Почему при молитве плохо себя чувствуешь

Православная Жизнь

Для спасения нам нужен Господь, а не правило.

Усталость, переутомление, невероятный летний зной отнимают силы у всех. К вечеру большинство из нас похожи на выжатые лимоны. Если не удаётся выспаться, такое состояние настигает и утром. Как во всём этом находить силы для молитвы? Что делать, если их нет? Стоит ли ради дисциплины вычитывать правило — или лучше его сократить? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Виталий Ворона.

Разбираемся в проблеме

Вопрос вполне конкретный, и ответы на него есть конкретные. Если нет сил на молитву, то можно сократить правило, в этом нет ничего предосудительного. Нет сил стоять — молитесь сидя. В целом все рекомендации касаются таких моментов, но я размышлял о другом: насколько эти рекомендации помогают?

Да, они помогут помолиться, но не всегда решают главную проблему. Дело в том, что далеко не каждый верующий человек может ответить на вопрос: его состояние — это действительно усталость или духовная лень? А может, бесовское искушение? Как это определить? В такие моменты я предлагаю подумать не о размере вашего молитвенного правила, не о том, зажигать ли свечу и какой молитвослов взять — это несущественные вопросы. Я предлагаю подумать о Боге. Молитва — это ведь разговор с Ним!

Давайте вспомним, как мы себя ведём с людьми: прежде чем кому-то позвонить или обратиться с просьбой, мы подсознательно представляем себе этого человека, и в голове у нас складывается примерный сценарий разговора с ним. То же касается и разговора с Богом. Наша первая задача — осознать, что Он реально присутствует в нашей жизни. Если речь идёт о вечернем правиле — а скорее всего это так, потому что чаще из-за усталости пропускают именно его, — нужно вспомнить, каким был прошедший день. Как Бог явил Себя в нём? Если день был благополучным, удачным — задать себе вопрос: благодарен ли я Богу за то, что случилось сегодня? Если же были какие-то неудачи, ошибки, мы где-то оступились или в чём-то согрешили, то стоит попросить у Бога прощения — и сосредоточиться на этом чувстве.

Если после этого не появились силы, чтобы зажечь лампадку и открыть молитвослов, то, скорее всего, вы просто устали. В этом случае молитесь так, как разговариваете с родным отцом или мамой: благодарите, если есть желание благодарить, поделитесь тем, что на сердце. Возможно, потом вам захочется прочесть ту или иную молитву, после чего уже надо бороться за внимание. Самое главное — найти тот импульс, после которого начинается ваш диалог. Отсутствие этого импульса — самое главное препятствие в молитве.

Нас отталкивает сосредоточенность на правиле. Бесы этим пользуются. Когда же мы вспоминаем о Боге, всё меняется. На самом деле у нас обычно достаточно сил на молитву. Вот представьте: после тяжёлого дня вы пришли домой, легли спать, но вдруг выясняется, что у близких что-то случилось, им нужна помощь — куда девается ваша усталость? Каждый постарается сделать всё, чтобы помочь. Мы чувствуем присутствие в жизни близких людей и не можем не общаться с ними, не отзываться на их призыв. Точно так же должно быть и с Богом. Дело не в правиле или количестве прочитанных молитв. Человек молится не только тогда, когда читает молитвы по молитвослову. Он молится, когда говорит всего только «Господи, помилуй». Прекрасно, если при этом он делает добрые дела, помогает ближним.

Заставлять себя молиться и проявлять насилие над собой — где грань?

Насилие над собой — это опасно. Мы всегда должны придерживаться правила золотой середины. Любая крайность в духовной жизни — это плохо и вредно. Понятно, что Царство Божие трудом берётся, и мы должны себя понуждать к молитве, посту, добрым делам. Однако это понуждение должно быть посильно и возможно для нас. Чемодан надо брать по плечу.

Если случаются ситуации, когда человек чуть ли не истязает себя правилом или дополнительными молитвами, если он не дочитал правило из молитвослова и корит себя вплоть до отчаяния — это бесовские искушения. Мы каемся в своей немощи, каемся в ленивых и лукавых помыслах, но ни в коем случае не должны сосредоточиваться именно на правиле. Вычитать его — не наша главная цель, это второй или даже третий план. Если мы будем думать только о нём, то перестанем думать о смысле молитв.

Как выработать свою меру молитвы?

В этом хорошо поможет опытный священник. Дело в том, что сам человек может не видеть проблем, из-за которых ему сложно молиться. Усталость это или лень — не всякий поймёт. Священник же для того и поставлен Богом на своё место, чтобы молиться о пастве и помогать ей духовно жить, а не духовно умирать.

Полное отсутствие молитвы — это духовная смерть. Вспоминать о Боге и Его присутствии в каждом дне вашей жизни очень полезно, это помогает начать молитву. Вот почему я и призываю анализировать свой день. Это мгновение, а не какой-то сложный анализ. Наш мозг сразу же показывает, что делать в конце прожитого дня: каяться или благодарить. А может, и то, и другое. От этого импульса рождается желание молитвы, которое помогает не только начать правило, но и закончить его. Если же действительно нет физических сил, вы засыпаете и ничего не можете с собой сделать — ограничьтесь самой простой молитвой: «Господи, помилуй!» — и не будет вам осуждения.

Мучить себя молитвой не полезно

Многие верующие люди очень ответственные, не могут себе позволить слабости и вычитывают положенные молитвы во что бы то ни было. На мой взгляд, автоматическое вычитывание не лучше сокращения ежедневного правила, потому что это может привести к глубокому падению. Любая крайность в духовной жизни — это плохо. Можно ежедневно ставить галочки о том, что правило вычитано — и считать себя хорошим и правильным, погрязая в гордыне и прелести. Можно ввиду усталости начать молиться своими словами — и через время забыть о том, что такое молитва словами святых отцов.

Нужно искать золотую середину. Правило есть, оно — образец для всех нас, но не константа, которую нельзя изменить. Наша задача — не прочитать всё от А до Я, а помолиться, то есть пообщаться с Богом. Об этом очень важно постоянно помнить. В этой связи хочу сказать и о правиле ко Святому Причастию. Как часто люди, не вычитавшие его от начала до конца, не идут причащаться Святых Христовых Таин! Но ведь правило дано нам, чтобы мы достигли покаянного чувства, чтобы поняли, что для спасения нам нужен Господь, а не правило. Без Христа мы сами себя не спасём.

Вот это покаянное чувство и должно быть показателем подготовки к Таинству. Конечно, готовы мы или нет — должен решать духовник. Ведь, как я уже говорил, сами себя мы зачастую не видим. Потому перед получением благословения на причастие стоит сказать о том, что правило не исполнено до конца. Самостоятельно принимать решение, причащаться или нет, нельзя. И тут уж придётся положиться на священника и проявить смирение. Иногда бывает полезно и пропустить причастие, если нерадивость оправдана не усталостью.

Конечно, молиться надо, бороться с ленью надо, но мучить себя молитвой не полезно. Нужно иметь страх Божий. Не в смысле «если я не прочитаю правило, меня поразит молния с небес», а в смысле «Господь меня ждал, а я не пришел. Звонил, а я просто не взял трубку». А ведь завтра, может статься, придётся позвонить Ему.

Источник

«Начинаешь молиться, становится ещё хуже» — Что делать в такой ситуации?

Наши читатели продолжают присылать вопросы про православную веру и жизнь христианина. И сегодня мы поговорим о несколько необычной ситуации: что делать, если молишься, но тебе не легчает, а порой и даже становится хуже?

Означает ли это, что такая молитва не угодна Богу и что Он, вместо того, чтобы помогать, наоборот наказывает? Или может быть это такое искушение? Давайте попробуем разобраться.

Во-первых следует напомнить, что молитва имеет огромное значение в жизни христианина, ведь с ее помощью мы разговариваем с Богом. И когда мы обращаемся к Нему только в сложных ситуациях, это похоже на то, как если мы вспоминаем о своих родителях, только когда нам плохо или что-то от них нужно.

Такое потребительское отношение не может называться молитвой, это в лучшем случае просьба. А иногда даже требование.

Но требование не должно исполняться по первому зову. Бывает так, что нам полезно подождать, потерпеть, не получить желаемого в ту же секунду.

Психологи советуют при воспитании детей не идти у них на поводу и не поддаваться на манипуляции при первых же капризах. Дети очень быстро считывает такое поведение родителей и потом добиваются своего через постоянные капризы.

Также и мы иногда, как маленькие дети топаем ножками на молитве и требуем у Господа, чтобы Он тут же дал нам просимое. А если не получаем — расстраиваемся, обижаемся и даже теряем веру. Но Господь Сам знает, что нам полезно и обязательно услышит нашу молитву.

Если после молитвословия вдруг нападает уныние — следует расценивать это как искушение. В такие моменты очень важно не забрасывать молитву, а наоборот усилить ее, чтобы прорваться через бесовские тернии к умиротворяющему божественному свету.

Молитесь ежедневно, благодарите Господа за прожитый день, общайтесь с Ним как с самым близким человеком и тогда ваша молитва будет литься, как чистая, горная река, питающая вашу терзаемую жаждой душу.

Источник

Усталость после молитвы

Полное описание: Усталость после молитвы — для наших любимых читателей.

Почему после молитвы становится хуже?

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, в каких случаях и почему после молитвы становится еще хуже, чем было до молитвы. И как с этим справиться? Спасибо.

Доброго здоровья. Дело в том, что во время правильной молитвы человек приобретает благодать или, по-другому сказать, приближается к Богу. Наши противники — бесы стараются или не допустить правильно помолиться, или во время молитвы помешать, а если не получилось ни первое, ни второе, тогда нападают на нас после молитвы.

Основное и первое средство — это гнев: если человек разгневался, то он потерял правильное духовное внутреннее устроение, и абсолютно неважно, праведный это гнев или неправедный, то есть незаслуженный. Главное — что есть сам гнев, он разламывает те хрупкие стены мира и тишины, которые мы построили или приобрели во время молитвы. Если не получается с помощью гнева, тогда враг пытается обольстить нас красотой этого мира, разнообразными страстями. Цель одна: лишь бы мы потеряли правильное внутреннее устроение.

Читайте также:  Что чувствует человек когда разбивается самолет

Выше в тексте я писал о правильной молитве. Есть и неправильная — это когда цель «лишь бы вычитать», для галочки. Тут человек ничего не приобретает, и нет необходимости что-то отнимать у него.

Как поступать? Самое первое — это нужны знания, как происходит духовная жизнь. Надо читать Священное Писание, труды древних святых отцов, те, которые прошли все это на себе и дают нам советы. Только не новых, не признанных всей церковью. А параллельно с узнаванием необходимо просто делать то, что узнал — банально работать над собой, призывая Господа на помощь, и с его помощью многое неясное станет ясным и понятным. Вот простой рецепт.

Терпения вам и сил, чтобы не свернуть с дороги спасения своей души.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Молитва

«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

Молитва на сон грядущий при сильной усталости

Господи, я устал, иду на покой. Господи, бесконечно согрешил пред тобой, пред Царицей Небесной и пред Ангелом Хранителем и всеми святыми. Отче, очи мне закрой, даруй всех грехов прощенье, телу- сон, душе-покой. Аминь. ( Схиигумен Савва)

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Читайте также:  Эмоциональное мышление по майеру

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Начал читать Иисусову молитву, и сразу начались искушения. Что же это получается, молитва во вред?

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва как таковая здесь не при чем. Просто часто бывает так, что если человек хочет изменить свою жизнь в сторону Бога в целом, пытаясь следовать тому «узкому пути», про который говорил Христос, то его непременно постигают разные испытания. Вы думаете, ближайшим ученикам Иисуса было легко? Кому Он говорил: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной»? А что значит «взять крест свой» как не быть готовым при случае даже претерпеть то, что претерпел за нас всех Иисус. Тут дело, очевидно, не в каком-то особом могуществе дьявола, а в том, что другого пути для победы над ним, кроме креста, не существует… Ваши искушения по сравнению с теми, что постигали верных последователей Христа, — это мелочи. Впрочем, доверьтесь Богу с готовностью принять всё, что ни выпадет на вашу долю, что Вы сам изменить не сможете. Бог сверх наших собственных сил обычно никому ничего не попускает.

Практические советы о молитве

Практические советы о том, как правильно молиться.
И еще небольшое объявление

Дорогие! Я хочу сказать, что всем благодарен за добрые слова, за терпимое отношение, за знаки любви, которые вы мне и моей семье иногда оказываете.

У меня же самого бывает очень мало времени на общение с вами. Кто-то грустно сидит на скамейке в храме, пока я занят, кто-то ждет моего ответа на письмо, на СМС-ку… Хочется всех обнять, ко всем прийти в гости, со всеми усесться за добрый стол и пообщаться… Но ловишь себя на мысли, что это невозможно. И как ни пытаюсь, не получается.
Последнее время я много думал: как отблагодарить вас? И мне пришла вот какая идея. Я с радостью возьму на себя послушание молиться за вас и ваших близких весь Великий пост. Как говорится, и мне полезно, и вам приятно

. Хотя на самом деле и наоборот: и мне приятно, и вам, смею надеяться, будет полезно.

Итак, вы можете написать имена ваших близких (пожалуйста, только самых дорогих людей, потому что писем может быть много) и прислать мне по известному адресу: [email protected]

Я из этих имен составлю списки, которые распечатаю. Один список будет в храме, и я буду поминать его за каждым богослужением во время Великого по ста, другой список будет храниться дома, и я ежедневно буду поминать его на вечерней молитве.

Списки будут о здравии и о упокоении, поэтому прошу писать и ваших живых, и ваших усопших.

Несколько мыслей в дополнение к этой акции:
1. Имена принимаются в течение недели до 21 часа 26 февраля, то есть вечера Прощеного воскресенья. В 21 час я перестаю принимать записки и занимаюсь их распечатыванием и оформлением в свой синодик. Простите, пожалуйста, но потом мне подшиванием отдельных записок заниматься будет сложно.
2. Благодарить меня не надо! Мне было бы удобней, если бы вы написали просто записку с именами: о здравии и о упокоении.
3. Не пишите имена в комментарии к этой записи! Пишите их в почту, которую я дал чуть выше.
4. Свой список имен может прислать любой человек. Подписываться под письмом необязательно. Единственная просьба, чтобы это был верующий человек и его список имен не был насмешкой, издевательством, именами, взятыми, смеха ради, из головы. Нам часто приходится банить таких насмешников, которые пишут гадости на сайт. Если кто-то дерзнет так поступить, гнев Божий падет на головы кощунников.

А чтобы продолжить тему молитвы, я предложу вам интересную главу из книги «О молитве», вышедшей ровно 10 лет назад. Написана эта глава моей женой Елизаветой Пархоменко.
Скоро я размещу на сайте всю нашу книгу, а пока – глава…

Беседа о том, как научиться молиться правильно Некоторые практические советы

Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву. Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.

Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.

Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.
Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.

Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.

Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.

И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.

В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.

Читайте также:  Мозг отвечает за все чувства

В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.

Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное врем я для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».
Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы. Но об этом – в следующей беседе.


Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.
Молитва вечерняя

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Что делать, если не получается молиться?

Вопрос: «Что делать, если молитва «не идет», а именно вечернее и утреннее правило? Некоторые святые отцы пишут, все равно трудиться и читать, а некоторые отложить: «Ибо недостойная молитва – это еще больший грех, это оскорбление Господа» Вот, иногда, устаешь и думаешь: стоя — нет сил читать молитвенное правило, а сидя – не достойно как-то, стыдно. Так же и с помыслами, если лезут они: ну, как не побороть, откладывать ли правило до вдохновения или все же трудиться?»

Секреты усталости

Всегда ли нам понятно, отчего именно мы устаем? Ведь не определив правильно характер усталости, мы не сможем правильно отдохнуть. Объясняет Алексей ПАРШИН, главный психотерапевт кризисного отделения Москвы на базе 20-й клинической больницы, старший научный сотрудник Института психиатрии.

Невроз — способ выживания

Сегодня люди устают от жизни. Причины здесь внешние и внутренние. Внешние связаны со средой обитания человека, которая в мегаполисе патологична, противна человеческой природе. В прямом и переносном смысле человек оторван от земли. Любой городской житель интуитивно знает, какое удовольствие он получает от ходьбы по земле, а не по асфальту, от ходьбы босиком. Это связано с тем, что человеку необходимо разряжать свое статическое электричество, накопление которого приводит к перенапряжению. Во-вторых, видеоэкология и аудиоэкология. Взгляд человека в городе все время во что-то упирается, а в норме человек должен видеть свободный горизонт. Почему многие едут на море? Потому что там они интуитивно находят этот горизонт, безбрежность.

Видеоэкология — это и навязываемая реклама в городе, на которую мы вольно или невольно реагируем. Аудиоэкология — это и машины, и музыка из наушников соседа в метро, из ларьков, в магазинах и т. д. Музыка как насилие: эту музыку не я выбрал, но вынужден слушать. Все эти звуки противоестественны и потому болезненны. Посмотрите, как ваша кошка реагирует на звук пылесоса или рекламный крик в ТВ? И наоборот, почему, например, человеку хорошо в лесу, в горах, на море? Потому, что он оказывается в естественной среде, где и глаза, и уши получают то, для чего они были когда-то созданы.

Чтобы выжить в нездоровой среде, к ней необходимо приспособиться, то есть самому стать нездоровым. Поэтому невроз — в широком смысле, как повышенная степень тревожности, утомляемости, ранимости, депрессивность и т. д., которой страдают сейчас многие, — это нормальный способ адаптации к ненормальной среде. Другой способ приспособления — эмоциональная индифферентность (тупость) как реакция защиты.

Внутренние причины усталости от жизни экзистенциальны, связаны с самим человеком. Человек устает от себя, когда он себя не понимает, забывает, предает, когда он живет не свою жизнь, что очень многозатратно, потому что приходится тратить силы еще и на преодоление бессознательного сопротивления, нежелания так жить. Другая крайность — когда человек увлечен своим делом, и работа ему в радость настолько, что он пренебрегает заботой о себе.

Делите свой пафос надвое

Кроме души, у человека есть тело, которое он получил в дар вместе с жизнью. И за то, в каком оно будет состоянии, отвечает его хозяин. Заботиться о теле — его обязанность. За пренебрежение этим подарком, этим чудом творения приходится расплачиваться усталостью, бессилием.

Чем человек отличается от верблюда? Если верблюд надорвется и упадет, это ответственность погонщика, который его нагрузил. Если человек надорвется — это его ответственность. Потому что он сам взвешивает свои силы, решая, сколько на себя взять. Как понять свою меру? Я своим пациентам — людям, мучающимся от переутомления, — предлагаю простой способ: определить то количество дел, которые человек предполагает сделать, и поделить надвое. Полученное и будет объективной нормой для человека с точки зрения медицины. Допустим, я могу нести сто килограмм один километр. Значит, чтобы не надорваться, мне нужно нести пятьдесят килограмм.

Такое уполовинивание связано с тем, что мы способны остановиться только тогда, когда надорвемся. Неправильно реагировать на чувство усталости как на первый сигнал о том, что пора отдыхать. Когда мы чувствуем, что устали, отдыхать уже поздно! Тогда уже часто реабилитировать человека впору. Как вставать из-за стола надо, когда еще хочется есть, так и перерыв в работе надо делать тогда, когда тебе еще хочется продолжать, а не когда ты смотреть уже на это не можешь.

Что поможет усталому мозгу?

Качество сна больше зависит от качества пробуждения, чем от качества засыпания. Вы обращали внимание, как тянутся после сна кошки и собаки? До дрожи! Именно эти движения помогают быстро прогнать кровь. Вот и человеку хорошо потянуться до дрожи, перед тем как вставать, не вскакивать резко, но и не залеживаться, не более 5-10 минут на потягушки. Как только человек встал, ему нужен яркий свет и воздух. Почему трудно просыпаться зимой, осенью, когда день короткий? Наши ритмы сна и бодрствования регулируются гормоном мелатонином, который разрушается светом. Зимой света мало, поэтому мелатонина больше, мы сонливее. Поэтому, когда не хватает солнца, нужен яркий свет, чтобы мелатонин разрушился и организм перешел из фазы сна в фазу бодрствования.

Конечно, нельзя все всегда делать правильно, иногда нужно и калачиком свернуться, и поболеть иногда, как животные — имеют право в норке отлежаться, раны зализать. Но если такие периоды затягиваются, если мешают жизнедеятельности, тогда это тревожный симптом, на который надо обратить внимание.

Полноценный отдых — это переключение. Если я копал яму — мне хорошо на диване с книжкой полежать. А если я целый день просидел у монитора, глаза у меня устали, тело скрючилось — для меня как раз хорошо будет пойти яму покопать. Хотя даже и усталому мозгу не всегда для отдыха требуется отключать интеллект, потому что мозг большой и достаточно взаимозаменяемый как система. У каждой его клеточки свои функции, поэтому я могу вот сейчас пописать книгу, потом занялся составлением отчета, потом позанимался китайским или английским, — и в таком разнообразии занятий мозг будет разгружаться, потому что работать над каждым видом занятий будут разные клетки. Но важно все же интеллектуальное напряжение чередовать с физической активностью — прогулками на воздухе, гимнастикой.

Сегодня у людей проблема не в физической усталости, а в нервной, моральной, душевной, духовной, умственной. А пытаемся действовать мы, как будто устали физически. Я целый день просидел за столом, и у меня ощущение, что я валюсь с ног, что и создает иллюзию физической усталости. Но ее как раз надо преодолевать: не сваливаться с ног на диван, а сесть на велосипед, пойти в бассейн, в тренажерный зал, пробежаться по парку, — и тогда просто по ощущениям своего тела станет понятно, что никакой физической усталости у меня нет, а, наоборот, был застой, мне нужно было разогнать кровь, и теперь я получил «второе дыхание».

Это очень простые вещи, поэтому мы ими и пренебрегаем, а японцы, например, на работе всегда делают зарядку, в самых серьезных фирмах.

Когда я первый раз приехал в Италию в командировку, я увидел, как там работают. В свой первый день в Веронском университете я пришел в лабораторию, только-только начал заниматься, втягиваться в работу, вдруг смотрю — все побросали все и уходят. Я думаю: может, тревога, пожар? Оказалось, кофе все пошли пить. И это святое: пойти в 11 часов пить кофе, в 12 часов пойти на ланч, и гори все синим пламенем. И ничего, лучше нас живут. Такие же, в сущности, разгильдяи, как и мы, только счастливые, потому что они любят друг друга и любят себя, о себе заботятся.

Одним из видов переключений, ставшим уже традиционным, является хобби. Англичане придумали философию хобби как компромиссное решение для человека, которому получать и моральное, и материальное удовлетворение от работы чрезвычайно сложно. Хобби поддерживает баланс между «надо» и «хочу», дает человеку свободу и возможность реализоваться в чем-то личном без насилия, которое неизбежно в работе за деньги по определению. И это неплохо действует: я работаю, чтобы заработать деньги, которые я потрачу на свое удовольствие. То есть я сейчас посижу в офисе, получу зарплату, пойду покупать орхидеи и буду за ними ухаживать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одна актуальная усталость — усталость от одиночества. Человек существует только в отношениях с людьми. Такая усталость может проявляться в какой-то неясной неудовлетворенности, страхах, болезнях. В психологии есть такой термин — «поглаживание» как единица признания. Человеку с другим человеком необходимо такими «поглаживаниями» обмениваться, чтобы его чувства получали информацию о контакте. Почему «поглаживание»? Это самый первый способ передать человеку любовь. Новорожденный ребенок функционально практически слеп и глух, он получает информацию только через прикосновение. И взрослым и в прямом, и в переносном смысле нужны такие «поглаживания»: если мы поздоровались, мы обменялись «поглаживаниями»; ведь когда мы здороваемся, это не просто формальность, это означает, что я признал вас как личность. Вы мне ответили — вы меня признали как личность. И это тот минимум, который каждый может сделать для другого, чтобы человек рядом почувствовал себя менее одиноким.

Источник

Оцените статью