнит. Вскоре исполнители стали устанавливать определённые рекорды.
- В книгу рекордов Гиннесса 2002 году был занесён гитарист из России Виктор Зинчук. Он исполнил музыкальный фрагмент за 55 секунд. Тьяго Делла Вега — гитарист из Бразилии в 2008 году поставил новый рекорд – 40 секунд. Последний рекорд установил в 2012 году американец Дэниел Химбаух. Он изобразил «Полёт шмеля» всего за 10 секунд.
Содержание «Полёта шмеля»
«Полёт шмеля» — это оркестровая интермедия, эффектно завершающая третий акт оперы «Сказка о царе Салтане».
Согласно сюжетной линии в третьем действии князь Гвидон, стоя на берегу моря, с тоской провожает взглядом корабль, на котором гости-корабельщики поплыли в Тмутаракань – в царство-государство царя Салтана. Повстречав Лебедь-птицу, князь жалуется, что ему очень хотелось бы увидеть своего отца. Стараясь выполнить пожелание Гвидона, Лебедь-птица преврашает его в шмеля, чтобы он мог долететь до уплывающего корабля, а затем незаметно добраться до царских палат Салтана. Полёт князя Гвидона, превращённого в шмеля отображает инструментальная зарисовка, которая в партитуре оперы никакого названия не имеет.
Эта миниатюра, написанная композитором в двухдольном размере и тональности ля минор, исполняется в очень быстром темпе. Композитор искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав такие средства музыкальной выразительности, как стремительное движение шестнадцатых длительностей по полутонам. Кроме того, в мелодической линии композиции, основанной на хроматизме, автор мастерски завуалировал два ранее звучащих лейтмотива князя Гвидона.
Произведение на фоне пиццикато струнных начинают флейты и скрипки , исполняющие нисходящую по полутонам жужжащую мелодическую линию, в которой уже в седьмом такте появляется сильно преображённый первый лейтмотив Гвидона. Вторая тема князя возникает в сорок четвёртом такте в исполнении фагота , альтов и виолончелей на фоне выдержанного валторнового звука . В процессе развития тематического материала, мелодия, основанная на хроматическом движении, постоянно переходит от флейт к скрипкам и кларнетам . В аккомпанементе постоянно звучит пиццикато низких струнных и лишь в семьдесят восьмом такте он раскрашивается мягким звучанием валторн.
Необходимо отметить, что в опере на интермедию, изображающую полёт шмеля, накладывается вокальная партия Лебедь-птицы, а кроме того фрагменты композиции эпизодически слышны и в четвёртом действии, когда рассерженное насекомое по сценарию произведения жалит своих злобных тёток.
«Полёт шмеля» — эта виртуозная миниатюра Римского-Корсакого пользуется в нынешнее время колоссальной популярностью и существует в многочисленных транскрипциях и аранжировках. Сегодня сложно назвать инструмент, на котором бы не исполнялось данное произведение. Его играют даже на губной гармонике, восьми роялях, а также чудесно поют хором. Многие музыканты — виртуозы, демонстрируя свои технические возможности, с удовольствием исполняют «Полёт шмеля» на концертах и обычно на бис, чтобы произвести на слушателей ещё большее впечатление.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
Источник
План-конспект открытого занятия для дошкольников по музыке на тему «Музыка русских композиторов. Слушание: пьесы из «Детского альбома П.И.Чайковского, «Полёт шмеля» Н.А.Римского-Корсакова»»» «
МБУДО Центр дополнительного образования
Структурное подразделение дошкольного образования «Светлячок»
открытого занятия по предмету «Музыка»
«Музыка русских композиторов. Слушание: пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Полёт шмеля» Н.А.Римского-Корсакова»
педагог дополнительного образования
Тема занятия : «Музыка русских композиторов. Слушание: пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Полёт шмеля» Н.А.Римского-Корсакова ».
Цель : Закрепление знаний и способов действий по темам:
«Музыка русских композиторов. Слушание»,
«Настроение в музыке»
Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков.
формирование обзорного знания творчества русских композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова;
формирование навыков слушания музыки;
формирование умения анализировать прослушанную музыку
развитие музыкального слуха;
развитие чувства ритма
воспитание художественного вкуса на лучших образцах музыки для детей;
воспитание эмоционального самовыражения в беседе;
воспитание дружеских отношений в коллективе.
Методы обучения: словесный; объяснительно-иллюстративный; практический.
Музыкальный инструмент фортепиано
Время: 9 час. 00 мин. и
Место проведения: ЦДО «Созвездие», кабинет №165.
Сведения о воспитанниках: группа «Солнышко», 6-7лет;
группа «Карамелька», 6-7 лет
1. Проверка наличия детей.
2. Музыкальное приветствие всех присутствующих.
3. Постановка целей и задач занятия.
Вступительное слово педагога о слушании музыки;
Беседа о творчестве русского композитора П.И.Чайковского и о его «Детском альбоме»;
Слушание в исполнении педагога пьес «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»;
Беседа-опрос детей о характере и настроении прослушанной музыки;
Беседа о творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова и о его опере «Сказка о царе Салтане» на стихи А.С.Пушкина;
Слушание в записи оркестрового фрагмента «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
Беседа-опрос детей о характере и настроении прослушанной музыки.
3.Подведение итогов занятия
— опрос детей педагогом о том, что дети уяснили, повторили и вспомнили на занятии, какие навыки приобрели, чему научились;
-оценка работы детей.
I . Организационный момент:
1.Музыкальное приветствие всех присутствующих.
2.Проверка наличия детей.
-Ребята, сегодня на занятии мы будем слушать музыку в записи и в моём исполнении, будем говорить о прослушанной музыке, а также вспомним и закрепим всё, что мы уже знаем о настроении в музыке, о её содержании, а также познакомимся с композиторами, сочинившими эту музыку.
– На наших музыкальных занятиях мы с вами часто слушаем разную музыку в разных исполнениях. А как нужно слушать музыку? (Ответ детей: очень тихо, внимательно вслушиваясь в звучащую музыку).
Сегодня, ребята, мы будем слушать музыку великих русских композиторов П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.
2)- Ребята, прежде чем слушать музыку, давайте вспомним кто такой Пётр Ильич Чайковский? (Ответ детей: великий русский композитор).
Педагог показывает детям портрет П.И.Чайковского.
— С какими произведениями Чайковского мы с вами уже знакомы? (Ответ детей: мы знаем балеты-сказки – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).
— Молодцы! А сейчас мы познакомимся с целым сборником музыкальных пьес для детей – с «Детским альбомом» Чайковского и послушаем в моём исполнении две пьесы. Этот альбом композитор посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову, который в то время учился играть на рояле. Поэтому пьесы Чайковский сочинил нетрудные для разучивания, но очень интересные, образные и яркие. Это настоящие музыкальные картинки! Одни названия чего стоят: «Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «Мама», «Нянина сказка», «Баба-Яга» и так далее. Всего в «Детском альбоме» 24 пьесы.
3)- Ребята, а теперь давайте слушать музыку. Сначала послушаем тишину – ведь тишина это тоже музыка. Ну вот, у нас стало совсем тихо, и сейчас прозвучит «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Педагог исполняет пьесу на пианино, дети внимательно слушают.
4) — Вы большие молодцы! Так хорошо слушали! И, наверное, сможете ответить на мои вопросы. Скажите, пожалуйста, какое настроение у этой музыки? Что вы услышали в ней? Что представили, слушая эту музыку? (Ответы детей: настроение этой музыки хорошее, бодрое, весёлое, энергичное; мы услышали в прозвучавшей музыке стук деревянных ножек марширующих солдатиков, барабанную дробь; мы представили, как шагают маленькие солдатики.)
— Правильно, очень хорошо, молодцы!
Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением марширующих солдатиков.
— А теперь послушайте ещё одну пьесу, а название её я скажу позже.
Педагог исполняет пьесу «Болезнь куклы». – Какое теперь настроение у музыки? Что здесь вы услышали? Что представили? (Ответы детей: настроение грустное, печальное, тоскливое; мы услышали в этой музыке вздохи, стоны, как капают слёзки; мы представили, что кто-то горюет и плачет).
— Вы совершенно правы: эта музыка передаёт настроение болеющей куколки и называется «Болезнь куклы».
5) — Ребята, давайте немного отдохнём, разомнёмся, подвигаемся – одним словом, физкультминутка. Дети вместе с педагогом выполняют упражнения «Хомка-хомячок» и «Скачут зайцы».
6) — Сегодня, ребята, мы знакомимся с ещё одним великим русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (педагог показывает портрет композитора), который сочинил несколько опер-сказок: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и другие. Скажите, пожалуйста, что такое опера? (Ответ детей: это музыкальный спектакль, где все артисты поют).
— Правильно. Вам, наверное, знакома «Сказка о царе Салтане» по книге и по фильму. А какой великий русский поэт написал эту сказку? (Ответ детей: «Сказку о царе Салтане» написал Александр Сергеевич Пушкин).
— Помните, как князь Гвидон превращался то в муху, то в комара, то в шмеля и наказывал своими укусами злую ткачиху, повариху и сватью бабу Бобариху?
Педагог зачитывает отрывок из сказки А.С.Пушкина и показывает детям иллюстрацию.
— Так вот композитор Римский-Корсаков очень интересно изобразил в своей музыке шмеля.
7) Давайте послушаем оркестровый фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Дети слушают музыку в аудио-записи.
8) – Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? Какая она по характеру? (Ответы детей: мы представляли, слушая эту музыку, как кружит, летает шмель, как он жужжит и хочет ужалить; музыка очень быстрая, стремительная и злая).
— Да, вы правы. А ещё эта музыка очень трудна для исполнения. Чтобы её исполнить, нужно обладать большим мастерством.
III . Подведение итогов занятия:
-Ребята, мы сегодня узнали, что великие русские композиторы сочиняли замечательную музыку не только для взрослых, но и для детей, и часто эта музыка изобразительна и связана со сказкой; а ещё мы учились внимательно слушать музыку и говорить о ней.
-Давайте перечислим, что мы уяснили, повторили и вспомнили на занятии, какие навыки приобрели, чему научились (Ответы детей: мы вспомнили балеты-сказки П.И.Чайковского, познакомились с его «Детским альбомом», узнали кто такой Н.А.Римский-Корсаков, узнали что такое опера и какие оперы-сказки написал Римский-Корсаков, вспомнили «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина.)
-Ребята, вы большие молодцы! Хорошо работали на занятии. Хорошо слушали музыку, много думали, представляли, фантазировали, правильно отвечали. Большое вам спасибо!
Источник