Подросток чувствует себя ненужным

Подросток чувствует себя ненужным

Этот страх имеет первобытные корни, ведь много лет назад человек, оставшись один, не мог выжить. Подобные чувства имеют место и сейчас. Обособленность может восприниматься как дефицит любви, внимания, как отсутствие связи с людьми, с миром.

Отрочество — это возраст дезориентации в себе. Противоречивые чувства и эмоции мешают думать рационально. Ребята 11-17 лет отличаются слабым самоконтролем, эмоции их захлестывают, и в таком состоянии они способны наделать много глупостей.

Ребенок, столкнувшись с этим чувством, испытывает страх, обиду, ощущает себя оторванным от окружающих. Невозможность понять себя приводит к выводу, что и окружающие не смогут понять его внутренний мир. А значит, не стоит пытаться наладить связи с близкими и друзьями.

То есть, одиночество может быть вредным для психики взрослеющего человека. Если оно несет только негативные эмоции, если оно вынужденное, из-за моббинга, непринятия себя, неспособности найти свое место.

Однако одиночество в подростковом возрасте может быть и полезным. Именно в 11-17 лет человеку приходится очень часто анализировать свои чувства, учиться справляться с эмоциями. Поэтому, если подросток добровольно уединяется, избегает какое-то время общения, это неплохо. Главное, чтобы такое состояние не затянулось.

Взросление — это всегда встреча со своим внутренним миром. В этот период формируется самосознание, а глубокие раздумья о взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, своем месте в мире необходимы для развития и осознания себя. Естественно, заниматься этим можно только, если никто не отвлекает. Поэтому одиночество может быть и нормальным состоянием. Оно важно для развития, осознания себя.

Бывают разные виды, на это надо обратить внимание:

  • кратковременное;
  • ситуативное;
  • хроническое.

Кратковременное — негативные эмоции появляются изредка, проходит время и все налаживается. Вмешательство взрослых не требуется.

Ситуативное — связано с определенными изменениями. Например, ссора с другом, переезд. Человек может сам пережить такие перемены, но помощь иногда не помешает.

Хроническое — самое опасное. Оно может вызывать депрессию и суицидальные мысли.

Постоянное желание быть одному, отсутствие контакта со сверстниками могут свидетельствовать о том, что есть определенные проблемы. Возможно, ребенок не может справиться с ними самостоятельно. Значит, ему следует помочь.

Причины одиночества могут быть психологические и физические.

Психологические:

  • поиск нового места в жизни и обществе, развитие новой концепции «Я»;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • завышенные ожидания от себя, друзей или родителей;
  • отношения в семье — если взрослеющий сын или дочь видит в семье скандалы, насилие, то убеждается, что общение несет лишь негатив. Поэтому сознательно избегает общения с окружающими;
  • непринятие социальной группой, отсутствие людей, которые разделяют интересы ребенка;
  • нереалистичные представления о дружбе, любви;
  • отсутствие доверительных отношений с родителями — частая критика, завышенные требования, непринятие ребенка, как самостоятельной личности;
  • гиперопека.

А физические причины таковы:

  • вынужденная смена места жительства — если это произошло без предварительной подготовки;
  • неожиданные изменения в семье — например, развод родителей;
  • потеря близкого.

Даже одна причина может привести к подобному состоянию. Если же их несколько, ситуация становится сложной.

Например, переезд в другой город, новая школа, где одноклассники не принимают в свою группу. Или подросток нетрадиционной сексуальной ориентации осознал свое отличие от других, а отношения в семье оставляют желать лучшего. Конечно, проблема усугубляется.

Читайте также:  Как себя чувствуете он с любопытством

Если это чувство тяготит ребенка, беспокоит, у него может появиться множество негативных последствий. Это депрессия, бродяжничество, пристрастие к алкоголю и наркотиками, отчаяние, суицид.

Что делать взрослым, как справиться с подростковой депрессией? Вот несколько советов родителям по воспитанию подростков.

Прежде всего, стоит понять: единого рецепта нет. Каждую ситуацию в определенной семье следует рассматривать индивидуально. Но общие рекомендации все-таки есть.

Вот основные из них:

  • важно всегда оставаться в контакте — доверительные отношения серьезно помогают;
  • уделять сыну или дочери много внимания, но при этом, если у них нет желания делиться, не заставлять;
  • принимать и уважать чувства взрослеющего человека всерьез, не отмахиваться. Ведь воспитание невозможно без взаимного уважения;
  • не задавать неудобные вопросы, при этом честно отвечать на все вопросы;
  • быть чутким, деликатным;
  • не требовать слишком многого, но гиперопека тоже вредна;
  • следует дать понять сыну или дочери, что помощь всегда рядом;
  • иногда надо просто выслушать, посидеть рядом;
  • принять все изменения, которые происходят с взрослеющим человеком. Ненавязчиво показать ошибки, помочь их исправить. Ответственность за поступки — это важно. Но не менее важна возможность исправить ошибки, не бояться идти вперед.

На самом деле, переходный возраст — это перемены не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому взрослым стоит заранее настроиться на то, что ребенок будет меняться, что не все будет проходить легко. Тогда изменения будет легче принимать.

Чувство одиночества в подростковом возрасте — не повод сразу паниковать. Важно понять, полезно это или нет, понаблюдать, прислушаться, сделать определенные выводы. И если это чувство является разрушительным, принять меры. Найти #ключкподростку, помочь ему выбраться из создавшейся ситуации.

Источник

Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества

Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, подростковым суицидам.

Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.

Виды подросткового одиночества:

  • кратковременное одиночество
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга)
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления)

Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением («Я») и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое «Я» и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.
Читайте также:  Плейкаст девушке хорошего настроения

В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.

  • В учреждениях нужно проводить профилактику одиночества подростков в группах: учить детей общению, эмпатии, самооценке, формировать общие и коллективные интересы, работать над сплочением классного коллектива, проводить тренинги, групповые поездки, акции милосердия и т.п.
  • Но что же могут сделать родители? Общего рецепта нет, но помочь могут доверительные отношения, общение, совместное времяпрепровождение. Родители могут дать понять ребенку, что он — не один, что они рядом и готовы помочь ему и поддержать. И в то же время — поощрять его самостоятельность, решение проблем, налаживание отношение со сверстниками, находить интересные занятия.

Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.

Источник

«Я никому не нужен». 10 советов подросткам, как справиться с чувством одиночества и ненужности

Для подростка чувство одиночества и ненужности — частые друзья. И спастись от их влияния неимоверно сложно, особенно, если взрослые, которые находятся рядом, попросту отмахиваются от тебя: «Не принимай всё близко к сердцу», «Просто займись чем-нибудь», «Не выдумывай», «Мне бы твои проблемы». А ведь проблемы действительно есть. Подавленное состояние заставляет тебя прятаться в себе, постепенно воздвигая над собой тяжёлый стеклянный купол. Давай разбираться вместе, в чём же заключается природа такого чувства как одиночество и есть ли способы борьбы с неприятным ощущением ненужности, которое не хочет исчезать.

Почему я чувствую себя одиноким и ненужным?

Подростковый возраст — это кризисный период, когда твоё тело и твоя психика меняются так быстро, что организм не успевает с этим справляться и оттого испытывает сильный стресс. Тебе становится трудно управлять эмоциями, переживать негативные чувства (боль, отчаяние, печаль), справляться с жизненными трудностями . Даже небольшие неурядицы видятся катастрофой, которую невозможно устранить. А если сюда добавляется отсутствие понимания со стороны окружающих, или, что ещё хуже, насилие — физическое, психологическое или сексуальное — то чувство никчёмности, одиночества, отверженности только нарастает.

Читайте также:  Опросники для педагогов по эмоциональному выгоранию

Вот пример тягостного переживания парнем 15-ти лет своего одиночества. Думаем, тебе понятны его чувства

Одиночество крушит надежды, заставляет разочаровываться в себе и других людях, приводит к пагубным привычкам или другим, более страшным последствиям. Но есть у него и другая, положительная сторона — оно позволяет тебе осознать свою обособленность от других людей, открыть свой уникальный и неповторимый внутренний мир. С этой позитивной мысли давай и начнём работу над твоей ситуацией.

4 рекомендации психолога, как избавиться от чувства одиночества и ненужности

Обычно все рекомендации, как подростку преодолеть такие чувства, даются родителям и педагогам, которые и правда в первую очередь должны быть озадачены проблемой. И мы гордимся, что ты пытаешься решить проблему самостоятельно. Правда! Ведь это уже первый шаг. Вот советы психолога подросткам, которые болезненно переживают своё одиночество:

Постарайся принять своё одиночество

Научись комфортно чувствовать себя «наедине с собой». Используй отсутствие людей рядом как возможность больше понять себя, свою значимость и уникальность, разобраться в духовных потребностях и раскрыть творческий потенциал. В конце концов, чувство одиночества присуще всем людям и оно необходимо для того, чтобы повзрослеть.

Учись общению

Больше практикуйся в общении, даже если с этим возникают сложности. Пробуй вступать в контакт с людьми и выходить из него, говорить другим о своих потребностях и слушать их мысли. Уважай границы окружающих и отстаивай свои личные границы. Ведь нередко чувство одиночества и ненужности возникает именно по причине недостатка коммуникативных навыков, которые ты в силах постепенно прокачать. Совершенствуйся! Возможно, что человек, способный тебя выслушать и понять, находится намного ближе, чем тебе кажется.

Бери эмоции под контроль

Допустим, тебе пришлось столкнуться с ситуацией, которая заставляет тебя чувствовать себя одиноким и отвергнутым. Попробуй осознанно контролировать свои эмоции и действия в этот момент. Даже самые болезненные и неприятные ситуации вроде расставания с любимым человеком или другом, непонимания или несправедливого отношения со стороны окружающих можно использовать как возможность стать лучше. Избавиться от иллюзий, научиться искать оптимальные пути решения важных задач, прийти к переосмыслению происходящего.

Не бойся обратиться к психологу

Если чувство одиночества и ненужности затянулось, при этом появилась тревожность, беспомощность, возникли проблемы с самооценкой — не бойся обратиться за помощью к психологу. Так как это может быть депрессия. Обсудить вопрос с родителями, конечно, придётся, но мы верим, что у тебя получится донести до них свои чувства.

Чувство одиночества и ненужности — это не навсегда. Как после дождя из-за туч выглядывает солнце, так и мрачным дням на смену придут солнечные. Из любой, даже самой сложной ситуации, есть выход. Просто помни об этом. И тогда тебе будет проще сделать шаг вперёд и сделать свою жизнь лучше.

В дополнение советуем прочитать 6 тактик борьбы с одиночеством , которые могут помочь тебе изменить ситуацию. Борись!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Источник

Оцените статью