Почему нет чистых типов темперамента

“Чистые” и переходные типы темпераментов в человеческой популяции

В каждой типологической группе можно выделить индивидов, у которых психические показатели принимают максимальное или минимальное значения. Это крайние типы в своих группах. Рассмотрим их и составим короткие характеристики.

Крайний тип, который находится слева, наиболее быстрореагирующий. По показателям Г. Айзенка это экстраверт стабильный (ЭС). У него возбуждение вдвое преобладает над торможением и очень высокая подвижность. По Павлову это крайний безудержный тип, или “чистый” холерик, который стремительно рвется вперед с выраженной агрессивностью.

Противоположный тип находится на правом крае линейного спектра индивидов. Этот тип наиболее свободнореагирующий. Он интроверт стабильный (ИС). Возбуждение и торможение у него сильные и уравновешивают один другого, но подвижность (Р) очень низкая. Этот тип в любых ситуациях остается невозмутимым и спокойным, продуктивно работает в обычных условиях. По Павлову это спокойный (инертный) тип, или “чистый” флегматик. Таким образом, как говорилось выше, холерики и флегматики являются противоположными типами и занимают крайние места в линейном спектре индивидов. Далее, ндивид с довольно быстрой реакцией – экстраверт тревожный (ЭТ). У него сильные возбуждение и торможение и они уравновешивают один другого, а подвижность (Р) очень высокая. В поведении отличается веселым характером, оптимизмом, жизнерадостностью и подвижностью. Это по Павлову живой тип, или “чистый” сангвиник. Индивид с медленной реакцией- интроверт тревожный (ИТ). У него сильное торможение, которое вдвое преобладает над возбуждением, подвижность (Р) высокая. Этот тип в поведении характеризуется замкнутостью, тревожной трусливостью. Это тормозной тип по Павлову, или “чистый” меланхолик.

Рассмотрев наиболее яркие надлежащие отношения психических составных у крайних представителей из каждой типологической группы, мы получили линейный порядок темпераментов по Гиппократу.

Такой линейный порядок групп создали сама природа в человеческой популяции именно в таком порядке их увидел и расположил Гиппократ. Проведенные исследования и их сравнения разрешают дать однозначный ответ на вопрос о количестве типологических групп и их порядок расположения в природе человеческой популяции. Число этих групп равняется четверым, а натуральному порядку их расположения отвечает линейная схема, предложенная Гиппократом. Что касается схемы “круга” Г. Айзенка, то относительно ее можно высказать некоторые критические замечания. Применение опросника Айзенка на линейном спектре индивидов показывает, что достаточно основательных аргументов в пользу расположения типов темпераментов по “кругу” нет. В реальности существует линейная схема со сложным поведением показателей “Э-И” и “С-Т”. Поэтому “круг” Айзенка следует воспринимать как наглядную иллюстрацию. Айзенк отождествляет тип “ЭС” с сангвиником, а тип “ЭТ” с холериком. Но приведенные выше сравнения этих показателей с выраженностью возбуждения и торможения говорят, что тип “ЭС” – это холерик, а тип “ЭТ” – сангвиник.

Выше мы сравнивали линейные схемы Гиппократа и Павлова, Сейчас тяжело судить, почему Павлов поменял местами флегматиков и меланхоликов и тем самым нарушил их натуральный порядок. Но именно эта перестановка является одной из причин, благодаря которой Павлову не удалось окончательно достроить естественную типологию на основе созданной им фундаментальной теории. Б. М. Теплов, изучая наследие великого физиолога, отмечал, что его сотрудники в экспериментах обнаружили и описали собак, близких к “уравновешенному” типу, характеризуя их, как животных с достаточно выразительными возбуждением и торможением, которые уравновешивают один другого, но с явной выраженностью страдательно-защитной реакцией (осторожность без страха) в поведении. Анализируя эти факты, Теплов показывает, что Павлову неоднократно приходилось пересматривать вопросы: к какому типу отнести этих животных ? Действительно, “уравновешенный тип” по уравновешенности возбуждения и торможения похожий на индивида сангвиноидной группы, а некоторая настороженность в поведении напоминает черты индивидов меланхолоидной группы. Но самым интересным является то, что Павлов непосредственно подошел к выделению пятого типа уже в конце жизни. Так, великий физиолог высказал мысль, что существуют еще какие-то промежуточные и странные типы и что может их не четыре, а пять. Если бы Павлов не изменил натуральный порядок типологических групп, он безусловно выделил бы пятый чистый тип, как самостоятельный.

По всей видимости, природа наделила “чистые” типы целиком конкретными функциями и четко определила для них точки локализации в линейном порядке расположения типологических групп. Говоря строго, “чистый” тип в природе не существует, поскольку это всего лишь определенная абстракция. В природе существуют реальные индивиды, которые в той или другой мере приближаются к подобной абстракции. И чем более близкий тот или другой человек к “чистому” типу, тем ярче она проявляет себя в избранном виде деятельности. Большое количество таких примеров дала история. В исследованиях Б. М. Теплова, О. О. Смирнова, в учебниках по общей психологии приводятся яркие исторические личности, которые, судя по описанию современниками их поведения, приближались к “чистым” типам. Приведем кое-кого из них. Так, к “чистым” холерикам приближались О. В. Суворов, А. С. Пушкин, И. П. Павлов. К “чистому” сангвинику приближался Д. Давидов (герой войны 1812 г.). Максимально приближался к “чистому” сангвинику Ю. А. Гагарин, первый космонавт планеты Земля. “Чистыми” меланхоликами можно считать В. А. Моцарта, Н. Паганини, М. В.Гоголя. “Чистыми” флегматиками можно считать Наполеона Бонапарта и выдающегося полководца Великой Отечественной войны Г. К. Жукова. Среди индивидов, которые максимально приближаются к “чистому уравновешенному” типу, много политических деятелей, ученых, поэтов, звезд кино. Так, “чистыми уравновешенными” типами можно считать гетмана Б. Хмельницкого, философа Г. Сковороду, поэтов Т. Шевченко и С. Есенина, политиков У. Черчиля и Фр. Рузвельта, кинозвезду М. Дитрих. Среди ярких деловых личностей к “уравновешенным” приближаются А. Онассис и А. Хаммер. Можно привести и многих других ярких личностей. Не менее яркие личности, которые оставили след в истории, хотя и приближались к определенных “чистым” типам, имели признаки той или другой степени акцентуации, что приводило к патологическим проявлениям поведения. Но этот вопрос выходит за пределы курса дифференциальной психологии и рассматривается в специальных исследованиях (смотри, например, К. Леонгард). Надо также подчеркнуть, что яркость проявления личности в деятельности определяется не только приближением к “чистому” типу, но и уровнем интеллектуального потенциала, а последний может быть чрезвычайно высоким и у переходных типов темперамента. И об этом пойдет ниже.

В проблеме индивидуальных отличий неоднократно поднимался вопрос о количестве индивидов того или другого типа в человеческой популяции. Павлов считал, что представителей сильного типа в природе значительно больше, чем представителей слабого типа. Кроме того, великий физиолог считал, что тормозной (трусливый) тип вообще должен был исчезнуть. Но в отборе для экспериментов собаки этого типа встречались чаще, чем собаки инертного типа. Так, по оценке самого Павлова, “настоящий флегматик” за все годы экспериментов встретился лишь раз. Если использовать статистические методы, то репрезентативная выборка в границах линейного спектра индивидов имеет вид асимметрической кривой. Приняв площадь под кривой за 100%, легко получить количественное распределение индивидов по типологическим группам. Наиболее многочисленной есть сангвиноидная группа (44%), на втором месте находится меланхолоидная группа (29%), на третьем- холероидная (14%), а на четвертом – флегманоидная (9%). Количество “уравновешенных” в человеческой популяции составляет всего 4%. Объяснение такого неравноценного распределения индивидов в природе человеческой популяции нужно искать в границах психо-генетической дифференциации.

Количество индивидов в типологических группах

Источник

1,2% людей имеют два противоположных темперамента одновременно

Темперамент — статистика

Многие люди, которые хоть раз сталкивались с прохождением психологических тестов слышали о темпераменте и примерно представляют, что это такое. Кто-то даже может назвать пару-тройку типов или какого-нибудь автора теста на темперамент.

Бытует мнение, что «чистых» темпераментов не существует, либо они крайне редко встречаются. Можете попробовать найти такого рода статьи в поисковых системах – их не мало. Правда зачастую подобные утверждения ничем не подкреплены, либо просто устарели – мир и общество не стоят на месте, а постоянно меняются и развиваются. Поэтому попробуем разобраться в этом.

Для начала определимся в том, что мы будем считать «чистым» темпераментом. Возьмем для этого методику «формула темперамента Белова». У каждого из четырех темпераментов имеется 3 градации выраженности: незначительное выраженные качества, значительные, ярко-выраженные. Соответственно будем считать, что если качества одного из темпераментов ярко-выражены, и при этом качества остальных незначительны, то мы имеем дело с «чистым» темпераментом.

Факты и развенчание мифов

Чистый темперамент — редкое явление?

Было опрошено 20207 человек, из которых 10780 (53,3%) оказались со смешанными темпераментами. Достаточно этого, чтобы утверждать, что «чистые» темпераменты – редкое явление? – НЕТ!

Кого больше?

Многие считают, что больше всего сангвиников, основывая это на «личном опыте». Смотрим на диаграмму – и это не так! Относительно остальных «чистых» темпераментов больше всего меланхоликов, а меньше – холериков.

Яркие сочетания

Если у человека все темпераменты выражены в примерно равной степени это одно, а вот если два каких-либо темперамента ярко-выражены, при слабой выраженности остальных, возникают интересные сочетания. Например, сангвиник+холерик – оба подвижные, общительные, только первый уравновешенный, а второй – нет. Причем таких людей 10,4%.

Сочетания противоположностей

Или сочетания «меланхолик+сангвиник», «флегматик+холерик» – как две противоположности могут уживаться в одном человеке? А таких людей суммарно 1,2%.

Как Вы могли увидеть, «чистые» темпераменты не такая уж и редкость – 46,7% от всей довольно немаленькой выборки. А какой темперамент преобладает у Вас?

Источник

Темперамент: типы и особенности. Зачем нам это знать?

Истории психологии известно много теорий, описывающих темперамент человека. Первым, кто попытался разделить людей по типам, был древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что люди отличаются друг от друга в зависимости от преобладания в организме одной из четырех основных жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. А в основу научного подхода к исследованию темперамента легло учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека, в котором было описано три основных свойства процессов возбуждения и торможения нервной системы.

1) сила или слабость;

2) уравновешенность возбуждения и торможения или преобладание одного над другим;

3) подвижность или инертность.

Павлов выделил четыре наиболее типичные комбинации этих свойств и сопоставил их проявления с античной классификацией. Именно эти типы темперамента мы знаем их и сейчас:

‒ Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – сангвиник;

Читайте также:  Как называется информация полученная человеком с помощью органов чувств

‒ Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

‒ Сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик;

‒ Слабый, неуравновешенный – меланхолик.

Конечно, люди настолько многогранны, что делить их на «чистые» типы нельзя. Также как нельзя и ставить вопрос, какой из них предпочтительнее. В настоящее время исследования темперамента отошли от вопроса классификации и направлены на изучение его свойств: активности и реактивности, темпа реакции, эмоциональности, переключаемости, экстраверсии-интроверсии. Уже доказано, что хоть темперамент и определяется наследственностью, отдельные его свойства пластичны, т.е. могут изменяться в рамках определенного диапазона. С возрастом, при намеренном усилии человека или воздействии извне, нервные процессы и переключаемость могут ускориться или замедлиться.

Современная психология говорит о совокупностях темпераментальных свойств, которые коротко можно описать так:

Холерик – человек, у которого возбуждение нервной системы преобладает над торможением. Его реакции быстрые, резкие, часто необдуманные. Холерику сложно себя сдержать, он часто бывает нетерпеливым, вспыльчивым, несдержанным. Его активность циклична: если холерик увлечен делом, то он будет работать страстно, с полной отдачей, но сил не хватает надолго. И когда силы заканчиваются, то появляется раздражённость, упадок сил и вялость, портится настроение. Чередование циклов подъёма и спада настроения и энергичности лежит в основе неровности поведения и самочувствия, а также предрасположенности к невротическим срывам и конфликтам.

Сангвиник обладает сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Ему свойственны быстрые реакции, но его поступки обдуманны. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, а также высокую способность приспосабливаться к новым условиям и сопротивляться трудностям. Это жизнерадостный и общительный человек, который легко сходится с новыми людьми, хотя и не отличается постоянством. Сангвиник крайне продуктивен, если дело ему интересно, поскольку он находится в постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Его реакции и эмоции медленные. Флегматик имеет высокую работоспособность, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям. Однако ему сложно быстро реагировать, переключаться, приспосабливаться к новым условиям или отказываться от выработанных привычек. Это внешне стабильный, спокойный человек, даже в трудных ситуациях.

Меланхолик обладает слабой нервной системой и повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Сильные раздражители могут вызвать растерянность и срывы. Поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Почему полезно это знать?

Темперамент влияет на проявление эмоциональных чувств и реактивности. Благодаря эмоциям человек может включиться в деятельность, быть заинтересованным, оценить результат, а не просто давать ответные реакции организма на внешние воздействия. Зная нюансы темперамента, можно определить особенности поведения человека, а, следовательно, найти к нему подход, лучше взаимодействовать в личном и деловом общении. Темперамент не определяет уровень способностей человека, но может подсказать, какие способы он будет выбирать для достижения результатов. Это хорошо заметно в трудовом коллективе, когда несколько человек по-разному выполняют аналогичную работу. Например, флегматику будет трудно активно работать с большим количеством клиентов, когда требуется постоянно переключаться с одной задачи на другую, а холерику — монотонно с документами. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах деятельности могут помогать человеку, в других — мешать. Кроме того, это знание полезно и для лучшего понимания самого себя, своих сильных и слабых сторон. Оно подскажет, как лучше распределять время, силы и нагрузку в любых видах деятельности.

Дубликаты не найдены

Психология | Psychology

7.7K постов 42.9K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

Интересно, почему в каждом посте про темпераменты меланхолики показаны ущербными? 🙂 Остальные типы расписаны как комплекс плюсов и минусов, и только этот – ну вы убогие, канеш, но творческие. Или с точки зрения сильной нервной системы эмпатия, внимание к деталям, склонность сначала думать, потом делать – не то, о чем стоит сказать?

Окей, повторю ещё раз. Я говорю про соотношение. Три типа описаны примерно равномерно: вот смотрите, кучка плюсов, кучка минусов. А тут у нас меланхолики, не знаю, что хорошего о них сказать. Не нравится мой список — ну ок, поставьте другие качества, но сохраните баланс.

Разделение людей на темпераменты слишком грубое, и полной картины не дает. А вот градация на психотипы дает более развернутую картину. Но и тут надо помнить что людей с чистым психотипом практически нет, чаще всего это смесь двух в неравной пропорции.

Эмммм. а ничего, что вы практически слово в слово повторили идею из поста?

Психотипы гораздо более конкретно и детально определены и охарактеризованы, в отличии от темпераментов. Основных насчитывается 12.

Ну в любом случае, это продукт аналитического мышления.

Психотипы: методика 7 радикалов (по В.В. Пономаренко) — тут поразвернутей будет и полезней , имхо..

Ну как бы, ничего нового. Плюс упомянули, что чистых темпераментов практически нет, у каждого человека — это совокупность черт характера, а не шаблоны.

Но всё равно, не стану спорить с классификацией современных взглядов. Но как по мне, так всё намного и намного сложнее.

Определять психотип человека, равнозначно тому, как определять цвет его кожи. Хотя тоже не совсем так, скорее как указывать на расовую принадлежность у метисов.

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

Понравилась метафора

Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя

Мудрый совет от математички

Запомнился на всю жизнь такой случай. Была у нас контрольная по математике, а учитель, назовём её В.Н., совмещала преподавание ещё с какой-то административной должностью. Так получилось, что из-за этого совмещения, сдавать контрольную надо было в какой-то тесной каморке, там помещалось человека 4 плюс она сама. Захожу я, значит, с тетрадкой и что-то начинаю мямлить, какие-то или оправдания, или объяснения, сейчас уже не вспомню точно, но что-то несущественное. На что она мне говорит:

— Послушай, ты мне зачем сейчас вот этим вот голову забиваешь, это вообще к делу не относится, сдай тетрадь и иди. Мне приходится в голове держать столько всего действительно важного, что твой инфошум я и слушать не буду, извини, у меня все полочки в голове уже заняты.

Читайте также:  Страх чувствовать себя плохо

Я тогда сильно смутился, как-то неловко стало, «я же ей объясняю, а она. «. Но В.Н. это как-то по-доброму сказала. Класс 5-й или 6-й был, ну и как там с нами обычно говорили — «лес рук», «а голову ты дома не забыл?» и всё в таком духе, а тут тётя прям по-взрослому да такую ценную штуку сказала. До сих пор помню и только года 2-3 назад прочувствовал и понял, что она имела в виду. И правда, часто мы так сильно льём воду в уши окружающих, не спрашивая надо это им это или не надо, совершенно не уважая личное ментальное пространство. А уж про себя я вообще молчу, бывает столько инфохлама нахватаешься, а для важного места не остаётся. Отличный совет, сам пользуюсь.

Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства

Пост навеян письмами от пользователей нашего приложения для психологической самопомощи — OpenCBT.

Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.

Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного

отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.

Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.

Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».

В книге Дж. Биика — «Тренинг преодоления социофобии» приводится замечательный способ для более правильного различения.

Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.

Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.

Ответ на пост «Купили сыночек квартиру»

Поговорим о некоторых родителях.

О тех, кто сами рады создавать и дальше зависимость своих детей от себя. Они могут орать, жаловаться, топать ногами и проклинать «ленивое» «дитя». Но поверьте, они выпустят его только из своих мертвых рук, а что с ним дальше будет — уже без разницы, этот инструмент выполнил свою задачу. Это их смысл жизни, без их «ребеночка» им нечем будет заниматься, и эта пустота их пугает похлеще атомной войны. Потому что в этой пустоте можно найти себя, не дай боже. А не всякий способен смотреть на настоящего себя и выдержать(или выжить, мухаха!)).

В таких семьях часто бывает, когда в детстве ребенок проявлял самостоятельность, интерес к жизни и инициативу, и это жестоко обрубалось. Такие дети, проектами чьих жизней родители активно занимаются, чаще всего просто живут как их научили жить папа с мамой. Это часть нашей программы адаптации, мы впитываем окружение и учимся у него, приспосабливаемся к жизни, проверяя через практику что хорошо и что плохо, чтобы потом передать это дальше, в своих детях. И дальше, и дальше, и дальше. Другое дело, что если доверчивого ребенка обманывать, и готовить не к реальному миру, а к своим фантазиям, закончиться это может плохо для всех. И в первую очередь для того, кто просто доверял папе с мамой, когда они со злобой его отчитывали за самостоятельность, независимость, желание исследовать мир, себя и проявление инициативы. А к моменту, когда доверчивый ребенок себя выдрессировал так, чтобы мама с папой одобряли, ловушка захлопывается. Мозг уже выучил «правила жизни» и с каждым годом строит себе все более прочный гомеостаз, свыкаясь с бытностью раствора, который держит семью вместе, бытностью пробки, закрывающей дыры в родительских душах.

Хороший пример таких отношений представлен в фильма «Где находится нофелет?» с ныне покойным Владимиром Меньшовым.

Эти ситуации не приговор. Психология и терапия личности рулит. Главное — чем раньше, тем лучше, всем, и родителям, и детям. Чтобы все жили своей жизнью.

Кризис среднего возраста или что это?

Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.

Рад бы описать всё в двух словах, но боюсь не выйдет. Уж если через пару строчек чтения вам надоест — извиняйте)

Исходные данные — я, 32 года, семья, двухлетний ребенок. Всю свою осознанную жизнь я был весьма нервным, раздражительным, нерешительным, и довольно таки неуверенным в себе. Откуда у этого всего растут ноги я наверняка догадываюсь, но не об этом речь, просто примем как данное. И то ли это всё выросло как снежный ком, то ли добавилось еще много каких новых негативных моментов, но сейчас это стало реальной проблемой. Я раздражаюсь часто даже по малейшим поводам — на работе, дома, в общении с друзьями. Подумываю, что на работе некоторые подчиненные меня уже порой ненавидят, жена же пока просто терпит. Стал завистливым — чужому заработку, успеху, достижениям. Если какие то запланированные события пошли не по задуманному плану — сразу испортившееся настроение. Негативно воспринимаю любое мнение, кардинально отличающееся от моего, особенно если его выражают слишком усердно. Многое воспринимаю на свой счет, стал обидчивый и прям ранимый какой-то. Несмотря на мой паршивый характер, близкие друзья у меня есть и с многими дружим более 10 лет. Но вот в каждом я нашел какие-либо мне не нравящиеся черты и будто бы делаю на них упор. Уже до маразма доходит — хотим покрестить ребенка, но мне никого не хочется звать крестным, в одном одно не устраивает, в другом другое. Понимаю и вижу, что и ко мне уже не особо кто тянется. Часто начинаю припоминать какие-либо события в прошлом, когда я поступил неправильно или некрасиво, самокопание процветает. Порой хочется перестать общаться вообще со всеми и уехать жить в лес. Напрягает финансовый вопрос — у меня неплохая работа и зп в пару раз выше средней по городу, но я понимаю, что этого мало сейчас, одна зп на троих. Нужно искать новые способы заработка, как то двигаться, развиваться, но я не знаю и не понимаю, где и с чего начинать и это очень злит.

В общем и целом, сейчас пришло понимание, что я — человек-говно. Я так себе муж, так себе друг, так себе начальник в плане отношения к людям, так себе невесть кто. Надеюсь, что не стану так себе отцом. Конечно, я местами могу накручивать сам себе, но не на пустом месте точно. Понимание, что нужно меняться есть, толку от этого понимания — никакого совершенно. Я могу продержать себя в руках какое то время, но дальше все по новой. Раньше воспринимал свою жизнь как довольно успешную, сейчас же почти ничего не радует и многое не устраивает

Понимаю, что своими силами уже не справлюсь и нужна помощь. Если есть какие-либо книги, которые могут помочь, посоветуйте, я люблю читать, но боюсь это вообще не выход. Если обращаться к врачу, то какому, к психотерапевту? Гуглил кстати цены на прием и малость офигел — в 3-4 раза выше чем к рядовым врачам, а ведь приемов нужно будет немало и жаба душит уже заранее)

Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали

Предназначение в жизни — Икигай

В японском языке есть понятие, которое означает ощущение собственного предназначения в жизни — Икигаи. При этом, икигаи может представлять собой хобби, профессию или семью. Это философия, помогающая находить удовлетворение, радость и осознанность во всех делах каждый день и способствующая долголетия.

Чем раньше вы начнете поиск своего икигай, тем скорее вы начнете ощущать спокойствие и удовлетворение от своей жизни. Вот некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам в поисках.

Достижения. Какие достижения в своей жизни вы считаете самыми ценными? Возьмите лист бумаги и запишите 2-3 своих дела, которыми вы действительно гордитесь. Это может послужить хорошей отправной точкой для поиска своего икигай.

Знания. В чем состоят ваши особые знания и навыки? В чем вы считаете себя специалистом? О чем вы с удовольствием рассказываете, на какую тему читаете литературу? Какие сайты посещаете чаще всего в свободное время?

Ощущения. Работа в той области, в которой вы разбираетесь, является залогом карьерного успеха. Но если вы хотите обрести счастье, то надо заниматься тем, что любишь. Ваш икигай не слишком волнуют ваши деловые успехи, если они не подкреплены радостью в сердце. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь.

Самооценка. Кем вы видите себя в своих мечтах? Вы учитель, юрист, мать, ученый, книгоиздатель, фермер? Возможно, именно ваша оценка своего будущего может стать той линзой, которая поможет сфокусировать все ваши усилия.

Личность. На свете нет одинаковых людей, и разным личностям подходят совершенно различные виды работ. Зная свой тип личности, вы поймете, почему некоторые занятия приносят вам огромное удовольствие, а другие не трогают ни единой струны вашей души.

Можно воспользоваться для поиска икигай и специальной картой, которая показывает, что ваше главное дело распложено на пересечении того, что вам больше всего хочется, и того, что лучше получается.

Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»

На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform

For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.

Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:

Читайте также:  Депрессия у творческого человека

— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;

— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и

— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.

Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.

Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.

Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.

Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.

Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.

Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.

И Мартин сказал:

Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.

Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.

А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.

Мы можем научиться:

— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)

Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)

— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.

И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.

Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.

Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”

То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.

Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)

Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.

Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.

И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.

4. Психология. Жан Пиаже

Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.

Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.

Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?

Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.

Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.

Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.

В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.


Как думать

До Пиаже было принято думать, что ребенок — это низшая форма человека (как минимум, в интеллектуальном смысле). Ребёнок думает неправильно, и его нужно «переучить».

Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».

Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).

Как работает схема? Йанизнаю.
Жан Пиаже описал 2 метода:
* Ассимиляцию — это когда мы берём новую информацию, проводим ее через схему, и засовываем в картину мира. Мы её скушали. Ассимиляция работает только с той информацией, которая «нам по зубам», то есть которую мы в состоянии сравнить с чем-то, с чем сталкивались ранее, и классифицировать её.
* Аккомодация — это когда информация не соответствует схеме, которой мы думаем (птички все маленькие и летают, так почему этих больших пингвинов считают птицами?), в следствии чего приходится корректировать схему.

Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.

Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.


Конструктивизм и самообразование

Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.

Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.

Как саморазвиваться по конструктивизму?
1. Нужен мотив. А лучше много мотивов. Внешние и (особенно) внутренние. Например: хочу стать умнее потому что хочу быть хорошим человеком (внутренний), и помогать людям, чтобы они меня хвалили (внешний).
2. Нужны задачи 3-х типов: легкие, сложные, и очень сложные. Легких должно быть больше чем сложных, сложных должно быть больше чем очень сложных. Пример: хочу прочитать 12 новых книг (очень сложно), по одной книге в месяц (сложно), по 10 страниц в день (легко). Зачем так? Потому что.
3. . нужно постоянное чувство испытания (challenge). Её мы достигаем через сталкивание с легкими, сложными и очень сложными задачами.
4. Нужно любопытство. Любопытство — это состояние, когда мы чего-то не знаем, но мы знаем, что мы можем это узнать (я не знаю что в темном папином гараже, но я могу сейчас зайти и это узнать).

Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?

1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)

Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.


Ум и отношения

Жан Пиаже обратил внимание через различные эксперименты на то, что ребёнок в детстве очень эгоцентрично думает, совсем не считаясь с мнением окружающих (луна всегда следует за МНОЙ, конфеты на кухне все для МЕНЯ, мама плачет потому что Я что-то сделал). Дети до 5-7-и лет часто не способны поставить себя на место другого человека (некоторые и в 40 этим навыком не обладают), этому они учатся во время взаимодействия со сверстниками и другими людьми. Эта способность, по словам ученого, очень важна, и составляет очень весомую часть высшей психической деятельности (самый высший пилотаж — это ставить себя на место неодушевленного объекта).

Эмпатия — способность сопереживать/ ставить себя на место другого человека.

Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.

Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.

Возможно, способность к эмпатии — это место рождения морали. Хотя, ребёнок часто способен ощутить себя несправедливо ущемленным ещё до того, как он начинает интересоваться мнением окружающих о его действиях.


Выводы

Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.

***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.

Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.

Источник

Оцените статью