Подчиняй свой дух управляй своим настроением
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 472
- КНИГИ 654 643
- СЕРИИ 25 043
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 764
В нашем электронном собрании афоризмов предпринята попытка проследить многовековую эволюцию жанра. Здесь представлены наиболее известные и значительные авторы, которые сочиняли афоризмы или имели склонность к кратким изречениям. Материал организован по разделам в хронологическом порядке от «Древнего мира» до «20 века», внутри этих разделов – по странам, и затем по отдельным авторам. О каждом из авторов дана краткая информация – годы жизни, основная сфера деятельности или профессия.
Слово «афоризм» происходит от греческого «афорисмос» (краткое изречение). История афористической мысли уходит в далекую древность. Уже тогда люди стремились кратко выражать свои мысли, формулируя самые значимые из них в форме изречений. Краткие высказывания встречаются на древнеегипетских папирусах и клинописных табличках Междуречья, затем, с течением времени, в Древней Греции и Риме афоризмы оформляются в особый жанр, который сохраняет свою актуальность до наших дней.
На примере афоризмов можно проследить, какие темы и стороны жизни волновали людей в разные эпохи, чем отличались национальные типы мысли. Если для одних краткая форма мысли была частью воспитания или культуры (например, лаконичность в Древней Спарте), то для других – лишь квинтэссенцией размышлений, итоговой формулой, наиболее удачно выражающей отношение к тому или иному жизненному явлению. Акценты и идейные приоритеты в афористическом жанре менялись от века к веку, но многие темы оставались неизменными – философское осмысление мира, смысл жизни, принципы государственного и общественного устройства и т. д. Значительную роль в формировании афористической формы сыграли восточные мыслители. В качестве примера можно привести трактат «Дао Дэ Цзин» (автором которого считается Лао-Цзы) и сочинения Конфуция, в которых нераздельно слиты стиль мышления и литературная форма. Каждое изречение в этих произведениях пронизано гармонией мироощущения и стремлением к высшей мудрости. На Востоке афористическая мысль имела в основном этическую направленность и определялась идеалом самосовершенствования. Новое религиозно-философское содержание она получает в книгах Библии: изречения пророков, Книга Экклезиаста, Притчи Соломоновы и т. д. предполагают цельную картину мира, созданного и управляемого Богом. Человек лишь стремится приблизиться к Божественной Мудрости, сознавая невозможность ее полного постижения. Мистикой богопознания и человеческим смирением перед великой тайной бытия пронизаны сочинения как христианских, так и мусульманских авторов средневековья. Для этого стиля мышления характерно знаменитое изречение Тертуллиана «Верю, ибо абсурдно».
Содержание афоризмов в Западной Европе значительно меняется в период Возрождения. На смену религиозным и богословским текстам приходит светская литература, в которой афористический жанр занимает достойное место. Высокие темы уступают место гуманистическим идеям, авторов афоризмов все больше интересует человек с его страстями и повседневными заботами. Вместе с содержанием афоризмов меняется и их стилистика: самоанализ сочетается с юмором или иронией. По выражению М. Монтеня, человек жаждет объять всю вселенную и в то же время является «лишь шутом из фарса». Осознание человеческой уникальности и ничтожности, противоречивости личности по отношению к миру ярче всего сформулировано в знаменитых «Мыслях» Б. Паскаля: человек уподоблен «мыслящему тростнику», противостоящему всей вселенной.
В Новое время афористическая литературная форма развивается в двух направлениях – как самостоятельный жанр и в виде крылатых фраз, включенных в контекст различных произведений (научных работ, поэзии, прозы, публицистики, писем и т. д.). Этапным периодом для афористической мысли становятся 18 и 19 века (среди значимых произведений эпохи – «Максимы» Ф. Ларошфуко, «Афоризмы житейской мудрости» А. Шопенгауэра и др.). Ф. Ницше с помощью афоризмов создает особый стиль мышления, альтернативный научному, систематическому познанию. Идейная «эстафета» Ницше была подхвачена и в России – прежде всего Л. Шестовым, призывавшим вернуться к личной вере и библейским истинам, и В. Розановым, который использовал афористическую форму для исследования повседневной действительности, пытаясь запечатлеть в «опавших листьях» ускользающее течение жизни.
В начале 20 века афористическая мысль приобрела особую литературную утонченность и достигла большого культурного значения, но затем содержание и стиль афоризмов все больше усредняется. Авторами и «героями» афоризмов становятся актеры, кинорежиссеры, музыканты, политики, бизнесмены и другие популярные персоны, а источниками – устные выступления, интервью, анекдоты и т. д. Наше издание дает читателю возможность сделать свои выводы о закономерностях развития афористической мысли, свободно перемещаясь от изречения к изречению через эпохи и страны.
Источник
Квинт Гораций Флакк
(65—8 гг. до н.э.) поэт
Отрадно и почетно умереть за отечество.
Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?
Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?
Я не тот, кем был раньше.
Всему есть определенные границы.
К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?
Не бывает счастья без червоточин.
Не спрашивай о том, что будет завтра.
Гони природу вилами, она все равно вернется.
Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.
Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Урвемте же, други, часок, пока благосклонен к нам случай.
Многое может возродиться из того, что уже умерло.
Мы лишь прах и тень.
Пусть бог не вмешивается.
Не все восхищаются одним и тем же и не все любят одно и то же.
Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение!
Если ныне нам плохо, то не всегда так будет и впредь.
Что будет завтра, бойся разгадывать,
И каждый день, судьбою нам посланный,
Считай за благо!
К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?
Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.
Нет ничего счастливого во всех отношениях.
Невозможно благополучие во всех отношениях.
Невозможно человеку знать и предчувствовать, когда от чего страховаться.
Мне приятно, когда меня называют честным человеком.
Кто мешает, смеясь, говорить правду?
И то, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!
Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.
Ничто в жизни не достается без большого труда.
Нет ничего невозможного для людей.
Ставь себе лишь достижимые цели.
Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру.
Достиг всеобщего одобрения тот, кто соединил приятное с полезным.
Чему бы ты ни учил, будь краток.
Невозможно все знать.
Сердцем чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим.
Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время.
Желание избежать ошибки вовлекает в другую.
Осторожность никогда не бывает излишней.
Отличай прямое от кривого.
Дерзай быть мудрым!
Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.
Не важно, будет ли он заблуждаться по глупости или в припадке гнева.
Есть и такие ошибки, которые мы извиняем.
Мера должна быть во всем.
Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно,
Чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала.
Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.
Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.
Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся.
Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой.
Если заочно злословит кто друга или, злоречье
Слыша другого о нем, не промолвит ни слова в защиту;
Если для славы забавника выдумать рад небылицу
Или для смеха готов расславить приятеля тайну:
…вот кто опасен, кто черен! Его берегися!
Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.
Прочее все отложить и сказать в подходящее время.
Чаще зачеркивай написанное.
Овладей предметом, а слова найдутся.
Выпущенное слово не поймаешь.
Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно.
Стараюсь быть кратким, делаюсь непонятным.
Рассказывать басню глухому ослу.
Если у тебя есть нечто лучшее – предложи, а если ж нет – покоряйся.
Не наказывай грозным бичом того, кто заслуживает лишь плетки.
За преступлением следует наказание.
Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев?
Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?
Что б ни творили цари-сумасброды – страдают ахейцы.
Сильнее тот, кто первый.
По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим и малым.
Чистую совесть иметь – не знать за собой прегрешений.
Серебро дешевле золота, золото – нравственных достоинств.
Ненавидим добродетель здравствующую, с завистью ищем исчезнувшую с глаз.
Для тебя добродетель слово, а священная роща – дрова.
Войны прокляты матерями.
Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности.
Жили храбрецы и до Агамемнона.
Чтобы жить – будь настороже.
Если хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки.
Прислушайся к тому, что советует друг.
Если сосед твой горит, беда и тебе угрожает.
Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.
Недостатки подруги ускользают от внимания влюбленного.
Добродетель родителей – большое приданое.
Не хмурь бровей!
Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.
В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.
Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.
Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.
Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им.
Сладко бывает предаться безумию там, где это уместно.
Тот, кто весел, и тот, кто грустит, не выносят друг друга.
Не носи в лес дрова, безумец.
Гнев – кратковременное безумие.
Кто спасает человека против его воли, тот поступает не лучше убийцы.
Легче переносить терпеливо то, что нам не дано исправить.
Большие обещания уменьшают доверие.
Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.
От вина гибнет красота, вином сокращается молодость.
Неистовствовать свойственно женщинам.
Бережливый не похож на скупого.
Иногда и добрый Гомер дремлет.
Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные.
В грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет.
Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.
Народ меня освистывает, но сам я себе рукоплещу.
Бойся дешевых похвал, прикрытых лисьею шкурой.
Знатным понравиться людям – не последняя честь.
Скупой всегда нуждается.
С ростом богатства растут и заботы.
Наживайся честно, если можешь, а если нет, то любым способом.
Скряга близок к безумцу.
Кто хмур от честолюбия, а кто – от сребролюбия.
Богатством не изменишь происхождения.
Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить.
Ни дом, ни поместья, ни груды бронзы и золота не изгонят из больного тела их владельца горячку, а из духа его – печаль: если обладатель всей этой груды вещей хочет хорошо ими пользоваться, ему нужно быть здоровым.
Кто медлит упорядочить свою жизнь, подобен тому простаку, который дожидается у реки, когда она пронесет свои воды.
Будем держаться всегда сообразно с возрастом каждым.
Лишь один раз приходится совершать смертный путь.
Смерть стучится ко всем одинаково.
Смерть – последняя черта человеческих дел.
Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним.
Все мы приходим в одно и то же место.
Всех ожидает одна и та же ночь, всем придется когда-нибудь вступить на смертную тропу.
Живи, помня, как коротка жизнь.
Нужно разным характерам и возрастам придавать то, что с ними совместимо.
Выпрягай состарившегося коня.
Смерть настигнет и того, кто от нее бежит.
Неудержимо летит время.
Чему не угрожает губительное время?
Мы говорим, время же завистное мчится.
Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.
Стремительно уходят годы.
Не те уж годы, да и настроение не то.
Кто знает, добавят ли боги завтрашние времена к прожитым дням?
Всё, что прошло, прошлое.
Час увлекает за собой день.
Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.
Годы бегут, и у нас одно за другим похищают:
Отняли шутки, румянец, пирушки, любви шаловливость.
Один день вытесняется другим.
Знай же, художник, что нужны во всем простота и единство.
Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.
Ничто не может быть красиво со всех точек зрения.
Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.
Кто многого добивается, тому многого недостает.
Люди лицом своим смеются со смеющимися, а с плачущими плачут.
Источник
Подчиняй свой дух управляй своим настроением
Отрадно и почетно умереть за отечество.
Писатели, выбирайте материал, доступный вашим силам, и долго обдумывайте, что могут и чего не могут вынести ваши плечи.
По одному и тому же закону необходимость воздаст и великим, и малым.
Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.
Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение!
Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.
Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки. Поэты желают быть или полезными, или приятными.
Прислушайся к тому, что советует друг.
Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.
Прожил не худо и тот, кто безвестным родился и умер.
Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняться им.
Разве от себя убежать возможно, родину бросив?
С ростом богатства растут и заботы.
Сердцем чистым слова впивай и вверяйся мудрейшим. Запах, который впитал еще новый сосуд, сохранится долгое время.
Серебро дешевле золота, золото — нравственных достоинств.
Сильнее тот, кто первый.
Скрытая доблесть мало чем отличается от могильной бездеятельности. Скряга близок к безумцу.
Скупой всегда нуждается.
Сладко бывает предаться безумию там, где это уместно.
Смерть настигает и того, кто от нее бежит.
Ставь себе лишь достижимые цели.
Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.
Стараюсь быть кратким — делаюсь непонятным.
Стремясь избежать одних пороков, глупцы впадают в другие.
Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.
То, что скрыто под землей, время покажет при свете дня!
Тот уже полдела свершил, кто начал: осмелься быть мудрым.
Тот, кто весел, и тот, кто грустит, не выносят друг друга.
Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.
Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.
Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.
Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.
Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.
Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все, что угодно.
Чаще зачеркивай написанное.
Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.
Человек хорошо подготовленный сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Чему бы ты ни учил, будь краток.
Чему не угрожает губительное время!
Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений.
Что будет завтра, бойся разгадывать.
Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.
Древнеримский историк. Его называли «римским Геродотом».
Богатство порождает скупость.
Все говорят одно и то же.
Ганнибал, побеждать ты умеешь, но пользоваться победой не умеешь.
Ганнибал у ворот!
Где не было умысла, там нет и вины.
Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы.
Дружба должна быть бессмертной, а вражда — смертной.
Если не будешь спешить, все будет для тебя ясно и надежно; торопливость опрометчива и слепа.
Законы, которые во время мира изданы, большей частью отменяет война, а которые изданы во время войны, отменяет мир.
Ни один день не проходит без чего-либо.
Иногда большая часть побеждает лучшую.
Истина может порой быть затемненной, но никогда не гаснет.
Исход дела — наставник неразумных.
Исход крупных дел часто зависит от мелочей.
Лучше поздно, чем никогда.
Мы становимся непохожими на своих предков.
Не в последний же раз закатилось солнце.
Необходимость является последним и самым мощным оружием.
Нет такого закона, который удовлетворял бы всех.
Никакое преступление не может иметь законного основания.
Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность.
Поступать по праву, а не действовать силой.
Прошлое легче порицать, чем исправлять.
Самой природой так заведено.
Смешать небо с землей, то есть перевернуть все вверх дном.
Уничтожать огнем и мечом.
Хотя труд и наслаждение различны по своей природе, все же между ними имеется какая-то естественная связь.
Источник