- Почему ребенок чувствует сильно запахи
- Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
- Обоняние у ребенка
- Пропало обоняние при насморке — что делать?
- С чем связана утрата обоняния?
- Кроме насморка, обоняние может пропасть в следующих случаях:
- Лечение утраты обоняния при насморке
- Профилактика
- Профилактические меры включают:
- Нарушение обоняния (в том числе после коронавируса)
- Функции обоняния
- Виды нарушения обоняния
- Симптомы
- Причины нарушения обоняния
- Методы диагностики нарушений обоняния
- Методы лечения
- Консервативное лечение
- 1. Нарушение обоняния, вызванное воспалением слизистой оболочки носа.
- 2. Токсическое повреждение обонятельного нерва, рецепторов.
- Хирургическое лечение
- Профилактика
- Чувствительность ребенка к вкусу и запаху
- Кто такие чувствительные дети?
- Сенсорные системы вкуса и запаха
- Когда система вкуса и запаха неисправна
- Распознавание вкусов и запахов у детей
- Ребенок, не чувствительный к вкусу, может:
- Ребенок, не чувствительный к запахам может:
- Ребенок, чрезмерно чувствительный к вкусу, может:
- Ребенок, чрезмерно чувствительный к запаху, может:
- Использование трудотерапии для улучшения вкуса и запаха
- Домашние мероприятия для развития вкуса и запаха
- Орально-моторные упражнения
- От меня напутственное слово
Почему ребенок чувствует сильно запахи
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в раннем детском возрасте можно получить только общие представления о расстройстве чувствительности.
При некоторых патологических состояниях (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, гипертензионно-гидроцефальный синдром) у детей можно отметить гиперестезию кожных покровов. Из-за боли дети отказываются идти на руки к матери.
Снижение болевой реакции наблюдается в прекоматозном и коматозном состоянии, при тяжелых соматических заболеваниях. Описана врожденная нечувствительность к боли вследствие недоразвития чувствительных путей. Нарушение формирования реакции щекотания (ее отсутствие или запаздывание) наблюдается при органических поражениях мозга, хронических расстройствах питания, тяжелом рахите.
Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности
Обоняние у ребенка
Формирование периферической части обонятельного анализатора начинается на 2-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 7-му месяцу. Новорожденный ребенок реагирует на пахучие вещества. Корковый отдел обонятельного анализатора формируется к 2—3 годам. Однако имеются данные, указывающие на то, что еще во внутриутробный период начинается регрессивное развитие обонятельного анализатора и что грудной ребенок ощущает запахи больше, чем дети более старшего возраста и взрослые.
Дифференциация приятных и неприятных запахов возможна уже на 2—3-м месяце постнатальпой жизни, она хорошо выражена в возрасте 4 мес. Возможность дифференциации различных веществ по запаху развивается к 2—3 годам. Прежде чем исследовать обоняние, надо выяснить, нет ли у ребенка врожденных дефектов носовых ходов и перегородки, насморка. Носовые ходы должны быть чистыми и свободными.
Исследование обоняния у новорожденных и грудных детей производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Ребенку подносят поочередно пахучие вещества, не раздражающие слизистую носа (мятные капли, настойку валерианы). При этом исследующий вначале сам нюхает эти вещества.
Новорожденные и грудные дети на запахи реагируют неудовольствием: смыкают веки, морщат лицо, кричат, у них учащается пульс и дыхание. Эта реакция становится более постоянной с 3—4 мес. При обследовании детей 2—3 лет можно просить ребенка нюхать пахучие вещества и охарактеризовать их. Для этого должен быть контакт с ребенком.
Снижение обоняния (гипосмия) может быть врожденным, особенно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Оно чаще одностороннее. Временное снижение обоняния обычно связано с воспалительным поражением слизистой носа при катаре верхних дыхательных путей. Постоянная потеря обоняния наблюдается при тяжелой травме головы, воспалении орбиты, опухолях, поражении периферических рецепторов или их врожденном недоразвитии.
Источник
Пропало обоняние при насморке — что делать?
Обычный насморк может привести к потере обоняния, временной утрате способности воспринимать запахи и вкусы. Это осложнение приносит дискомфорт. Для быстрого выздоровления и устранения симптома необходимо сразу диагностировать причину, обратившись к врачу, и начать лечение.
С чем связана утрата обоняния?
Полная или частичная неспособность воспринимать запахи называется аносмией. При простуде и насморке она проходит в полной мере, когда устранены симптомы заболевания.
Причина утраты обоняния – отек слизистой оболочки носа, изменение ее структуры и уменьшение чувствительности рецепторов.
Кроме насморка, обоняние может пропасть в следующих случаях:
- вирусные инфекции и воспалительные процессы в носоглотке;
- синусит и одна из разновидностей – гайморит;
- раздражение слизистой носа агрессивными химическими веществами или продуктами с выраженным ароматом (спирт, приправы, чеснок, лук, уксус);
- аллергия;
- гормональный сбой при менопаузе, вынашивании ребенка, в период грудного вскармливания или менструации;
- применение некоторых лекарственных средств (ОКИ, злоупотребление спреями и каплями для носа с сосудосуживающим эффектом);
- анатомические особенности пазух носа, наличие в них аденоидов, полипов.
Для полного или частичного восстановления обоняния необходимо обратиться к отоларингологу и установить причину.
Лечение утраты обоняния при насморке
Если причиной потери способности воспринимать запахи послужил насморк, используются медикаменты, физиотерапия, в сложных случаях – оперативное вмешательство.
Для уменьшения отека слизистой носа и восстановления дыхания при насморке применяются сосудосуживающие капли и спреи.
Если причиной потери обоняния является синусит, используются специальные капли для лечения и антибактериальные препараты. Данные группы средств назначаются врачом.
При аллергической причине используются антигистаминные лекарства в виде таблеток или назальных спреев.
Для очищения носовой полости, увлажнения ежедневно применяются солевые растворы. Также можно сделать самостоятельно, растворив в 1 л кипяченой воды 1 ч.л. соли. Полученный раствор необходимо профильтровать.
В тяжелых случаях врачи назначают гормональные средства – инъекции, назальные спреи.
Народные средства не рекомендуется использовать без консультации специалиста.
Обычно после устранения насморка обоняние возвращается в течение 5-7 дней. Если этого не произошло, показан осмотр пазух носа. Если обнаружены кисты, полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки, прибегают к радикальному методу – хирургическому вмешательству.
Профилактика
Для предупреждения потери обоняния необходимо своевременно обращаться к врачу и лечить насморк на начальной стадии. Для этого используется промывание носа солевыми растворами и закапывание сосудосуживающих капель или спреев.
Профилактические меры включают:
- закаливание и укрепление иммунитета;
- обогащение рациона витаминами и минералами – в частности, витаминами A, C, D;
- промывание носа физиологическими растворами в период эпидемий, после посещения общественных мест и контакта с больными;
- мытье рук.
При использовании сосудосуживающих медикаментов следует придерживаться инструкции относительно дозирования, частоты. Максимальное время лечения – до 5 дней. При чрезмерном применении высока вероятность атрофии слизистой, утраты обоняния.
При ослаблении или потери способности различать запахи и вкусы следует незамедлительно обратиться к врачу. Лечение зависит от провоцирующей причины и проводится под наблюдением специалиста.
Источник
Нарушение обоняния (в том числе после коронавируса)
Профессиональное лечение болезней, связанных с нарушением обоняния в Москве — индивидуальный подход к каждому пациенту. Звоните!
4.04 (Проголосовало: 23)
- Функции обоняния
- Виды нарушения обоняния
- Симптомы
- Причины нарушения обоняния
- Методы диагностики нарушений обоняния
- Методы лечения
- Консервативное лечение
- 1. Нарушение обоняния, вызванное воспалением слизистой оболочки носа.
- 2. Токсическое повреждение обонятельного нерва, рецепторов.
- Хирургическое лечение
- Консервативное лечение
- Профилактика
Функции обоняния
Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно играет важную роль в жизни человека и выполняет следующие функции:
- Информационную – получить информацию о веществе, которое может нести угрозу человеку;
- Эстетическую – приятные ароматы способствуют выработке эндорфинов, или гормонов радости, чем повышают настроение;
- Вкусовую – обонятельные рецепторы связаны со вкусовыми, они участвуют в формировании различных вкусов. Поэтому человеку с заложенностью носа еда кажется безвкусной;
- Коммуникативную (эта функция больше развита у животных) – головной мозг определяет состояние другого организма за счёт выделения им тонких пахучих веществ, распознает состояния радости, страха, агрессии, полового влечения.
Виды нарушения обоняния
Существует несколько видов:
- Гипосмия – снижение функции обоняния.
- Аносмия – полная утрата функции обоняния (типично для COVID-19).
- Гиперосмия – повышенная реакция (как правило негативная) на слабые запахи.
- Паросмия – искажение восприятия (ощущения человека не совпадают с тем, как вещество пахнет на самом деле).
- Какосмия – ощущение неприятных запахов при отсутствии их источников.
- Обонятельные галлюцинации – ощущение необычных запахов при отсутствии реального раздражителя.
Симптомы
При ухудшении способности воспринимать запахи наблюдаются такие симптомы, как снижение аппетита, раздражительность, ощущение пресности пищи, изменение восприятия запахов.
Причины нарушения обоняния
Область восприятия запахов находится в верхних отделах полости носа. Эта область называется обонятельной щелью, там находятся чувствительные рецепторы (обонятельные луковицы), которые способны приходить в раздражение даже при попадании одной молекулы пахучего вещества. Далее возникает импульс, который по волокнам обонятельного нерва проникает в головной мозг, где происходит анализ полученного сигнала.
Таким образом, нарушение этой функции может происходить на 3-х уровнях:
- Уровень обонятельной щели. Это наиболее частая причина гипосмии или аносмии. На данном уровне имеется механическая преграда на пути воздушной струи к чувствительным рецепторам. К подобному положению может привести отек слизистой носа, искривление перегородки в верхних отделах, гипертрофия носовых раковин, разрастание полипов и другие новообразования.
- Уровень рецепторов и обонятельного нерва. Данный уровень достигается в результате действия токсических веществ, вирусных инфекций, травм, а также заболеваний, приводящих к повреждению нервных волокон и чувствительных рецепторов. На этом уровне происходит нарушение обоняния при коронавирусе.
- Уровень головного мозга. К таким нарушениям приводят: травмы головного мозга, опухоли передней черепной ямки, изменение гормонального фона, психические заболевания, действие наркотических веществ. Повреждение на данном уровне, как правило, приводит не к снижению или отсутствию способности воспринимать и различать запахи, а к нарушениям другого характера: появлению обонятельных галлюцинаций, повышенной чувствительности, а также искажению восприятия.
Методы диагностики нарушений обоняния
При выявлении проблемы необходимо проведение комплексного обследования.
- Ольфактометрия – позволяет определить степень снижения восприятия.
- Эндоскопическое обследование полости носа – обследование необходимо для выявления патологий.
- Компьютерная томография полости носа и околоносовых пазух необходима для выявления новообразований, воспалений.
- Лабораторное обследование – позволяет выявить сопутствующие заболевания, приводящие к нарушению восприятия (сахарный диабет, гипертиреоз).
- МРТ головного мозга – позволяет выявить заболевания головного мозга, приводящие к расстройству обоняния (демиелинизирующие заболевания, опухоли передней черепной ямки).
Методы лечения
Тактика консервативного лечения зависит от причины. Обязательно берется в расчет, перенес ли пациент ковид.
Консервативное лечение
1. Нарушение обоняния, вызванное воспалением слизистой оболочки носа.
Проводится консервативная терапия, направленная на уменьшение отека слизистой оболочки и устранения причины, вызвавшей воспаление.
Для этого применяется промывание носа с использованием антисептиков.
Применяются препараты, снижающие воспаление, отек слизистой полости носа.
Проводят процедуры физиотерапии: магнитолазерная терапия, галотерапия, фонофорез.
Может назначаться противовирусная терапия, антибактериальная терапия, противоаллергическая терапия внутрь.
2. Токсическое повреждение обонятельного нерва, рецепторов.
Проводится противовоспалительная и дезинтоксикационная терапия.
Назначаются препараты, действующие на улучшение передачи нервных импульсов (прозерин, витамины группы В).
Физиотерапия используется для улучшения микроциркуляции, а также восстановления функции обонятельного нерва (магнитолазерная терапия, фонофорез).
Хирургическое лечение
Хирургическое лечение наиболее эффективно при нарушениях обоняния, вызванных:
- полипами или хроническим синуситом
- искривленной перегородкой
- гипертрофией носовых раковин
Хирургические методики лечения патологии:
Данные виды операций выполняются под общей анестезией, используя эндоскопическую технику, радиоволновое или лазерное оборудование. Это дает возможность снизить риски послеоперационного кровотечения, уменьшает время нахождения в стационаре, позволяет сократить реабилитационный период.
Наша клиника занимается разными случаями ухудшения способности воспринимать запахи, в том числе нарушением обоняния после коронавируса.
Профилактика
Нужно своевременно лечить острые воспалительные болезни носа и околоносовых пазух. Проходить регулярный осмотр у отоларинголога (1 раз в полгода) для выявления патологий на ранней стадии.
Источник
Чувствительность ребенка к вкусу и запаху
Чувствительность ребенка к вкусу и запаху можно отнести к расстройствам пищевого поведения, ведь родители сильно мучаются со сверхчувствительными детьми, особенно в плане «накормить». Поэтому давайте рассмотрим тему, когда ребенок не воспринимает вкус и запах блюда или воспринимает его настолько ярко, что отказывается от него или наоборот начинает переедать. Для начала рассмотрим кто такие сверхчувствительные дети.
Кто такие чувствительные дети?
Возможно, большинство из взрослых считают, что это чрезмерно эмоциональные дети, которые обычно плачут меньше всего, и их поведение характеризуется стыдом и страхом. Но так ли это на самом деле или чувствительных детей несколько неправильно понимают, потому что мы склонны видеть только один аспект их чувствительности?
В медицинской литературе описывают чувствительных детей, таким образом, а именно это дети, которые особенно чувствительны к своему эмоциональному и физическому окружению. Исследования показывают, что чувствительные дети составляют 15–20% детского населения и рождаются с высокочувствительной нервной системой, которая быстро реагирует и реагирует на такие раздражители окружающей среды, как свет, звук, вкус, запахи и общее настроение окружающего мира.
Чувствительные дети воспринимают и понимают тонкие изменения в среде, в которой они живут, взаимодействуют и растут, предпочитают думать перед тем, как действовать, и в целом их поведение характеризуется добросовестностью. Поскольку у них высокий уровень возбуждения, они легко реагируют на внезапные изменения и эмоциональные переживания других. Именно сочетание характеристик темперамента ребенка будет определять, будет ли чувствительный ребенок «трудным» ребенком (например, сильные эмоциональные реакции, требовательные и настойчивые, гиперактивные) или будет спокойным и «легким» в воспитании.
Вроде ничего страшного. Чувствительный ребенок может родиться в любой семье. Как то со сверхчувствительностью родители учатся жить и учат своего ребенка жить с окружающим миром.
Однако у некоторых детей чувствительность проявляется только к вкусу или запаху. Рассмотрим, как работает человеческие системы вкуса и запаха.
Сенсорные системы вкуса и запаха
Сенсорные системы вкуса и запаха работают вместе для обнаружения химических веществ в воздухе и в продуктах питания. Это помогает воспринимать пищу, напитки или окружающую среду — оно говорит нам, подходит ли пища и безопасна ли окружающая среда.
Обработка сенсорной информации вкуса и запаха требует, чтобы мозг и нервная система регистрировали и воспринимали информацию. Это приводит к физической и эмоциональной реакции. Сенсорные системы вкуса и запаха должны быть сбалансированы, чтобы вызывать соответствующую реакцию и правильно улучшать восприятие пищи.
Вкусовые рецепторы на языке, в задней части рта и на небе обнаруживают химические вещества, такие как сахар, соль и кислоту в пище. Это стимулирует нервные волокна и посылает импульсы по нерву в ствол мозга. Импульсы проникают через таламус и кору головного мозга, вызывая восприятие вкуса.
Специализированные сенсорные нейроны в носу обнаруживают молекулы запаха. Эти молекулы стимулируют нервные клетки и посылают эту информацию обонятельным луковицам в лобной доле мозга, где появляются мысли. Информация также перемещается в лимбическую систему, которая отвечает за эмоции, поведение и сохранение памяти. Именно через запах в первую очередь определяется вкус.
Когда система вкуса и запаха неисправна
Когда рецепторы вкуса или запаха эффективно не обнаруживают информацию, возникают трудности с реагированием на сенсорную информацию в виде неточного восприятия.
Сенсорная информация воспринимается как когда ее слишком мало (недооценка) или слишком много (гиперчувствительность). Эта чувствительность может привести к тому, что ребенок будет перегружен во время еды или другими взаимодействиями, например, социальными событиями.
Чувствительная гиперчувствительность часто приводит к реакциям «бей или беги» и вызывает повышенное состояние возбуждения. Может показаться, что дети в состоянии повышенного возбуждения эмоционально реагируют на ощущения или могут отказаться участвовать или избегать взаимодействия в новых переживаниях. Ребенок с недостаточной гиперчувствительностью может наблюдать, что ему не хватает определенных продуктов или вкусов, или он не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие.
Недавнее исследование показало, что дети с РАС (расстройства аутистического спектра) испытывают значительно больше проблем с питанием, чем их сверстники, из-за различий в сенсорной обработке.
picky eater
Распознавание вкусов и запахов у детей
Дети с трудностями обработки вкуса и запаха часто испытывают трудности с кормлением. В результате они могут быть представлены как придирчивые едоки с ограниченной диетой. Их часто относят к детям со сверхчувствительностью к вкусу или запаху.
Следующее описывает поведение детей при недостаточной чувствительности или повышенной чувствительности к вкусу и запаху:
Ребенок, не чувствительный к вкусу, может:
- показать сильное предпочтение определенным вкусам
- жаждать определенных продуктов или вкусов
- положить предметы в рот (например, карандаш или руки)
- неосторожность во время кормления
- долгое время кормления
- набить пищей рот
Ребенок, не чувствительный к запахам может:
- нюхают непищевые предметы
- жаждет понюхать определенные запахи
- отсутствует природная осторожность
- не замечает запахи, на которые обычно жалуются другие
- с трудом распознает неприятные запахи
Ребенок, чрезмерно чувствительный к вкусу, может:
- отказаться от пищи из-за определенных текстур или детской посуды на столе
- отказаться от определенных вкусов, которые обычно являются частью детского питания
- есть только определенные вкусы (например, сладкие или соленые)
- быть суетливым/придирчивым едоком
- будь разборчивым едоком, особенно заботящимся о пищевых текстурах
- кусать свой язык или губы больше, чем другие дети того же возраста
- жаловаться на зубную пасту и жидкость для полоскания рта
Ребенок, чрезмерно чувствительный к запаху, может:
- отказаться от определенных пищевых запахов, которые обычно являются частью детского питания
- отказаться купаться или совершать ежевечерние ритуалы, связанные с ванной комнатой
- быть обеспокоенным при приготовлении пищи в домашних условиях
- отказываться играть в чьем-то доме из-за того, как там пахнет
- решить, нравится ли ему или ей кто-то или какое-то место по тому, как там пахнет
Использование трудотерапии для улучшения вкуса и запаха
Если у ребенка возникают проблемы с кормлением или проблемы с питанием, это можно решить с помощью программы систематического снижения чувствительности. Терапия начинается с первоначальной оценки, чтобы прояснить проблемы ребенка и определить его уникальный сенсорный профиль. Затем разрабатывается программа терапии, основанная на целях ребенка и семьи, а также на навыках и задачах, над которыми нужно работать, которые были определены в ходе оценки.
Программа питания разбивается на этапы, связанные с приемом пищи, постепенно подвергая ребенка воздействию. Она начинается с терпимости к визуальному восприятию пищи, затем к запаху, затем переходит в тактильную игру, оральную игру и прием пищи. Программа использует типичные этапы развития в питании, чтобы создать иерархию навыков и поведения, необходимых для ребенка, чтобы прогрессировать в еде различных вкусов и текстур. Она объединяет орально-двигательные навыки, поведенческие и обучающие подходы, сенсорные процессы и факторы питания.
Домашние мероприятия для развития вкуса и запаха
Существует множество способов, которыми можно поддержать развитие сенсорной обработки вкуса и запаха у ребенка в домашних условиях. Они включают:
Создание безопасных, надежных отношений и опыта во время еды
- Предоставление возможности для исследования пищи и беспорядка
- Обеспечивает воздействие различных вкусов (сладких / кислых / пряных / соленых) и запахов, как в помещении, так и на открытом воздухе (например, парк, пляж, торговый центр и фуд-корт)
- Включение в приемы пищи предсказуемой рутины с подготовительными действиями, такими как дыхание, орально-моторные упражнения и физические игры, обеспечивающие ощущения глубокого давления
- Кулинария и еда
- Используются художественные виды деятельности, в виде душистых материалов, таких как наклейки, мелки и цветные карандаши.
Орально-моторные упражнения
Для примера приведем несколько орально-моторных упражнений. Важно понимать, что если упражнение слишком легкое для ребенка его нужно стараться усложнить, чтобы шел процесс обучения. Самые простые орально-моторные упражнения, которые малыш начинает делать самостоятельно или по просьбе взрослого – это воздушный поцелуй и питье из трубочки. Прекрасный пример орально-моторных упражнений.Как можно усложнить эти упражнения для детей постарше.
Предлагать ребенку более толстые текстуры пить из трубочки, например густые молочные коктейли или яблочное пюре. Первое время будет сложно и возможно ребенок будет немного недоволен. Еще яркий пример орально-моторного упражнения, которое можно часто использовать – мыльные пузыри.Как видите ничего сложного, этим упражнениям родители обучают своих детей с раннего возраста. Нам кажется, что это игра, но на самом деле важный обучающий процесс, который помогает ребенку развивать вкус и запах.
От меня напутственное слово
И последнее, как видно из статьи чувствительность ребенка к вкусу и запаху это реальная проблема, которая никогда не решится, если родители будут заставлять ребенка кушать, или кричать на него. Важно стараться найти подход к ребенку, изучить его вкусы и пристрастия. Если не хватает сил или не получается самостоятельно справиться с привередливым едоком, то есть специалисты, которые готовы работать с такими детьми.
И самое последнее, все пищевые пристрастия и расстройства, возможно, исправить, а самое главное, в будущем сам ребенок может исправить любые свои вкусовые предпочтения, резко изменив свое питание. Поэтому сейчас, нет денег или возможностей помочь ребенку, то позвольте ему быть придирчивым едоком, просто любите его таким, с его «тараканами», ведь он Вас любит просто так!
Не боимся и добавляем меня в ВК и Одноклассники, Инстаграм !
Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта
«Энциклопедия Детское питание»!
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь на сайт, комментируйте, делитесь в соц.сетях.
На нашем сайте Энциклопедия Детское питание есть полезная информация по питанию ваших детей, которая пригодится для каждого, причем мы обновляем сайт «Энциклопедия Детское питание» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную вам и вашим детям информацию.
Отказ от ответственности № 1: Необходимо понимать, что автор статей на сайте «Энциклопедия Детское питание» не является медицинским персоналом, «Я не врач». Информация, которой я делюсь, основана на моем собственном опыте. Моя цель – не учить Вас, как есть или кормить Вашего ребенка, а рассказывать о том, как мы сделали, что нового я узнала или прочитала. Это позволяет расширить картину знаний про Детское питание, дает увидеть весь процесс, чтобы Вы могли решить, это Вам нравится, стоит ли поступать также.
Отказ от ответственности № 2: Однако вышеописанное не отменяет посещение педиатра. Прежде чем начинать прикорм, необходимо узнать его профессиональное мнение о наилучшем способе введения новых продуктов для Вашего малыша. Также обращаю внимание, что нужно смотреть на первоначальную дату опубликованных статей, ведь некоторые «лучшие практики» могли измениться. Всегда консультируйтесь с педиатром Вашего ребенка по поводу прикорма и его здоровья.
Отказ от ответственности № 3: Имейте в виду, что каждая семья уникальна, каждая ситуация также абсолютно уникальна. Нет универсальных решений. Найти то, что работает лучше для Вас, сможете только Вы сами. Определенные цели требуют определенных жертв и приоритетов — не каждый хочет делать такой выбор, и это ВЕЛИКОЛЕПНО! Просто знайте, чего Вы хотите достичь, и будьте готовы приступить к работе, прикладывая максимум своих сил!
Отказ от ответственности № 4: На сайте Энциклопедия Детское питание используются фото из книг по детскому питанию с указанием авторства, для более полного понимания информации (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ). Литература по детскому питанию найдена в свободном доступе в интернете.
Источник