- Детские эмоции. Подавлять нельзя контролировать.
- Как научить ребёнка не подавлять в себе эмоции?
- Нужно ли сдерживать негативные эмоции?
- Как научить детей правильно выражать свои чувства и эмоции?
- Злиться – можно!
- Как мы боремся с эмоциями?
- Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
- Как он это делает?
- К чему приводит борьба с эмоциями?
- Как помочь ребёнку «выплыть»?
- Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей
- Типичными признаками патологии могут быть:
- Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:
Детские эмоции. Подавлять нельзя контролировать.
Как научить ребёнка не подавлять в себе эмоции?
Разберёмся для начала, что такое эмоции человека. По сути, это сочетание ощущений, непрерывно испытываемых человеком в течение жизни, начиная с самого рождения – ведь даже новорождённые уже испытывают эмоции. Да и в целом эмоции детей не отличаются от эмоций взрослых, разве что они более честные, и выражение глубинных и подлинных эмоций для них ещё естественно.
Подавление эмоций, в свою очередь, — это воздействие на эмоции с целью их уничтожения, так что не следует путать подавление и контроль эмоций. Первого необходимо избежать, а второму как раз научиться.
Пока ребёнок маленький, испытывая ту или иную эмоцию, он не понимает, что с ним происходит. И первое, что могут сделать родители, чтобы помочь своему чаду – научить его называть свои эмоции и чувства, осознавать их и тем самым контролировать, не впадать в исступление под их властью, не терять себя, что на самом деле умеют далеко не все взрослые.
Нужно ли сдерживать негативные эмоции?
Поскольку человек – живое существо, непрерывно испытывающее те или иные эмоции, невозможно просто взять и перестать что-то чувствовать даже взрослому, не говоря уже о ребёнке. Следовательно, меняется форма, которую принимают эти эмоции. А это уже чревато далеко идущими и отзывающимися во взрослой жизни последствиями. Зачастую на смену запрещённым эмоциям и чувствам приходят «рэкетные чувства» – чувства , поощряемые в детстве и замещающие настоящие эмоции, чувства или потребности. При этом рэкетных чувств может быть бесчисленное множество, и формируются они индивидуально в каждом конкретном случае: так, гнев часто замещается страхом – страхом попасть в неконтролируемую ситуацию, страхом не суметь справиться с гневом, печаль – напускной весёлостью и стремлением развеселить всех вокруг, радость – чувством стыда.
Как научить детей правильно выражать свои чувства и эмоции?
Существует два основных момента, которым следует научить детей:
- отделять чувства от действий и
- выбирать подходящие средства и действия для выражения чувств.
Что делать, например, если между детьми происходит конфликт, например, в случае нарушения границ друг друга?
В одной семье растут двое мальчиков-погодок: Петя и Миша. Петя без спроса взял любимую Мишину машинку, на что Миша рассердился и полез с кулаками на Петю. Обычной реакцией на такую ситуацию было бы наказать драчуна, тем самым отрицая его право на чувство гнева, провоцируя появление рэкетных чувств и подрывая здоровые отношения между братьями. Как же следует реагировать? Чтобы разделить чувства и действия, можно сказать следующее: «Я вижу, что ты сердишься и понимаю твой гнев, у тебя есть все основания для этого. Но бить брата нельзя. Ты можешь кричать, возмущаться, поругать его, побить боксёрскую грушу (или другое приспособление для битья, которое есть в семье), но не бить брата». Таким образом, дети будут учиться делать выбор среди способов выражения чувств. Это, в свою очередь, в дальнейшем даст возможность получить время для осознания испытываемых эмоций и мотиваций к действию. И велика вероятность получить уже вместо несущегося с кулаками ребёнка, осознанного человека, который может спокойно подойти и сказать: «Мне не жалко поделиться с тобой своими вещами, но не бери больше, пожалуйста, мои вещи без разрешения». Возможно, не сразу, но при правильном подходе дети сами найдут достойные способы выражения своих эмоций и чувств и взаимодействия друг с другом.
При этом чем меньше ребёнок, тем более значительную роль играют окружающие его взрослые в развитии его «эмоционального интеллекта». Именно взрослый должен суметь понять и назвать те чувства, которые испытывает малыш: «Ты разозлился, потому что у тебя не получилось построить башню», «Тебе грустно, потому что папа ушёл на работу» – тем самым подготавливая почву для того, чтобы в дальнейшем уже сам ребёнок мог проанализировать своё состояние, определить и назвать его причину и найти выход из сложившейся ситуации, — и это вместо того, чтобы укорять и так расстроенного малыша в том, что он испытывает такие чувства.
Очень важная задача взрослого в общении с ребёнком – научиться не только любить, но и принимать его таким, какой он есть, не подстраивая под стереотипы, с которыми рос сам. «Нельзя бояться», «нельзя злиться» — вот те принципы, с которыми росли многие нынешние родители, но в наших руках сделать так, чтобы наши дети выросли более мудрыми, более эмоционально открытыми и, в конечном счёте, более счастливыми, чем мы.
Источник
Злиться – можно!
«Мой ребёнок бросается на пол и бьётся в истерике», «сын быстро взрывается и бросается на обидчика с кулаками», «дочь постоянно обижается и требует внимания», — жалуются родители. Все мы желаем своим детям добра и хотим, чтобы они были спокойны, радостны и добры. Но они злятся, обижаются, боятся, грустят. И вот мы уже кричим или цедим сквозь зубы: «Замолчи! Успокойся! Перестань!»
В каждом из нас море эмоций. Это море меняется, колеблется. Оно то волнуется, то спокойно. Наша задача — научиться плыть по этому морю, не теряя управления. И не только самим научиться, но и помочь не утонуть в нём своим детям. Как мы боремся с эмоциями, чем это опасно и как помочь ребёнку справиться с эмоциональными бурями?
Как мы боремся с эмоциями?
Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.
Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.
Как он это делает?
- Подавляет : «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
- Прерывает : «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
- Отрицает : «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».
Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».
К чему приводит борьба с эмоциями?
Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.
Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать. Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.
Непрожитые до конца, «загнанные в угол» эмоции имеют свойство накапливаться. Они — как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.
Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.
Как помочь ребёнку «выплыть»?
- Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
- Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже. Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
- Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть. Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.
Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.
Между тем, родители, научившиеся принимать ребёнка целиком, замечают насколько их отношения стали доверительнее и ближе. Бывает даже, они не замечают никакого «трудного» возраста. Подросток чувствует, что семья — его крепость, где он может укрыться от любых невзгод.
Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.
Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:
- Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
- Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
- Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
- Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
- Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?
Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.
Источник
Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей
В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.
Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.
Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.
Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.
К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.
Типичными признаками патологии могут быть:
– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
– жестокость к другим людям или животным,
– преднамеренная порча имущества,
– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
– вызывающие провокационные поступки;
Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
- Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.
Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:
Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях . Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.
Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.
Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.
Форма проведения занятий индивидуальная.
В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.
- Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции. Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:
- Поведение;
- Взаимодействие и социальные навыки;
- все виды памяти
- координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела
Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.
Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.
3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.
СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»
Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Поведенческих навыков
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,
Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.
Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).
Источник