Почему возникает чувство агрессии

Старческая агрессия: почему возникает, что с ней делать?

Агрессия в пожилом возрасте может быть одним из признаков нарушения эмоционального контроля и социального поведения. Эти симптомы часто могут указывать на развитие деменции. Агрессия может быть вызвана и другими причинами: возрастными изменениями характера, приемом некоторых препаратов, личными проблемами. Такое состояние можно и нужно корректировать: предупреждать, устранять, однако для этого важно установить какими причинами вызвано агрессивное поведения.

Причины агрессивного поведения в пожилом возрасте

Можно выделить три большие группы.

Биологические:

  • постоянный физический дискомфорт, боли, вынужденная поза, плохое самочувствие, общее недомогание;
  • побочный эффект от приема некоторых лекарств;
  • внешние раздражители, к которым чувствителен пожилой человек: жара или холод, сквозняки, шум, яркий свет;
  • снижение слуха и зрения, из-за которого ухудшается ориентация в пространстве, повышается уровень тревожности, напряженности;
  • • нарушения мышления (бред, галлюцинации), которые сопровождаются агрессивной самозащитой от вымышленной угрозы;
  • деменция, при которой происходят возрастные изменения тканей головного мозга и меняется поведение человека.

Социальные:

  • одиночество, недостаточный объем общения, контакта с другими людьми;
  • постоянное бездействие, отсутствие занятий, интересов, увлечений, регулярных обязанностей; пожилой чувствует себя бесполезным, ненужным и у него может появляться протестное поведение, сопровождающееся агрессией;
  • недоверие к опекуну, врачу, посетителю, провоцирующее вспышку агрессии, может быть связано с ростом подозрительности при деменции;
  • нежелание информировать окружающих о своем состоянии, эмоциональных проблемах, нарушениях здоровья. Пожилой человек не хочет становиться «обузой» — использует агрессивное поведение, чтобы близкие или врачи не вмешивались в его жизнь.

Психологические:

  • постепенная дезадаптация и связанные с нею эмоции: расстройство, тревога, страх, депрессия; человек осознает, что не может справляться со все большим количеством задач; это ухудшает его психическое состояние, провоцирует агрессию;
  • стеснительность, нежелание принимать помощь при умывании, переодевании, посещении туалета;
  • отсутствие самоконтроля, постепенная утрата представлений о нормах поведения;
  • усиление негативных черт характера;
  • чувство уязвимости: внешний мир кажется незнакомым, угрожающим, может пугать пожилого, если он дезадаптирован;
  • проблемы в отношениях с близкими; провоцировать агрессию может как равнодушие со стороны родственников (обычно кажущееся) или, напротив, их озабоченность состоянием здоровья пожилого человека.

Мы перезвоним в течение 30 секунд

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия .

Как предупредить приступ агрессии?

Стоит проанализировать ситуации, в которых появляется такое поведение, выявить его причины и, по возможности, убрать их. Консультация психиатра-геронтолога поможет вам справиться с этой задачей.

Родственникам пациента придется менять свое поведение и отношение к нему:

  • принять возрастные изменения, смириться с тем, что человеку требуется больше времени даже на простые дела, с тем, что он может многое забывать, что-то делать неправильно, особенно важно, не раздражаться, не реагировать негативно, чтобы не провоцировать ответную агрессивную реакцию;
  • учитывать состояние здоровья: постоянные боли, а также снижение слуха или зрения искажают восприятие окружающей обстановки, человек начинает остро реагировать на раздражители;
  • стараться не критиковать, не делать лишних замечаний; стараться не создавать ситуаций, в которых больной может сделать что-то неправильно, а если он допустил ошибку, не заострять на этом внимания;
  • если пожилому человеку нужна помощь при посещении туалета, переодевании, в гигиенических процедурах, она должна быть деликатной, а действия того, кто помогает, не должны причинять дискомфорт;
  • следить за эмоциональным состоянием: при появлении «предвестников» агрессивного поведения (тревожность, беспокойство, страх, боль), постараться как можно быстрее вызвать врача- геронтолога, своевременно назначенное медикаментозное лечение предупредит развитие приступа агрессии.

Как реагировать на агрессивное поведение?

Не нужно принимать его на свой счет. Важно понимать, что пожилой человек начинает по-другому реагировать на раздражители, возникающие эмоции, происходящие события, и агрессия — одна из форм таких реакций.

Чтобы легче справляться с негативным поведением, нужно:

  • продумать и отрепетировать свой ответ на агрессию, стараться, чтобы она не была неожиданной для вас;
  • в начале конфликта не поддаваться первым эмоциям. Лучше отстраниться, выйти из комнаты на некоторое время, глубоко вдохнуть, попытаться для начала успокоиться самому;
  • нельзя отвечать эмоционально, вступать в конфликт, терять самообладание. Это только усилит агрессию со стороны пожилого человека;
  • вместо участия в «перепалке» стоит попробовать переключить внимание пациента, продемонстрировать дружелюбие, заговорить о чем-то другом. При деменции внимание становится рассеянным, и пожилой человек может отвлечься от фактора, который спровоцировал агрессивное поведение.
Читайте также:  Стресс тест для блока питания

Когда приступ гнева закончился, лучше вести себя так, будто ничего не произошло. Не нужно пытаться «наказать» больного, отказываться от общения с ним, демонстрировать ему обиду. Вероятнее всего, он уже забыл о вспышке агрессии, и поэтому ему будут непонятны причины изменившегося отношения.

Приступы агрессии тяжело переносятся и самим пожилым человеком, они могут ухудшать его самочувствие, провоцировать головную боль, повышение артериального давления, проблемы с сердцем. Важно, чтобы такие «встряски» происходили как можно реже.

Если агрессивное поведение повторяется регулярно, нужно обратиться за помощью к психиатру. В ряде случаев контролировать эмоциональный фон удается, используя лекарства. Геронтолог или психиатр подберет препараты, которые помогут улучшить состояние больного, выявят причины, провоцирующие агрессию, уменьшат частоту таких приступов.

Опытные врачи. Лечение в стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.

  • Онлайн-консультации о деменции
  • Факторы, провоцирующие деменцию
  • Деменция с тельцами Леви
  • Психозы в пожилом возрасте
  • Возрастные изменения личности
  • Лечение депрессии у пожилых
  • Можно ли остановить старческое слабоумие?
  • Лечение старческого слабоумия
  • Лечение деменции
  • Симптомы болезни Альцгеймера
  • Лекарственная терапия пациентов с деменцией
  • Диагностика деменции
  • Проявление болезни Альцгеймера
  • Виды деменции
  • Болезнь Паркинсона
  • Галлюцинации и бред
  • Сосудистая деменция
  • Психодиагностика пожилых пациентов
  • Возможности лечения болезни Паркинсона
  • Ранняя диагностика психических расстройств у пожилых людей
  • Старческая агрессия: почему возникает, что с ней делать?
  • Алкогольная деменция
  • Психические нарушения в пожилом возрасте
  • Болезнь Пика
  • Факторы риска развития деменции

Как оформить родственника в нашу клинику?

Наша клиника обслуживает пожилых пациентов на дому, амбулаторно или в условиях стационара. Вы можете приехать к нам в любой день, чтобы осмотреть центр, познакомиться с медперсоналом, получить консультацию. Мы просим заранее согласовывать время визита по тел. +7 (495) 373-20-18.

Мы оказываем услуги на платной основе, после подписания договора, внесения оплаты. При обслуживании на дому график визитов сиделок, набор процедур согласовывается индивидуально. Пациентам, которые будут проходить амбулаторное или стационарное лечение, клиника может предоставлять автотранспорт.

Необходимые документы:

  • паспорта пациента и его представителя;
  • если есть — амбулаторная карта либо выписка из нее.

Геронтологический центр “Панацея”

Лечение, реабилитация при психических заболеваниях и деменции у пожилых людей.

© 2017—2021 Все права защищены.

129336, Москва,
Шенкурский проезд, дом 3б

Источник

Агрессивный пациент

Часто ли вам приходится общаться с агрессивными людьми? Умеете ли вы справляться с их агрессией без ущерба для себя? Вы допускаете, что человек имеет право проявлять агрессию, или считаете, что нужно немедленно прекратить с ним общение, не позволяя собеседнику кричать, топать ногами и т. д.? А если агрессивен пациент, с которым нужно не просто общаться, а лечить, давать рекомендации? Есть ли у агрессии причина, знание которой поможет нам понять состояние пациента? И, самое главное, как взаимодействовать с пациентом в состоянии агрессии, чтобы обезопасить себя и помочь ему? С этими вопросами мы будем разбираться в этой статье.

Что такое агрессия?

Американские психологи Арнольд Басс и Энн Дарки провели серию исследований, посвященных агрессии в разных ее проявлениях. В результате они предложили один из самых известных тестов исследования агрессии («Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки») и классификацию видов агрессивных реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия — воздействие окольным путем в замаскированной форме, направленное на другое лицо или социальные нормы и установки.
  3. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  4. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  5. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  6. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  7. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  8. Чувство вины — отрицательно окрашенное субъективное отношение человека к совершённому им поступку.
Читайте также:  Профессиональное эмоциональное выгорание воспитателей

При взаимодействии со всеми этими видами реакций важно понимать, что это именно агрессия, и применять соответствующие коммуникативные приемы, которые мы разберем чуть позже.

Определение агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются следующие виды агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозу, проклятия, ругань);
  3. прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  4. косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
  5. инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой- либо цели;
  6. враждебная агрессия — выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
  8. альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.

Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.

Особый пациент

Врачу приходится нередко иметь дело с пациентами, проявляющими те или иные агрессивные реакции. Агрессивность встречается среди самых разных групп людей. Однако пациенты с алкогольной зависимостью страдают ею особенно сильно. Именно поэтому контактировать с ними одинаково нелегко как родственникам, окружающим их в обычной жизни, так и врачам, когда больные попадают к ним на лечение.

Почему так сильна агрессия именно среди больных алкоголизмом? Факторов много, наиболее важными представляются следующие:

1. Физиологическая провокация агрессии воздействием алкоголя на мозг и внутренние органы.

Об этом факторе говорят многочисленные исследования. Перечислим несколько примеров:

  • Агрессия при длительном употреблении алкоголя связана со снижением процессов торможения, высвобождением насильственных импульсов, нарушением деятельности нейротрансмиттеров, дисфункцией височной доли (Яковлев A. M. Борьба с рецидивной преступностью. — М.: Наука, 1964. — 223 с.).
  • Отмечено возрастание агрессивности больных алкоголизмом в зависимости от дозы спиртного: агрессивность усиливалась уже при минимальных концентрациях алкоголя в крови, еще не приводящих к опьянению (Cherek D. R., Spiga R., Egli M. Effects of response requirement and alcohol on human aggressive responding // J. Exp.Anal. Behav. — 1992. — Vol. 58, № 3. — P. 577–587).
  • По поводу минимальных доз есть разные данные — например, в исследовании Свана показано, что незначительные дозы сдерживают агрессию, в то время как большие дозы способствуют ее проявлению (Swan N. New imaging technology confirms earlier PET scan evidence: Methamphetamine abuse linked to human brain damage // NIDA Notes. — 2003. — Vol. 18, № 2. — P. 6–7).

2. Влияние жизненной ситуации, которая либо стала причиной проявления алкоголизма, либо появилась вследствие него, однако и в том и в другом случае вызвала реакцию агрессии.

  • Например, аффективно-динамическая модель связывает агрессию с реакцией на кризисную ситуацию, развивающуюся вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей (Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Речь, 2007. — 479 с.).

3. Агрессия как реакция пациентов на попытки работать с их зависимостью. Агрессивная реакция в принципе свойственна людям в ситуации, когда затрагивают их зависимости («вредные привычки»), и больные алкоголизмом в этом смысле не исключение.

Конструктивное общение с пациентами, проявляющими агрессию, необходимо выстраивать тщательно, основываясь на определенных психологических методах.

Что делать?

Начнем с того, чего делать нельзя, так как это усиливает агрессию.

Нельзя:

«Да я не хотела, чтобы так получилось, я хотела помочь».

Оправдание — всегда детская позиция. Безответственная и беспомощная. А значит, пациент остается один на один со своей агрессией и ее причинами. Ответственность за всю ситуацию тоже скапливается у него. Он обязательно начнет сопротивляться, и агрессия усилится.

Читайте также:  Как привить ребенку чувство прекрасного

У любого человека ощущение, что его не услышали, а эмоции не поняли, усиливает либо вызывает агрессию.

  • Иронизировать по поводу пациента, и особенно его слабостей.

«Ну вам, конечно, виднее, что такое здоровый образ жизни».

Ирония, может, и кажется безобидной, на самом деле это форма проявления агрессии. Причем форма, не дающая возможности ответить как на агрессию. Получается, что человек просто шуток не понимает. И пациент оказывается в ловушке. Наиболее вероятная реакция — усиление агрессии.

  • Поучать и увещевать, советовать, как поступать, читать нравоучения.

«Вам следовало бы хорошо подумать, прежде чем нарушать режим».

Даже самые мягкие и с виду доброжелательные нравоучения — проявление родительской (опекающей) позиции. Агрессия также была проявлена с родительской позиции. Возникает уже знакомое нам пересечение транзакций, вызывающее конфликт и усиление агрессии.

«Да вы соображаете, что делаете?!»

Это также ответ с родительской (критической) позиции и тоже приводит к конфликту, причем более сильному.

Что можно и нужно делать?

  1. Найти и подчеркнуть что-то общее с пациентом. Как минимум, у вас есть общая цель — его выздоровление, а возможно, вы найдете общие мнения по поводу чего-то еще.
  2. Подчеркнуть значимость пациента в ваших глазах, его мнения, чувств.
  3. Сказать о своих чувствах и чувствах собеседника.
  4. Проявить интерес к проблемам пациента.
  5. Предоставить пациенту возможность выговориться.
  6. Предложить конкретный выход из сложившейся ситуации.
  7. Обратиться к фактам.
  8. Держать спокойный, уверенный темп речи.

Форма реагирования

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта.

Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-либо значимой цели;
  2. способа психологической разрядки;
  3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский.

Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.

Техники снижения агрессии

Давайте разберем подробнее четыре техники снижения агрессии собеседника.

Техника подчеркивания общности.

  • Выявляемые черты должны быть скорее приятны собеседнику, чем неприятны, и восприниматься как достоинства.
  • Эти общие черты должны относиться к экспертной зоне человека.
  • Мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации.
  • Для меня, так же как и для вас, важно, чтобы вы почувствовали себя лучше.

Техника подчеркивания значимости собеседника, его мнения.

  • Конкретность, обусловленность фактами.
  • Искренность.
  • Ваше описание беспокоящих симптомов очень четкое и помогает определить лечение.
  • Ваше предложение представляется мне очень ценным.
  • Спасибо, что вы открыто сказали мне о том, что вам не нравится. Это позволит нам найти лучшее решение.

Техника вербализации своих чувств.

  • Я удивлен.
  • Я огорчен.
  • Меня задевает.
  • Меня тревожит.
  • Мне неприятно.

Техника вербализации чувств собеседника.

  • Вербализация чувств, особенно негативных, должна быть в уважительной формулировке:
  • Нельзя говорить «вы злитесь», «вы нервничаете», «вы не понимаете».
  • Можно говорить «вы сердитесь», «вас беспокоит», «вы удивлены».
  • То есть вы чувствуете негодование, когда вспоминаете об этом.
  • Если я вас правильно понял, вас расстроило поведение моего коллеги в этой ситуации.
  • Я согласен, что это вызывает дискомфорт.
  • Да, конечно, это очень огорчительно.
  • Насколько я вас понял, вас больше всего беспокоит необходимость соблюдать непривычную диету.

Представленные приемы требуют небольшой тренировки, после чего их можно применять даже в ситуации с самым разгоряченным собеседником.

Сила паузы

Помните о паузе — так же как и в противостоянии манипуляции, она очень важна. Потому что агрессивные слова пациента задевают и провоцируют ответить резко, или промолчать, или даже оправдаться. А все это, как мы разобрали выше, только усиливает агрессию собеседника. Пауза помогает нам прекратить спонтанную неконструктивную реакцию и выбрать нужную конструктивную технику.

Уважаемые читатели, желаем вам успеха и, как всегда, ждем интересных ситуаций и вопросов.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Источник

Оцените статью