Ван Тун Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале повести Маши Трауб «О чём говорят младенцы»)
Главная > Реферат
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
2.3 Лексика со значением эмоционального воздействия
Эмоциональное воздействие — это вид общения между людьми, когда один субъект воздействует на другого, и это воздействие проживается эмоционально. Воздействие — это такое действие, которое направлено на конкретный объект. Его целью является изменение чего-то в этом объекте. Эмоциональное воздействие, производимое на субъекта, передается в повести главным образом с помощью одной части речи – глаголов.
Лексика со значением эмоционального воздействия делится в языке на две группы: ЛСГ глаголов звучания и глаголов проявления субъекта в эмоциональном состоянии.
1. Первая группа — это группа, входящая в лексико-семантическую группу глаголов звучания, издаваемого живыми существами. В книге Т.В.Матвеевой к этой группе относится много глаголов, но в повести функционируют только четыре глагола. Эта и последующие лексико-семантические группы глаголов относятся к подполю звучания (в составе ЛСГ поля действия): рявкнуть, кричать, вопить и орать. Эта группа включает в себя лексические единицы со значением «издавать крик, громко подавать голос» (ТСРЯ: 467).
В повести Маши Трауб эта эмотивная лексика используется в предложении в роли предикатов, и выражает эмоции опосредованно, не называя их. Так, например, действие, обозначенное глаголом кричать, может быть вызвано болью, а может быть вызвано эмоцией. С помощью этих глаголов субъект выражает свои чувства в двух случаях: когда он сам хочет воздействовать на кого-то (или же на ситуацию) и когда кто-то (или что-то) воздействует на него самого: они или является субъектом, осуществляющим воздействие, или становится объектом, испытывающим чье-то воздействие на себе.
У лексем рявкнуть, кричать, вопить и орать есть общая сема: “ произносить громко”. Вместе с тем их лексические значения имеют индивидуальные семы. Если человек кричит, значит, он громким голосом издает звуки (от страха, гнева, боли и т. д.). Глагол » кричать » — языковой синоним глаголу » орать » в случае сильного недовольства говорящего — «криком выражать недовольство» (ТСРЯ: 692), при этом браня кого-то. Когда какой-либо человек орёт , он громко кричит или плачет; вопить имеет значение « кричать громко и протяжно, выть, плакать с завыванием» (ТСРЯ: 156). Вопить значит выражать свое недовольство, неодобрение и возмущение криком на грани возможного срыва голоса. В повести орать и вопить отражают только негативные эмоции, а глагол кричать может отражать не только негативные, но и позитивные эмоции.
Рассмотрим только один из многочисленных примеров использования глагола кричать — закричать, который в повести передает позитивные эмоции. « – Сима заговорила! – закричала на весь дом мама. – Что, что она сказала? – прибежал папа. – «Папа»? «Мама»? – Нет, она сказала – «отдай» и «надо» (с.151). Каждая мама рада, что ее ребёнок, наконец, заговорил. Сима сделала что-то, чего мама страстно желала. Использование данного глагола для передачи позитивного чувства практически всегда происходит в одной и той же ситуации: кто-то (в данном случае ребенок) делает то, чего от него ожидают. Таким образом, он воздействует на субъекта, его действия соответствуют ожиданиям близких, отсюда эмоциональная положительная реакция на окружающую действительность.
Однако кричать — закричать во многих контекстах выражает негативные эмоции: горе, страдание, отчаяние, печаль, сожаление, раздражение и обиду. Эта лексика проявляется в различных конфликтных ситуациях, которые практически неизбежны в общении. Все конфликтные ситуации в повести можно свести к следующим:
Ситуация 1: При привлечении внимания к бедственному положению, а также при выражении протеста против насилия. Эта ситуация проявляется, когда герои сталкиваются в жизни с трудностями и не видят выхода. В таких ситуациях герои хотят привлечь внимание других криком о помощи и одновременно протестуют против того, что с ними случилось.
Например, чтобы Сима выглядела красивой, мама всегда принуждает ее ходить в колготках. Сима их терпеть не может, поэтому она кричит, протестуя: «Я никак не могла в колготки попасть, потому что они перекрутились. К тому же они кололись. Мама тоже не сразу это поняла, а только после того, как я начала елозить попой по полу и кричать »(с.105). Более экспрессивный, более сильный в эмоциональном плане протест герои выражают, используя глаголы орать и вопить . Так, Вася в свои пять лет не хочет висеть на турнике и начинает орать до того, как его заставят на нем висеть: он боится упасть на землю. «Бабушка вздохнула, отцепила орущего внука от деда и повесила его на турник, за который Вася ухватился всеми силенками, продол- жая вопить» (с.102). Вася не доволен одеждой, которую покупает ему мама. «Утром дома стоял крик – мама надевала на него новый пиджак, джинсы, закатывая ему рукава на три четверти, чтобы было модно и красиво. Вася орал , что он выглядит как идиот» (с.170).
Ситуация 2. Запрет на выполнение какого-либо действия или предостережение о том, чтобы не выполнять нежелательное действие. Эта ситуация наличествует, когда члены семьи заботятся друг о друге и боятся последствий какого-либо действия, или же в случае, когда имеет место уже совершенное, но нежелательно действие.
Например, Сима только что родилась, папа взял ее на руки, а Вася боится, что папа по несторожности может навредить ребенку. « – Папа, только не урони ее! – закричал Вася, когда папе вручили меня в роддоме » (с.29). А вот ситуация запрета: Вася произнес первое слово, которое относится к обсценной лексике. « Это слово — плохое слово. Нельзя так говорить! – кричала мама. – Скажи «ма-ма»(с. 151 ). Мама кричала , потому что она хочет запретить сыну произносить «плохие» слова, то есть запретить выполнять это действие. Подобные ситуации, в которых герои кричат, вопят и орут , возникают в основном в кругу семьи и определяются общением всех членов семьи друг с другом.
Глагол кричать появляется в контексте всего произведения довольно часто, выражая чувство протеста, недовольства или страха; иногда в основе использования данного эмотива лежит обида.
2 . Рассмотрим различные ситуации, в которых употребляются глаголы плакать и рыдать. С одной стороны, эти глаголы относятся к ЛСГ глаголов проявления эмоционального состояния, однако мы их рассматриваем среди глаголов со значением эмоционального воздействия, посокольку герои находятся в определенном эмоциональном состоянии, когда на них кто-то или что-то воздействует.
В эту группу входят лексические единицы с общим значением «проливать слезы, обычно издавая жалобные, нечленораздельные голосовые звуки» (ТСРЯ: 786). Данное глагольное действие выражает эмоции героев с помощью слёз. Герои плачут, когда кто-то (или что-то) на них воздействует. Это значит, что другие действия или слова влияют на эмоциональное состояние героев.
Плакать имеет общее значение «под действием эмоций проливать слёзы, часто — издавая всхлипывания и стонущие звуки» (ТСРЯ: 786). У глагола плакать есть два плана: «плюс» и «минус». Это значит, что этот глагол может указывать на положительные и на отрицательные эмоции. Можно плакать от боли и горя, а можно плакать и от радости и умиления. Чтобы понять, какую именно эмоцию хотел передать автор, следует смотреть на контекст. Например: « Когда Сима впервые заговорила, мама плакала ». Конечно, мама плакала от радости. А вот когда она читала в детстве книги и испытывала сострадание к тем, кто оказался в трудной ситуации, к неудачникам, она плакала от жалости и горя: «Вот ей в детстве были противопоказаны сказки. Она начинала плакать и жалеть отрицательных персонажей» (с.73).
В качестве синонима плакать , лексема рыдать выражает более высокую степень интенсивности чувства, реализуя значение «плакать, громко и судорожно всхлипывая от сильного горя, страданий» (ТСРЯ: 1032). Эта лексика выражает негативное отношение (обиду, злобу, горе, сожаление) персонажа к кому или чему-либо как результат воздействия на него художественных образов.
Таким образом, данные эмотивные глаголы занимают, как нам кажется, промежуточное положение между двумя группами лексики: со значением эмоционального отношения и со значением эмоционального воздействия (когда субъект подвергается воздействию со стороны другого), причем вначале происходит воздействие, а затем следует выражение отношения к нему. Данные эмотивные глаголы указывают чаще всего на негативные эмоции героев, проявляющаяся у них в различных ситуациях.
Ситуация 2.1: Герой находится в затруднительном или в безвыходном положении. Это близко к тупиковой ситуации, когда герои хотят чего-то добиться, но действия, на это направленные, приводят к чему угодно, но только не к достижению желаемого результата.
Так, когда на море мама играла с Симой, девочка вдруг обкакалась. Маме стыдно, но это не главное. Главное, она никак не может ликвидировать последствия этой неприятности: Сима вертится, и вокруг неё все становится грязным. И, к тому же, все отдыхающие активно дают маме советы. «Отстаньте от меня! Слышите? Сидите тут под своей шляпой и не лезьте! – заплакала мама»(с. 138). Или же другой контекст: Вася шутит по поводу возраста мамы. Мама не считает это шуткой. Она в отчаянии и обиделась на сына: как он мог сказать ей такие слова? «Мама юмор у нас не всегда понимает. Иногда она сразу обижается и начинает плакать . Как и в этот раз» (с.145) . Мама рыдает, когда ребенок заболевает, когда дети на дне рождения переворачивают все вверх дном, когда папа роняет Симу и т.д. Глаголы плакать и рыдать в контексте всего произведения выражают чувство отчаяния субъекта в бедственном положении, когда на него воздействует та или иная негативная ситуация.
Ситуация 2 : герою предстоит неприятное, нелюбимое дело. Когда героям приходится делать что-то нелюбимое или нежеланое, это давит на них, и они изливают свои чувства через крик, чтобы выразить свой протест. Так, мама в детстве, как и Сима, не любила колготки, а бабушка хотела, чтобы она их любила. «Бабушка заходила в комнату, доставала другие колготки и швыряла в маму. – А-а-а! – рыдала мама. – Не буду!»(с.109). Когда мама возвратилась домой, она заметила, что Симе сделали стрижку, превратив ее из красивой девочки в уродину. Бабушка с мамой не согласна: «-Зато у нее появились ямочки на щеках, – похвалилась бабушка. – И уши! – зарыдала мама с новой силой. – Лопоухие! И нос! За волосами их было не видно. »(с. 149). Мама зарыдала и от отчаяния (ничего не исправить!), и от обиды (почему решили без нее?) , и от бессилия, и от беспомощности. В данном контексте выражает эмотив рыдать выражает еще и страдание. Этот эмотив, таким образом, выражает широкий эмоциональный спектр переживаний персонажа.
Анализ показал, что эмотивные глаголы плакать и рыдать в повести выражают различные эмоции: раздражение, горе, отчаяние, страдание, обиду, которые сопровождают реакцию на внешний раздражитель, оказывающий негативное воздействие на субъекта.
Источник
Слезы – не означают слабость, это признак развитого эмоционального интеллекта
Всем нам приходится сдерживать слезы время от времени. Так мы пытаемся казаться взрослыми и сильными. И зря. Как утверждает японский учёный, доктор Хидфуми Йосида, слёзы – это специальный механизм регуляции, который природа заложила в каждого из нас. И если мы сдерживаемся, чтобы не заплакать, то это является серьёзным стрессом для организма. А это уже чревато возникновением различных заболеваний: расстройств нервной системы, гипертонии, язвенной болезни желудка, также сердечно-сосудистых нарушений.
Так что запомните раз и навсегда: абсолютно все люди на Земле плачут, даже те, кого вы считаете очень сильными и непробиваемыми. Иногда всем очень не мешает хорошенько выплакаться, и это вовсе не делает нас слабыми.
Многие люди ошибочно полагают, что столь откровенное выражение эмоций свидетельствует о том, что они не зрелые или не способны контролировать себя. Но это далеко не так. Те, кто принимает свои слёзы, просто обладают хорошо развитым эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект – это способность человека осознавать и выражать свои чувства. Хотя большинство из вас, пожалуй, и не в восторге от перспективы поплакать, не сдерживайте себя. Если чувствуете, что дальше невмоготу сдерживаться – отпустите свои чувства.
Если будете постоянно сдерживаться, то, возможно, и прослывете суперменом, но будете глубоко несчастными. Загнанные эмоции будут накапливаться внутри, пока в один день не взорвутся с новой силой.
Даже если вы годами притворяетесь, что всё в порядке, поверьте – так будет не всегда. Рано или поздно нервный срыв – гарантирован. Вам просто жизненно необходимо дать выход своим чувствам. Их игнорирование будет создавать постоянный негативный фон и ощущение надвигающейся катастрофы. Так что в слезах нет ничего плохого, наоборот – это поможет снять напряжение.
Плач помогает справиться с ситуацией, помогает набраться сил, чтобы двигаться дальше, осознать то, через что вы проходите. В любом случае после того, как вы хорошенько поплачете, сразу же почувствуете себя намного лучше. Как будто камень с души сняли.
Когда мы плачем, то даем выход своим тревогам и переживаниям, переосмысливаем и отпускаем их из своей жизни. Мы не убегаем и не прячемся от проблем, а смело смотрим им в лицо, хоть и утираем при этом слезы.
Плач – это очень полезная часть жизни. Он помогает снизить уровень стресса, увидеть перспективу и поверить в то, что после дождя обязательно выйдет солнце. Также он успокаивает лучше, чем все лекарственные средства вместе взятые. Как только мы хорошенько поплачем, разу же улучшается самочувствие.
Доктор Джудит Орлофф отмечает положительное влияние плача на здоровье. Но речь не о рефлекторных слезах, а именно эмоциональных, когда мы даём выход своим чувствам, что терзают душу.
Биохимик доктор Уильям Фрей из медицинского центра Ramsey в Миннеаполисе обнаружил, что рефлекторные слёзы на 98% состоят из воды, тогда как эмоциональные – содержат также гормоны стресса, от которых освобождается организм человека.
Изучив химический состав слёз, доктор Фрей обнаружил, что вместе с ними также высвобождаются различные токсины. Кроме того, плач стимулирует выработку эндорфинов, естественных болеутоляющих и гормонов «хорошего самочувствия». Так что если хотите, чтобы душевная боль отпустила – плачьте на здоровье!
Плач приносит нам облегчение, даже когда проблема никуда не девается. Кроме физической детоксикации, эмоциональные слёзы также обладают ещё одним полезным свойством – они исцеляют сердце. Поэтому не сдерживайте слёзы, когда они так и просятся наружу.
Сильные мужчины и женщины – это вовсе не те, кто никогда не плачет и притворяется уверенным. Это люди, которые обладают мудростью и самосознанием, чтобы давать время от времени волю слезам.
Постарайтесь забыть эти нелепые мифы о том, что сильные не плачут и прочие глупости. Плакать можно, и плакать даже полезно. Это помогает освободиться от грустных мыслей и тревог. А когда на человека обрушивается настоящее горе, то слезы – просто необходимы. Они помогают пережить потерю, чтобы мы могли продолжать двигаться дальше и радоваться жизни в будущем.
Когда моя подруга извинилась за то, что свернулась калачиком на моём полу, заливаясь слезами после неудачного романа, я сказал ей: «Твои слёзы благословили мой пол. Не за что извиняться. Плач, это принесёт облегчение».
Думаю, что важно не сдерживаться, когда вам хочется плакать. Нет ни одной здравомыслящей причины запрещать себе делать это. Если вам нужно поплакать – сделайте это. Станет легче и светлее на душе.
Новое видео:
Источник