Подавленные эмоции, непрожитые чувства: взгляд психолога
Эмоциональная сфера человека сложна и многогранна. Но есть люди, для которых их собственные чувства, эмоции, ощущения и переживания остаются не до конца известными, не до конца осознанными, прожитыми частично или совсем не прожитыми. Эти эмоции можно сравнить с айсбергом, подлинные размеры которого, невидимые глазу, остаются тайной, сокрытые под глубинами вод, как и эмоции, таящиеся в душе, рождающиеся и остающиеся там. Причины этого абсолютно уникальны, как и сами истории жизни людей, как и сами люди. Но все же есть нечто общее, основное, что объединяет людей, незнакомых со своим чувственным миром. Это способ их адаптации к жизни.
Маленькие дети впервые сталкиваются со своими эмоциями непосредственно, через их проживание, но еще не будучи знакомы с ними осознанно, поименно. Детские эмоции выражаются свободно: радость – в заливистом, заразительном смехе, печаль, грусть или злость – в плаче или крике. Если ребенку что-то не нравится или он хочет чего-то здесь и сейчас, он может выразить это сразу, он отстаивает себя так, как чувствует, например, требует, плачет, кричит. Задача родителей – объяснить ребенку, что с ним происходит, какую эмоцию он переживает в данный момент, познакомить ребенка с ней, помочь разобраться, как с ней взаимодействовать конструктивно.
Основная проблема здесь может быть в том, что родитель сам оказывается не знаком со своим чувственным миром. То, с чем мы незнакомы, обычно пугает. Родитель не может понять, что происходит с ребенком или просто не в состоянии выдержать негативной реакции ребенка, т. к. сам не умеет справляться со своими эмоциями. Это столкновение всегда болезненно, поскольку взрослому приходится ощущать собственные ответные реакции, которых он не понимает или не принимает в себе. Поэтому, бессознательно защищаясь от собственных негативных переживаний, родитель просто отрицает, игнорирует или обесценивает эмоции ребенка. «Ты не получишь игрушку, потому что я так сказал!», «не лей мне тут крокодиловы слезы!», «хватит кричать, все равно будет по-моему» и пр. И тогда зависимый от взрослого ребенок может начать подавлять свои нежелательные для взрослого эмоции (не обязательно всегда негативные), по сути, начиная игнорировать себя, адаптируясь к реакции взрослого, чтобы получить желаемое или избежать агрессии в ответ.
Одной из самых нежелательных, а, следовательно, часто подавляемых эмоций является гнев. Вырастая, такой взрослый и дальше бессознательно подавляет свои чувства просто по привычке, так, как он научился этому, адаптируясь к жизни. Но знакомство, понимание, изучение своего чувственного мира очень важно не только для понимания себя и других, полноты проживания жизни.
Чем опасны подавленнные эмоции
Подавленные когда-то эмоции никуда не исчезают, они остаются той самой сокрытой водой частью айсберга, которая однажды может дать о себе знать совсем невовремя и неконструктивно. Такие эмоции копятся внутри и со временем могут привести к разрушительным последствиям, различным соматическим заболеваниям, пытаясь найти любой возможный выход, например, через тело. Но это лишь сигнал о том, что пора начать прислушиваться к себе, слышать и выражать свои истинные чувства.
Очень часто без помощи психолога трудно осознать свои неконструктивные жизненные установки, уметь скорректировать их, взглянуть на себя и жизнь по-новому, под другим углом, научиться жить в согласии с собой, по своим правилам, посмотреть в «лицо» своим подлинным переживаниями и чувствам, а также их причинам. Не всегда легко справляться с такой непростой, но важной встречей в одиночку. Задача терапии в данном случае – помощь в поиске более зрелых, адаптивных форм жизни, поиске причин и поддержка на пути ко встрече с собой.
Заручитесь поддержкой профессионального психолога. Записывайтесь на индивидуальную консультацию к психологу в Санкт-Петербурге в центр «Здесь и сейчас» .
Источник
Позволить жизни прорваться
Когда кажется, что жизнь проходит мимо, нет сил хотеть, мечтать, реализовывать свои идеи, мы не понимаем, что случилось, как исправить ситуацию. Оказывается, одной из основных причин этого является подчинение чувств разуму. Мы часто думаем, что разум позволяет видеть мир таким, каков он есть, а эмоции искажают это восприятие. Поэтому научились справляться с ними, попросту подавляя их. Предлагаю вместе разобраться зачем нам нужны эмоции и к чему приводит их подавление. И как снова научиться быть живым.
Вокруг нас все время что-то происходит. И мы на это реагируем, переживая разные чувства: негативные и позитивные, простые и сложные, сильные и не очень, приятные и очень неприятные. Переживать – это значит вступать в контакт с жизнью, быть живым. Все наши желания, потребности и ценности продиктованы эмоциями. С их помощью мы выбираем то, что для нас действительно важно в бесчисленном количестве жизненных ситуаций.
В своей книге «Ошибка Декарта: Эмоции, причины и человеческий мозг» нейрофизиолог Антонио Дамасио рассказывает очень печальную историю. Ее герою, Элиоту, удалили доброкачественную опухоль и небольшую часть лобной доли мозга. После операции у Элиота сохранились память и интеллект (IQ остался на прежнем уровне). Только он совсем перестал испытывать эмоции. Элиот сухо излагал факты о себе и своих потерях после операции. Он даже не мог сочувствовать себе, тогда как интервьюеры во время его рассказа с трудом сдерживали слезы.
Тогда же, во время интервью, Элиота попросили принять какое-то решение. Вариантов было несколько, он смог их перечислить. Но не знал какой выбрать, так как для него все они имели одинаковую степень важности. В повседневной жизни он даже не может самостоятельно выбрать что съесть на завтрак, какой ручкой писать. Не говоря уже о планировании своего дня, выборе деятельности, друзей, партнёров. Это при полностью сохранном интеллекте. Дамасио предположил, что мы бессознательно взвешиваем различные варианты действий и их последствий на весах эмоций и именно на этом основании принимаем решения
Эмоции также дают нам возможность почувствовать красоту жизни, ощущать ее вкус. Они мотивируют нас, мобилизую энергию, дают импульс к действию. К сожалению, воспитание и жизненный опыт часто учат нас подчинять эмоции разуму, подавлять их. И тогда мы теряем доступ к своим желаниям, потребностям, ценностям. Поэтому становимся зависимыми от авторитетов, порядков, процедур, которые указывают нам, что нужно делать и как жить. Мы думаем, что разум позволяет видеть мир таким, каков он есть, а эмоции искажают это восприятие. А на самом деле, мы перестаём чувствовать себя, быть собой̆. Превращаемся в роботов.
Ещё мы думаем, что чувства могут быть хорошими или плохими, что от вредных чувств нужно избавляться. В результате мы не подпускаем к себе переживания, вытесняем опыт, стараемся избежать те ситуации, которые могут причинить боль. Конечно же мы пытаемся выключить только негативные эмоции и чувства. Но тумблер-то один. Мы выключаем возможность переживать эмоции вообще. Тем самым обрекаем себя на созерцание серого унылого мира, отказываемся от радости и удовольствий, становимся безжизненными. Лишёнными энергии.
На самом деле, подавляя негативные эмоции мы блокируем их проявление мышцами тела. Они никуда не деваются, они заперты в теле. Из-за этого возникает напряжение в мышцах. Чем больше мы подавляем чувства, тем больше напряжение в разных частях тела. Оно становится хроническим. Что приводит к возникновению психосоматических заболеваний и зависимостей. Кроме того, на удержание подавленных эмоций мы расходуем очень много энергии.
Такие непрожитые эмоции все равно ищут выход. И находят его, как правило, в самое неподходящее время. Наверное, у любого из нас есть опыт, когда мы реагировали слишком бурно на какое-то незначительное событие. Мы можем испытывать непомерный гнев, страх, печаль, когда попадаем в ситуацию, которая чем-то напоминает эмоционально трудное событие из прошлого. Тогда эмоции вырываются на волю, и мы оказываемся захваченными нашим прошлым, даже не осознавая этого. А потом удивляемся: «Что это было?»
Понятно, что от подавления эмоций сплошной вред. И выгорание не зря называется эмоциональным. С другой стороны, захват эмоциями тоже ни к чему хорошему не приводит. Хорошо бы научиться балансировать между этими двумя крайностями. Для этого нужно понимать свои эмоции, позволить себе чувствовать их. В наших силах научиться регулировать их в какой-то степени. И можно начать делать первые шаги в эту сторону, если понимать, что:
1. Эмоции происходят от нас самих, связаны с нами. Хотя нам кажется, что какие-то события или другие люди рождают их в нас. Если думать подобным образом, то придётся как-то переделывать окружающий мир, чтобы он производил для нас больше позитивных эмоций. Или подавлять свои чувства и ждать, пока ситуация изменится сама. Или научиться осознавать, что мы сами реагируем так на реальность. Что она такова и к ней можно и нужно адаптироваться. Уильям Уорд сказал гениальную фразу: «Пессимист жалуется на ветер; оптимист ожидает, что он изменится; реалист настраивает паруса».
2. Нам нужен весь спектр эмоций. Позитивные эмоции возникают, когда потребности удовлетворены. Негативные эмоции показывают, что какие-то потребности не удовлетворены или есть опасность их нарушения. Например, мы злимся на кого-то, если действия этого человека нарушают наши ожидания или границы. Боимся кого-то или что-то потерять. Испытываем отвращение от чего-то неприятного или потенциально опасного. Печалимся о потерях. Печали тоже надо дать место, чтобы пережить, отгоревать потерю и жить дальше, а не застревать в прошлом.
Негативные эмоции нужны для развития, движения вперед. Если все будет хорошо, не будет мотивации что-то менять в своей жизни и изменяться самому. Во время кризисов мы переживаем много негативных чувств. Это сложно. Но это даёт возможность изменить образ мышления, отношение к себе, окружающему миру. Тем самым перейти на следующую ступень развития: получить новый опыт, новые знания о мире и о себе.
3. Эмоции – это не истина в последней инстанции. Они являются частью нашего опыта и поэтому достаточно субъективны. Когда мы захвачены своими эмоциями, полностью полагаемся на них, мы теряем возможность трезво оценивать ситуацию и адекватно реагировать на неё. Поэтому надо научиться распознавать эмоции, отмечать какими телесными ощущениями и мыслями они сопровождаются. Мы должны использовать интеллект, чтобы регулировать их. Связать сердце и разум. Только так мы можем эффективно использовать свои чувства. Учиться на них, извлекать полезный опыт и адаптировать своё поведение.
4. Наша реакция на происходящее зависит от того, насколько мы эмоционально грамотны. Чем больше оттенков каждой эмоции мы будем различать, тем более гибкими будем при регулировании своих эмоций и тем адекватнее реагировать в различных ситуациях.
В своей книге «Как рождаются эмоции» Лиза Ф. Баррет вводит термин «эмоциональная гранулярность — явление, при котором одни люди конструируют эмоциональные переживания более тонко, чем это делают другие.» Так, например, у маленьких детей ограниченно понятие «гнев». Поэтому, когда они сердятся, обычно дают один тип реакции: начинают кричать и устраивать истерику. Некоторые взрослые ведут себя также. Это пример низкой эмоциональной гранулярности.
Люди с высокой эмоциональной гранулярностью могут различать разные понятия «гнева»: недовольство, раздражение, досада, злость, негодование, ярость, бешенство. В мгновение ока мозг анализирует эти понятия, сопоставляет их с прошлым опытом и текущей ситуацией, и выбирает ту реакцию, которая подходит наилучшим образом для данного момента. Мы тоже можем научиться этому.
5. Важно, на что мы обращаем своё внимание. Находим ли мы поводы чему-то улыбнуться и порадоваться в течение дня? Пусть даже на короткое время. Каждый раз, когда мы создаём возможности для неожиданных радостных событий, мы стимулируем мозг к выработке соответствующих нейронных связей. Благодаря этому мы начинаем видеть вокруг больше позитива и испытывать больше положительных эмоций. Так формируется восходящая спираль.
Если же наоборот, мы видим вокруг только плохое, постоянно жуём мысленную жвачку по поводу негативных событий, то теряем контроль над ситуацией. Работа мозга переключается на негатив, который нарастает, как снежный ком. Соответственно мы испытываем все больше негативных эмоций. Так формируется нисходящая спираль.
В случае захвата негативными мыслями и эмоциями необходимо сделать над собой усилие и переключиться на что-то другое: посмотреть интересный фильм, прочитать увлекательную книгу, заняться таким видом спорта, где требуется все внимание и нет возможности думать о чем-то другом.
6. Мы можем влиять на свои эмоции, используя взаимосвязь пары тело – мозг. Наш мозг постоянно получает от тела сигналы о том, как оно себя чувствует. Хорошо бы научиться понимать эти сигналы и начать пользоваться ими. В первую очередь, пусть это и звучит банально, нам следует позаботиться о достаточном количестве сна. Если мы не высыпаемся, то чувствуем себя плохо и все вокруг скорее всего будет окрашено в мрачные тона. Эмоции будут соответствующими. Тело посылает мозгу сигнал, что с ним не все в порядке. В ответ мозг экономит расход энергии. В этом случае нет места положительным эмоциям: радость, с точки зрения мозга – ненужная трата энергии.
Наше эмоциональное состояние также зависит от того, какую позу мы принимаем. В ходе ряда исследований учёные доказали, что поза влияет на уровень кортизола (гормона стресса) и тестостерона (гормона силы и уверенности). Если всего на две минуты принять позу победителя: расслабить тело, поднять вверх широко распахнутые руки и слегка приподнять подбородок – как будто раскрыться, занять как можно больше места, то уровень тестостерона повышается на 20%, а уровень кортизола снижается на 25%. Если же сжаться, закрыться, обхватить себя руками и побыть в таком состоянии те же две минуты, уровень тестостерона снижается на 20%, а кортизол увеличивается на 15%. Соответственно меняется настроение и восприятие мира. Эта информация — хороший повод задуматься о том, какие позы для нас привычны в повседневной жизни.
7. Мы можем «заставить своих бабочек летать строем.»* Все мы испытываем волнение перед экзаменами, публичными выступлениями, соревнованиями, собеседованиями на работу, свиданиями и другими важными событиями в жизни. Волнение часто проявляется своеобразными ощущениями в области солнечного сплетения. Кто-то придумал сравнивать эти ощущения с порхающими бабочками. Надо понимать, что это всего лишь телесный симптом. Многое меняется от того, как мы его интерпретируем.
Можно зациклиться на волнении, сжаться, обхватить себя руками и дойти до очень высокого уровня тревоги или даже панической атаки. А можно сказать себе, что я настроен(а) на победу, моё тело справляется. И принять позу победителя (см. предыдущий пункт). Ведь управляемое волнение помогает добиться лучших результатов. Про это давно известно в спорте.
Учиться быть в контакте со своими чувствами – не просто. Но проживание эмоций приводит к тому, что у нас в распоряжении появляется мощный̆ ресурс, который̆ позволяет хотеть, мечтать и реализовывать себя и свои идеи. И даёт энергию на воплощение этих идей. Начать чувствовать — значит позволить жизни прорваться. Снова стать живым.
Источник