Под эмоциональной зрелостью понимается

26 признаков эмоциональной зрелости

Эмоциональная зрелость — это внутреннее состояние, на которое можно опереться, чтобы пройти сложные этапы или получить максимальное удовольствие от приятных жизненных ситуаций.

Посмотрите, насколько вы эмоционально зрелая личность и над чем еще стоит поработать.

  1. Вы понимаете, что большинство неприглядных поступков совершаются не из-за страха и тревоги, а из-за скверного характера или глупости, что было бы самым простым объяснением. Вы отпускаете свое самодовольство и перестаете думать, что мир населяют одни дураки.
  2. Вы осознаете, что окружающие не умеют читать ваши мысли. Поэтому учитесь выражать свои намерения и чувства с помощью слов.
  3. Вы понимаете, что тоже ошибаетесь. И, собрав в кулак всю свою храбрость, делаете первые шаги к тому, чтобы просить прощения.
  4. Вы становитесь увереннее, но не от осознания своего великолепия, а от того, что окружающие вас люди такие же глупые, напуганные и потерянные, как вы. Вам приходится разбираться с этим по ходу дела, и это нормально.
  5. Вы больше не страдаете от синдрома «самозванца», поскольку понимаете, что не бывает никаких «людей на своем месте». Мы все играем определенную роль, сдерживаясь от бессмысленных и опрометчивых поступков.
  6. Вы прощаете родителей, потому что осознаете — они привели вас в этот мир не для того, чтобы заставить страдать. Они были чудовищно озадачены и сражались со своими демонами. Поэтому гнев местами сменяется жалостью и сопереживанием.
  7. Вы узнаете, насколько серьезно на настроение влияют «мелочи»: продолжительность сна, уровень сахара и алкоголя в крови, фоновый стресс. В результате, вы перестаете разбираться в важных или спорных вопросах с близкими, пока не отдохнете или поедите. Никакой тревоги и спешки.
  8. Вы осознаете, что когда близкие люди ворчат, мстят или совершают какие-то неприятные поступки, то дело не в том, что они просто стараются вас «накрутить». Возможно, они пытаются привлечь ваше внимание тем единственным способом, который им известен. Вы учитесь распознавать в окружающих отчаяние за их странными поступками и, если повезет, объясняете происходящее через призму любви, а не осуждения.
  9. Вы перестаете копить обиды, ненависть и боль. Не ждете от окружающих слишком многого. Порой закрываете глаза на их грубость. Вы учитесь говорить с ними прямо, и если они понимают вас, то прощаете. А если нет, то тоже прощаете, но иначе.
  10. Вы понимаете, что жизнь коротка, поэтому говорите о том, что действительно думаете, концентрируетесь на своих истинных желаниях и повторяете значимым людям, что они невероятно важны.
  11. Вы перестаете верить в совершенство. Нет идеальных людей, идеальной работы, идеальной жизни. Начинаете ценить то, что психоаналитик Дональд Винникотт называл «достаточно хорошим». Вы видите, что многие вещи в вашей жизни помимо разочарования, приносят еще и радость.
  12. Вы понимаете, что чудес на свете не бывает и перестаете ждать слишком многого от происходящего. В результате приобретаете стойкость, терпение и умение прощать. Вы теряете часть своего идеализма, а вместе с ним — вспыльчивость, жесткость и злобу.
  13. Вы узнаете, что у каждого из нас есть слабые и сильные стороны. И вместо того, чтобы концентрироваться на недостатках, оцениваете всю картину: да, этот человек педантичен, но он действует очень четко и выверено. Да, он немного неряшлив, но в то же время имеет творческое мышление и очень дальновиден. Вы стали понимать, что идеальных людей не бывает и за каждой слабой стороной таится сильная.
  14. Вы осознаете преимущества компромиссов. Кое в чем остепенились, и понимаете, что это не слабость, а зрелость. Возможно, вы вместе с кем-то из-за детей или потому что боитесь одиночества. Соглашаетесь с какими-то неудобствами, потому что знаете, что безоблачная жизнь — иллюзия.
  15. Вы перестаете влюбляться. В юном возрасте это чувство захватывало вас в одно мгновение. Сейчас же понимаете, что все люди, какими бы очаровательными ни были, вблизи окажутся совершенно другими. И вы начинаете больше доверять тем, кто уже рядом с вами.
  16. Вы узнаете, что — удивительно! — с вами непросто жить. Вы уже не столь сентиментальны по отношению к себе. И когда вступаете в дружеские или романтические отношения, то сразу предупреждаете, как и в каких ситуациях от вас могут исходить проблемы.
  17. Вы учитесь прощать себе ошибки и глупости. Потому что понимаете, насколько это неблагодарное дело — ругать себя за прошлые поступки. Становитесь более дружелюбным к себе: да, я идиот, но такой же милый, как и все остальные.
  18. Вы осознаете, что зрелость требует примирения с упрямой детской частью вашей личности. Поэтому не пытаетесь казаться взрослым и принимаете тот факт, что иногда можете впадать в детство. Когда просыпается внутренний ребенок, вы радушно встречаете его и уделяете ему необходимое внимание.
  19. Вы перестаете верить, что счастье может длиться годами. Поэтому радуетесь, если день проходит без происшествий. Вы интересуетесь цветами и вечерним небом. У вас развивается вкус к маленьким удовольствиям.
  20. Вы не переживаете о том, что про вас думают окружающие. Вам известно, насколько сумрачно бывает в их головах и отбеливать себя совершенно бессмысленно. Главное, чтобы вам и вашим близким было хорошо. Поэтому вы отказываетесь от величия и начинаете полагаться только на любовь.
  21. Вы стали лучше воспринимать обратную связь. Теперь вам не кажется, что каждый критикующий намеренно вас оскорбляет. Вы берете многие слова на вооружение. Начинаете спокойно реагировать на критику, переживать ее без попыток отгородиться и делать вид, что никакой проблемы не было.
  22. Вы понимаете, что стремление жить напрямую связано с вашими проблемами. И нужно постоянно осмысливать все, что причиняет боль. Поэтому вы чаще выходите на прогулки и наслаждаетесь видом дальних галактик в ночном небе.
  23. Вас перестают задевать неприглядные поступки окружающих. И перед тем, как разозлиться или расстроиться, вы задумываетесь — что же они на самом деле имели в виду. Ведь между тем, что вам сказали и тем, что вы услышали может быть большая разница.
  24. Вы понимаете, как прошлое влияет на текущие события. Поэтому учитесь выявлять возникающие искажения. Вы признаете, что детские страхи мешают трезво оценивать некоторые ситуации. И теперь вам приходится с осторожностью относиться к первым реакциям. Потому что не стоит всегда доверять своим чувствами.
  25. Когда в вашем окружении появляются новые люди, вы понимаете, что им нужны не новости, а ваше внимание. Ведь только так они чувствуют себя менее одинокими в своей боли. Поэтому ваши отношения укрепляются. Вы знаете — дружба заключается в том, чтобы делиться своей уязвимостью.
  26. Вы учитесь справляться с тревогой. Перестаете убеждать себя в том, что все будет хорошо. Вы уверены — если что-то случится, вы это переживете. Потому что всегда есть план «Б» и несколько добрых людей, которые будут рядом, а самые жуткие события рано или поздно закончатся.
Читайте также:  Аида 64 стресс тест жесткого диска

Эмоциональная зрелость не привязана к возрасту. К одним она приходит до 30 лет, другим — после 60. Главное, чтобы у вас были знание, опыт и умение принимать жизнь со всеми ее недостатками.

Материал подготовила: Инна Клевачева
Фотография с обложки: Depositphotos

Источник

Эмоциональная зрелость

Эмоциональная зрелость – это определённая степень личностного развития взрослого человека, которая включает открытость эмоциональным навыкам, осознание личных переживаний и принятие ответственности за них, эмоциональную стабильность, сформированность эмоциональной сферы, умение адекватно обстоятельствам выражать собственные эмоции. Проще говоря, эмоциональная зрелость личности, являет собой способность брать контроль над субъективными эмоциональными реакциями, умение их интерпретировать, сдерживать либо проявлять. Это позиция взрослого человека, которая заключается в понимании, что за всё происходящее с ним ответственен он сам, а не внешние обстоятельства либо окружение.

Признаки

На протяжении всего своего бытия личность постоянно меняется вследствие естественного процесса развития либо деградации. У одних лиц данный процесс выражается более ярко, у иных – скрытно.

Путь к эмоциональной зрелости часто нелёгок, некоторые индивиды так и не достигают её, оставаясь инфантильными или эмоционально незрелыми личностями.

Несозревшие в эмоциональной сфере личности характеризуются неуверенностью, стремлением к самоутверждению за счёт сторонних людей, склонностью к грубости, зависти, осуждению. Они пристрастны к пагубным слабостям (алкоголю, наркотикам). Вследствие неудовлетворённости собственным бытием они стараются утешиться, погрузившись в окружающие легкодоступные соблазны.

Эмоциональная зрелость личности характеризуется нижеприведёнными признаками:

– гибкостью (способность адекватным образом приспосабливаться к уникальным обстоятельствам, событиям, ситуациям);

– ответственностью (зрелый индивид принимает ответственность за собственное бытие, он осознаёт, что сиюминутные обстоятельства являют собой следствие принятых им решений, он не обвиняет окружение, если произошла неудача);

– стремлением к саморазвитию (решение задач будущего вынуждает людей развиваться сегодня, зрелая личность испытывает потребность образовываться, получая новую информацию);

Читайте также:  Как начать набирать вес при стрессе

– поиском альтернативных мнений (ведь зрелый индивид осознает, что любую деятельность, умение, процесс можно совершенствовать, поэтому он охотно ищет иные мнения, рассматривает воззрения окружающих лиц и с радостью следует им, если понимает, что предложенный путь эффективнее либо менее затратный);

– непредвзятостью (несогласие с воззрениями окружения не является поводом к их критике, поскольку каждый вправе иметь собственные убеждения);

– устойчивостью (зрелый субъект осознаёт, что всегда будут разочарования, неуспехи, будут появляться проблемы и нерешённые задачи, поэтому неуспех сегодня не выбивает его на неделю из колеи, а позволяет наметить дальнейшие шаги, дабы нормализовать ситуацию);

– уравновешенным поведением (естественно, невозможно сохранять спокойствие и невозмутимость постоянно, но в 80% случаев вполне реально);

– реалистическим оптимизмом (зрелые индивиды не склонны к самообману, они осознают, что успешность обусловлена терпением и приложением усилий, и все это понимание подкреплено у них адекватным оптимизмом);

– открытостью (с такими индивидами легко взаимодействовать, люди в их присутствии ощущают себя комфортно);

– верой в собственную личность;

– юмором (зрелые индивиды не воспринимают собственную персону излишне серьёзно, они способны искренне над собой посмеяться вместе с товарищами или коллегами).

Каждый человек имеет различный уровень эмоциональной зрелости. Данный показатель является тем, над чем следует работать, постоянно совершенствуя его.

Уровни эмоциональной зрелости

Всякая эмоция являет собой последствие удовлетворения либо неудовлетворения какой-нибудь потребности, ценности, желания. При удовлетворении желаемого возникают позитивные эмоциональные ответные реакции, при отсутствии удовлетворения – негативные. Поскольку большинство желаний, потребностей, ценностей удовлетворяются исключительно посредством чего-то извне, то можно заключить, что человеческие эмоции играют значимую роль в их бытие. Ведь именно при помощи эмоциональной сферы возникает «связывание» душевной системы ценностей, потребностей с внешней средой.

Эмоции сообщают об удовлетворении потребности (оценочно-сигнальная функция эмоций). Они дают «психологическую силу» для деятельности (мобилизационно-регулирующая функция). С их помощью происходит фиксирование отрицательного и закрепление положительного опыта (следообразующая и адаптивная функция). Именно эмоции дарят людям ощущение бытия, его наполненности.

Следовательно, эмоциональное созревание не менее значимо в существовании человека, чем умственное развитие. Именно поэтому степень эмоциональной зрелости человека является важнейшей характеристикой его умения полноценно существовать.

Ниже приведены уровни эмоциональной зрелости.

Самый низкий уровень именуется эмоциональным блоком. То есть сами эмоции есть, но индивидом они не ощущаются. Их наличие определяется по сопротивлению одним поступкам и возникновению побуждения к другим. Эмоции могут вынуждать совершать действия либо блокировать их. При этом индивид не ощущает непосредственно эмоциональный посыл. Просто он не в состоянии прекратить какое-либо действие, происходящее наперекор сознательному решению, или наоборот совершить какую-нибудь операцию. Также подобное состояние можно описать как вакуум, оцепенение, пустота или замороженность. Нередко случается, что описываемые «неуловимые» эмоции бесконтрольно откладываются, приводя к аффективным вспышкам, сменяющимся опять «бесчувственным» состоянием до следующего подобного всплеска.

На следующем уровне эмоции ощущаются как телесные проявления. Так, например, страх обнаруживается в потливости и учащённом сердцебиении, депрессия – в стеснении груди, гнев – в дискомфортных спазмах в эпигастрии. При этом эмоция как сама эмоция не ощущается.

Низкая эмоциональная зрелость обнаруживается в хаотических переживаниях. Сами эмоции ощущаются как определённый уровень расплывчатой эмоциональной энергии, однако какая именно эмоция переживается определить невозможно. То есть человек не различает собственные ощущения, он ощущает вместо определённых эмоций «кашу» (мешанину) из них и напряжение.

Четвёртый уровень – это различение эмоций. Здесь наблюдается различение и опознание эмоций, определение возбудивших их ситуаций, сопровождающих мыслительную деятельность и желания. Человек одновременно может испытывать несколько неодинаковых эмоций, опознавая и различая их. При этом интенсивные переживания искажают здравую оценку.

Читайте также:  Если у дев нет настроение вам надо

На пятом уровне возникает ответственность за собственные эмоции. Внутренний субъективный контроль над переживаниями, заключающийся в понимании, что не события вынуждают человека чувствовать, а его чувства являются откликом на ситуацию. Эмоции не воздействуют на здравое оценивание ситуации либо производимые действия. Сегодня данный уровень считается достаточно высокой степенью сформированности.

На следующем уровне возникает не только умение управлять индивидуальным эмоциональным реагированием, но и эмпатия – понимание и прочувствование переживаемого другими субъектами. При этом индивид чётко разделяет «свои» от «сторонних» эмоций. Он не переживает чужие ощущения, а чувствует, что переживает другой. Данный уровень считается очень высокой степенью развитости. Дабы достичь следующего уровня, необходимо учиться производить «обмен» эмоциями с иными субъектами.

Эмоциональное взаимодействие возникает на последнем уровне. Человек может не только прочувствовать эмоции окружающих лиц, но и полноценно сознательно на уровне эмоций взаимодействовать с окружением.

Эмоциональная зрелость ребенка включает эмоциональную устойчивость, низкую степень импульсивного реагирования, выработку учебной мотивации. Эмоционально сформированный малыш способен контролировать проявление собственных переживаний, настроение его устойчиво, а также он способен сдерживать недовольство, огорчение, обиду.

Как правило, у детей выделяют три компонента школьной зрелости: социальный, эмоциональный и интеллектуальный. Эмоциональный компонент школьной зрелости очень важен, поскольку может стать базисом неготовности к школьной среде ребёнка, а следовательно, и причиной целого комплекса школьных проблем, включая и социальную адаптацию его среди сверстников.

Именно поэтому так важно развивать способность контролировать проявление индивидуальных эмоциональных реакций.

Развитие

Понимание себя, субъективных реакций на проистекающие события, способность обрисовать собственные чувства, осознание, что их порождает – является чертами зрелой личности. Она может осмысленно и легко взамен негативных деструктивных эмоций и машинальных неосознаваемых реакций избирать позитивные, созидательные состояния. Такая личность способна понимать и ощущать окружающих людей, выстраивать гармоничное взаимодействие с ними.

Развитие эмоциональной зрелости достигается, если поставить перед собой намерение взять ответственность за собственное бытие и формировать его собственноручно. Без данного шага невозможно двигаться дальше по пути достижения эмоциональной зрелости. Ведь в намерении содержится решение действовать, а также разумение того, каким образом двигаться к поставленной цели.

Дабы научиться выбирать собственную реакцию на различные события, прежде всего, необходимо подмечать и правильно именовать возникшее автоматически чувство. Здесь поможет «Дневник эмоций», представляющий собой обычную тетрадь, в которую следует заносить ощущаемые эмоции, а также несколько дополнительных слов, точнее описывающих текущее состояние. Чтобы верно обозначить испытываемое чувство, можно воспользоваться словарём эмоций. Помимо того, нужно записывать и события, побудившие эти реакции. После чего следует проверить силу собственных эмоций, ведь каждое проявление содержит градации и оттенки.

Так, например, ощущение бешенства более сходно с раздражённостью, вызванной усталостью либо с нетерпением. Описывая собственные переживания, необходимо определять их интенсивность, соотнося с баллами от 1 до 10. Также следует проанализировать, какие нереализованные потребности породили реакцию, и какие черты характера скрыты за чувствами. Это тоже нужно занести в дневник.

Важно приведённое упражнение делать ежедневно. При этом анализировать и вносить следует, как негативные реакции, так и положительные переживания. Итогом этой техники будет чёткая картина того, что мешает и нуждается в трансформациях.

Третий шаг заключается в приобретении осознанности, что подразумевает осознание себя «здесь и сейчас». Этот умение нужно тренировать. Здесь помогут специальные техники для фиксации внимания, йога, медитация.

Четвертый шаг подразумевает саморегуляцию и осознанность выбора. Здесь необходимо осознанно выбирать состояние, в котором хочется существовать. В этом и заключается управление собой. Человек, вместо того, чтобы подчиняться жизненным перипетиям, собственным машинальным реакциям и отрицательным деструктивным эмоциям, становится активным создателем своего бытия и наполняет его вдохновением, безмятежностью, радостью, гармонией, уверенностью, любовью.

Пятым шагом является умение сопереживать и создание гармоничных взаимоотношений. Человек, достигая эмоциональной зрелости, выбирает, какие отношения он предпочитает завязывать с окружением, и создаёт их. Глубокое понимание собственной личности, знание себя позволяет понимать и ощущать окружающих. Становясь эмоционально сформированной личностью, индивид обретает душевную свободу и получает возможность создавать такую реальность, о которой он грезит.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Оцените статью