X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В эмоциональной сфере подростков происходят значительные изменения по сравнению, например, с младшим школьным возрастом. Так, характерными чертами эмоциональной сферы подростков являются:
высокая устойчивость эмоциональных переживаний;
высокий уровень тревожности (по данным В. Н. Кисловской);
противоречивость чувств. Например, перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно;
очень высокая эмоциональная возбудимость;
внутренний эмоциональный конфликт из-за возможного несовпадения оценки и самооценки.
Как можно заметить, в подростковом возрасте проявляется большой всплеск в эмоциональной жизни. Многие авторы связывают это с процессами возбуждения и торможения. В этот период процесс возбуждения нарастает, а процесс торможения ослабевает. Иными словами, одни и те же события вызывают у подростков более яркие эмоциональные реакции, чем у младших школьников или взрослых.
Е. П. Ильин считает, подростки больше склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. А склонность к гневу выражена ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12–13 лет, а выраженность страха в этот период уменьшается.
В. Г. Казанская, в свою очередь, говорит, что для подростков характерно «застревание» на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных.
Существуют некоторые различия в проявлении эмоций у мальчиков и у девочек в подростковый период. Так, у девочек-подростков чаще проявляются обидчивость, резкие перепады настроения, повышенная слезливость. Мальчики же очень подвижны даже тогда, когда. Однако физиологическая перестройка организма подростков также может сопровождаться возникновением у них повышенной утомляемости.
Эмоции подростков в большей степени связаны с ведущим видом деятельности- общением. То есть характер и содержание эмоциональных реакций в этом возрасте определяется личностно-значимыми отношениями с другими людьми.
В подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей внешности. Формируется образ физического «Я». Из-за предания ему излишней значимости ребёнком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба- всё это расстраивает и иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости или даже нервной анорексии.
Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми. А бестактные замечания, подтверждающие худшие опасения подростка, могут усугубить пессимизм и дополнительно невротизируют.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности. И в это время подростку очень важно проявление внимания, тактичности со стороны взрослых. Родителям требуется перестраивать взаимоотношения с подростком так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем.
Список использованной литературы:
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова— Москва.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин— Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 752 с.
Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления/ В. Г. Кулагина. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 177с.
Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 281-284.
Источник
Подростковый возраст особенности эмоциональной сферы
Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А., Гоняева Л.Е. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7110 (дата обращения: 03.10.2021).
Сложности подросткового возраста определяются физиологическими изменениями в организме, формированием новой системы взаимоотношений с окружающими людьми (уже не ребенок, но еще не взрослый), переходом на новый уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Именно поэтому, проведенное исследование можно назвать весьма актуальным. Анализируя теоретическую сторону исследования, можно отметить, что достаточно большое количество современных исследований посвящено изучению адаптации и эмоциональной сферы у современной молодежи [1, 2, 3].
В исследовании приняли участие 38 человек, студенты колледжа, из них 18 – студенты выпускного курса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – студенты первого курса в возрасте 14-15 лет. Половой состав групп приблизительно одинаков.
Для выявления эмоциональных состояний и личностной направленности были использованы следующие методики: методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник САН; методика СПА Роджерса-Даймонда; тест Кеттелла; опросник Г.Айзенка.
Предварительно проводилось наблюдение за поведением подростков в учебных и внеучебных ситуациях. Отмечены следующие проявления в поведении исследуемых подростков. В группе первокурсников наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем в группе выпускников. Данный фактор обусловлен уровнем сформированности группы: первокурсники находятся на стадии формирования или формального объединения индивидов, когда участники группы пробуют свои силы в занятии лидерских позиций. Поэтому нередки межличностные конфликты, проявления негативных эмоциональных проявлений. Выпускники же проживают деятельностную стадию развития группы, когда отношения устоялись, энергия участников направлена на решение определенных задач. Эмоциональные проявления более сдержанные (как положительные, так и отрицательные).
В процессе вербальных контактов с подростками выяснено, что подростки и той, и другой группы избегают разговоров о своих эмоциональных переживаниях, проявления негативных эмоций (вплоть до агрессии) считают естественным состоянием. Причем необходимо отметить, что подростки 14-15 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов, обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания, значительно расширяется. Подростки активно используют терминологический словарь эмоций и чувств, присущих человеку.
Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Цель диагностической работы – определение уровня эмоционального развития подростков разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных проявлений.
Первой задачей эмпирического исследования стало определение эмоционального состояния студентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1- Распределение средних показателей психических состояний по тесту Г.Айзенка у участников исследования
Источник
Особенности эмоциональной сферы подростков.
О подростковом возрасте обычно говорят как о периоде повышенной
эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, вспыльчивости, страстности, частой смене настроений, повышенной внушаемости и т.п. Эти психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Физиологи объясняют такие проявления в сфере эмоций бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Активно развиваются все органы и системы организма, начинают выделяться половые гормоны, в нервной системе преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.
У девочек-подростков чаще проявляются перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость (в частности, это бывает связано с появлением у них менструального цикла). У мальчиков более выражена двигательная расторможенность. Они очень подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя.
Физиологическая перестройка организма подростков также сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости.
Но эмоциональные реакции и поведение подростков, не могут быть объяснены лишь гормональными изменениями. Они зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей. [15]
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н. Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.
У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Длина словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается до шести-семи слов (А. Г. Закаблук). Начиная с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более опосредованными отношениями к этим эмоциям (К. Изард, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская).
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;
8) проявление гражданского чувства патриотизма. [5, с.403]
Эмоциогенные ситуации
Есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, то есть вызывающими ту или иную эмоцию? П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев (1983). Однако что значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.
Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет).
Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события, объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счет мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.
Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п. Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека обстоятельства).
Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.
Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса — это реакция на закрепленную в гене-тической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта. [5, с. 37-38]
Выводы.
Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:
1. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней
регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
2. Для подростков характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере. Эмоциональные реакции и поведение подростков объясняются гормональными изменениями и зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей.
3. Эмоциогенными (вызывающими эмоцию) становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции. Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, механизму эмпатии и заражения. Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом.
Источник