Показатели эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие старших дошкольников

Светлана Колесникова
Эмоциональное развитие старших дошкольников

Поделись улыбкою своей,

И она еще не раз к тебевернется…

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между 2-6 годами, сопровождаются сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление эмоций и управление ими. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7 годам входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольномвозрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта приобретенного в раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми, так как эмоции и чувства формируются в процессе общения.

У дошкольников сохраняется эмоциональная зависимость от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброты с людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Читайте также:  Излишняя эмоциональность хорошо или плохо

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников.Негативное отношение взрослого вызывает типичную реакцию: ребенок стремится установить контакт со взрослыми, или замыкается и избегает общения. Поэтому во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений, на занятиях, на прогулке.

Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающие самые разные эмоциональные состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой своей задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у дошкольника повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желание и возможности.

Дидактическая игра «Подбери эмоцию!» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции помогают ребенку приспособиться.

Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Реласакционая гимнастика Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Дошкольное детство – маленький период в жизни человека, первые шесть – семь лет. Но они имеют.

Источник

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Алина Аниканова
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых взаимоотношений с людьми, период бурного развития эмоциональной сферы, которая имеет большое влияние на личностное развитие ребенка, на овладение им разнообразных видов деятельности. На протяжении дошкольного детства эмоции развиваются, усложняются и приобретают интелектуализованный характер.

Психологи подчеркивают, что одним из условий возникновение у детей старшего дошкольного возраста сложных эмоций является взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер их психологического развития. Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

эмоционального развития детей дошкольного возраста, на современном этапе, все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольники не умеют самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

Читайте также:  Почему перестаешь чувствовать боль

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают детские ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир разнообразным, прекрасным и значащим.

Формирование значительной части эмоционального опыта ребенка, в частности динамики экспрессивных действий, адекватности эмоционального реагирования, развития эмпатии, саморегуляции, а также выражение личностных особенностей общей эмоциональности, тревожности, сензитивности, фрустрированности происходят преимущественно под влиянием именно этих факторов в дошкольном периоде.

Психологи отмечают, что нет правильных и неправильных чувств и эмоций, все они играют важную роль в жизни ребенка. И что не менее важно — эмоции ребенка дают самим детям и взрослым информацию об их состоянии.

Положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. Благодаря этим эмоциям дети чувствуют, что в их мире все в порядке.

За период детства особенности эмоций (их сила, протяженность, устойчивость) изменяются в связи с изменениями общего характера общественной деятельности ребенка и его мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Вместе с переживанием удовлетворения или неудовлетворения, связанных с удовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, связанные с тем, насколько хорошо она выполнила свои обязанности, какое значение имеют его действия для других людей и в какой мере она придерживается норм и правил поведения.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольникастановится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругаться».

Также к основным психологическим новообразованиям дошкольного возраста относятся: возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических инстанций, возникновение соподчинения мотивов, возникновение произвольного поведения, возникновение личного дознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

Как отмечают ученые Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Е. В. Субботский, В. С. Мухина именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л. И. Божович, В. С. Мухина). В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей отзывчивости, эмпатии, гуманности.

Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процесс усвоения базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные образцы, эталоны, правила и нормы. Это происходит через действие общего механизма базисных этических понятий и частных механизмов идентификации; подражания–имитации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс развития нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта

Читайте также:  Повышение температуры при депрессии

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается важнейшее новообразование – развивается эмпатия, способность сопереживать, сочувствовать.

Как указывают О. А. Белобрыкина, Л. М. Алибекова, в старшем дошкольном возрасте дети способны к достаточно острым переживаниям не только сочувствия, сострадания, но и к ярким проявлениям зависти.

С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие); научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Ребенок обнаруживает способность удерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и усвоенных норм поведения. Сдерживание ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведение, особенно, когда оно связано с новой ролью.

Таким образом, изучение особенностей эмоционального развития в дошкольном возрасте позволяет сделать вывод, что к у ребенка-дошкольника увеличивается устойчивость чувств, они становятся более обобщенными, осознанными, глубокими, возрастает умение детей дошкольного возраста регулировать свои эмоциональные реакции, в этот период появляются новые,высшие чувства: ребенок оказывается способным сопереживать и сочувствовать другим людям. Именно в возрасте 5-6 лет дети осваивают высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ребенку понять переживания другого человека.

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная.

Консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте связано.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически.

Протокол родительского собрания по теме «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в старшей группе Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Организация.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Психолого-физиологические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста Вопросы психолого-физиологических особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблем дошкольной.

Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса.

Родительский клуб в старшей группе «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формирование у родителей практических умений.

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в группе «Солнышко» (дети 5-7 лет). Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Оцените статью