Почему жители с радостью послушались мудрого старца

Урок литературы по «Сказанию о белгородском киселе» (6 класс)

6 класс. Древнерусская литература. «Сказание о белгородском киселе».

Цель урока – познакомить обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Образовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, “летописание”; познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Развивающие : развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление.

Воспитательные : воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

«Сказание о белгородском киселе»

Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.

Белгород — это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр (основан в 993 году).

Вопросы по «Сказанию о белгородском киселе»:

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение.

В «Сказании» употребляются такие устаревшие слова, как:

— «лето» — в значении «год»;

— «вече» — собрание горожан для решения общественных дел;

— «печенеги» — союз племён, образовавшийся в заволжских степях в 8 – 9 вв.;

— «городские старейшины» — правящая верхушка города;

— «князь» — знатный правитель города;

— «муж» — в значении мужчина;

— «корчага» — кувшин с округлыми формами, распространённый в Киевской Руси в 10 — 12 вв.

2. Когда происходит действие «Сказания…»?

— Действие «Сказания. » происходит в 997 году.

3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»?

— «Осада затянулась» — печенеги окружили город, и белгородцы не могли выйти из его стен, чтобы пополнить запасы пищи, поэтому был в городе «голод сильный».

4. Почему горожане решили сдаться печенегам?

— Горожане решили сдаться печенегам, потому что все они скоро могли умереть голодной смертью, а в случае захвата печенеги хоть кого-то могли оставить в живых.

5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца?

— Жители с радостью послушались мудрого старца, потому что им не хотелось сдаваться печенегам и быть убитыми, а свой город отдать врагу на разграбление.

6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем?

— План спасения города, придуманный старцем, заключался в том, чтобы создать иллюзию неуязвимости белгородцев: горожанам не угрожает голодная смерть, так как пищу — кисельную болтушку и мед — они черпают прямо из колодцев, то есть «имеют пищу от земли», и печенеги, осаждая город, только зря себя измучают.

7. Какие качества проявил старец?

— Старец обладает такими качествами, как мудрость, находчивость, смелость, упорство.

8. Опишите финал «Сказания. ».

— Печенежские князья, узнав о «неуязвимости» белгородцев, прекратили осаду города и ушли восвояси.

9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен?

— Летописец имеет в виду мудрость, смелость и находчивость не только одного старца, а в целом всего русского народа. Старец – символ-обобщение русской смекалки и отваги.

10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

— «Сказание. » говорит: «Не сдавайся, сперва подумай, посоветуйся с более мудрыми и опытными людьми».

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Читайте также:  Как определить чувствует ли ребенок запахи

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Читайте также:  Перечень потребностей которые являются источником наших чувств

Вопросы к «Сказанию о белгородском киселе»

1. Выпишите устаревшие слова (архаизмы и историзмы), употребленные в «Сказании. », и объясните их значение. 2. Когда происходит действие «Сказания…»? 3. Что значит «осада затянулась», и почему был в городе «голод сильный»? 4. Почему горожане решили сдаться печенегам? 5. Почему жители с радостью послушались мудрого старца? 6. В чем заключался план спасения города, предложенный старцем? 7. Какие качества проявил старец? 8. Опишите финал «Сказания. ». 9. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся событии нашей истории, стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? 10. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Сказание о белгородском киселе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
skazanie_o_belgorodskom_kisele.docx 15.77 КБ
skazanie_o_belgorodskom_kisele.pptx 874.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Сказание о белгородском киселе”.

  • Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
  • Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

1. Организационный этап (1-2 минуты)

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

2. Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)

Учитель проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания.

3 . Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)

  • На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись? (историческое повествование по годам)
  • Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности? (с крещением Руси в IX веке)
  • На каком языке записывались летописи? (на старославянском)
  • Как называли человека, который составлял летописи? (летописец)
  • Что вы знаете о летописцах? (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)

  • Какая летопись является самой известной в Древней Руси? (“Повесть временных лет)
  • Как звали летописца, который составил эту летопись? (Нестор) * слайд №1
  • С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события? (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)
  • “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.

Запись темы урока, постановка целей и задач. * слайд №2

5. Этап усвоения новых знаний (10-15 минут)

  • Как вы думаете, что такое сказание? (Рассказ исторического или легендарного содержания)

Запись термина в словарь.

  • Чем оно, по-вашему, будет отличаться от баллады и былины? (Сказание — прозаический жанр, тогда как баллада и былина — поэтические)
  • О каком городе будет говориться в летописи? (о Белгороде)
  • Что вы знаете о Белгороде?

Историческая справка. * слайды №3 и №4

Чтение летописи (несколько ребят читают текст по очереди).

6. Этап закрепления знаний (10-15 минут)

  • Все ли слова в летописи были понятны?

Работа со словарём:

  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.

Беседа по тексту сказания.

  • Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997 г. Осада города печенегами.)
  • Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
  • Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
  • Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
  • В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
  • Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
  • Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
  • Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
  • Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен?

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1-2 минуты)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.

Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).

Тема: “Сказание о белгородском киселе”.

  • Познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
  • Развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к книге, интерес к истории своей страны.

УМК: литература под ред. Сухих

  • Р: приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, принимать и сохранять учебную задачу
  • П: читать, смотреть и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в различных источниках.
  • К: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку.

Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.

Этап проверки домашнего задания (5-7 минут)

Проверяет наличие и качество выполнения домашнего задания

Взаимопроверка наличия домашней работы.

Один-два ученика отвечают на оценку. При необходимости одноклассники дополняют ответы товарищей.

Этап всесторонней проверки знаний (3-5 минут)

Учитель задаёт вопросы с целью проверить ранее полученные знания учеников (фронтальная проверка).

  • На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись?
  • Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности?
  • На каком языке записывались летописи?
  • Как называли человека, который составлял летописи?
  • Что вы знаете о летописцах?

Ученики отвечают на задаваемые вопросы.

  • (историческое повествование по годам)
  • (с крещением Руси в IX веке)
  • (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала (2-3 минуты)

Учитель проводит беседу с учениками, задаёт наводящие вопросы, подготавливает учеников к дальнейшей работе.

Работа со слайдами.

  • Какая летопись является самой известной в Древней Руси?
  • Как звали летописца, который составил эту летопись? * слайд №1
  • С какой целью была составлена “Повесть временных лет? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события?
  • “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.

Запись темы урока, постановка целей и задач. * слайд №2

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, анализируют предложенные слайды.

  • (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)

Источник

Читайте также:  Как называется когда поддаешься эмоциям
Оцените статью