- Как родители могут поддержать подростка
- Десять способов, как родители могут помочь подростку вырасти счастливым и продуктивным человеком
- Рекомендации родителям: эмоциональная поддержка ребенка в семье
- Научно- образовательный портал IQ
- Поддержка семьи делает подростка счастливее
- Подросток остро нуждается в общении с семьей
- Фундамент счастья
- Дети жаждут внимания
- Родителям важны доходы
Как родители могут поддержать подростка
Десять способов, как родители могут помочь подростку вырасти счастливым и продуктивным человеком
Предлагаем десять советов о том, как родители могут поддержать своего подростка в возрасте от 11 до 19-ти лет и помочь ему стать счастливым и продуктивным человеком.
1. Будьте доступными и открытыми. Ваш подросток может производить впечатление человека, который не заботится о том, что вы ему говорите и что думаете, но, поверьте, он сейчас нуждается в вас, как никогда. Сделайте все возможное, чтобы всегда быть готовыми и открытыми к разговору с вашим ребенком в случае, если он захочет к вам обратиться. Ребенок может начать разговор с сущего пустяка, для того чтобы проверить вашу открытость и перейти к чему-то действительно важному. Ваша открытость и доступность в нужный момент могут повлиять на выбор вашего ребенка – здравое решение на основании вашего совета или опасное решение на основании собственного сиюминутного импульса.
2. Измените стиль воспитания, чтобы соответствовать изменяющимся обстоятельствам. Научитесь расслабляться и отпускать ситуацию, обеспечивая при этом поддержку вашему ребенку тогда, когда он будет в ней нуждаться. Не пытайтесь застраховать вашего подростка от обучения на собственных ошибках.
3. Минимизируйте правила. Устанавливайте правила только тогда, когда это необходимо. Родители часто тратят много своего времени, защищая установленные ими правила. Этого легче добиться, если правила будут действительно необходимы для обеспечения безопасности вашего ребенка либо для вашего душевного спокойствия.
4. Заранее научите подростков самостоятельно принимать решения. Подростки должны научиться принимать решения самостоятельно, но лучше всего, если они будут обучаться этому умению медленно и постепенно, начиная с самого раннего детства. Помните, что способность подростка принимать решения по поводу сексуальной близости, алкоголя и наркотиков, хулиганства и других потенциально опасных проблем не улучшится только лишь благодаря высокому интеллекту или хорошо развитой способности логически мыслить, независимо от того, насколько убедительным умеет быть ваш ребенок.
5. Готовьтесь к спорам и конфликтам. Вы удивитесь, узнав о том, что на самом деле хорошо, что вы часто препираетесь с вашим подростком, правда, пока в ваших отношениях сохраняются любовь и добрый юмор. Наилучших долгосрочных результатов достигают дети из тех семей, где есть много тепла и дискуссий между поколениями. Горячая дискуссия является для вашего подростка отличным способом узнать, о чем вы заботитесь и почему это так важно для вас.
6. Обращайтесь к истинному «Я» вашего ребенка. Большинство подростков пытаются примерять на себя маски различного состояния: сердитого, избалованного, мятежного, крутого, религиозного, спортивного, мальчишеского и т. д., прежде чем снова станут тем человеком, которым они были всегда, только на более высоком уровне. Сделайте все возможное для того, чтобы обращаться не к маске очередной модели позиционирования себя, а к тому человеку, которым ваш ребенок был с самого рождения.
7. Будьте в курсе культурно-социальных конфликтов. Если ваша семья не вписывается в окружающую культурно-социальную среду по признаку национальности, религии, социального статуса или еще по какой-либо причине, признайте, что ваш ребенок может переживать конфликт между домашними ценностями и ценностями сверстников. Наилучшие результаты развития демонстрируют дети, чьи родители являются достаточно гибкими, чтобы уважать потребность своих детей в том, чтобы сформировать свою собственную уникальную конфигурацию ценностей. Вам будет отрадно услышать, что большинство детей, в конце концов, возвращаются к ценностям своих родителей.
8. Помогите своему ребенку расширить кругозор. Подростковый возраст – идеальное время для широкомасштабных исследований, чтобы открыть для себя новые интересы, способности и хобби. Ваш подросток получит огромную пользу от расширения своего кругозора за счет знакомства с новыми идеями, мероприятиями, местами и людьми.
9. Помогите ребенку найти себя в учебе. Иногда школьное обучение не является приоритетом для подростка, и это нормально. Хотя образование имеет большое значение, и важно, чтобы ребенок знал, что вы так считаете, еще более важно, чтобы ваш ребенок разобрался, кем он является сам, и при этом комфортно себя чувствовал в восприятии самого себя. Все остальное строится именно на этом. Поощряйте вашего подростка найти то, чему бы он действительно хотел учиться, и откройте для него как можно больше образовательных и карьерных возможностей.
10. Попробуйте найти баланс между бдительностью и гибкостью. Ваш подросток меняется так быстро, что лучшее, что вы можете сделать, это попытаться не отставать от него. Даже не пытайтесь предсказать, что будет дальше. До тех пор пока ваш ребенок не несет ответственность за свою собственную жизнь, вам предстоит балансировать между бдительностью и гибкостью.
Источник
Рекомендации родителям: эмоциональная поддержка ребенка в семье
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Эмоциональная поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Эмоциональная поддержка — это процесс:
• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;
• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.
Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Взрослые должны научиться, помогая ребенку, выявить, какие силы в семье, школе и в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению психологов, такого рода факторами могут быть:
- завышенные требования родителей;
- соперничество братьев и сестер;
- чрезмерные амбиции ребенка;
- неудачный опыт оценивания и разрешения жизненных ситуаций;
- внимание родителей к ошибкам, неудачам, поражениям;
- конфликтные отношения в детском коллективе;
- сравнение взрослыми ребёнка с другими детьми.
Поддерживать можно посредством:
• Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).
• Высказываний («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс!», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»).
• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).
• Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
• Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:
• создание зависимости ребенка от взрослого;
• навязывание нереальных стандартов;
• стимулирование соперничества с братом, сверстниками.
Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: «Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.
Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: «Ты можешь это сделать». Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
— Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
— Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.
— Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
— В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.
Слова, вызывающие разочарование:
— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.
— Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.
— Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.
— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.
— Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.
Уважаемые родители!
Депрессия переживается субъективно как подавленное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конкретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более признака:
- снижение интересов или удовольствия от деятельности, обычно приятной;
- отсутствие реакции на деятельность (события), которые в норме ее вызывают;
- пробуждение утром за два (или более) часа до обычного времени;
- внешне выраженная психомоторная заторможенность или ажитация;
- заметное снижение (повышение) аппетита;
- снижение веса;
- заметное снижение либидо;
- снижение энергии;
- повышенная утомляемость.
- Дополнительно к соматическим называются психологические признаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосуждения; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность.
Источник
Научно-
образовательный
портал IQ
Поддержка семьи делает подростка счастливее
В обыденном сознании существует представление, что подростки, в отличие от детей, уже мало нуждаются в поддержке семьи. Считается, что в трудном возрасте ребята больше ценят общение с друзьями. Авторитет среди сверстников, дружба, любовь, конечно, важны для самоощущения старшеклассников. Однако и отношения с родителями тоже очень значимы, показал Дмитрий Дубров. Подросток чувствует себя более счастливым, если ощущает тепло, внимание и помощь со стороны семьи, отметил он в докладе «Значение внутрисемейного социального капитала для субъективного благополучия подростков и их родителей». Исследование основано на опросе 397 человек — 274 старшеклассников и 123 родителей*.
Подросток остро нуждается в общении с семьей
Взрослея, дети так или иначе дистанцируются от родителей. С одной стороны, подросток «дрейфует» в сторону сверстников (друзей, одноклассников), ищет у них поддержки. Общение вне семьи происходит все чаще. С другой стороны, повзрослевший ребенок уходит в себя, пытается держать близких на расстоянии, яростно отстаивает «свою» территорию и свободу. Контроль со стороны родителей он встречает в штыки. Это происходит отнюдь не только с «трудными» подростками, но с большинством тинейджеров.
При всей дистанции с родителями, старшеклассник внутренне остро нуждается в их поддержке. Ему необходима «долюбленность», ощущение своей значимости для близких, их внимание. Это может спасти подростка от участия в сомнительных интернет-сообществах.
В одном из подростковых интернет-форумов ребята 13-16 лет пишут:
- «Человек живет в семье, а чувствует себя одиночкой. И родители ничуть не переживают, что я вот отдельный от них такой».
- «Папа у меня хороший, но не заморачивается мной. Спросит, как здоровье, и до свиданья. А иногда хочется выговориться».
- «Я люблю свою семью, очень, я просто хочу искренних разговоров. Мне не хватает их внимания».
- «Мама воспитывала меня хорошо, но что-то пошло не так. Я обманываю и сама потом страдаю. Смотрю на одноклассников — они все счастливы, в семье их любят, и они любят своих родителей. Мама относится ко мне очень холодно, а раньше было не так».
- «Я все записываю в дневник, он единственный, кто помогает мне высказаться. Раньше все рассказывала маме, но она меня уже не слушает. Работа у нее, то, се. А у меня безответная любовь в это время».
- «По поводу внешности, конечно, переживаю. Я не модель с обложки. Маме, думаю, мои страдания не пофиг, но она занятой человек, в офисе».
- «Мама спрашивает, как дела. Начинаю отвечать — отвлекается, занимается другим. Нафиг делать вид, что ей интересно? Лучше честный игнор».
- «Хочется хоть какой-то поддержки от родителей — хоть бы полчаса в день чтобы сели со мной и просто поговорили. Устал ждать. Подскажите, как им намекнуть на душевный разговор».
Подростки ищут открытого общения, ответов на свои вопросы. Пусть родителей и детей разделяют мнения и культурные пристрастия (см. Родителей и детей разделяет масс-культура). Доверие и любовь не должны зависеть от этого. Тем более, что их присутствие в жизни подростка сказываются на его самоощущении — уровне «субъективного благополучия», то есть счастья, установил Дмитрий Дубров.
Фундамент счастья
Социальный капитал человека — его контакты с другими людьми — влияет на удовлетворенность жизнью. Люди, у которых хорошие отношения с окружающими, чаще чувствуют себя счастливыми, чем те, у кого отношения не складываются.
Современные родители стараются развивать «социальный интеллект» ребенка — умение общаться. Оно повышает уверенность в себе, спасает в трудную минуту, способствует успеху. Те, кто находит с людьми общий язык, часто получают ответную поддержку. Да и сама мысль о том, что человеку есть на кого положиться, делает его счастливее.
Особенно ценна поддержка «ближнего круга» — детей и родителей. По словам Дмитрия Дуброва, такой «внутрисемейный социальный капитал» включает:
- любовь и нежность, эмоциональную близость родителей и детей;
- ценности и установки, принятые в семье (когнитивный аспект);
- взаимопомощь, внимание друг к другу (деятельностный аспект).
Дети жаждут внимания
Исследователь предложил подросткам оценить степень своего согласия с утверждениями об атмосфере в семье. Вот примеры утверждений: «Я полностью доверяю мнению моих родителей», «Я обычно ощущаю теплоту в отношениях с родителями», «Родители уделяют много времени общению со мной», «Я всегда чувствую поддержку со стороны родителей».
Затем респондентов попросили оценить степень согласия с утверждениями об удовлетворенности жизнью. Например: «В целом моя жизнь близка к идеалу». Затем исследователь изучил связь между отношениями в семье и уровнем счастья старшеклассников.
Выяснилось, что позитивный внутрисемейный социальный капитал — один из залогов хорошего душевного самочувствия подростков. «Те отношения, которые складываются в семье, воспринимаемое внимание, поддержка со стороны родителей играют важную роль для ощущения счастья», — отмечает Дмитрий Дубров.
Родителям важны доходы
Многим людям для ощущения счастья также нужна определенная финансовая стабильность, доход, позволяющий обеспечить семью. Уровень дохода обычно влияет на самооценку, а та, в свою очередь, служит компонентом счастья.
Исследователь добавил в уравнение, связывающее обстановку в семье и уровень счастья, переменную «уровень доходов». Оказалось, что она вместе с внутрисемейным социальным капиталом весьма значима для благополучия родителей.
В ряде работ установлено, что наибольшая связь между уровнем материального благополучия и уровнем счастья наблюдается в странах с низкими доходами. В исследуемой выборке доходы родителей были ниже среднего. Это во многом объясняет полученную связь, отмечает Дубров.
В целом исследование подтвердило, что в дружных семьях, в атмосфере любви и поддержки подростки чувствуют себя более счастливыми. Это помогает им легче пережить трудности взросления.
*Ссылки на опросник были размещены в социальных сетях и интернет-форумах.
Источник