Показатели эмоционально волевой сферы дошкольника

Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

лариса пауль
Оценка эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

Справка об уровни психологической готовности детей к школьному обучению

По итогам фронтального контроля в подготовительной группе

1 «Радуга», воспитатели Горбановская Н. Рябенкова Т. В.

2 ««Улыбка» воспитатели Пауль Л. В., Ярулина Т. А.

Проверка проводилась с 15 февраля по 26 февраля 2016 года

Выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей и уровень мотивационной готовности к обучению в школе.

Формы и методы диагностики: индивидуальные беседы, подгрупповые беседы, экспресс тесты, методика «Определение мотивов учений» М. Р. Гинзбурга, Н. И. Гуткиной, тест М. И. Ильиной «Веселый -грустный»,

Результаты диагностики подготовительной группы 1 «Радуга»

Был продиагностирован 22 ребёнок

1. При анализе сформированности «внутренней позиции школьника» была использована методика Н. И. Гуткиной,Результаты следующие:

-100% детей высказали желание идти в школу;

З2% (7детей) высказали желание ещё на год остаться в детском саду, мотивируя это тем, что в детском саду тоже происходит много интересного;

— 90 % (20 детей) выбирают занятия ориентированные на получение знаний, 10% (2 ребёнка) при выборе занятий предпочитают игру;

— 95% (21 ребёнок) признают авторитет учителя,

— 59% (13 детей) осознают значимость уроков и их доминирующее значение в школьном обучении.

— 82% (18 детей) положительно воспринимают поступление в школу, у них не возникает чувство тревожности с обучением в школе; 18% (4 детей: Настя Б. ,Матвей Ж, Вика П, Полина С) «болезненно» относятся к предстоящему обучению в школе, для них этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.

Вывод: У 91%(20 детей) наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», с характерными для нее мотивами,которые проявляются в следующем:

— ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

— учение привлекает его как серьезная, социально значимая деятельность;

— сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

— ребенок свободно вербализирует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

У 9% (2 детей – Полина С, Семён К.) внутренняя позиция школьника условно сформирована.

2. При исследовании эмоционально — волевой сферы детей подготовительной группы 1 были использованы тест М. И. Ильиной «Весёлый – грустный», тест-опросник.Выявлены следующие результаты:

64% (14 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Правильно понимают эмоциональные состояния других людей. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, активно выражают готовность помочь. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, реагировать на оценку своих действий и поступков. Соблюдает правила поведения в общественных местах.

36% (8 детей) имеют средний уровень развития эмоционально-волевой сферы.

Низкий уровень развития эмоционально-волевой сфкры – отсутствует.

Результаты диагностики подготовительной группы2 «Улыбка»

Был продиагностирован 22 ребёнок

1. При анализе сформированности «внутренней позиции школьника» было использована методика Н. И. Гуткиной, установлено,

— 95% (21 ребёнок) высказали желание идти в школу.

-41% (9детей) высказали желание ещё на год остаться в детском саду, мотивируя это тем, что уход в школу разлучит их с друзьями, большинство детей посещающих школы раннего развития высказали мнение о том, что уже устали учиться.

— 90 % (20 детей) выбирают занятия ориентированные на получение знаний, 10% (2 ребёнка) при выборе занятий предпочитают игровую деятельность;

— 82% (18 детей) признают авторитет учителя,

— 100% (22 ребёнка) осознают значимость уроков и их доминирующее значение в школьном обучении.

— 100% (22 ребёнка) положительно воспринимают поступление в школу, у них не возникает чувство тревожности с обучением в школе;

Вывод: У 91% детей наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», с характерные для нее мотивами,которые проявляются в следующих симптомах:

— ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

— учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;

— сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

— ребенок свободно вербализирует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

У 9% (2 детей – Кристина Б., Данила З) внутренняя позиция школьника условно сформирована

2. При исследовании эмоционально — волевой сферы детей подготовительной группы 2 были использованы тест М. И. Ильиной «Весёлый – грустный», тест-опросник.выявлены следующие результаты:

— 55% (12 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Правильно понимают эмоциональные состояния других людей. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, активно выражают готовность помочь. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Способны управлять своим поведением, планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, реагировать на оценку своих действий и поступков. Соблюдает правила поведения в общественных местах.

— 45% (10 детей) имеют средний уровень развития эмоционально-волевой сферы.

Рекомендации воспитателям 1и 2 подготовительных групп:

• разработать индивидуальные маршруты сопровождения по повышению мотивационной готовности к школьному обучению, привлечь к сотрудничеству родителей и специалистов

Читайте также:  Практические занятия по темпераменту

• подготовить подборку игр на совершенствование эмоционально-волевой сферы

• оформить комплекс расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности

Сводные результаты диагностики по 2 группам

Продиагностировано 44 ребёнка

1. Результаты анализа сформированности «внутренней позиции школьника»

У 91% (40 детей) наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника».

У 9% (4 детей) условно сформирована «внутренняя позиция школьника

2. Уровень развития эмоционально – волевой сферы

— 60% (26 детей) имеют высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы.

— 40% (18 детей) имеют средний уровень развития эмоционально – волевой сферы.

«Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников Марина Вдовкина «Чудесные самоцветы». Конспект занятия по развитию.

«Наблюдение за эмоционально — волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Программа наблюдения «Наблюдение за эмоционально — волевой сферой у дошкольников с ОНР 3 уровня в условиях логопедической группы» Возраст.

Диагностика эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет с ЗПР Методика изучения «Эмоционально-волевой и личностной сферы» Цель: Выявить уровень развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей,.

Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы Данные игры помогут детям развить эмоционально-волевой контроль. Способствуют развитию умения контролировать и приемлемо выражать свои эмоции,.

История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников История возникновения игрушки и роль игры в развитии эмоционально – волевой сферы дошкольников История возникновения игрушек уходит своими.

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..

Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.

Конспект занятия «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Конспект занятий «Палитра вкусов и эмоций» по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников Актуальность: Занятия направлены на развитие.

Занятие по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста Занятие 1 Радость Цель: знакомство с чувствами радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности.

Источник

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Лариса Матевосян
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, усложнение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции и волевые усилия приводят к дальнейшим возрастным изменения в эмоционально-волевой сфере. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит под воздействием социальной среды, окружающей ребенка и под воздействием наследственных и физиологических факторов.

Развитие речевой активности, познавательной сферы способствует освоению в этот возрастной период пониманию ребенком «языка чувств», появляется способность выражать чувства с помощью интонации голоса, мимики. В старшем дошкольном возрасте дети научаются понимать переживания другого человека. Включение речи в эмоциональные процессы позволяет дошкольникам словесно обозначать свои переживания по отношению к явлениям окружающего мира, свои поступки и чувства, а также к поступки сверстников и эмоциональное состояние взрослых.

К 5-6 годам дети восприятие экспрессии становится дифференцированным. Это дает детям дошкольного возраста более точно оценивать переживание человека. В тоже время дети боле точно распознают положительные эмоции, чем отрицательные по эмоциональной выразительности лица.

Согласно проведенным исследования, А. М. Щетинина выделила шесть типов восприятия детьми эмоционального состояния.

Первый тип довербальный. Этот тип характерен для детей 4-5 лет. Этому типу присуще не обозначение эмоции словами, а познание ее происходит через установление связи выражения лица с конкретной ситуацией.

Второй тип диффузно-аморфный. Дети называют эмоцию, но определяют её поверхностно. Этот тип характерен для большинства детей 4-5 лет.

Третий тип диффузно-локальный. Воспринимая эмоциональное состояние глобально или нечетко, дети определяют экспрессии отдельных элементов лица (чаще всего лица). Этот тип зафиксирован у 27% детей 4-5 лет. Некоторые из них уже могут проявлять свое эмоциональное отношение к различным состояния человека.

Четвертый тип аналитический. Дошкольники с преобладанием этого типа восприятия способны определять эмоциональное состояние человека с помощь выделения отдельных элементов экспрессий лица, а не позы. Большинство детей с преобладанием этого типа восприятия способны проявлять своё сопереживание, сочувствие при восприятии эмоции гнева, страха, грусти. Аналитический тип восприятия характерен для некоторых детей 5 лет, а также для детей 6-7 лет.

Пятый тип синтетический. Дети с этим типом воспринимают элементы экспрессий целостно, в совокупности. Например, «глаза злые и лицо злое». Этот тип характерен также для детей 6-7 лет.

Шестой тип аналитико-синтетический. Этот тип характерен для большинства детей подготовительной группы, могут выделить элементы экспрессии и в тоже время объединить их. Некоторые дошкольники способны выражать эмоциональный отклик на эмоциональное состояние человека.

А. М. Щетинина в своих исследованиях сделала вывод, что типы восприятия экспрессий неустойчивы, с возрастом они изменяются в качественную сторону и развиваются в процессе обучения.

Читайте также:  Комната борьбы со стрессом

На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять своими эмоциями. Адекватное эмоциональное реагирование развивается на основе умения ребенка различать эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям, угадывать их поведенческие реакции. Эти способности появляются уже с 3-4 лет. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, желания. Дети с 5 лет учатся улаживать возникающие конфликты без помощи взрослых.

В ряде работ А. В. Запорожец было определено, что в дошкольном возрасте изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, развивается ее эмоциональна регуляция. Внутренняя детерминация деятельности мотивами осуществляется с помощью эмоциональной коррекции. Для этого механизма характерно согласование поведения дошкольника с личностным смыслом ситуации и выполнением им действий в зависимости от его потребностей и интересов [2].

В период дошкольного детства возникает эмоциональное предвосхищение, которое помогает ребенку предвидеть и переживать предполагаемый результат своей деятельности и эмоциональную реакцию взрослых на его продукт его деятельности и его поступки. На этом этапе у ребенка появляется способность эмоционального воображения. Оно помогает ему перед началом деятельности проигрывать результат деятельности и его эмоциональные последствия для окружающих.

В период дошкольного возраста интенсивно развиваются эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства. Развитие эстетических чувств в этот период связано с развитием художественного восприятием и собственной художественно-творческой деятельности. Взрослый помогает ребенку понять красоту в окружающем мире, а также понимать и эмоционально воспринимать художественные произведения в литературе и живописи. Дошкольник одобряет красивое и доброе и осуждает злое и безобразное.

Развитие интеллектуальных чувства обусловлено развитием познавательной деятельности и интересов. Радостные чувства у ребенка возникают при узнавании нового. Положительные эмоции сопровождают новые знания, любознательность, уверенность, но и вызывают их.

В работах А. В. Запорожец прослеживается исследования развития у детей 5-7 лет «эмоциональной децентрации». К старшему дошкольному возрасту ребенок научается сопереживать, сочувствовать при неудачах сверстника. Ребенок переживает сочувствие к чужой боли. Сопереживание побуждает его к первым нравственным поступкам- уменьшить боль, защитить другого, отказаться от своих желаний в пользу другого. К старшему дошкольному возрасту ребенок умеет активно включаться в ситуацию эмоционального состояния другого и переносить её на себя и переживать её как свою.

Симпатия, сочувствие, отзывчивость порождают дружеские отношения дошкольников. В 5 лет преобладает дружба поочередно со всеми и только к 6-7 годам проявляются задатки дружбы в парах, которая складывается на основе игровых интересов и познавательных склонностей.

Нравственные чувства в дошкольном возрасте развиваются при непосредственном участии взрослого окружения. Нравственные чувства формируются на основе практического выполнения требований взрослых, следования нормам поведения, и обобщения личностного опыта переживаний. В старшем возрасте формируется умение ребенка оценивать собственные поступки и поступки сверстников и включение в переживание им отношения к определенным поступкам и действиям [3].

Одним из важнейших формирующихся в дошкольном возрасте нравственных чувств является чувство долга. Начальная стадия формирования этого качества закладывается уже в 3 года, ребенок выполняет поручения и требования взрослого. Например, поделиться игрушкой. В это время ребенок начинает кумулировать нравственный опыт, подчиняться требованиям взрослого. Хотя в это время он не осознает этих требований. К 6-7 годам дошкольник осознает необходимость норм правил поведения и подчиняет им свое поведение и поступки. Ошибки в поведении приводят ребенка к ощущению чувства неловкости, вины, смущения, стыда[4].

В дошкольном возрасте происходит формирование воли как способности управлять своим поведением, внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе взросления под влиянием взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия решению поставленных задач, добиваться цели, преодолевать трудности.

В исследованиях В. А. Иванникова показано, что период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи, хотя «побуждение и торможение действия в этом возрасте в основном еще регулируются действием реальных внешних стимулов». Вследствие развития речи и основанного на нем мышления ребенка постепенно формируется внутренний интеллектуальны план, благодаря которому ребенок создает замысел и план игровых действий подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях. К трем годам дошкольник пытается действовать на основе соподчинения мотивов, когда неприятное действие совершается ради благоприятного мотива. Дети 4-5 лет выбирают действия, близкие к мотивам, а дети 6-7 лет при выборе действия пользуются отдаленными мотивами.

В возрасте 3-4 лет у ребенка начинают складываться первые мотивы долга. В первую очередь это игровые мотивы, а к старшему возрасту складываются познавательные и общественные мотивы. Одним из главных мотивов поведения на протяжении всего дошкольного детства остается выполнение просьб взрослого и получение от него положительной оценки.

Как говорилось выше в дошкольном возрасте появляются задатки самооценки. Благодаря этому свойству ребенок научается регулировать и контролировать свое поведение.

В исследованиях А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и Ц. И. Непомнящей был сделан вывод, что к концу дошкольного периода у детей формируется умение связывать задаваемые цели с мотивами, чтобы обеспечить успех в решении задачи или действия.

Развитие волевой регуляции в дошкольном возрасте связано с соотношением внешней и внутренней стимуляцией. Если в 3-4 года действие побуждается взрослыми и представлением о возможности получения поощрения (игрушка, выполняя неинтересную работу, то у старших дошкольников растёт роль внутренней стимуляции собственной постановки цели, намеренного изменения мотивации [5].

Читайте также:  Как чувствуете себя после праздников

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход к внутренней регуляции действий и поведения. Все действия приобретают осмысленный и произвольный характер. В результате появляется способность управлять собой в различных видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте поведение складывается из импульсивных поступков. Только в старшем возрасте проявляется способность к длительным волевым усилиям. В этот период появляются и развиваются волевые действия.

К 6-7 годам формируется произвольность в сфере общения. Это появляется в отношении к просьбам и заданиям взрослого, в умении принять и выполнить по определенным правилам, а также в ролевых играх и играх с правилами. Игры с правилами способствуют формированию осознания правил личностного поведения. Ребенок начинает понимать, что если правила не соблюдать, то результата игры не получится [4].

В своих исследованиях А. В Запорожец показала, что к 4 годам у ребенка формируется выделять объект деятельности и цель его преобразования. К 5 годам ребенок уже способен выделять не только цель и объект, но и способы действия с ним. К 6 годам опыт построения деятельности становится обобщенным. Степень активность ребенка как субъекта деятельности говорит нам о степени сформированности произвольных действий.

Важной особенность, как говорилось выше, эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста является сформированность эмоционально-волевой компонента психологической готовности к обучению в школе. Главной чертой старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку управлять своим поведением, включаться в учебную деятельность [1].

Таким образом, за период дошкольного возраста у ребенка должны сложиться социально-нормативные характеристики, среди которых адекватное эмоциональное и чувственное восприятие себя и окружающего мира, самостоятельность, инициативность и способность к волевым усилиям. Это обеспечивает это успешную адаптацию ребенка к новой социальной роли школьника.

Формирование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста обусловлено важной ролью в возникновении у ребенка мотивов как регуляторов деятельности и поведения, а также в возникновении самосознания и его развитием в ходе онтогенеза. Эмоционально-волевое воспитание и развитие есть основа, на которой зарождается личность человека и является успешной предпосылкой усвоения знаний, а также определяет успех обучения в целом.

1. Донцова Д. А., Власова С. Е. Психологическа готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // ж.Психология и педагогика:Методика и проблемы: практическое применение. 2016. №50-1.

2. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника // А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. URL: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения 15.01.2017).

3. Нечетова М. Ю. Становление эмоционально-волевого компонента старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // ж. Наука и современность. 2011. №11. с. 177-182.

4. Сидячев Н. В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 102-120.

5. Сидячева Н. В. Волевая регуляция и возможность ее формирования в раннем дошкольном возрасте // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С. 112-121.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Источник

Оцените статью