«Лед и пламень»
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
По произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Маранцман В.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
led_i_plamen.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь в деревне не может разрушить в герое чувство превосходства над людьми, которое владело им в Петербурге. Это сознание превосходства, пожалуй, лишь укрепилось. Разговоры сельских помещиков «о вине, о псарне, о своей родне» Онегина,
разумеется, не занимают. Он старается уединиться, его раздражают встречи с провинциалами. На первый взгляд кажется, что к сельской природе герой также остается нечувствителен:
Два дня ему казались новы
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле.
В этих строках первой главы мгновенность охлаждения Онегина к деревне передана Пушкиным в самой пластике стиха. Пока поля, дубровы и ручей казались Онегину «новы», они имели качества (эпитеты уединённые, сумрачной, тихого), были проявлены в состоянии (прохлада, журчанье). На третий день все это как бы облетело, предметы стали голы и беззвучны («роща, холм и поле»). Но охлаждение к природе — только первая и недолгая реакция Онегина на деревенскую жизнь. Постепенно он втягивается в неторопливое течение сельской жизни и находит в ней свое очарование. Деревенская жизнь приближает его к природе и возвращает к книгам, от которых он отрекся в Петербурге. Несуетная деревенская жизнь начинает вылечивать героя и от модного сплина:
. Вот жизнь Онегина святая; И нечувствительно он ей Предался, красных летних дней В беспечной неге не считая, Забыв и город, и друзей, И скуку праздничных затей.
Это новая примета в состоянии героя. В речи Онегина, городского жителя, появляются образы природы. Убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с природной жизнью:
Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено.
Итак, в деревне Онегину открылась привлекательность естественной жизни, герой стал мудрее, освободился от светской суетности.
Обратимся теперь к дружбе Онегина и Ленского. Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? Что более всего отличает Ленского от Онегина? Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?
В XIII строфе второй главы Пушкин подчеркивает разность героев, которая усилена в сравнении с черновиком: «Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» (в черновике было: «Заря и полдень. Заря и полночь. »).
Говоря, что сходятся Онегин и Ленский «от делать нечего», Пушкин как бы предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы. И дело не только в разности этих людей, но и в том, что Онегину дружество не свойственно: его характерное состояние — отчуждённость. Ленский — лишь «временное исключение».
Онегин разочарован, в свете убил он восемь лет, «утратя жизни лучший цвет». Но душа его не мертва. Онегин трезв, не верит чувствам, однако тоскует по ним. В черновике эта мысль была выражена откровенно: «Кто чувству верит — тот поэт».
Оживление сердца в Онегине, эта потребность в чувствах — пока лишь отзвук пылкости Ленского, растревоженность чужим волнением. До собственного чувства Онегин еще подняться не может даже тогда, когда получает письмо влюбленной Татьяны. Его отношение к Татьяне — лишь эхо ее чувства. Однако важно, что Онегин, «утратя жизни лучший цвет» в «науке страсти нежной», Онегин, равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует в себе ее возможность:
Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил.
Почему же Пушкин все-таки отверг эту возможность даже влюбленности, а не любви Онегина?
В Онегине есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный Им на минуту овладел», он не хочет обмануть «доверчивость души невинной». Он останавливает себя, трезво отказывается принять минутное чувство за истинную любовь. И в этом видна способность Онегина понять глубину любви Татьяны. Искренность ее признания отвела Онегина от привычной «игры». Таким образом, его отказ от любви, в глазах Пушкина, был свидетельством не только жестокости, но и благородства героя.
Онегин думает, что обычный путь человеческий не для него,
что «вольность и покой — замена счастью», к которому стремятся обыкновенные люди. Чувство превосходства над ними заставляет Онегина пресечь возможность любви. Это убеждение героя сказывается в повторах: «Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел» и т. д.,— или: «Семьи, где бедная жена. » и т. д. Повторы, на которых держатся красиво развернутые фразы Онегина, свидетельствуют об обдуманности его речи. Исповедь Онегина разделена на строфы, в ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Татьяны с Онегиным в восьмой главе. А письма Татьяны и Онегина даны без обозначения строф.
Итак, Онегин откликается на взволнованность других, он хотел бы одушевления и искренности и сожалеет о том, что они утрачены. Что же помешало Онегину быть благородным на именинах Татьяны? Чем объяснить его раздражение? Почему он обрушивается на Ленского?
Ленский обещал, что у Лариных никого не будет, а дом полон гостей. С ними вынужден общаться Онегин, так тщательно охранявший свое уединение! Его, с одной стороны, раздражает это невольное присоединение к скотининым и пустяковым; с другой — попав на деревенский бал, он вспоминает привычный в свете способ поведения.
Характерно, что Пушкин в сцене именин откровенно сочувствует Ленскому. Чувства поэта наивны, но искренни, а Онегин,
как и в Петербурге, играет с чувствами, в его поведении есть намерение показать Татьяне непрочность любви, взорвать идиллический мир Ленского. Но в мире искренних людей (Ленского, Татьяны) игра с чувствами невольно превращается в игру с судьбами. И Онегин, сам того не желая, подталкивает события к катастрофе.
Скептицизм Онегина разрушил романтическую идиллию, в которой жил Ленский. Намерение «Ленского взбесить» обернулось разрушением его восторженного отношения к миру:
Что слышит он? Она могла.
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок.
Онегин не заметил, какое потрясение испытал Ленский. И вызов на дуэль для Онегина был неожиданным. Хотя Евгений принял картель «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает его осудить себя.
Душа Онегина жива, но не обнаруживается в поступке. Лишь смерть Ленского освободит эту душу из плена, заставит проявиться открыто «в тоске сердечных угрызений», скитаниях, поисках цели жизни, любви.
Дуэль — кульминация, переломный момент в судьбах всех
героев. Ленский убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне,
что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на
убийство. Онегин «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что
ему нечем гордиться, что «чувство превосходства» над обществом
было мнимым (вот когда реализовался вполне смысл эпиграфа к роману!). Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь,—
в этом винит себя Онегин еще до дуэли. Теперь, «в тоске сердечных угрызений», ему предстоит измерить свою вину. Эта вина усугубляется тем, что Пушкин говорит о двух возможных судьбах Ленского.
Как в описании гибели Ленского Пушкин открывает читателю свое отношение к дуэли друзей — ужасному, трагическому событию? Почему совершилось это преступление? Почему «враги стоят, потупя взор»? Почему благородный Онегин стал убийцей друга, убийцей юного поэта?
Кто был убит на дуэли: будущий помещик или «поэт, задумчивый мечтатель»? Есть ли в ранней лирике Пушкина стихи, похожие на элегии Ленского?
Прочтите суждения Д. И. Писарева:
«Единственное возможное объяснение этого нелепейшего случая состоит в том, что оба они, Ленский и Онегин, совершенно ошалели от безделья и от мертвящей скуки. Онегину захотелось взбесить Ленского и, таким образом, отомстить ему за то, что у Лариных, на именины Татьяны, собралось много гостей, между тем как Ленский говорил Онегину, что не будет никого из посторонних.
Светский предрассудок обязывал Онегина идти навстречу опасности, но светский предрассудок нисколько не запрещал ему выдержать выстрел Ленского и потом разрядить пистолет на воздух. Однако он поступил как раз наоборот. Он первый стал поднимать свой пистолет и выстрелил именно в то самое время, когда Ленский начал прицеливаться. Почему же он так сделал. Чувство самосохранения одержало верх над всеми предварительными соображениями».
Прав ли, по-вашему, Писарев в объяснении поступков пушкинских героев?
Источник
Загадки романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (главы 17 — 18)
«Чтобы дорисовать личность Ленского, – заявляет Писарев, – надо разобрать его дуэль с Онегиным. Тут читатель решительно не знает, кому отдать пальму первенства по части тупоумия – Онегину или Ленскому».
Писарев указывает на обман Онегина Ленским, обещавшим, что на именинах будет лишь «своя семья», на желание Онегина отомстить за то, что он попал на вечер с многочисленными гостями, и на то, что Ленский «лезет на стены» и посылает приятелю вызов на дуэль за якобы нанесенное ему оскорбление.
Да, Ольга отказала в танце Ленскому, поскольку ранее опрометчиво «дала слово» Онегину. Писарев доказывает, что Ленский «не имел никакого основания сердиться ни на Онегина, ни на Ольгу».
Белинский тоже считает, что Ленский «из пустой причины вызвал Онегина на дуэль».
Покажем, что и эти обвинения критиков лишены оснований. Проследим развитие событий, приведших к трагической развязке. Наступила осень – самое скучное время в деревне.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе. (5, I)
Однажды Ленский, беседуя с Онегиным, неожиданно вспоминает о приглашении Онегина на именины к Татьяне.
………………. Когда-нибудь
Заедем к ним; ты их обяжешь;
А то, мой друг, суди ты сам:
Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.
Да вот. какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван. (4, ХLVIII)
«Я?» – Да, Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать. –
«Но куча будет там народу
И всякого такого сброду. ». (4, ХLIХ)
Ленский удивляется словам Онегина и сам себе задает вопрос, кто же там может быть, если до сих пор из-за известной нелюбви Тани к гостям никто ни разу не появлялся на ее именинах.
– И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.
Поедем, сделай одолженье!
Ну, что ж? – «Согласен». – Как ты мил! (4, ХLIХ)
Когда друзья с опозданием въехали во двор Лариных, они поняли, что
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях. (5, ХХV)
Не сомневаясь в правдивости Ленского, Онегин понимал, что нынешний внезапный наплыв гостей на именины Татьяны связан с их неувядающим интересом к сплетнями и слухам об его летних прогулках с Таней по саду ночью (глава 4, строфа ХVII).
Евгений мог развернуться и уехать домой, но он проявил характер и сам принял решение поздравить Татьяну. Поэтому теперь никаких оснований мстить Ленскому за невольный обман у него не было.
Соседи провели широкую подготовительную работу к именинам Татьяны. Вместе с ними
Приехал ротный командир;
Вошел. Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам ее послал.
Какая радость: будет бал! (5, ХХVIII)
На первый танец галантный Ленский приглашает именинницу Татьяну.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный. (5, ХLI)
Скрытая зависть к чужому веселью, к чужой радости вызвала в Онегине разрушительные чувства мести, злобы и предательства. Он сделал вид, что бурные эмоции Татьяны, пробудившиеся при его внезапном появлении, стали для него неприятной неожиданностью и возложил вину за это на … своего друга Ленского.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить. (5, ХХХI)
К моменту начала танцев Татьяна уже справилась со своим волнением, вызванным внезапным появлением Онегина, приняла его поздравление, глядя ему в глаза:
……..девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен…..
… взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил. (5, ХХХIV)
Поэтому никаких оснований, кроме зависти и злобы, для мести Ленскому у Онегина не было. Тем не менее,
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей. (5, ХХХI)
И Онегин мстит всем подряд: Ленскому, Прасковье, гостям, Татьяне, отказываясь танцевать с ней мазурку, о которой она мечтала.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. (5, ХLI)
Онегин приглашает на вальс Ольгу, оживленно беседует с ней и после перерыва
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам. (5, ХLI)
На мазурку Онегин снова приглашает Ольгу, вызывая, естественно, гнев Ленского.
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет. (5, ХLIV)
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла.
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня.
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его. (5, ХLV)
Во время последнего танца разочарованная
…………. Оленька зевала,
Глазами Ленского искала,
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон, (6, I)
а Онегин, заметив, что Владимир в гневе скрылся,
………….скукой вновь гоним,
Близ Ольги в думу погрузился,
Довольный мщением своим. (6, I)
По мнению Писарева, «весь удар состоял в том, что Ольга не пошла танцевать с ним котильон». На самом же деле на впечатлительного, доверчивого, открытого, искреннего Ленского внезапно обрушились сразу три удара: измена друга, которому
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал, (2, ХIХ)
и в преданности которого идеалам дружбы был уверен:
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника; (2, VIII)
воображаемая измена невесты накануне свадьбы:
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена (5, ХLV)
и злорадный шопот «изумленных» гостей.
Понятно, что, враждуя с Онегиным, оскорбленные им соседи давно старались разрушить дружбу двух неразлучных друзей и таким образом изолировать Онегина.
Очевидно, что со всех сторон много месяцев Ленского донимали слухами о том, что Онегин – известный столичный «развратитель», что доверчивый поэт пригрел на груди опасную змею, и что вскоре после свадьбы он узнает Онегина «на самом деле», когда будет «счастлив и рогат». И своим оскорбительным, вызывающим поведением на балу Онегин начал досрочно подтверждать их предсказания.
Утром Онегин получил вызов на дуэль. Посетив днем Лариных, Ленский неожиданно для себя увидел, что «он еще любим» Ольгой.
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье,
Трепещет, не находит слов,
Он счастлив, он почти здоров. (6, ХIV)
Но простить другу Онегину черную измену он не может.
И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей. (6, ХVII)
Стоило бы ему поделиться с Олей своими сомнениями в ее верности, она бы посмеялась над его страхами и ревностью так искренне, так весело, что все его подозрения улетучились бы. Чуткая Ольга почувствовала какую-то грусть в поведении Ленского и спросила: «Что с вами?». Но ответа от Ленского не последовало.
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал». (6, ХVII)
«Соседство», которое Онегин презрительно называл «сбродом», решило воспользоваться удобным случаем для расправы с Онегиным, даже рискнув жизнью юного поэта. Секундантом Ленского стал их представитель – беспринципный, безжалостный Зарецкий.
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины. (6, ХХVI)
Однако, в данном случае, в нарушение многих положений дуэльного кодекса, он сделал все, чтобы примирения приятелей не состоялось и дуэль завершилась смертельным исходом, поскольку у Онегина секунданта, по существу, не было. Любой результат поединка устраивал соседей в качестве мести Онегину.
Утром следующего дня после бала Зарецкий появился в доме Онегина и
…. после первого привета,
Прервав начатый разговор,
Онегину, осклабя взор,
Вручил записку от поэта. (6, VIII)
То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья,
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов. (6,IХ)
Получив опрометчивое согласие Онегина на дуэль, Зарецкий немедленно покинул его дом, боясь, что Онегин одумается:
Зарецкий встал без объяснений;
Остаться доле не хотел,
Имея дома много дел,
И тотчас вышел, (6,IХ)
не договорившись о встрече с секундантом Онегина, чтобы оговорить условия дуэли и сделать попытку к примирению в соответствии с правилами.
Узнав о предстоящей дуэли, Ленский радуется, как ребенок новой игрушке.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета. (6, ХII)
Дуэль, как процедура по восстановлению чести, связана с оценкой меры оскорбления. Оскорбление Ленского было настолько незначительным, что для его снятия достаточно было демонстрации Онегиным бесстрашия и показа готовности к бою. Принимая вызов, Онегин показывает, что считает Ленского равным себе, и таким образом реабилитирует его честь.
На другой день Зарецкий рано появился в доме Ленского, который всю ночь не спал, сочиняя романтические стихи и оплакивая свою судьбу.
И наконец перед зарею,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;
Но только сонным обаяньем
Он позабылся, уж сосед
В безмолвный входит кабинет
И будит Ленского воззваньем:
«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин верно ждет уж нас». (6, ХХIII)
Онегин проспал и опоздал на дуэль на несколько часов. В этом случае секундант Ленского мог засчитать Онегину позорное поражение из-за неявки, но Зарецкий, механик деревенский, предпочел все это время «осуждать жернов» мельницы, чтобы Ленский не покинул место дуэли.
С изумлением увидев слугу Онегина, француза, «честного малого», представленного секундантом, Зарецкий от неслыханного оскорбления «губу закусил»: ведь его унизили, приравняли к лакею, что было достаточным поводом для прекращения поединка (по правилам секунданты должны быть равными по статусу и независимыми от дуэлянтов).
Но Зарецкий предпочел не заметить унижения и вступил с «честным малым» в «важный договор», потом поставил «смущенного Гильо» «за ближний пень» и взял на себя все функции руководителя дуэли.
Онегин, еще раз нарушая правила поединка, обратился непосредственно к Ленскому с косвенным предложением перемирия и, судя по интонации ответа, получил ….. согласие.
Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?»– Начнем, пожалуй, –
Сказал Владимир. (6, ХХVII)
В этот момент Зарецкий обязан был предложить противникам перемирие, но он еще раз проигнорировал правила. Опытный дуэлянт Онегин имел полное право заявить Ленскому: «Наши секунданты грубо нарушают дуэльный кодекс! Владимир, я вижу, что вы не настаиваете на дуэли, а я тем более. Я выражаю сожаление по поводу моего недостойного поведения на балу и приношу вам свои извинения». Поскольку оскорбление Ленского было весьма незначительным, этих слов извинения, в соответствии с правилами, было достаточно для прекращения дуэли.
Такой исход дела смягчил бы вину Онегина перед молодым другом. Ведь
. …………….. Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой. (6, IХ)
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом. (6, Х)
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. (6, ХI)
Но Зарецкий опять сделал вид, что ничего не слышал и продолжил подготовку к дуэли.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет. (6, ХХIХ)
И тут в Онегине, взрослом человеке и опытном бойце, давно разлюбившем «и брань и саблю и свинец», взяли верх гордыня, эгоизм, трусость, равнодушие, предательство и готовность подчиниться давлению «общественного мнения» сельского «сброда».
К тому ж – он мыслит – в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист.
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов. »
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир! (6, ХI)
Вместо того чтобы потребовать от руководителя дуэли Зарецкого оформления положенных дуэльных протоколов, хорошо выспавшийся, в отличие от Ленского, невозмутимый Онегин предпочел хладнокровно стрелять в грудь младого друга, в то время как Ленский наверняка стрелял бы «в ляжку» этому «проказнику», как он называл Онегина.
Не случайно Онегин на приеме в столице «для всех кажется чужим», потому что его деятельность оставляет после себя, кроме «оледенелых трупов», только
…….. врагов забвенных,
Клеветников, и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных. (8, ХХХVII)
После хладнокровного убийства младого поэта Онегин, «мгновенным холодом облит», лицемерно изображает горе, как и Зарецкий, который начинает «бережно» обращаться с убитым Ленским.
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его . напрасно. (6, ХХХI)
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит», – решил сосед.
Убит. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад. (6, ХХХV)
Далее убийцы «младого певца» совместно разрабатывают меры, чтобы избежать наказания: объявляют Ленского самоубийцей и хоронят «у ручья в тени густой» вдали от родительских могил, вне кладбища, наказывая его таким образом еще раз посмертно.
По нашему мнению, для вызова Онегина на дуэль у Ленского были не менее важные основания, чем у Пушкина для вызова Дантеса. К трагической судьбе «неведомого, но милого певца» Ленского вполне можно отнести знаменитые строчки Лермонтова, посвященные Пушкину:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Тем более что далее Лермонтов подчеркивает сходство судеб Пушкина и Ленского.
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
(М.Ю.Лермонтов. «На смерть поэта»)
Таким образом, показано, что оценка критиками Белинским и Писаревым образов Прасковьи, Ольги и Ленского не может считаться объективной и справедливой. Зловещей роли поместного дворянства в убийстве Ленского они вообще не заметили.
Источник