- Под эмоциональным неблагополучием ребенка понимается
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Консультация для родителей: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины». статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Под эмоциональным неблагополучием ребенка понимается
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
— ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
— формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
Источник
Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины»
консультация на тему
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворительность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_emots_neblagopoluchie.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Эмоциональное неблагополучие детей и его причины»
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворительность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие телесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослыми и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональнее контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностными ожидания. Для одних характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые, безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их действий. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемы — слезами, грубостью, драками. Наблюдается сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиленное потоотделение и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако , быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивыми негативным отношением к общении. Как правило, обиды, недовольство, неприязнь и т.д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегать общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенность отношениями с воспитателями или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.
Другой существенность причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страха).
Причины детских страхов разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувственности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.
Максим Д.(5л.9мес) согласился остаться один в квартире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидел ее на улице, стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!»
В 6-7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относиться к нему слишком сдержано, недостаточно обращает на него внимания.
В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате, страхи проявляются чаще всего перед сном.
Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя.
Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь, предупреждают детские страхи.
Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватное средство воспитания приводит к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональны дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери.
Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее обьектов, например, животных. Так неосознанно формируется тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.
Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темной, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимая их переживаний.
Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.
Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.
С 3-х до 5-6 страхи становится наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивую форму, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональность дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением они легко появляются и исчезают в течение трех-четырех недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например, ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получит ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например, войти в темную комнату.
Источник
Консультация для родителей: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины».
статья на тему
Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocionalnoe_neblagopoluchie_detey_i_ego_prichiny.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация 1: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины».
Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.
По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоциональных переживаний ребёнка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношение с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности [6].
Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми , с другой — особенностях внутреннего мира ребёнка.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка [3]. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребёнка тревожно — пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищённости , иногда страх в связи с отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует у ребёнка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьёзным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребёнок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно — оптимистические личностные ожидания. Для них
характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения [3].
К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубость. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи , усиление потоотделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьёзными или незначительными причинами , однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и так далее надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношениями со взрослыми или сверстниками. Острая восприимчивость ребёнка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту.
Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).
Причины детских страхов очень разнообразны. Их проявление прямо зависит
от жизненного опыта ребёнка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью , инстинктом самосохранения.
В 6 — 7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берёт ребёнка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.
Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для проявления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений , пренебрежение интересами и желаниями малыша и прочее. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.
Развивающееся воображение приводит к тому, что к трём годам проявляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут во з никать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.
Нельзя стыдить ребёнка за переживаемый страх, ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх , который не только не исчезнет, но в таком случае даже усиливается. Ребёнок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.
С 3 до 5 — 6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы , близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трёх-четырё х недель.
Таким образом , на эмоциональное благополучие ребёнка оказывает воздействие ряд различных причин, а нарушения могут быть вызваны разными причинами.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений. / Российская АН; Российский фонд культуры; – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: АЗЪ, 1994. – 928с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 336с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 160с.
- Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156с.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 304с.
Источник