- Эмоциональная децентрация
- Смотреть что такое «Эмоциональная децентрация» в других словарях:
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ.
- Квалификационный экзамен для воспитателей ДОУ
- Формирование у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) навыков эмоциональной децентрации проект (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональная децентрация
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .
Смотреть что такое «Эмоциональная децентрация» в других словарях:
ГОТОВНОСТЬ — к школьному обучению, совокупность морфофи зиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной… … Российская педагогическая энциклопедия
ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению — совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью… … Российская педагогическая энциклопедия
Эмпатия: механизмы — это системная работа психич. процессов и свойств личности, к рая обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживания др. человека, т. е. эмпатию. Психол. механизмы эмпатии (Э.) зависят от функций, к рые Э … Психология общения. Энциклопедический словарь
Агрессивность — (лат. aggressio нападать) устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему,[1] либо подобное аффективное состояние (гнев, злость). Хотя… … Википедия
Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия
Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия
ЭЛИАС (ELIAS) Норберт — (1897 1990) немецко брит. социолог. Творческую продуктивность Э. во многом определяет то особое стимулирующее воздействие, которое оказала на него запоздалая реакция публики. Основное произведение Э. О процессе цивилизации , написанное еще в 30 е … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ.
Эмоциональная децентрация (от лат. de – отрицательная приставка + centrum – центр круга) – способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.
Развитие общения ребенка со сверстниками способствует формированию у него новой стадии эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации. Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений – отношения послушания и некритичного принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром (Цукерман Г. А., Мастеров Б. М., 1995).
Результаты исследований показывают, что отношение ребенка к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста (Коломинский Я. Л., 1977).
Децентрация (в психологии развития) [лат. de — от centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. Особое значение децентрации придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового возраста децентрация осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6 — 2 г) происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же объектом; 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и кооперативным действиям; 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из абстрактного реформатора превращается в деятеля. Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен цикл исследований децентрации в русле экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком; б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую «расшатывает» абсолютность позиции ребенка и создает условия для координации различных позиций; в) выявили условия формирования условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы децентраций. При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста условно-динамической позиции — аналога ролевого поведения — приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций. К. Н. Поливанова.
Одной из причин подобных нарушений является несформированная способность к эмоциональной децентрации, то есть способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.
Поступая в школу, ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками, даже если до школы он не посещал детский садик. При этом начинаются процессы самоутверждения, поиска друзей, ребенок стремится занять определенную позицию в коллективе. Мы считаем, что способности к эмоциональной децентрации позволяют ребенку легче взаимодействовать со сверстниками и за счет этого занимать более высокое положение в социометрической системе группы. Воздействие эмоциональной децентрации на социометрический статус ребенка происходит опосредованно через его поведение – наглядное выражение его способностей к эмоциональному взаимодействию с другими участниками группы.
Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:
1. Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).
Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
2. Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением . Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:
- если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.
- при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.
- семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов – также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др.
Источник
Квалификационный экзамен для воспитателей ДОУ
Аттестация воспитателей ДОУ
для воспитателей ДОУ
Департамент образования администрации Владимирской области ГУ ВО «Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки информации единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Аттестация воспитателей ДОУ
Раздел 1. Воспитатели ДОУ
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1 — А5) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
Первым этапом обучения дошкольников решению арифметических задач является
1. Вычислительная деятельность 3. Сравнение множеств
Знакомство со структурой задачи Наложение
К компетенции воспитателя не относится:
1. Закаливающие процедуры 3. Витаминотерапия
Профилактика простудных Развитие двигательных умений и
Определите вид занятия по изобразительной деятельности, вид которого
определяется содержанием
1. По замыслу 3. С натуры
2. По памяти 4. Декоративное
Из приведенных понятий выберите основной прием по активизации речи ребенка
Департамент образования администрации Владимирской области ГУ ВО «Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки информации единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Аттестация воспитателей ДОУ
Под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида
Воспринимать и учитывать в своём
1. поведении состояние, желания и 3.
интересы других людей
Осознавать свои переживания
Осознавать свои переживания и не учитывать состояние других людей
Ответ на вопросы заданий В1 — В3 — краткое высказывание в именительном падеже.
Нормативный документ, создающийся в каждом ДОУ, регламентирующий все аспекты деятельности данного учреждения, называется…
Самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события называется….
Индивидуальная игра ребенка-дошкольника с замыслом, включающая несколько персонажей, связанных определенными отношениями?
Для записи ответов на задания С1 — С2 используйте дополнительный бланк ответов. Открытые вопросы требуют полного развернутого ответа с примерами.
Раскройте требования к содержанию физкультурных занятий, их длительность и периодичность проведения в каждой возрастной группе. Опишите структуру физкультурного занятия.
Раскройте общие вопросы по обучению рассказыванию. Приведите примеры.
Департамент образования администрации Владимирской области ГУ ВО «Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки информации единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Аттестация воспитателей ДОУ
Раздел 2. Педагогика и психология
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером
выполняемого Вами задания (А6 — А9) поставьте знак «х» в клеточку,
номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.__________
Источник
Формирование у детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) навыков эмоциональной децентрации
проект (средняя группа)
Данный доклад был представлен в 2012г. на ГМО секции «Здоровьесберегающей педагогики» по теме «Презентация опыта работы по социальному развитию детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 74.5 КБ |
doklad.ppt | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Формирование у детей младшего дошкольного возраста (3-5лет) навыков эмоциональной децентрации.
«Главный грех человечества – неспособность к общению, нежеланное, нелюбимое одиночество, забвение того, что мы были созданы, чтобы встречаться друг с другом, чтобы отражаться друг в друге, как в зеркале».
Согласно Г.М. Бреславу под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. При нормальном ходе формирования личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в её формировании могут приводить к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Во избежании этого, мы решили в своей группе начать работу в данном направлении с трёхлетнего возраста, то есть практически сразу после поступления детей в детский сад. Мы посчитали это целесообразным, так как уже с трёх лет у детей развивается способность осознавать свои чувства, эмоциональное состояние другого человека, и ребёнок может понять причину изменения чьего-либо настроения. И как отмечают психологи, с 2 до 4 лет – это самый благоприятный возраст для формирования хороших привычек. В рамках деятельности творческой группы ДОУ «Развитие социального опыта дошкольников в процессе использования проектного метода», учитывая, что проектная деятельность позволяет сформировать у ребёнка умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, я решила достигать своей цели с помощью следующих проектов:
Первым проектом в моей работе стал долгосрочный социально-нравственный проект для детей младшего дошкольного возраста (по программе «Истоки» детей 3-5 лет) «Семейные гербы и родословные», реализующийся с ноября 2010г. по май 2012г. Идея этого проекта возникла неслучайно. Набирая группу детей летом 2010 года, мы проводили анкетирование среди родителей, изучая вопросы внутрисемейных отношений. В результате мы выявили, что всего 35% дошкольников воспитываются в неполных семьях. Не смотря на это, воспитанием 70% детей занимаются бабушки, так как материальное положение в этих семьях на невысоком уровне, поэтому родители большую часть времени проводят на работе. 30% дошкольников либо предоставлены сами себе, либо бабушкам и дедушкам, по причине низких моральных ориентиров родителей. Около 50% детей растут индивидуалистами, то есть «сами для себя», так как либо являются единственным ребёнком в семье (40%), либо братья и сёстры всего лишь приходят в гости, а не живут с ними. Кроме того, на это влияют семейные ориентиры, которых взрослые придерживаются, воспитывая своё чадо: для 70% родителей важную роль играет только образованность и интеллект ребёнка; для 15% – творческое самовыражение; а 15% не смогли чётко ответить на поставленный вопрос. Наряду со всем вышеперечисленным 25% дошкольников находятся под излишней опекой старших членов семьи, у 65% детей нет систематических общих дел с родителями, а у 75% семей нет никаких семейных традиций. После анализа анкет родителей, мы провели наблюдение за детьми: наблюдали за ними, когда дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Мама укладывает дочку спать», «День рождение», игры, придуманные детьми; беседовали с детьми об их семьях и после прочтения сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят». В итоге, как и после анализа анкет родителей были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует либо излишняя опека со стороны взрослых, либо заброшенность детей; наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи. Но данный проект актуален не только для семей, чьи дети посещают нашу группу. В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё 20 лет назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка «для него самого», то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья.
Цель: формирование представлений о семье, о родословной и семейных гербах, привитие уважения, любви и привязанности ребёнка к своей семье, воспитание у него гордости за принадлежность к своему роду, желания стать продолжателем лучших качеств своих предков.
1)раскрыть понятия: семья, родословная, семейный герб;
2)познакомить с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение;
3)поднять авторитет отца;
4)развивать умение дружить с членами своей семьи и проявлять любовь, уважение, заботу по отношению к ним;
6)научить определять настроение и чувства членов своей семьи и проявлять соответствующую данной ситуации заботу о них;
7)воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, прививать желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.
Предполагаемыми результатами в данном проекте будет, конечно, достижение поставленных задач, а кроме того проведение выставки рисунков и фотографий на тему «Моя семья» в мае 2011г. и создание альбома «Королевство семейной любви» к концу мая 2012года.
В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия. Образовательная область «Социализация».
- Сюжетно-ролевые игры: «Уложим куклу спать», «Мы играем (читаем, рисуем, гуляем…) с братом (сестрой)».
- Дидактические игры: «Моя семья» (с семейными фотографиями), «Как поёт мама, а как её детёныш».
- Театрализация через игры-драматизации и театрализованное представление по сказкам «Теремок», «Репка»(2 мл. гр.), «Рукавичка», «Гуси-лебеди»(средняя гр.).
- Строительные игры ( из кубиков, конструктора «Лего» и бумаги): «Мебель для дома», «Самолёты», «Корабли», «Цветы».
Работа с родителями: родители рассказывают о своей профессии, участвуют в сюжетно-ролевых играх; оказывают помощь в создании уголков для СРИ.
В ожидаемых результатах этой образовательной области хотелось бы особо отметить, что дети, знакомясь с обстановкой жилища, узнают и то, кто и как обустраивает дом в семье. Они учатся помогать членам своей семьи, понимать настроение и чувства близкого человека и адекватно на них реагировать,
Образовательная область «Познание».
«Домашние дела: вечернее купание, стирка, уборка грязной посуды», «Квартира, в которой мы живём» (2 младшая гр.); «Мои предпочтения в еде», «Кто я такой и что могу сам и вместе со всеми», «Герб семьи», «Сколько нас в семье», «Кто выше, а кто ниже в моей семье»(средняя гр.)
- Целевые прогулки в прачечную, на кухню.
В ожидаемых результатах этой области хочется выделить следующее:
раскрыты понятия: семья, родословная, семейный герб, любовь, уважение, доброта, сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь; дошкольники познакомились с разными стилями жизни в семьях, с правами и обязанностями каждого члена семьи, увидели разницу между членами одной семьи; каждый ребёнок осознал, что он, как и любой другой уникален и не похож на остальных; дети научились проявлять любовь, уважение, заботу к членам своей семьи.
Образовательная область «Труд».
- Хозяйственно-бытовой труд: протирание пыли в шкафу для посуды, стирка постельного белья.
- Труд в уголке природы: полив цветов, рыхление у них земли.
Образовательная область «Коммуникация».
- НОД на темы: рассматривание картин : «Коза с козлятами», «Сестра с братом кормят цыплят»,- развитие связной речи на тему: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (2 младшая группа); рассматривание картин: «В родной семье», «Я помогаю брату», — развитие связной речи на тему: «Что значат наши имена»( средняя гр.)
- Самостоятельная речевая деятельность: «Расскажи и покажи чем ты занимаешься в гостях у бабушки», сочинение мини-рассказа на тему: «Мой домашний любимец» (2 младшая группа); отвечая на вопросы, составляем собирательный образ мамы, папы; сочинение мини-рассказа на тему: «Как я дружу с братом (сестрой)»; рассказывание сказок , которые бабушки читают или рассказывают, укладывая внуков спать ( средняя гр.); беседы на темы: «Моя дружная семья»; «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи», «Папа – мой лучший друг»(2 младшая и средняя группы).
- Кружковая деятельность, направленная на развитие творческого воображения в процессе работы над сказкой(средняя группа). Одним из направлений этой деятельности является знакомство с эмоциями людей (средняя гр.). Существует множество определений эмоций. Мы будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К.Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию. Учитывая возрастные знания и возможности детей вместо слова «эмоции» представляем разумным употреблять слово «чувства». С четырёхлетними детьми первичное знакомство с чувством происходит следующим образом: они «угадывают» его у героя сказки в той или иной ситуации, вспоминают, когда они, а затем их мамы испытывают это чувство. Обучаясь распознаванию и произвольному проявлению чувств, дошкольники учатся показывать его лицом, телом, дыханием. За 7 месяцев работы дети научились своё настроение мимически и пантомимой, называть его словом, объяснять, почему оно у них такое, и определять по выражению лица или позе тела настроение своего товарища.
В ожидаемых результатах образовательной области «Коммуникация» особо
отмечу то, что дошкольники, проявляя любовь, уважение, взаимопомощь, взаимопонимание, доброту по отношению к близким людям в повседневной жизни, они могут объяснить цель и порядок своих действий. Для них поднят авторитет отца, дети умеют дружить с братьями и сёстрами и гордятся своей семьёй.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
«Лиса и журавль», В. Сутеев «Утёнок и цыплёнок», «Под грибом», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?». Пословицы и поговорки о семье.
Образовательная область «Музыка»:
- Самостоятельная музыкальная деятельность: разучивание песен о семье, мамах, папах, бабушках; определение настроения музыки; показ танцем какого-либо чувства.
- Праздничные занятия, посвящённые 23 февраля.
Утренники, посвящённые Новому году и 8 марта.
Образовательная область «Художественное творчество».
- НОД : рисование портрета семьи, букета в подарок маме, аппликация букета в подарок маме, лепка чайных пар, сушек для семейного чаепития ( 2младшая группа); семейного герба, аппликации на темы: «Украсим шарфик для папы».
- Воспитатели совместно с детьми создают газету «Дорогому папе», оформляют стенд в родительском уголке, посвящённый мамам.
- Работа с членами семьи: домашнее рисование на тему «Моя семья», выставка рисунков и фотографий на тему «Моя семья»;
домашнее рисование с братьями и сёстрами на тему «Как я дружу с братом (сестрой)», с членами семьи – «Семейный герб». Создание альбома «Королевство семейной любви».
Среди ожидаемых результатов этой образовательной области выделю то, что дошкольники понимают, что одно из проявлений любви, уважения, доброты, заботы по отношению к членам своей семьи – это подарок, изготовленный своими руками. Они умеют делать такие подарки и дарить их.
Подведение итогов по данному исследованию и его презентация, анализ проекта.
Во время реализации данного проекта при чтении сказки детям «Петушок и чудо-меленка» у дошкольников возник вопрос: «Действительно ли, доброту, сострадание, взаимопомощь и взаимопонимание необходимо проявлять не только по отношению к окружающим людям, но и птицам, животным и растениям в повседневной жизни?» Одним из детей группы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что без этих качеств можно прожить в жизни, то есть они бесполезны. Для доказательства правильности или неправильности этого высказывания был разработан исследовательский проект «Воображайки-спасатели», реализованный в январе и феврале 2012г. Актуальность этого проекта не вызывает сомнений, так как в настоящее время обесценились такие понятия, как взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта. А именно на них строятся человеческие отношения с самого раннего детства. По этим причинам родители и их помощники в воспитании детей – педагоги дошкольных учреждений должны прививать своим воспитанникам эти качества, чтобы из дошкольников выросли полноценные в морально-нравственном плане личности.
Цель: формирование у дошкольников таких качеств, как сострадание к ближнему и доброта, стремления оказывать взаимопомощь друг другу и проявлять взаимопонимание к близкому человеку.
1) раскрыть для детей понятия: взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, — и в ходе исследовательской деятельности доказать необходимость их проявления в жизни человека;
2) познакомить дошкольников с физиологическими особенностями и условиями жизни в зимнее время птиц, животных, растений; доказать необходимость заботы о них и научить проявлять её;
3) сформировать у детей представления о «профессиях-спасателях»: медицинский работник, пожарный, полицейский, военный;
4) научить проявлять взаимопонимание, взаимопомощь, сострадание, доброту по отношению к близким людям и миру природы в повседневной жизни;
5) развитие творческого воображения, которое поможет найти обычный, традиционный или оригинальный выход из сложной жизненной ситуации.
Предполагаемыми результатами по данному проекту будет достижение поставленных задач и в ыставка, состоящая из фотографий, связанных с реализацией проекта «Воображайки-спасатели», сказок, сочинённых детьми совместно с педагогом и составляющих сериал по сказке «Гуси-лебеди», и иллюстраций к ним, хоздвора и кормушек, изготовленных родителями совместно с детьми.
В рамках реализации этого проекта были проведены следующие мероприятия:
Образовательная область «Социализация».
«Я играю на дороге», «Солдат защищает дом» (игра проводится с участием Хомякова А.А., папы Даши Хомяковой, работающего охранником на одном из предприятий города).
- Дидактические игры: «Профессии», «А у нас в хоздворе».
- Театрализация через игры-драматизации и театрализованное представление: демонстрация через пантомиму, настольный картонный театр и инсценировку сериала, сочинённого по сказке «Гуси-лебеди». (Кружковая деятельность)
- Строительные игры: «Мордочки животных» (из бумаги), «Домик для медвежат» (из кубиков).
Образовательная область «Познание».
«Птицы зимой», «Одежда животных».
- Целевые прогулки в уголок природы, в кабинет медсестры и к пешеходному переходу на дороге.
- Работа с родителями: сбор лука, чеснока, витаминов для профилактики гриппа у детей; представление родителям папки-передвижки на тему: «Профилактика гриппа у дошкольников».
Наблюдения во время прогулок за птицами, прилетающими на территорию детского сада, за растениями, растущими на участках для прогулок МБДОУ «Калинка» и рядом с ними.
Образовательная область «Труд» копирует деятельность в этой области в предыдущем проекте.
Образовательная область «Коммуникация».
- НОД на темы: «Рассматривание картин «Таня с Пашей не боятся мороза» и «Мать моет посуду», «Пересказ рассказа «Мой Ушастик самый красивый на свете».
Самостоятельная речевая деятельность: сочинение мини-рассказов по картинкам на темы: «Однажды мой друг оставил включённым электроприбор…»; рассматривание картин :«На широкой дороге».
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
«Заюшкина избушка» (рассказывание сказки) , «Петушок и бобовое зёрнышко», «Гуси-лебеди» (сочинение сериала по сказке) , В. Сутеев «Яблоко», С.Я. Маршак «Жираф» (заучивание стихотворения) .
Образовательная область «Художественное творчество».
- НОД по лепке на темы: «Сова и синица», — по рисованию на темы: «Храбрый мышонок», — по аппликации на темы: «Избушка ледяная и лубяная».
- Воспитатели совместно с детьми создают хозяйственный двор с постройками и домашними животными и птицами.
- Рисование методом цветной кляксы образа придуманного спасателя по сочинённому детьми сериалу по сказке «Гуси-лебеди». (Кружковая деятельность)
Работа с родителями. Изготовление родителями кормушек для птиц, прилетающих на территорию детского сада, и совместное с их детьми украшение этих домиков.
Возможные риски в двух проектах:
- отказ от сотрудничества родителей и персонала детского сада,
- отсутствие необходимых игрушек, дидактических игр, иллюстрации, художественной литературы, картин;
- отсутствие детей по болезни.
Вся вышеописанная деятельность направлена на то, чтобы наши дети умели любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звёзды, волны – это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретиться на их пути.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста ( 3-5лет) навыков эмоциональной децентрации. Носарева Т.А.
«Главный грех человечества – неспособность к общению, нежеланное, нелюбимое одиночество, забвение того, что мы были созданы, чтобы встречаться друг с другом, чтобы отражаться друг в друге, как в зеркале». Пауло Коэльо
Эмоциональная децентрация – это способность индивида воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. Г.М. Бреслав
Социально-нравственный проект для детей 3-5лет (вторая младшая и средняя группы). Тема: «Семейные гербы и родословные». Сроки реализации проекта с 01.11.2010г. по 31.05.2012г.
Анкета для родителей. 1) Состав семьи. Какой ребёнок по счёту? 2 ) С кем проживает ребёнок? 3 ) Члены семьи, не живущие с ребёнком, но принимающие активное участие в его жизни. 4 ) Другие дети в семье, их возраст, взаимоотношения с ними. 5 ) Основные виды игр и занятий дома (один ребёнок, с кем-то из членов семьи)? 6 ) Условия жизни ребёнка (отдельная комната, уголок в общей комнате и т. д.)? 7 ) На что ориентировано воспитание вашего ребёнка: на его на материальный достаток и успешность в будущем; на образованность и интеллект ;на творческое самовыражение; на духовный рост? 8 ) Какие традиции передаются из поколения в поколение или сформированы вами в вашей семье?
Цель: формирование представлений о семье, о родословной и семейных гербах, привитие уважения, любви и привязанности ребёнка к своей семье, воспитание у него гордости за принадлежность к своему роду, желания стать продолжателем лучших качеств своих предков.
Образовательные области: 1) «Социализация», 2) «Познание»,
3) «Труд», 4) «Коммуникация»,
5) «Чтение художественной литературы», 6) «Музыка», 7) « Художественное творчество»,
Социально-нравственный проект для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Воображайки- спасатели». Сроки реализации проекта с 10.01.2012г. по 12.02.2012г.
Цель: формирование у дошкольников таких качеств, как сострадание к ближнему и доброта, стремления оказывать взаимопомощь друг другу и проявлять взаимопонимание к близкому человеку.
Образовательные области: 1) «Социализация»,
3) «Труд», 4) «Коммуникация», 5) «Чтение художественной литературы»,
6) « Художественное творчество».
Дети умеют любить, чувствовать своё сердце и жить, советуясь с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром. .
Наши современные дети — это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга.
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы.
В Федеральном законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих.
Источник