Урок литературы по «Сказанию о белгородском киселе» (6 класс)
6 класс. Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».
Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.
Развивающие : развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление.
Воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
«Сказание о белгородском киселе»
Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.
Белгород — это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр (основан в 993 году).
Вопросы по «Сказанию о белгородском киселе»:
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение.
В «Сказании» употребляются такие устаревшие слова, как:
— «лето» — в значении «год»;
— «вече» — собрание горожан для решения общественных дел;
— «печенеги» — союз племён, образовавшийся в заволжских степях в 8 – 9 вв.;
— «городские старейшины» — правящая верхушка города;
— «князь» — знатный правитель города;
— «муж» — в значении мужчина;
— «корчага» — кувшин с округлыми формами, распространённый в Киевской Руси в 10 — 12 вв.
2. Когда происходит действие «Сказания…»?
— Действие «Сказания. » происходит в 997 году.
3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»?
— «Осада затянулась» — печенеги окружили город, и белгородцы не могли выйти из его стен, чтобы пополнить запасы пищи, поэтому был в городе «голод сильный».
4. Почему горожане решили сдаться печенегам?
— Горожане решили сдаться печенегам, потому что все они скоро могли умереть голодной смертью, а в случае захвата печенеги хоть кого-то могли оставить в живых.
5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
— Жители с радостью послушались мудрого старца, потому что им не хотелось сдаваться печенегам и быть убитыми, а свой город отдать врагу на разграбление.
6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем?
— План спасения города, придуманный старцем, заключался в том, чтобы создать иллюзию неуязвимости белгородцев: горожанам не угрожает голодная смерть, так как пищу — кисельную болтушку и мед — они черпают прямо из колодцев, то есть «имеют пищу от земли», и печенеги, осаждая город, только зря себя измучают.
7. Какие качества проявил старец?
— Старец обладает такими качествами, как мудрость, находчивость, смелость, упорство.
8. Опишите финал «Сказания. ».
— Печенежские князья, узнав о «неуязвимости» белгородцев, прекратили осаду города и ушли восвояси.
9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?
— Летописец имеет в виду мудрость, смелость и находчивость не только одного старца, а в целом всего русского народа. Старец – символ-обобщение русской смекалки и отваги.
10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
— «Сказание. » говорит: «Не сдавайся, сперва подумай, посоветуйся с более мудрыми и опытными людьми».
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»
1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Сказание о белгородском киселе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazanie_o_belgorodskom_kisele.docx | 15.77 КБ |
skazanie_o_belgorodskom_kisele.pptx | 874.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Сказание о белгородском киселе”.
- Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
- Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.
1. Организационный этап (1-2 минуты)
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
2. Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)
Учитель проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания.
3 . Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)
- На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись? (историческое повествование по годам)
- Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности? (с крещением Руси в IX веке)
- На каком языке записывались летописи? (на старославянском)
- Как называли человека, который составлял летописи? (летописец)
- Что вы знаете о летописцах? (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)
- Какая летопись является самой известной в Древней Руси? (“Повесть временных лет)
- Как звали летописца, который составил эту летопись? (Нестор) * слайд №1
- С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события? (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)
- “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.
Запись темы урока, постановка целей и задач. * слайд №2
5. Этап усвоения новых знаний (10-15 минут)
- Как вы думаете, что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания)
Запись термина в словарь.
- Чем оно, по-вашему, будет отличаться от баллады и былины? (Сказание — прозаический жанр, тогда как баллада и былина — поэтические)
- О каком городе будет говориться в летописи? (о Белгороде)
- Что вы знаете о Белгороде?
Историческая справка. * слайды №3 и №4
Чтение летописи (несколько ребят читают текст по очереди).
6. Этап закрепления знаний (10-15 минут)
- Все ли слова в летописи были понятны?
Работа со словарём:
- Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
- Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
- Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
- Восвояси – к себе домой.
Беседа по тексту сказания.
- Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997 г. Осада города печенегами.)
- Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
- Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
- Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
- В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
- Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
- Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
- Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
- Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1-2 минуты)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.
Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).
Тема: “Сказание о белгородском киселе”.
- Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
- Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.
УМК: литература под ред. Сухих
- Р: приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, принимать и сохранять учебную задачу
- П: читать, смотреть и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в различных источниках.
- К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку.
Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.
Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)
Проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания
Взаимопроверка наличия домашней работы.
Один-два ученика отвечают на оценку. При необходимости одноклассники дополняют ответы товарищей.
Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)
Учитель задаёт вопросы с целью проверить ранее полученные знания учеников (фронтальная проверка).
- На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись?
- Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности?
- На каком языке записывались летописи?
- Как называли человека, который составлял летописи?
- Что вы знаете о летописцах?
Ученики отвечают на задаваемые вопросы.
- (историческое повествование по годам)
- (с крещением Руси в IX веке)
- (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)
Учитель проводит беседу с учениками, задаёт наводящие вопросы, подготавливает учеников к дальнейшей работе.
Работа со слайдами.
- Какая летопись является самой известной в Древней Руси?
- Как звали летописца, который составил эту летопись? * слайд №1
- С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события?
- “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.
Запись темы урока, постановка целей и задач. * слайд №2
Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, анализируют предложенные слайды.
- (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)
Источник