ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Толковый словарь понятий языка книг Учения Живой Этики111
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Толковый словарь понятий языка книг Учения Живой Этики. СПб.: 000«Фирма Коста», 2005. — 576 с.
В предлагаемом читателю Словаре сделана попытка истолкования понятий, встречающихся в языке книг Учения Живой Этики, с помощью текстов этих же книг и примыкающих к ним по духу. По возможности различные подходы к пояснению того или другого слова располагались в порядке, учитывающем глубину их проникновения в сущность и увеличение числа рассматриваемых граней данного понятия. Все цитаты снабжены ссылками на оригинальные работы, из которых они были взяты.
В данном издании в основном оставлены без изменений орфография и пунктуация первоисточника.
Словарь рассчитан на широкий круг читателей Учения Живой Этики (Агни-Иоги).
ISBN 5-98408-044-3
© М. П. Авотина, 2005
ISBN 5-98408-044-3
Человек, пожелавший познакомиться с книгами Учения Живой Этики, сразу же сталкивается с большим количеством новых для него понятий, с незнакомой или необычной терминологией. В то же время человек, сознание которого эти книги захватили полностью, по много раз возвращается по тексту назад, к тем абзацам, где эти понятия расшифровываются, чтобы понять их как можно точнее и глубже.
Предполагается, что представляемый словарь понятий, терминов, имен поможет читателю, как посох путнику, быстрее обрести твердый шаг на пути освоения Учения. Эта работа дополняет опубликованные ранее словари за счет расширения круга понятий и способа их объяснения. Объяснение понятий дается подбором цитат из книг Учения Живой Этики и близких им по своей направленности и качеству. По возможности смысл понятия, как и в книгах Учения, развертывается постепенно, от поверхностного к более глубокому. Понятия, состоящие из двухтрех слов, даны так, как они приведены в оригинале, например, Психическая энергия, а не Энергия психическая.
В словаре для некоторых понятий выделено несколько подразделов, расположенных в алфавитном порядке. Используемые в тексте коды ссылок даны с указанием номера тома римскими цифрами (если он не единственный и не первый), страницы и по возможности параграфа. Для ссылок на Письма, Дневники разных авторов и Записи Б. Н. Абрамова даны их даты. В конце словаря (см. с. 542 — 545) приведена расшифровка кодов использованных источников. Начало новой ссылки в поле данного понятия выделено знаком *.
Авест. — авестийский; акад. — академи-я (-к); англ. — английский; араб. — арабский; вост. — восто-к (-чный); газ. — газета; греч. — греческий; доп. — дополненное; др. — древне-. ; дух. — духовн-ая (-ый); ж. — журнал; «изд. — издательство; инд. — индийский; ин-т —институт; исслед. — исследовательский; ист. — исторический; канд. — кандидат; кн. — книга; конф. — конференция; лат. — латынь; матер. — материалы; междунар. — международн-ый (-ая); общ. — общество; обществ. — общественно-. ; орг. — организационный; отд. — отделение; пер. — перевод; перераб. — переработанный; поев. — посвященный; ред. — редакция; ред. комм. — редакционный комментарий оригинала; Росс. — Российское; санскр. — санскрит; сб. — сборник; Сиб. — сибирское; Сов. — Советский; ст. — статья; стар. — стар-ый (-инный); тибет. — тибетский; ун-т — университет; фак. — факультет; фр. — французский; худ. — художественн-ый (-ое).
Изменения формы шрифта в тексте статей соответствуют авторским. Вставки редакции оригинальных работ выделены квадратными скобками; вставки автора-составиргеля Словаря выделены фигурными скобками.
В работе над словарем очень полезным оказался Тематический Указатель по книгам Живой Этики. / Рига: Мир Огненный, 1996. С. 320.
А
АБСОЛЮТ = АБСОЛЮТНАЯ БЫТИЙНОСТБ = АБСОЛЮТНАЯ МУДРОСТЬ = БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ = = ПАРАБРАМАН [ПЕР, 136]. —Первоначальная, основная причина всех явлений. [ДАЛЬ].
•Реальность, лишенная атрибутов; безличный и безымянный всемирный принцип, основа всего сущего. [СЭЗБ, 292, ред. комм, кс. 215].
•Абсолют вмещает все вселенские проявления. Абсолют из своего абсолютного Единства при проявлении становится Абсолютом беспредельной дифференциации и ее следствий — относительности и противоположений. [ПЕР, 433, 14.06.39].
•Восток от Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришел к высшим идеям о Божестве, и в непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной. Ибо А. этот вмещает в себе все конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, все зримое и незримое и т. д. И, раз Он есть всё, то, значит, Он не только первопричина, но и следствие. И дальше этого всеобъединяющего понятия ум человеческий подняться не может. Если мы начнем ограничивать А. нашим представлением, то Он перестанет быть А. и станет предельным, потому А. непостижим. [ЕР, 340, 01.02.35; 385, 30.04.35].
•Абсолют и есть Парабраман (см. Браман) индусов. Также и Мулапракрити (см.) должна рассматриваться как Абсолют, ибо это есть отвлеченный Божественный Женский Принцип. [ЕР, 384, 30.04.35].
•Все величайшие Учителя человечества никогда не поощряли прений о непознаваемой Причине. Она принималась как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. А. вмещает и понятие Беспредельности. Но кто задумывался над этим грандиозным и страшным понятием Беспредельности? Потому мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого А. Но так как все мы частицы этого А. и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность. [ЕР, 340, 1.02.35].
*А. вмещает понятие Непрояв ленного и Проявленного. Только Проявленный Космос может оявляться на беспредельном раскрывании. Космос Непроявленный вне времени и Пространства не может быть познан, но лишь осознан. [УП, 252].
•Восток верит в Единый Элемент, вечно раскрывающийся в видимую и невидимую проявленную Вселенную. Элемент этот именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЁ. В проявленном виде он есть ДУХО- МАТЕРИЯ, ибо МАТЕРИЯ в действительности есть лишь его дифференциация или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявляться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ чистый Дух — НИЧТО. [ЕР, 345, 1.02.35].
•Первоосновы восточной философии — существование Единой Абсолютной Трансцендентальной Реальности, ее двойственный Аспект в обусловленной Вселенной, и иллюзорность или относительность всего проявленного. [ЕР, II, 416,3.12.37].
Сознание, которое вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание, единые равные части. [ТЕО, 265].
Источник
Пока равновесие не поколеблено преждевременна радость врагов
ОТКРЫТЫЕ НЕБЕСА запись закреплена
«Пока равновесие не поколеблено, преждевременна радость врагов»
РАВНОВЕСИЕ ХРАНИТЕ ЛЮБОЮ ЦЕНОЙ, — говорили великие мыслители. Равновесие — это ваша защита от любых ментальных и психических нападений.
» Нарушение равновесия являет собою полную беззащитность ауры. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием утери этого драгоценного качества. Известная степень утраты равновесия будет означать гибель сознания. Бессильным становится человек, равновесие потерявший. Но качества духа во Мне утверждаются и Мною. Утративший веру в Меня становится шелухою пустою. Лучше все потерять и лишиться всего, чем Учителя.»
Грани Агни Йоги §71. 1955 г. Фев. 6.
«Внешнее не имеет никакого значения для духа до тех пор, пока не произошла внутренняя реакция на то, что воздействует извне. Весь смысл в ней. Пока не нарушено состояние равновесия внутри, победителем останется дух, хотя бы все идущее против торжествовало кажущуюся победу. Огонь равновесия непобедим. Вибрации его тоньше и выше, а следовательно, и сильнее вибраций, идущих извне. Могут глумиться, издеваться, унижать вас враги или идущие против, но, пока равновесие не поколеблено, преждевременна радость врагов. Управлять и владеть состояниями духа ― тоже психотехника. Думают побороть нечто вовне и на внешнее устремляют силы, в то время как победа заключается в правильной реакции духа на ярость внешних воздействий.
«Идет князь мира сего, но не имеет во Мне ничего»
Это есть явление великой победы Владыки Света над тьмою. Меч духа сиял над челом ослепительным светом, восхищая победу, в то время как меч, поднятый рукою Петра, Указано было вложить в ножны обратно. Вот этот отказ от средств внешней защиты, и перенесение ее внутрь, и действие единым началом духа и являются формою выражения высшей духовной мощи. Все совершается внутри себя: и борьба, и победа. Потому Утверждаю: сохранение равновесия в действии будет победой. Против равновесия никто не силен. Против равновесия никто не устоит. Научиться действовать в состоянии полного равновесия будет знаком победы. Внешнее и останется вовне, но победа над собою с духом пребудет и во времени даст внешний эффект, непреложно и неотвратимо. Значение равновесия глубоко. Смысл качества заключается в стойкости огней, уявляемых в его форме, в непоколебимости и утонченности его пламени. «Огонь пришел низвести Я на Землю», и радостно Мне видеть, когда мощно рождается он в глубинах восставшего духа.»
Грани Агни Йоги §223. 1960 г. Нояб. 26.
«Равновесие есть высшее качество духа. Достигается упорным трудом над собою»
Дается знанием. Нужно научиться хранить равновесие сперва в малом, потом в великом. Даже комариные укусы могут вывести из равновесия. Но от комаров есть сетки. Так против всего можно принять какие-то меры защитные. Хранить равновесие совсем не значит отдать себя на растерзание темным зложелателям. Как раз наоборот — это значит оградиться от них так, чтобы вредоносность их сердца открытого не поразила. Ничто лучше, чем сама жизнь, не поможет укрепить и закалить это чудесное качество. Каждый раз, когда жизнь окружающая стремится нарушить его, можно спокойно обдумать, как помочь делу, и если что-то возможно сделать, сделать возможное, предоставив остальное течению кармы.
«Главное не в том, чтобы избежать неприятности, а в том, чтобы вопреки ей равновесие сохранить»
Испытания не в том, чтобы от них избавиться и их отстранить, а в том, чтобы пройти через них с честью, с достоинством и красиво. Ссориться, сердиться, волноваться, горячиться умеют все по поводам всевозможным, но остаться спокойным, несмотря на все поводы, и достоинство духа сохранить будет уже победой над тьмою. Ибо темные, натыкаясь на защитный круг, действуют мелочами и через чье-нибудь посредство. Каждого супротивника надо понять и найти ему правильное решение. Иначе не отпустит из орбиты своего воздействия. И чем больше справедливого возмущения и негодования будет он вызывать, тем крепче будут становиться нити, связывающие с ним. Выход — в утверждении полного, нерушимого равновесия, когда враг бессилен его взорвать. Тогда злобные энергии к породителю своему возвращаются и неизбежен обратный удар. И пусть невежда пеняет сам на себя. Равновесие есть щит непрободаемый. Други Мои, равновесие храните любою ценой.»
Грани Агни Йоги §23. 1955 г. Янв. 12.
«При ударах со стороны темных прежде всего нужно проследить за тем, чтобы равновесие не нарушалось, а потом уже о мерах противодействия»
Противодействие при нарушенном равновесии не эффективно. Потому прежде всего равновесие. А Учитель Поможет коготки укоротить. Ибо обратный удар неминуем. Злая, коптящая свеча с факелом Моим соприкасается и начинает таять. Много вреда приносят себе идущие против вас. Особенно болезненен обратный удар энергий, толкнувшихся о броню равновесия. Потому равновесие прежде всего. И все же жизнь — это лучший учитель. Все же опыт приносит она. Учителя все: и друзья, и враги.»
Грани Агни Йоги §28. 1955 г. Янв. 15. Н.К. Рерих. Сантана. 1937
Источник
Пока равновесие не поколеблено преждевременна радость врагов
ДругаЯ ВселеннаЯ II Новые Энергии II Эзотерика запись закреплена
«Пока равновесие не поколеблено, преждевременна радость врагов»
РАВНОВЕСИЕ ХРАНИТЕ ЛЮБОЮ ЦЕНОЙ, — говорили великие мыслители. Равновесие — это ваша защита от любых ментальных и психических нападений.
«Нарушение равновесия являет собою полную беззащитность ауры. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием утери этого драгоценного качества. Известная степень утраты равновесия будет означать гибель сознания. Бессильным становится человек, равновесие потерявший. Но качества духа во Мне утверждаются и Мною. Утративший веру в Меня становится шелухою пустою. Лучше все потерять и лишиться всего, чем Учителя.»
Грани Агни Йоги §71. 1955 г. Фев. 6.
«Внешнее не имеет никакого значения для духа до тех пор, пока не произошла внутренняя реакция на то, что воздействует извне. Весь смысл в ней. Пока не нарушено состояние равновесия внутри, победителем останется дух, хотя бы все идущее против торжествовало кажущуюся победу. Огонь равновесия непобедим. Вибрации его тоньше и выше, а следовательно, и сильнее вибраций, идущих извне. Могут глумиться, издеваться, унижать вас враги или идущие против, но, пока равновесие не поколеблено, преждевременна радость врагов. Управлять и владеть состояниями духа ― тоже психотехника. Думают побороть нечто вовне и на внешнее устремляют силы, в то время как победа заключается в правильной реакции духа на ярость внешних воздействий.
«Идет князь мира сего, но не имеет во Мне ничего»
Это есть явление великой победы Владыки Света над тьмою. Меч духа сиял над челом ослепительным светом, восхищая победу, в то время как меч, поднятый рукою Петра, Указано было вложить в ножны обратно. Вот этот отказ от средств внешней защиты, и перенесение ее внутрь, и действие единым началом духа и являются формою выражения высшей духовной мощи. Все совершается внутри себя: и борьба, и победа. Потому Утверждаю: сохранение равновесия в действии будет победой. Против равновесия никто не силен. Против равновесия никто не устоит. Научиться действовать в состоянии полного равновесия будет знаком победы. Внешнее и останется вовне, но победа над собою с духом пребудет и во времени даст внешний эффект, непреложно и неотвратимо. Значение равновесия глубоко. Смысл качества заключается в стойкости огней, уявляемых в его форме, в непоколебимости и утонченности его пламени. «Огонь пришел низвести Я на Землю», и радостно Мне видеть, когда мощно рождается он в глубинах восставшего духа.»
Грани Агни Йоги §223. 1960 г. Нояб. 26.
«Равновесие есть высшее качество духа. Достигается упорным трудом над собою»
Дается знанием. Нужно научиться хранить равновесие сперва в малом, потом в великом. Даже комариные укусы могут вывести из равновесия. Но от комаров есть сетки. Так против всего можно принять какие-то меры защитные. Хранить равновесие совсем не значит отдать себя на растерзание темным зложелателям. Как раз наоборот — это значит оградиться от них так, чтобы вредоносность их сердца открытого не поразила. Ничто лучше, чем сама жизнь, не поможет укрепить и закалить это чудесное качество. Каждый раз, когда жизнь окружающая стремится нарушить его, можно спокойно обдумать, как помочь делу, и если что-то возможно сделать, сделать возможное, предоставив остальное течению кармы.
«Главное не в том, чтобы избежать неприятности, а в том, чтобы вопреки ей равновесие сохранить»
Испытания не в том, чтобы от них избавиться и их отстранить, а в том, чтобы пройти через них с честью, с достоинством и красиво. Ссориться, сердиться, волноваться, горячиться умеют все по поводам всевозможным, но остаться спокойным, несмотря на все поводы, и достоинство духа сохранить будет уже победой над тьмою. Ибо темные, натыкаясь на защитный круг, действуют мелочами и через чье-нибудь посредство. Каждого супротивника надо понять и найти ему правильное решение. Иначе не отпустит из орбиты своего воздействия. И чем больше справедливого возмущения и негодования будет он вызывать, тем крепче будут становиться нити, связывающие с ним. Выход — в утверждении полного, нерушимого равновесия, когда враг бессилен его взорвать. Тогда злобные энергии к породителю своему возвращаются и неизбежен обратный удар. И пусть невежда пеняет сам на себя. Равновесие есть щит непрободаемый. Други Мои, равновесие храните любою ценой.»
Грани Агни Йоги §23. 1955 г. Янв. 12.
«При ударах со стороны темных прежде всего нужно проследить за тем, чтобы равновесие не нарушалось, а потом уже о мерах противодействия»
Противодействие при нарушенном равновесии не эффективно. Потому прежде всего равновесие. А Учитель Поможет коготки укоротить. Ибо обратный удар неминуем. Злая, коптящая свеча с факелом Моим соприкасается и начинает таять. Много вреда приносят себе идущие против вас. Особенно болезненен обратный удар энергий, толкнувшихся о броню равновесия. Потому равновесие прежде всего. И все же жизнь — это лучший учитель. Все же опыт приносит она. Учителя все: и друзья, и враги.»
Грани Агни Йоги §28. 1955 г. Янв. 15. Н.К. Рерих. Сантана. 1937
Источник