- Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников. методическая разработка (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоционально-волевая готовность к школе
- Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников.
методическая разработка (1 класс)
Методические рекомендации с конкретными заданиями для определения эмоционально-волеой готоности первоклассников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volevaya_gotovnost_pervoklassnikov.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению
Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе определяет умение регулировать свое поведение, преодолевать посильные трудности. Основными показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная степень сформированности произвольности психических процессов (восприятие, память, внимание), навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы, овладение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценивать свою работу.
Задание 1 ( индивидуально).
Методика «Определения уровня саморегуляции»
Ребёнку предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |—||—|||—| и т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:
- пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
- правильно переноси их с одной строчки на другую;
- не пиши на полях;
- пиши не в каждой строчке, а через одну».
Время выполнения задания 5 минут.
Анализ проводится по следующим критериям:
- 5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
- 4 балла – по ходу работы ребёнок допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.
- 3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
- 2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
- 1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.
Задание 2 — «Кружки».
Умение слушать и удерживать в памяти инструкцию; строить свои действия согласно предварительной инструкции: «Дети, слушайте задание. Я сначала вам объясню, а затем вы будете выполнять. Будьте внимательны, так как я буду объяснять только один раз.
Нарисуйте 10 кружков. Считая слева направо, заштрихуйте 3-й, 6-й, 9-й кружки, а остальные оставьте как есть, чистыми».
Задание дается несколько раз в течение учебного года (в начале учебного года, в середине, в конце); задание остается то же, меняется лишь порядок заштриховки кружков.
Анализ выполнения задания:
- высокий уровень — рисует 10 кружков в ряд, 3-й, 6-й, 9-й заштриховывает, остальные чистые.
- средний уровень — рисует 10 кружков в ряд, три из них заштрихованы, но место определено неправильно.
- низкий уровень — рисует 10 кружков, заштрихованных нет; рисует больше или меньше кружков.
Задание 3 Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. Такая тренировка привьет ребенку умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого. Дайте ребенку тетрадный лист с точками.
«Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».
Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».Теперь проверьте результат.
- 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
- 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
- 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
- 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
- 0 баллов – отсутствие сходства.
Задание 4 — «Сложи сам» (выявление целенаправленности, активности в достижении цели, умения преодолевать трудности).
Ребенку дают части бумажного круга (из твердого картона или плотной бумаги). Бумажный круг разрисован в виде блюдца. Блюдце разрезают на неравные части. Ребенку говорят, что «вот блюдце (тарелочка) разбилось на осколки, его надо собрать».
В начале учебного года — 6 частей «осколков».
В середине учебного года — 12 частей «осколков».
В конце учебного года — 18 частей «осколков».
Анализ выполнения задания:
- высокий уровень — ребенок активно ищет решения, преодолевает трудности, самостоятельно выполняет задание. Доволен, готов играть еще;
- средний уровень — ребенок составляет блюдце, время от времени обращаясь за помощью взрослого или ожидая подтверждения правильности своих действий со стороны взрослого. Доволен окончанием работы;
- низкий уровень — с готовностью берется за складывание частей блюдца, но при первых же трудностях отказывается от работы. Все время просит помощи, действует не думая, с заданием не справляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации.
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1.
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов.
Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н.
Тестовые задания для определения уровня готовности первоклассника к школьному обучению.
Источник
Эмоционально-волевая готовность к школе
Вероника Салова
Эмоционально-волевая готовность к школе
Эта тема очень актуальна для дошколят. Не только и не столько ребёнок должен уметь писать, читать и считать, сколько он должен быть готов эмоционально, психически.
Эмоционально-волевая готовность к школе — это способность ребёнка управлять своим поведением и эмоциями.
Детей, у которых эта сфера не сформирована,видно сразу:
* они не могут контролировать свои эмоции;
*практически сразу впадают в истерику: падают на пол и громко кричат, разбрасывают вещи, могут ударить того, кто «подвернётся под горячую руку»;
* не умеют проигрывать;
* не умеют уступать;
им свойственна эмоциональная лабильность — это такое состояние нервной системы, которое сопровождается резкими и частыми сменами настроения;
* любой запрет вызывает крайне бурную и часто агрессивную реакцию;
* они не могут выполнять задания, требующие сосредоточения;
* часто бросают всё на «полпути», особенно, если не получается.
Работать с такими состояниями можно и нужно, но коррекция, как правило длительная.
Как работать с эмоционально-волевой сферой:
1. Соблюдать режим дня. У детей эмоциональное состояние очень сильно зависит от физического самочувствия. Если ребёнок не доспал, то нервная система моментально отрицательно на это реагирует, как правило, усиливаются.
2. Не допускать эмоциональных перегрузок ребёнка, особенно во второй половине дня.
3. Развивать эмоциональную и коммуникативную сферы ребёнка.
4. Сбросить лишнее напряжение ребёнку помогут игры с водой, с песком, с тестом, с различными крупами.
5. Обязательно обучаем ребёнка навыкам саморегуляции и самоконтроля.
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.
Источник
Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
Инна Капланова
Формирование эмоционально-волевой готовности к школе
Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта и настаивают на поступление ребенка в школу. В итоге у школьника проявляются тревожность, социальные страхи, нежелание преодолевать школьные трудности.
Показатели эмоционально — волевой готовности к школе.
У ребенка развита эмоционально — волевая готовность, если он умеет осознавать свои чувства и проявлять их адекватно ситуации, преодолевать трудную ситуацию, понимать обучающий характер и не бояться их.
Ребенка с детства приучают к тому, что обижаться, злиться, бояться стыдно и недопустимо. Он вынужден постоянно подавлять негативные чувства. По мнению американского психолога Леонарда Берковица, подавление эмоций ставит ребенка в ситуацию сильной эмоциональной депривации, которая заставляет искать «удобную мишень» для того, чтобы проявить свои чувства.
ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК И ПОНИМАТЬ, ЧТО НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЧТО ТРУДНОСТИ БУДУТ С НИМИ НУЖНО УМЕТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ.
Страх ошибок снижает качество обучения. У ребенка формируется мотивация избегать неудачи вместо мотивации достигать цель. Он предпочитает ничего не делать, только чтобы не совершать ошибок.
Важно научить ребенка не бояться ошибок и понимать, что на ошибках учатся. Например, ошибся, потому что торопился, — в следующий раз буду писать медленнее.
Чтобы сформировать у дошкольника эмоционально — волевую готовность к школе, можно использовать рабочую тетрадь. Можно взять альбом формата А4. На первой странице нарисовать гору «Радости знаний». После каждого занятия приклеивать на нее «кирпичики», заранее подготовленные. На следующих страницах оформлять задания.
Занятия разбиваются на две части.
Первая часть. Задания формирующие умения преодолевать трудности, учиться на ошибках, слушать других, а не только ответить самому.
Вторая часть. Знакомство с эмоциями: радость, страх, гнев, обида; учатся осознавать и конструктивно проявлять свои эмоции.
Задания, которые могут использоваться в рабочей тетради.
Задания такого типа побуждают детей к активной мыслительной деятельности.
Пример: «Повезло, в стране психологических умений школьника тебя сразу пригласили в цирк. Школьник учится управлять собой так же, как дрессировщик львами. Что это значит «управлять собой?» Зачем это необходимо школьнику?» (рабочая тетрадь «Тропинка к своему Я». О. Хухлаева. 1-й класс. 5-е изд.М: Генезис, 2016.)
— Задание выбор. Показывают картинки, необходимо выбрать нужную и отметить галочкой.
— Интеллектуальные задачи. Развитие внимания и мышления. Например, найди отличия, исключение предметов, тест Пьерона — Рузера.
— Задания — действия. Произвольное и волевое развитие ребенка.
— Задание — рисование. Раскрашивают или рисуют по сказки героев или придумывают свои.
Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников Тема: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников». Актуальность темы: Развитие познавательной.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Игры с детьми, имеющими особенности в развитии эмоционально-волевой сферы Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости, слабости учебной мотивации. Так.
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.
Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.
Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве Своеобразие развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в младенчестве и в раннем детстве. В настоящее время, наряду с общими.
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.
Источник