Почему у различных животных органы чувств развиты неодинаково

Содержание
  1. Тип Моллюски. Ответы на вопросы
  2. Органы чувств у животных
  3. Общая характеристика
  4. Необычные органы чувств
  5. Что мы узнали?
  6. Ощущения животных: слух, эхолокация, электро- и магниторецепция
  7. Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
  8. Ощущения
  9. Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  10. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  11. Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
  12. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  13. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  14. Общая информация
  15. Похожие материалы
  16. Статья «СКЕЛЕТ, МУСКУЛАТУРА И ОРГАНЫ ПОЛОТИ ТЕ ЛА МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  17. Статья «КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИ ТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  18. Статья «РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  19. Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме «Минеральные удобрения и их влияние на развитие растений»
  20. Статья «ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ. ПТИЦЫ БОЛОТ И ПОБЕРЕЖИЙ ВОДОЕМОВ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  21. Презентация по биологии, внеклассная работа
  22. Статья «ПТИЦЫ ПАРКОВ И САДОВ, ЛУГОВ И ПОЛЕЙ. ПТИЦЫ ЛЕСА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  23. Биология 9 сынып КТЖ
  24. Вам будут интересны эти курсы:
  25. Оставьте свой комментарий
  26. Подарочные сертификаты

Тип Моллюски. Ответы на вопросы

Вопрос 1. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков?

Основная функция раковины моллюсков — опорная, т. е. раковина играет роль наружного скелета. У моллюсков нет кожно-мускульного мешка, отдельные пучки мышц крепятся к раковине. Кроме того, раковина выполняет функцию пассивной защиты.

Вопрос 2. О чём свидетельствует неодинаковое развитие органов чувств у
различных моллюсков?

Неодинаковое развитие органов чувств у разных моллюсков говорит о различии в образе жизни этих животных. Органы чувств наиболее развиты у моллюсков, ведущих активный образ жизни, особенно у хищников (головоногие).

Вопрос 3. Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?

В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не имеет сегментарного строения, но у большинства можно различить голову, туловище и ногу.
Тело моллюсков большинства видов полностью или частично покрыто раковиной, а у кольчатых червей раковина не встречается. Раковина играет у моллюсков роль наружного скелета. А у кольчатых червей опорную функцию выполняет внутренняя полость, заполненная жидкостью. Движение моллюсков обеспечивается отдельными мышцами, а у кольчатых червей — кожно-мускульным мешком.
Кровеносная система у моллюсков (за исключением головоногих) незамкнутая, тогда как у большинства кольчатых червей она замкнутая.
У моллюсков, в отличие от кольчатых червей, имеются такие специальные органы, как почки и пищеварительная и слюнные железы.
Нервная система моллюсков представлена отдельными нервными узлами, связанными между собой нервами, тогда как у кольчатых червей имеется брюшная нервная цепочка с ответвлениями нервов в каждом сегменте.

Вопрос 4. Как и почему понижение температуры окружающей среды влияет на
жизнедеятельность брюхоногих моллюсков?

Зимой, когда пресные водоёмы покрываются льдом и моллюски не могут подниматься к поверхности, они заполняют мантийную полость водой и дышат, как жаберные моллюски, извлекая из воды кислород. У морских брюхоногих моллюсков органами дыхания являются жабры. Наземные моллюски зимуют, зарываясь в почву и под опавшую листву. Вход в раковину при этом затягивается пленкой.

Источник

Органы чувств у животных

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 7.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 7.

У всех животных есть органы чувств, которые помогают организму распознавать окружающую среду, воспринимать информацию из внешнего мира. В ходе эволюции у живых организмов те или иные органы чувств получили дополнительное развитие, а также появились уникальные способности, помогающие приспосабливаться к условиям окружающей среды. Значение органов чувств животных велико, поскольку они помогают выживать в дикой природе и оставлять после себя потомство.

Общая характеристика

Большинство животных обладает способностью чувствовать окружающую среду, состояние своего организма, положение его в пространстве. Для этой цели у одноклеточных животных есть органы, а у многоклеточных — органы и целые системы органов.

К самым распространённым органам чувств у животных относятся:

  • Зрение — способность воспринимать объекты окружающего мира. Осуществляется при помощи глаз, строение которых позволяет некоторым животным хорошо видеть до 5 километров и обозревать мир до 240 °С.
  • Слух — способность воспринимать и анализировать звуковые колебания окружающей среды. Звук улавливается ухом.
  • Вкус — способность анализировать качество различных веществ, попадающих в рот. За счёт вкусовых рецепторов, расположенных на поверхности языка, животное ощущает различие между горьким, сладким, кислым, солёным вкусом.
  • Обоняние — способность воспринимать и различать запахи. Молекулы пахучих веществ служат для животных сигналом о том, что поблизости находятся определённые предметы или происходят события. В большинстве случаев обоняние осуществляется при помощи носа.
  • Осязание — способность воспринимать различные внешние воздействия (прикосновение, давление, растяжение, холод, тепло).

То обстоятельство, сколько органов чувств у животного развито лучше всего, зависит от среды обитания. Так, например, слух лучше всего развит у животных, ведущих ночной образ жизни, а зрение — у животных открытых пространств.

Необычные органы чувств

Помимо основных органов чувств, у многих позвоночных и беспозвоночных животных хорошо развиты уникальные способности, помогающие им приспосабливаться к условиям окружающего мира.

К необычным органам чувств у животных относят:

  • Эхолокация — способ получать информацию об объекте, используя эхо. Животное, отправляя импульс и получая его обратно, понимает, какое расстояние его отделяет от объекта. Эхолокация позволяет животным отыскивать источник питания в кромешной тьме и не зависеть от источника света. Она хорошо развита у летучих мышей и дельфинов.
  • Магниторецепция — чувство, которое даёт организму возможность ощущать магнитное поле, что позволяет определять направление движения. Например, пчёлы, которые ежедневно совершают дальние полёты, находят свой улей при помощи магнитных полей.
  • Ультразвук — высокочастотные звуковые колебания, которые человеческое ухо не способно уловить. Основная функция ультразвука — общение между животными.

Рис. 2. Летучая мышь.

Ультразвуковой язык, на котором «разговаривают» киты и дельфины очень разнообразен и насчитывает около 14000 «слов». Учёными доказано, что дельфины дают друг другу имена, длительность звучания которых не превышает одну секунду.

О необычных органах чувств животных можно кратко рассказать в докладе на уроке по окружающему миру во 2 классе.

Что мы узнали?

Выяснили, какие органы чувств есть у большинства животных, — это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, чувство равновесия. В зависимости от среды обитания развиваются определённые органы чувств, помогающие животным выживать. Также в ходе эволюции у животных выработались уникальные способности, которые позволяют организмам приспосабливаться к непростым условиям окружающего мира.

Источник

Ощущения животных: слух, эхолокация, электро- и магниторецепция

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

В пустыне Калахари сурикатам приходится всегда быть настороже, ведь они являются привлекательной целью для множества местных обитателей. Поэтому сурикат взбирается на возвышенность, чтобы заранее увидеть приближающуюся угрозу. Об опасности сурикат предупредит сородичей специальным звуковым сигналом: «Опасность!». Поднимается на задние лапы и балансирует хвостом сурикат при помощи чувства равновесия. Похолодание или усилившийся ветер сурикат ощутит кожей и спрячется в норе, а острое обоняние помогает этим зверькам находить вкусных насекомых даже под толстым слоем песка. Выживание животных зависит от умения тонко чувствовать и быстро реагировать на события, которые происходят вокруг.

Пять главных чувств животных: обоняние, осязание, зрение, слух и вкус. Встречаются в природе и другие необычные чувства. Эхолокация – использование звука для определения местоположения объектов. Электрорецепция и магниторецепция – способность обнаруживать электрические и магнитные поля соответственно.

У различных животных ощущения формируются неодинаково. Хищные орланы полагаются на зрение, издалека замечая жертву и точно определяя расстояние до неё. У собак хорошо развито обоняние – с его помощью животное узнаёт сородичей и общается с ними. Некоторые животные полагаются на ощущения, которые недоступны человеку. Например, летучие мыши охотятся ночью в полной темноте благодаря эхолокации – способности улавливать отражённый от предметов ультразвук. Насекомые и птицы могут видеть ультрафиолетовый свет, что позволяет им обнаруживать невидимые человеческим глазом узоры на цветах и оперении. А слоны производят и слышат инфразвук – это позволяет им общаться на расстоянии многих километров.

Чувства животного являются неотъемлемой частью его нервной системы. Ощущения формируются при помощи специальных клеток-рецепторов. Они улавливают внешний сигнал и передают его в мозг. Например, зрительные клетки-рецепторы улавливают свет, затем генерируют нервный сигнал. Этот сигнал достигает мозга – здесь создаётся изображение. При этом мозг объединяет всю информацию, поступившую от различных органов чувств, и создаёт картину окружающего мира. У каждого рецептора есть чувствительность. Например, чем громче звук, тем более сильный сигнал в мозг посылают слуховые рецепторы. Однако если громкость будет недостаточна, то рецептор не активируется – а значит животное ничего не услышит.

Ощущения

Прохождение теста доступно в режиме обуения

Что такое звук? Если вы хлопнете в ладоши, то в этот момент выталкивается воздух между ладоней – создаётся звуковая волна. Эта волна достигает ушей и колебания воздуха преобразуются в электрический сигнал нервных клеток. Количество колебаний воздуха в секунду называется частотой звука и измеряется в герцах (Гц). Свист птицы заставляет молекулы воздуха вибрировать часто – а значит частота такого звука будет высокой. А раскатистое кваканье лягушки вызывает медленную вибрацию – частота вибраций звука будет низкой. Способность улавливать звуки позволяет животным ощущать шорох приближающейся жертвы, или отвечать на брачный зов.

Пределы слышимости у различных животных

Слух

У большинства позвоночных животных орган слуха состоит из двух основных частей: тонкой натянутой барабанной перепонки и слуховых рецепторных клеток. Барабанная перепонка колеблется под звуковыми ударами. Рецепторные клетки, расположенные в улитке, регистрируют колебания перепонки и отправляют сигналы в мозг. Барабанная перепонка лягушек видна по бокам головы. У млекопитающих барабанная перепонка спрятана за ушами. Уши «собирают» звук и направляют его к барабанной перепонке. Насекомые тоже обладают способностью слышать. Их «уши» могут располагаться на голове, теле или даже голенях. Часто диапазон слышимости насекомых настроен на улавливание звука партнёра. Например, звуковые антенны самца комара настроены на 380 герц – частоту «пищания» самки в полёте.

Наличие двух ушей позволяет животным определять, откуда доносится звук. Если источник звука находится слева, то первым звук уловит левое ухо, а через долю секунды – уже правое. Мозг использует эту задержку для вычисления направления звука. Левое ухо у сипух расположено выше правого. Такое удивительное строение черепа сипухи помогает определить, откуда доносится звук – сверху или снизу. Крайне полезный навык при охоте на мышей в полной темноте. Чем крупнее уши – тем более тихий шорох слышит животное. Так, уши миниатюрной лисички фе́нека непропорционально огромные. С их помощью фенек охотится на мелкую дичь. Кроме того, огромные уши помогают регулировать температуру тела, остужая животное в жаркую погоду.

Животным не повезло, что их соседями оказались шумные люди. Звуки промышленных заводов, автострад и городов нарушают привычную среду обитания животных. Например, шум дорожного шоссе в Северной Америке мешает луговым собачкам искать пищу и общаться друг с другом на расстоянии. Некоторые животные приспосабливаются. Живущие в черте города птицы стали петь по ночам – когда шумные люди уже спят. Однако для птиц остаётся проблемой поиск пищи в дневное время. Самый трагичный случай шумового загрязнения связан с выбросами китов на берег. Шумы военных сонаров сбивают животных с толку, что в итоге приводит к их гибели.

Источник

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:

1. Разделите параграф на части и озаглавьте каждую часть.

2. Какие новые зоологические термины вы узнали из этого параграфа?

3. Из каких отделов состоят позвоночник, передняя и задняя конечности млекопитающих? (Для ответа используйте схему строения скелета собаки на рисунке)

4. Пользуясь рисунком, расскажите о строении и назначении разных зубов собаки.

5. Чем различается строение сердца млекопитающих от других позвоночных.

1. Проведите наблюдения за движениями собаки или кошки при ее беге,

прыжках н поедании пищи.

План изучения нового материала:

Головной мозг млекопитающих состоит из тех же отделов,

что и у других позвоночных. Однако большие полушария переднего

мозга имеют более сложное строение. Наружный слой больших

полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору

мозга. У многих млекопитающих, в том числе и у собаки, кора

больших полушарий настолько увеличена, что не лежит ровным

слоем, а образует складки — извилины. Чем больше извилин,

тем лучше развита кора мозга и тем больше в ней нервных клеток.

Если у подопытной собаки удалить кору больших полушарий,

то у животного сохраняются основные инстинкты, но утрачиваются

все приобретенные навыки и новые условные рефлексы

уже никогда не образуются.

Мозжечок хорошо развит и, подобно большим полушариям,

имеет много извилин. Развитие мозжечка связано с координацией

сложных движений млекопитающих.

Органы чувств. У млекопитающих развиты обоняние, слух,

зрение, осязание и вкус, однако степень развития каждого из

этих чувств у разных видов неодинакова и зависит от образа

жизни и среды обитания. Так, у крота, живущего в полной темноте

подземных ходов, недоразвиты глаза. Дельфины и киты почти

не различают запахов. Большинство наземных млекопитающих

обладают очень тонким обонянием. Хищникам, в том числе и

собаке, оно помогает находить по следу добычу; травоядные на

большом расстоянии могут почуять подкрадывающегося врага;

животные одного вида по запаху обнаруживают друг друга. Слух

у большинства млекопитающих также хорошо развит, этому способствуют

улавливающие звук ушные раковины, которые у многих

зверей подвижны. Особенно тонким слухом обладают те звери,

которые активны в ночное время. Зрение имеет для млекопитающих

меньшее значение, чем для птиц. Далеко не все звери различают

цвета. Ту же гамму цветов, что и человек, видят только обезьяны.

Органами осязания служат особые длинные и жесткие волосы

(так называемые «усы»). Большая их часть расположена

около носа и глаз. Приблизив голову к исследуемому предмету,

млекопитающие одновременно обнюхивают, рассматривают и осязают

его. У обезьян, так же как у человека, основными органами

осязания служат кончики пальцев. Вкус особенно сильно

развит у травоядных, которые благодаря этому легко отличают

съедобные растения от ядовитых.

Поведение млекопитающих не менее сложно, чем поведение

птиц. Наряду со сложными инстинктами оно во многом определяется

высшей нервной деятельностью, основанной на образовании

условных рефлексов. Особенно легко и быстро условные

рефлексы вырабатываются у видов с хорошо развитой корой

больших полушарий головного мозга.

Уже с первых дней жизни детеныши млекопитающих узнают

мать. По мере роста их личный опыт в общении с окружающей

средой непрерывно обогащается. Игры молодых животных —

борьба, взаимное преследование, прыжки, бег — служат им хорошей

тренировкой и способствуют вырабатыванию индивидуальных приемов нападения и защиты. Такие игры характерны только

Вследствие того, что обстановка окружающей среды крайне

изменчива, у млекопитающих постоянно вырабатываются новые

условные рефлексы, а те, которые не подкрепляются условными

раздражителями, утрачиваются. Эта особенность позволяет

млекопитающим быстро и очень хорошо приспосабливаться к условиям

Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:

1. Какими особенностями отличается строение головного мозга млеко-

2. Окраска большинства млекопитающих бурая, сероватая или

черная, только у некоторых обезьян имеются яркие синие или малиновые

участки кожи на голове и других частях тела. С какой особенностью зрения

это может быть связано?

3. Известно, что домашние и прирученные дикие млекопитающие легко поддаются дрессировке Какие особенности их нервной системы использует дрессировщик?

Учебник для 6—7 классов

Под редакцией профессора Д. В. Наумова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Статья «СКЕЛЕТ, МУСКУЛАТУРА И ОРГАНЫ ПОЛОТИ ТЕ ЛА МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИ ТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме «Минеральные удобрения и их влияние на развитие растений»

Статья «ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ. ПТИЦЫ БОЛОТ И ПОБЕРЕЖИЙ ВОДОЕМОВ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Презентация по биологии, внеклассная работа

Статья «ПТИЦЫ ПАРКОВ И САДОВ, ЛУГОВ И ПОЛЕЙ. ПТИЦЫ ЛЕСА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Биология 9 сынып КТЖ

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5180843 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения

Время чтения: 1 минута

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Когнитивная модель депрессии бека
Оцените статью