Подготовительные упражнения для освоения чувства снега
Любимый наш спорт и все причастные к нему люди находятся сейчас как бы на перепутье: или всеми силами стремиться к тому, чтобы догнать ведущие команды мира, или продолжать в том же духе — ни шатко, ни валко — плестись в арьергарде. Недавние
успехи плеяды Жирова и бурно растущая популярность горных лыж среди широких слоев населения, колоссальные природные возможности — веские аргументы в пользу того, чтобы штурмовать спортивные высоты.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ «ЧУВСТВА СНЕГА И КАНТА»
Ю. В. Адамов
Скорость и направление движения горнолыжника в значительной степени зависят от того, насколько точно спортсмен воспринимает контакт лыж со снегом, соответственно изменяя давление на отдельные части лыж.
«Чувство снега и канта», «видение трассы ногами» играют важную роль в мастерстве горнолыжника, ибо спортсмен, проходящий трассу с высокой скоростью, практически не может контролировать движения лыж визуально. Управление действиями и контроль за ними осуществляется при ведущей роли сигналов от кинестезического анализатора. Следовательно, точность восприятия реакции опоры по переменной усилия (по усилию) является основой совершенствования специфического «чувства снега и канта».
Учитывая особую важность этого восприятия, упражнения по его развитию и совершенствованию должны включаться в занятия во все периоды подготовки спортсмена-горнолыжника.
1. Подвижные игры. «Прыжки по полоскам», «Бег и прыжки по шашкам».
Для проведения этих игр выбирают площадки с неодинаковой плотностью покрытия. Размечают полоски (шашки) на различных расстояниях друг от друга — от 15 — 20 до 100 — 150 см. В качестве шашек можно использовать старые автомобильные покрышки разного диаметра.
Летом подвижные игры проводят на мелководье, песке и травяном покрытии (поверхности с разной степенью плотности).
2. Прыжки, многоскоки выполняются в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево, с вращением, с одной и обеих ног) с заданным усилием (по длине прыжка или в градусах при вращениях). Например, занимающиеся выполняют прыжок на максимальную длину и замечают место приземления. Затем повторяют прыжок, но на длину ступни короче первого.
Усложнение упражнения — прыжки с закрытыми глазами.
3. Упражнения на снарядах. При передви-
женин по натянутому тросу, качающемуся бревну совершенствуется не только чувство равновесия, но и восприятие реакции опоры, особенно если скорость поступательного движения регулируется по заданию.
4. Комбинированные эстафеты. Их проводят строго по маршруту на дистанции с различной плотностью покрытия (участок грунтовой дороги, песчаное или травянистое покрытия обочины). В зале занимающиеся передвигаются не только по полу, но и по гимнастическим матам, прыгают, используя гимнастические и акробатические мостики и т. п.
5. Упражнения на батуте.
А. Занимающийся раскачивает сетку батута, сгибая и разгибая ноги в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах, увеличивая и уменьшая амплитуду и скорость движений, не отрывая ступней от сетки. Тело при этом не должно совершать колебательных движений.
Б. После предварительного раскачивания в стойке скоростного спуска спортсмен выполняет прыжок вверх — как бы полет через бугор с последующим приземлением в стойку и раскачиванием без отрыва ступней от сетки батута: Тело спортсмена не должно совершать колебательных движений.
В. Спортсмен встает на центр сетки и принимает стойку скоростного спуска. Находящийся позади него занимающийся прыжками начинает раскачивать сетку. Прыжки выполняются с различной силой отталкивания и не только по осевой линии батута, но и справа и слева от нее. Задача спортсмена, находящегося в стойке, не допускать отрыва ступней от сетки и перемещения тела в вертикальном, горизонтальном или передне-заднем направлении.
Для закрепления правильного положения головы спортсмен в течение всего упражнения, сохраняя правильную стойку скоростного спуска, должен повторять движения партнера, находящегося перед ним на некотором расстоянии от батута.
Г. «Слалом». Спортсмен раскачивает
сетку, отталкиваясь ногами поочередно справа и слева от осевой линии и сохраняя постоянное (без раскачивания) положение тела на воображаемой вертикальной линии, проходящей через центр сетки. Темп движений и амплитуда разноса точек отталкивания регулируется спортсменом по команде тренера или партнера (голосом или хлопками).
Упражнение усложняют, меняя упругость сетки (сзади выполняющего упражнения кладут какой-либо предмет: гимнастический мат, мешочки с песком и т. п., прикрепляя его резиновым бинтом).
6. Упражнения на лыжах.
А. Спуски по учебному рельефу (серия бугров) без отрыва лыж от снега и перемещения ОЦТ в вертикальном направлении. Скорость движения, количество и величина бугров диктуются уровнем подготовленности занимающихся.
Б. Спуски по учебному профилю. На плотном и глубоком снегу ставят несколько «трасс Боннэ» и проходят их до образования «ям». Затем древки снимают и совершают спуски с поворотами по подготовленному профилю, следя за тем, чтобы лыжи скользили, не отрываясь от снега.
В. Спуски с поворотами различного радиуса по глубокому (15 — 30 см) свежевыпавшему снегу (если он выпал на уплотненное снежное покрытие).
В зависимости от плотности свежего снега (сухой или влажный) выполняют полные или неполные повороты в средней стойке, не допуская отклонения назад. Такие повороты требуют особой плавности, мягкости, передачи усилий для ведения лыж.
Г. Спуски с поворотами различного радиуса по учебному рельефу и профилю при недостаточной освещенности (в снегопад, туман).
Д. Выполнение торможения и остановки разворотом лыж. На склоне устанавливается двое горизонтальных ворот — входные и финишные, составляющие коридор. Спортсмен после прямого (косого) спуска, начиная торможение разворотом лыж точно от входных ворот, должен закончить его остановкой на линии финишных. Оценивают точность начала торможения и остановки, плавность торможения и прямолинейность движения в коридоре. Интенсивность торможения задается длиной коридора и скоростью на входных воротах.
Упражнение выполняется разворотом лыж вправо и влево.
При выполнении упражнения двумя-тремя спортсменами одновременно можно ограничиться разметкой ворот по числу участвую»
щих. Ворота ставятся на одной линии. Спортсмены стартуют одновременно и выполняют спуск параллельно друг другу. Интенсивность торможения и окончание торможения остановкой задаются одним из спортсменов. Торможение и остановка разворотом лыж вправо задаются спортсменом, спускающимся по правому флангу, а влево — по левому флангу.
Е. Выполнение разворотов на 180° («вальсет» и 360° («вальс»).
Упражнения усложняют спуском с разворотами лыж на 180° по трассе, размеченной одиночными древками. После старта спортсмен в косом спуске проходит выше первого древка, выполняет разворот и продолжает движение в противоположном направлении между первым и вторым древками и т. д.
Упражнения могут проводиться как соревнование на большее количество оборотов на ограниченном участке склона или на наименьшее время, затраченное на заданное количество оборотов. Начальную скорость упражнения (длину спуска для разгона) подбирают исходя из уровня подготовленности занимающихся, состояния снежного покрова и рельефа склона.
Ж. Спуски с поворотами на одной лыже.
При выполнении этих упражнений добиваются плавности скольжения (ведения лыжи) по всей длине дуги поворота и всего спуска. Сопоставление времени прохождения трассы на одной, а затем на другой ноге позволяет судить об уровне «чувства снега и канта» данного горнолыжника (в отношении правой и левой ноги).
Прохождение трасс длиной 100 — 150 м на одной лыже используют как упражнение для повышения специальной скоростно-силовой подготовленности и совершенствования выносливости к сложнокоординированной деятельности в специфических условиях. .
По мере освоения перечисленных упражнений в разминку спортсменов-разрядников рекомендуется включать движение коньковым шагом, выполнение оборотов на 180 и 360°, различные прыжки, повороты на одной лыже.
Наблюдения показывают, что если в тренировочных спусках использовать только жесткие, леденистые склоны, то это может вызвать негативные последствия: быстрое утомление занимающихся и, следовательно, снижение эффективности занятия, неоправданно частые сходы и сбои на трассе и, как следствие, неуверенность в своих силах, задержку в развитии «чувства снега и канта» и даже его ухудшение.
Источник
«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»
учебно-методический материал на тему
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия Кольского Заполярья создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лыжная подготовка как средство приобретения двигательного опыта у дошкольников»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ДО среди прочих направлений деятельности воспитанников ДОО предусматривает в образовательной области «Физическое развитие» главную задачу гармоничного развития у дошкольников физического и психического здоровья.
Подготовка ребенка к приобретению двигательного опыта, обучение его умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования.
Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке умственного развития, снижению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии.
Поэтому я, как инструктор по физической культуре должна помочь детям расширить их двигательный опыт.
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладения более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигнуть более высоких результатов.
На базе нашего детского сада № 101 г. Мурманска с целью обогащению их двигательного опыта и повышению двигательной активности наших воспитанников организуется лыжная подготовка.
Лыжи на территории нашей страны появились давно. Лыжный спорт приобретает все большую популярность, в том числе и среди дошкольников.
При передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, которая характеризуется строго повторяющимися, одинаковыми по структуре движениями.
В процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств. Они направляют движения, корректируют их в пространстве и времени, способствуют созданию комплекса различных ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важно овладеть такими специфическими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувствовать снега».
«Чувство лыж» в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед.
В процессе обучения дети привыкают к лыжам, перестают ощущать их тяжесть и неудобство в движении.
«Чувства снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега. Дети с первых шагов довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины. Одной из важнейших задач обучения является овладение этими новыми комплексами ощущений.
Движение лыжника отличается большим разнообразием и сложностью координацией, требуется быстрая ориентировка в пространстве и времени.
Большую роль в формировании навыка передвижения на лыжах играет вестибулярный аппарат, в ведении которого находится способность удерживать тело в состоянии равновесия.
В процессе лыжной подготовки дети овладевают основными способами передвижения такими как: ступающий шаг; скользящий шаг; повороты переступанием; подъемы «лесенкой» и «елочкой»; спуски в разных стойках;торможение «упором».
В нашей дошкольной организации созданы условия: имеются лыжи, которые в конце осени выдаются родителям, чтобы они подогнали крепления по размеру обуви своего ребенка и промаркировали лыжи. Так же имеются стойки для лыж: у каждой группы своя стойка. Дети знают свои стойки и с легкостью могут отыскать свою пару лыж. Ребята занимаются без палок, палки используются только в качестве ориентира во время игровых упражнений.
С ноября начинается подготовительный период обучения детей ходьбе на лыжах. Дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж. На физкультурных занятиях дети тренируют вестибулярный аппарат, выполняют имитационные упражнения ходьбы на лыжах, учатся «стойке лыжника», а так же учатся правильно дышать при ходьбе на лыжах через нос.
В младшей группе до выхода на снег с детьми проводятся беседы о лыжном спорте, лыжниках, рассматриваются сами лыжи и иллюстрации. Детям говорится о том, что у лыж есть носок и пятка, как правильно нести лыжи, как пользоваться лыжными креплениями, крепления ременные самые простые, и после каждого занятия необходимо лыжи очищать от снега.
Дети занимаются на своих участках, небольшими подгруппами по 3 – 4 ребенка. Самое главное в этом возрасте – помочь ребенку освоить чувство лыж. Дети учатся ходить ступающим шагом и выполнять повороты способом «переступания». У малышей плохо развита функция равновесия, поэтому не избежать падений. Что бы у детей не пропал интерес к занятиям можно использовать «помощь на лыжах»: если ребенок упал он зовет «помощь» (воспитателя или инструктора), которая не просто «приедет », она поспешит с сиреной. На занятиях в своей работе, для освоения «чувства лыж» использую упражнения, которые хорошо знакомы детям: «Ручки-хлоп, а ножки-топ»; «Петушки машут крыльями»; «Пружинка»; «Где же наши ножки»; «Неваляшки»; «Большие и маленькие».
Для освоения техники ступающего шага использую игровые упражнения:
«Шаг приставка»; «Шаг шажок вперед, вперед»
Для освоения поворотов упражнение «Веер».
Для закрепления полученных навыков используются игровые упражнения:«Беги ко мне», «До флажка»; «Прокати игрушку на лыжах».
В среднем возрасте продолжаю следить за тем, чтобы дети правильно выполняли те требования, которые предъявлялись в младшем возрасте. Занятия проводятся на учебной площадке, по подгруппам. Основная цель – учить детей ходить на лыжах скользящим шагом. Дети продолжают учиться «стойке лыжника», одевать, снимать, переносить, очищать лыжи. Крепления у лыж ременные с резинкой на пятке, дети ходят на лыжах по маленькому кругу. Для того что б детям было легче ощутить чувство скольжения, использую игровую ситуацию: «машина» (инструктор) приезжает и берет на «буксир» другую машину (ребенка), которая сломана и везет её в гараж на ремонт.
Для развития устойчивого равновесия в работе использую знакомые детям упражнения: «Маятник», «Покажи носочек», «С ноги на ногу». Для отработки поворотов упражнения «Веер», «Змейка», «Беги ко мне». В этом возрасте дети учатся спуску с пологой горки в средней стойке.
Главная трудность в этом возрасте – неумение ставить лыжи параллельно. Для этого дети выполняют упражнения: «Переступание на лыжах через палки».
Для повышения интереса к лыжным занятиям в рамках фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» дети участвуют в соревнованиях, они на время проходят по малому учебному кругу, и все участники награждаются дипломами и призами.
Начиная со старшей группы, продолжается формирование двигательных навыков, во время передвижения ребенок еще широко расставляет ноги и руки. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. К концу обучения увеличивается длина шага и скорость передвижения.
Дети занимаются на большой учебной лыжне, всей группой, занятия начинаются с построения и с выполнения упражнений: «Аист», «Пружинка», «Вперед-назад», «Зайчишки -шалунишки». Главная задача — научить детей при скольжении сгибать ноги в коленях, для этого в работе использую упражнения: «Кто дальше», «Шире шаг», «Кто быстрее добежит до флажка». На каждом занятии дети отрабатывают основные элементы техники передвижения скользящим шагом, ходьба на лыжах в разном темпе помогает детям освоить чувство ритмичной ходьбы на лыжах. Дети совершенствуют навык спуска с пологого склона в средней стойке и продолжают учиться подниматься «лесенкой».
В старшей группе, дети помимо обязательных лыжных занятий ходят на лыжах в любой день по желанию. Для повышения интереса к занятиям провожу игры-соревнования: «Попади в цель», «Слалом», «Сороконожка», «Воротца», «Поменяй мяч», «Преодоление полосы препятствий на лыжах».
У детей подготовительной группы под влиянием обучения значительно улучшается качество ходьбы. При многократном повторении упражнений формируется и закрепляется двигательный навык: увеличивается скорость, появляется длинный скользящий шаг. Дети уже в состоянии значительно выдвинуть вперед скользящую ногу. У детей 7 лет значительно развивается мышечная сила стопы. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений отталкивания. Толчок становится более резким и сильным.
Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. Благодаря этому у детей приобретается умение при потере равновесия создать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».
В своей работе зимние физкультурные досуги провожу на улице, дети веселятся и играют со снеговиком, в наш детский сад на лыжах приходит Дед Мороз и дети с удовольствием соревнуются с ним в ловкости.
В программу ежегодного фестиваля физкультуры и спорта «Белый медвежонок» обязательно включаю «Лыжные гонки», «Биатлон». В работе с родителями пишу консультации о пользе лыжной ходьбы, а также приглашаю на «Спортивный выходной» (лыжный кросс на Семеновском озере с семьями наших воспитанников). На протяжении многих лет наш детский сад принимал участие в «Мурманской снежинке». Дошкольное учреждение имеет три диплома лауреата за участие в конкурсе «Лыжня зовет», период 2013-2015 годы. В марте этого года приняли участие в лыжном марафоне в рамках «Праздника Севера» в Долине Уюта.
В результате работы дети овладели новыми видами движений. Двигательные возможности детей значительно развились, движения стали более экономными, а тело – более послушным, ловким, способным выполнять точные координации, развилась двигательная память и физические качества.
- В.Г. Фролов, Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» — М:, Просвещение, 1983.
- М.П. Голощекина «Лыжи в детском саду» — М:, Просвещение, 1972.
- А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» — Просвещение, 1974 г.
- Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова, Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. -112 с.
- Научно практический журнал ISSN 2220-1467, инструктор по физической культуре 2011, №7.
- Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова «Физическое воспитание детей на Севере», Москва Просвещение, 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс разработан с целью формирования и закрепления у детей навыков ходьбы, скольжения на лыжах, умения скатываться с горки.Включает в себя цикл из 8 занятий и подборку специальных игр.
В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в.
Консультация для родителей.
Анализ НОД по физкультуре по лыжной подготовке с детьми подготовительной группы в условиях физкультурного зала.
Конспект НОД по физкультуре по теме «Лыжная подготовка» в подготовительной группе в условиях физкультурного зала.
Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОО, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание и использование в НОД предметно-пространственной спортивно — озд.
Консультация для родителей на тему » С лыжами мы дружим!» В презентации предоставлен метериал по лыжной полготовка детей.Как обучать детей ходьбе на лыжах, игры и игровые упражнения.
Источник