Поэт растроган он как будто встретился с детством чем вызвано это особое чувство

Поэт растроган он как будто встретился с детством чем вызвано это особое чувство

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

1. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему?

Потому что рядом с весельем, которое показал поэт, еще идёт и тяжелый детский труд с ранних лет, о котором тоже рассказал в своем стихотворении Н.А. Некрасов.

2. Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как воспринимают автора дети. Что их удивляет в нём?

Детишек удивляет, как выглядит главный герой, что у него борода, а не усы, что на шапке часы, рассматривают ружьё, удивляются его большой собаке. И то что со своим помощником он обращается как с другом.

Борода!
У бар бороды не бывает — усы.
А ноги-то длинные. словно как жерди.
А вона на шапке, гляди-тко часы!

А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

Ружьё! поглядит-ко: стволина двойная,
Замочки резные.

И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой. «

3. Какими словами передано отношение поэта к крестьянским детям? С какой интонацией их нужно читать? Почему?

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Про детские глаза:

Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Читать надо с нежностью. Потому что автор относится с любовью к крестьянским детям.
Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей

4. Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Н.А. Некрасовым не названы. Озаглавьте их.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4. Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.

1. Глазёнки в щели
2. Милые плуты
3. Детский труд
4. Мужичок
5. Фингалушка смешит детей
6. Дети убегают от грозы

5. Выразительно прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей?

Примером для крестьянских детей являются их родители, которые работают в поле и рабочие люди, которые проездом рассказывают им разные истории: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит.

6. Можно ли сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным?

Нельзя сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным. В своем стихотворении он рассказывает, как дети трудятся с раннего детства, например в эпизоде, где шестилетний Влас — мужичок, из лесу возит дрова, которые рубит его отец.

7. Выпишите и выучите наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.

Играйте же, дети! — Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.

Читайте также:  Депрессия что это такое по православному

8. Как вы понимаете сроки:

Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Как вы думаете, о каких мыслях идёт речь? Почему им «нет воли»? Почему здесь встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь?

Честные мысли — это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

9. Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А.И. Лебедева.

Было раннее холодное зимнее утро. А Никитку уже будил отец. Шестилетнему мальчику совсем не хотелось вставать. Отец отправлялся в лес за дровами и ему нужна была помощь, без Никитки никак не обойтись. Отведав горбушку ржаного хлеба с молоком, мальчик с отцом отправились в лес. Целый день Никитка работал, отвозил на телеге дрова домой. Это была очень важная и необходимая работа. Мальчик был горд и важен, что он главный помощник главы семьи. Дома их ждали сестренки и матушка.

10. Рассмотрите репродукцию картины А.Г. Венецианова «Захарка» (цветная вклейка). Что вы можете сказать о герое картины? Каков его характер, социальное положение? Есть ли что-то общее у Захарки и героев Некрасова?

У Захарки и героев Некрасова есть общее. На картине Венецианова изображен простой деревенский мальчик, крестьянин, как и в произведении «Крестьянские дети». Насупленные брови и плотно сжатые губы, сосредоточенный взгляд, поворот головы создают ощущение целеустремленности, уверенности, силы. Мальчик понимает, что его жизнь будет зависеть только от него самого и крепко сжимает древко инструмента на плече. Все в облике мальчика говорит о том, что он готов к работе, и, к сожалению, возможно, не имел детства, так как трудился с самых ранних лет.

Источник

Презентация Биография Н.А. Некрасова
презентация к уроку по литературе (6 класс)

презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
nekrasov.ppt 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Николай Алексеевич Некрасов 1821 — 1877 «Я лиру посвятил народу своему…»

Имение Грешнево В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.

Отец поэта Алексей Сергеевич (1788 – 1862) Любимое занятие — охота Елена Андреевна Закревская — мать Н.А.Некрасова

Ярославская гимназия, в которой учился Некрасов с 1832г по 1837г

Петербургский университет, где Н.А.Некрасов слушал лекции в качестве вольнослушателя

Музей-усадьба в Карабихе

Николай Алексеевич Некрасов любил охотиться

Тяжёлая болезнь В начале 1875г Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника.

Николай Алексеевич Некрасов перед смертью

Похороны Николая Алексеевича

Ленинград. Дом на Литейном проспекте, где жил и умер Н.А.Некрасов

Памятник в Ярославле Памятник на могиле

«Крестьянские дети» (Стихотворение написано летом 1861г)

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847)

А.Г.Венецианов «Крестьянские дети в поле»

Маковский Владимир Егорович (1846 – 1920)

В.Е.Маковский «Игра в бабки»

Беседа по вопросам 1. Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ? 2. Какое настроение лирического героя ощущается в первых строчках произведения? 3. Какое слово передает настроение героя, возникшее при встрече с крестьянскими ребятами? 4. Поэт растроган. Он как будто встретился с детством. Чем вызвано это особое чувство? 5. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Чем это произведение похоже на комедию?

Фрагмент К кому обращается лирический герой Роль лирического героя Встреча охотника с детьми К друзьям, единомышленникам Охотник, рассказывающий о случае на охоте Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом К читателю из привилегированного сословия Беспристрастный журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода» Обращение к крестьянским детям К молодому поколению Гражданин своего Отечества, призывающий беречь лучшие традиции народа, стремиться к свободе

«Малюточка Влас» Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приёма – оксюморона. Оксюморон (греч. – острая глупость) – сочетание противоречивых понятий (холодное солнце, мучительно мило).

Н.А.Некрасов написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

Источник

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам

Учебник: «Литература. 5класс», часть 1. Автор: Г.С.Меркин, 2011 год.

Цели:

  • Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.
  • Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
  • Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

Анализ стихотворения по частям.

1 часть. Охотник возвращается в родную деревню

— Что узнаём из 1 части? ( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)

— Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: » глазки смешались, как в поле цветы», » я детского глаза люблю выраженье». Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)

2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.

Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).

— Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)

— Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)

— Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: «Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»

— Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)

— Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)

Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал — с актёром.

3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.

Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин , думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)

1. Выразительное чтение отрывка от слов «О милые плуты» до слов «и клали рядком на перила моста»

— Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).

— Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет «балованными детками», сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.

— Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)

— Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)

— Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода»)

2. Выразительное чтение отрывка от слов » У нас же дорога большая была:» до слов «Что новый прохожий то новый рассказ».

— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога — это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)

3. Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко! до слов «Живого в деревню тащат с торжеством»

4. Исследовательская работа с текстом.

— Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)

5. Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша. » до слов «Зато ему рано знакомы труды».

Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)

— Почему » Ванюша в деревню въезжает царём»? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)

— Каково значение фразы: » Другой стороною медаль»? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)

— Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно:»? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)

6. Выразительное чтение отрывка «Однажды в студёную зимнюю пору».

— О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы».

— Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).

— Автор призывает «хранить вековое наследие». Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)

— Какова позиция лирического героя в отрывке «Играйте же, дети! Растите на воле!»? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)

4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей

Выразительное чтение последней части.

— Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)

Почему Н.А.Некрасов заменил название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

Дом. задание: выучить отрывок наизусть «Однажды в студёную зимнюю пору:»

Источник

Читайте также:  Чем можно подавить чувство голода
Оцените статью