Почему свое чувство поэт сопровождает таким словосочетанием
Почему свое чувство поэт сопровождает таким словосочетанием
УМК «Литература» Г. С. Меркин Цели урока : образовательные : анализировать идейно-художественное содержание стихотворения Лермонтова «Родина»; развивающие: развивать умения анализировать стихотворение; соотносить с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями. воспитательные: гражданское воспитание Оборудование: репродукции портретов М. Ю. Лермонтова, пейзажи русских художников; разноуровневые вопросы; дидактический материал Теоретические понятия: композиция, градация
Проект уроков (1 часа)
№ п/п
Этапы урока
Вид деятельности
Время
Сообщение учителя о целях и задачах урока
Инструктаж перед самостоятельной работой
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)
Выступления по проблемным вопросам
Подведение итогов работы
Суждения учащихся о достигнутых результатах
ХОД УРОКА
Слово учителя.
— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. В конце своей короткой жизни он отходит от идеализации прошлой России, по-новому определяет ее для себя. Он сам не только писал стихи, но и картины. Посмотрите на слайды — это России глазами русских художников. А теперь послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». (Приложение № 1) — Какая из формулировок точно отражает тему стихотворения «Родина»? (О Родине, О любви к Родине, О странности любви к Родине). Почему так нестандартно заявляет поэт мы и попробуем с вами разобраться. -Работаем работать сначала самостоятельно -1 5 минут, а последние 20 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы. Самостоятельно работают после прохождения уровня на «3» три человека (см. индивидуальные задания).
— Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3», «4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №2). Желаю успехов.
II. Работа учащихся Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 3)
III. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение № 4, 5, 6) VI. Обобщение учителя. 1.Учитель работает с учащимися по вопросам заданий, затем в конце говорит о рождении новой традиции в литературе (Стихотворение положило начало целой литературной традиции. В русской поэзии утвердился жанр лирического раздумья о родине. Мысль о России стала нерасторжимой с образами деревни и природы. Лермонтов первым увидел берёзку как символ России.) 2. Над чем заставили задуматься стихотворение М.Ю. Лермонтова и сегодняшний урок? -Отметим активных плюсами на карте успеха.
V. Рефлексия. — Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
Приложение № 3 Тема урока: Тема Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»
Уровень « З»
Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». Какие детали деревенского быта присутствуют в стихотворении? Обведите их в кружок.
Найдите слова, передающие краски и настроение. Подчеркните волнистой линией.
Проследите за настроением поэта. Слова, подчеркивающие настроение выпишите на поля.
Найдите официальные патриотические понятия о Родине в стихотворении. Выделите эти образы в квадраты. Какое к ним отношение автора, подчеркните эту фразу.
Какая из формулировок точно отражает тему стихотворения «Родина»?
Найдите в стихотворении композиционные элементы рассуждения тезис, доказательства, вывод. Выделите фразы (Т-Д-В).
Уровень «4» Ответы записываются в тетрадь (на выбор 2 задания)
1. Нарисуйте кластер, который позволит увидеть композицию стихотворения (принцип Лермонтова — от широкого плана к узкому). 2. Заполните таблицу примерами из стихотворения
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет слово «странной». Почему свое чувство поэт сопровождает таким словосочетание? 4. Каждый стих в первой строфе со второй сточки начинается с отрицательной частицы. Какое чувство усиливается эти повтором и в какой строке сформулировано это состояние героя?
Уровень «5» Ответ записать в тетрадь
Найдите градацию в стихотворении «Родина» (можно обратиться к статье в учебнике на стр. 167, или вспомнить по программе русского языка лицомордахаря).
Индивидуальные задания
Перечитайте статью в учебнике стр. 160-164. Просмотрите презентацию «Портреты М.Ю.Лермонтова». Найдите цитаты из статьи, иллюстрирующие душевное состояние поэта. изображенного на портрете.
Перечитайте статью в учебнике стр. 160-164. Как вы думаете, почему не совпали впечатления о поэте у различных людей?
Рассмотрите портреты Лермонтова в лермонтовской энциклопедии. Какое из этих портретов больше подходит к стихотворению «Родина», аргументируйте свой ответ.
КАРТА УСПЕХА
№
имя
суждения по статьям
1
2
3
4
5
кол-во «+» за устные ответы
Источник
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 200-228
Михаил Юрьевич Лермонтов
Возвращаясь к теме
Вопросы и задания
1. Каким воссоздаёт образ поэта И.Л. Андроников?
В описании Андроникова Лермонтов предстает как человек тонкий, печальный, скромный, способный к удивительным перевоплощениям в своих героев, он сам проживает то, что пишет. Чувства его персонажей — словно его собственные. Лермонтов обладает могучей волей, страстью, проницательным умом. Для Андроникова это гениальный писатель с трагичной судьбой, умерший как рано, но который все еще живет в своих произведениях.
2*. Назовите известные вам работы художников, музыкантов, писателей и других деятелей искусства, созданные на основе произведений М.Ю. Лермонтова.
«Демон» художник Михаил Врубель
«На севере диком. » Шишкин
«Демон и Тамара» Зичи
1. Приведите аргументы в доказательство того, что жанр лермонтовского произведения — баллада.
Это произведение имеет героев, сюжет; реальное сочетается с фантастическим; имеет композицию; важную роль в раскрытии играет диалог.
2. Охарактеризуйте художественные средства и приёмы, использованные поэтом в произведении.
3. Определите, каким стихотворным размером написаны «Три пальмы». Назовите вид рифмовки.
Стихотворение «Три пальмы» Михаил Юрьевич написал в далеком 1838 году. Само стихотворение состоит из 10 строф, в каждой строфе по 6 строк, получается, что стихотворение написано из 60 строк. Само стихотворение — восточное сказание, о трех пальмах, которые были недовольны своей жизнью в пустыне и их срубил проходивший в пустыне путник. Основная мысль стихотворения дается с трудом, одна версия — это то, что не стоит прыгнуть выше головы, сетовать на жизнь, жаловаться Богу на нее, иначе рискуешь быть наказанным, другая мысль, что Михаил Юрьевич поднял проблему взаимоотношения человека с природой, путник с легкостью уничтожил три пальмы за час, которые росли там несколько десятилетий, ради сиюминутных желаний.
Если разобрать стихотворение, то это баллада, имеет трехсложным размер, потому что имеет три слога (соединение ударных и безударных гласных). А так как ударение ставится на второй слог поэтому написано в стиле амфибрахий. Поэтому «Три пальмы» — это трехсложный амфибрахий.
Вопросы и задания
1. Из каких деталей складывается в стихотворении М.Ю. Лермонтова образ Родины?
Образ Родины в стихотворении Лермонтова складывается из таких деталей:
А) использования обобщенных слов: леса, реки и степи.
— образных: в первой половине произведения присутствуют образы русской природы; в последней части стихотворения присутствуют образы, связанные с бытом русского народа («. Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно;», «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез»).
2. Какой изображена природа в стихотворении? Составьте словарь лексики стихотворения на эту тему и сформулируйте вывод.
3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет слово «странною». Эта же тема, но уже иначе выраженная, звучит в строке: «С отрадой, многим незнакомой. » Почему своё чувство поэт сопровождает таким словосочетанием? Кому не знакомо состояние, переживаемое лирическим героем стихотворения? Дайте развёрнутые аргументированные ответы.
Так с этой «многим незнакомой» отрадой он описывает деревню: гумно, окно с резными ставнями, пляску пьяных мужичков, следы довольства и благополучия. Так может чувствовать только человек, выросший в деревне. Многим столичным знакомым Лермонтова это чувство неведомо.
4. Каждый стих со второго по заключительный в первой строфе начинается с отрицательной частицы. Какое чувство усиливается этим повтором и в какой строке сформулировано это состояние персонажа?
Лермонтов усиливает отрицание пережитков прошлого и недостатков настоящего великой империи, то, что для поэта неприемлемо. С помощью отрицательных частиц он отвергает «славу, купленную кровью», для него далёк «полный гордого доверия покой».
В пятой строке автор формулирует состояние персонажа, ему чужды «темной старины заветные преданья», прогрессивный Лермонтов смотрит вперёд, он отрицает пережитки прошлого.
5*. Градация как художественный приём широко применяется в стихотворении «Родина». Найдите примеры градации и скажите, чего достигает поэт её использованием.
Градация-постепенный переход. (как пример: пришел, увидел, победил) в стих-нии Родина это:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (т.е. ничего не шевелит мечтанья у поэта: ни слава, ни покой, ни преданья старины)
С резными ставнями окно; (я вижу:гумно, избу, окно) и т.д.
6. Выучите стихотворение наизусть. Прочитайте его выразительно. Постарайтесь передать чувства поэта к Родине. Послушайте стихотворение в исполнении чтеца.
Вопросы и задания
1. Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму песней?
Лермонтов назвал свою поэму песней, потому что она воспевает главного героя. Купец Калашников предстает перед читателем добром, которое борется со злом, и пусть добро в конце погибает, но его смерть не была поражением. И именно подвиг купца, то, как он защищал честь семьи ценой собственной жизни, и воспевает поэт в своей «песне».
2. Назовите приёмы народной песни, используемые М.Ю. Лермонтовым в «Песне. ». Приведите примеры. Сделайте вывод о фольклорных традициях в поэме Лермонтова.
В этом произведении Лермонтов использовал достаточно много художественно-выразительных средств, которые характерны для народной песни и народного фольклора в целом.
То, что это народная песня, можно сразу понять из запева, который начинается в начале:
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы. «
Лермонтов также в песне использует «перехваты», как например:
«То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.»
(повтор слова «сидит»)
Есть в песне многочисленные эпитеты, характерные народной поэзии: «конь — добрый», «сабля — вострая».
3. Рассмотрите иллюстрации к «Песне. », помещённые в учебнике. К каким эпизодам поэмы обратился художник? Выпишите фрагменты текста, соответствующие каждой иллюстрации.
1. Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Волной волей или нехотя
Ты убил мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
2. И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватит удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
4. Воссоздайте устно портреты и расскажите о характерах Кирибеевича, Калашникова, Алёны Дмитревны. Запишите ключевые слова, необходимые для этого.
Внешность Кирибеевича — статный, сильный и красивый молодец, одет богато: «удалой боец, буйный молодец», «широкая грудь», «очи тёмные», «парчевой кафтан», «шапка соболиная». Характер Кирибеевича — эгоист, думает, что ему всё дозволено, горд, уверен в себе, хитрый: «поцалуи его окаянные», «злодей», «лукавый раб».
Внешность Калашникова: статный и красивый молодец, одет как купец: «молодой купец, удалой боец», «могутные плечи», «горят очи его соколиные», «грудь молодецкая». Характер купца: порядочный, честный, бережёт своё имя, смелый: «на опричника смотрит пристально», «родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему», «вышел я на страшный бой, на последний бой».
Внешность Алёны Дмитриевны — красавица: «ходит плавно — как лебёдушка», «смотрит сладко — как голубушка», «молвит слово — соловей поет; «щёки ее румяные, как заря на небе божием;
«косы русые, золотистые». Характер Алёны Дмитриевны — робкая, застенчивая, верная, набожная: «задрожала вся», «затряслась как листочек осиновый, горько-горько восплакалась, в ноги мужу повалилася».
5. Какая сцена из поэмы произвела на вас особенно сильное впечатление? Почему?
На меня самое сильное впечатление произвёл эпизод возвращения домой купца Калашникова, когда он видит «простоволосую жену», которая рассказывает то, что с ней произошло. Она настолько напугана произошедшим, что это волнение передаётся читателю. Впечатление усиливается тем, что неизвестно, как отреагирует на её слова Калашников, так как сначала он приходит в праведный гнев и грозиться посадить её по замок, чтобы она «света белого не видела». Эти слова несправедливы, так как читатель догадывается, что она невиновна и сочувствует несчастной женщине.
6. Прочитайте описание утра перед кулачным боем. Какой вам представляется эта картина? Расскажите.
Утро было морозным и лучистым. По всей площади был рассыпан пушистый снег, а люди собирались толпами чтобы поглазеть на кровавый бой. Ключевые слова: «Заря алая»; «Кудри золотистые»; «Небо чистое»; «Кулачный бой»; «Царь со дружиною»; «Снегами рассыпчатыми».
7. Как описана смерть опричника? Почему?
Смерть опричника описывается, как смерть недостойного, лживого и плохого человека.
Лермонтов описывает смерь Кирибеевича такими словами:
«И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная. «
Таким образом, автор показывает мелкую, хитрую, притворную сущность опричника, говоря о нем словами: «будто сосенка», «застонал», «закачался».
8. Почему Калашников не отвечает царю на вопрос о причинах убийства Кирибеевича?
Купец Калашников ― человек чести, готовый пойти на смерть ради наказания обидчика своей жены. Он ― защитник семьи.
Кирибеевич, любимый опричник царя, ради прихоти соблазнял Алену Дмитриевну на глазах людей ― значит, порочил её имя. Но Ивану Грозному он не сказал, что любит замужнюю женщину, поэтому в глазах царя выглядит благородно.
Калашникову не надо было огласки произошедшего события, людского позора, поэтому он не объясняет причин, даже зная, что его казнят. Лермонтовский герой ― образец порядочности.
9. Кому принадлежат слова «обманул тебя твой лукавый раб» в конце первой части «Песни. »? Как связаны сила и правда в поэме Лермонтова?
Слова принадлежат Яковлеву ( Царю ).
Два сильных характера созданные, Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу.
10. Каким предстаёт царь Иван Грозный в «Песне. »? Чем можно объяснить его решение казнить Калашникова?
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ царя обрисован с разных сторон.
В начале произведения он предстаёт перед читателем как заботливый человек, который, словно отец, пытается разузнать причину печали любимого опричника. Он готов одарить Кирибеевича, если тот в этом нуждается. Рад женить его, если полюбившаяся ему девушка ответит взаимностью. Царь вызывает очень тёплые чувства.
Однако в конце произведения он приказывает казнить Калашникова, заступившегося за честь жены. Его решение объясняется тем, что купец убил в кулачном бою лучшего царского опричника.
Однако даже в этот момент уважение к царю остаётся, потому что он обещал позаботиться о семье казнённого.
Если бы Калашников рассказал правду Ивану Васильевичу, думаю, его не казнили бы.
11. Как в «Песне. » отражены представления русского народа о чести, достоинстве, долге, семье?
В песне Лермонтова эти понятия являются одними из центральных. Семью Калашниковых можно считать идеальной по представлениям русского народа, эта семья очень крепкая, в ней все любят и уважают друг друга, как единое целое. Муж заботится и защищает жену и детей, а жена занимается семьей, ходит в церковь, заботится о детях, муж для нее — значит очень много, потому что он единственный ее защитник и опора. Алена Дмитриевна, как верная жена, отказала Кирибеевичу, который обещал ей богатство и подарки и тут же побежала к мужу, прося о защите. Для Калашникова честь жены и семьи так же важны, как вопрос жизни и смерти, только он сможет отомстить обидчику, поэтому вызывает Кирибеевича на поединок и убивает его. Он не боится, что и его потом казнят за убийство, потому что выбора нет, таков его долг.
12. Объясните значения слов и словосочетаний: опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать.
Опричник- телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска(отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
Православный народ- люди избравшие веру в Иисуса Христа.
Кручиниться — в народной поэзии: горевать, грустить.
Зазубрилась сабля — метал при соприкосновением с телом большей прочности подвергся эрозиям в виде зазубрин. От частого использования (ударов по острию) на режущей части сабли появляются вмятины (зазубрины). В результате режущая способность оружия снижается из-за того, что оно становится пожоже на пилу. Не режет, а рвёт. Вот и говорят зазубрилась (появились зубцы на лезвии).
Отороченный — обшитый, отделанный.
Фата — лёгкое женское покрывало из кисеи, шёлка, кружев и т. п., закрывающее голову и верхнюю часть тела, как часть свадебного наряда невесты.
Молвить — говорить, произносить.
Сваха — женщина, сватающая жениха невесте или невесту жениху; о женщине, постоянно занимающейся сватовством.
Перевенчана — повенчана, (перевенчать -совершить обряд венчания над какой-н. парой, а также над многими парами.)