- Как воспитать патриотизм у ребенка
- Как воспитать патриотизм
- Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
- Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
- Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма
- Содержание статьи
- Почему детей с раннего детства надо воспитывать патриотами
- Какова разница между патриотизмом и шовинизмом
- Консультация «Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?»
- Ход игры: взрослый говорит начало пословицы,
Как воспитать патриотизм у ребенка
Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.
Любовь к родине не входит в комплект знаний, обязательных для «успешного дошкольника». Но это не значит, что родителям не надо воспитывать у малыша уважительное отношение к своей стране. Оно может стать основой для целеустремленности, уверенности в себе и эрудиции. Главное – заинтересовать ребенка.
Елена Кравцова
психолог, Москва
Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.
Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.
Как воспитать патриотизм
Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).
В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.
Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.
- История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
- Как воспитать патриотизм: города и улицы. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
- Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.
Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.
- Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими.
- Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
- Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
- Как воспитать патриотизм у детей: тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».
Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.
Источник
Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма
Содержание статьи
- Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма
- Как воспитать патриотизм
- Как воспитать патриотизм у молодежи
Почему детей с раннего детства надо воспитывать патриотами
Любовь к своей земле, своему народу – это понятное и естественное явление для разумного человека. Ведь он родился в этой стране, делал там первые шаги, начал познавать окружающий мир, впервые произнес слово «мама». В этой стране жили многие поколения его предков. Но эта любовь не возникает сама по себе, ее нужно деликатно и ненавязчиво прививать, причем с самого раннего детства.
Человек, искренне любящий свою страну и свой народ, готов внести посильный вклад на благо родины, а при необходимости – защитить ее. К сожалению, наш мир несовершенен, и между государствами будут возникать споры, даже конфликты. Поэтому неизбежны ситуации, когда руководителям той или иной страны придется жестко отстаивать позицию, интересы своего государства. А для этого им необходима поддержка граждан страны. Красноречивый пример – ситуация вокруг Украины, когда Россия была вынуждена ради защиты своих геополитических интересов и национальной безопасности пойти на жесткую конфронтацию со многими странами Запада, (в первую очередь – США). Но такая поддержка возможна лишь в том случае, если граждане воспитаны в патриотическом духе.
Патриоты, искренне любящие свою страну, постараются избегать неблаговидных поступков, уважительно относиться к другим людям, беречь природу. Они вовсе необязательно должны быть идеалистами, которые видят лишь достоинства своей родины и упорно не замечают недостатков. Но человек, воспитанный в патриотическом духе, не станет огульно обвинять свою страну и ее порядки, а постарается в меру своих сил и возможностей что-то исправить. Хотя бы в самой малости, на бытовом уровне, например, поддерживать чистоту в подъезде, добросовестно работать, достойно вести себя и соблюдать законы, подавая пример другим. Все вышесказанное объясняет, почему детей надо воспитывать патриотами.
Какова разница между патриотизмом и шовинизмом
Однако, как и в любом деле, при воспитании детей в патриотическом духе необходимо избегать крайностей. Ведь настоящий патриот, искренне любя свою родину, своих сограждан, не станет с неприязнью или презрением относиться к другим странам и народам. В противном случае такой «ура-патриотизм» может принять форму шовинизма, а это крайне отрицательное явление, которое не принесет пользы ни самому человеку, ни его стране. Родителям необходимо прививать ребенку не только любовь к своей стране, но и уважение к жителям других стран.
Источник
Консультация «Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?»
яна шипицына
Консультация «Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?»
Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?
В России уделяется большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эту проблему пытаются сегодня решить на высшем государственном уровне. Негативные процессе в современном обществе повлекли за собой утрату таких традиционно -нравственных черт, как смелость, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, милосердие и толерантности.
Проблема патриотического воспитания сегодня является одной из наиболее актуальных в настоящие время и очень сложной. «Патриотизм начинается с колыбели, отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества то, кто не стал истинным сыном матери и отца». Так же, как отец и мать, не объемлемой частью души ребенка, началом, определяющим личность, является место где он вырос. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воздействия на ребенка, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка начиная с самого раннего детства. Известные педагогические принципы- любовь к Родине Начинаются к самым близким людям -отцу, матери,бабушки, дедушки, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу,а также это и воспитание уважительного отношение к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и семьи, и общенародным праздникам.
Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Взрослый должен сам владеть «великим могучим» русским языком.
Существует разнообразные формы воспитания у детей патриотического воспитания. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, соответствующий подбор песен, стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно личный пример взрослого. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда. Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины, к войнам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины — эти черты российского война понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подрожать войнам, быть такими же мужественными и смелыми.
Другой задачей является воспитание детского самосознания через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомит с национальными игрушками, праздниками, творчеством художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями и истории страны, в том числе с государственной символикой, которая является частью культуры и истории страны.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания ми обучения.
Важно, чтоб ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущие.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Ход игры: взрослый говорит начало пословицы,
а ребенок ее продолжает.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Текст для чтения.
Наша Родина (по С. Соловейчику)
Самое прекрасное на свете — Родина.
У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги… Без Родины и без своего народа человек не может жить.
Словесная -игра «Отгадай и назови»
1. Что такое Родина? МЕСТО, ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ И ЖИВЁМ
2. Как называются граждане, проживающие в России? РОССИЯНЕ
3. Как называется главная песня страны? ГИМН
4. Как зовут нашего президента? В. В. ПУТИН
5. Чужая страна, чужая земля? ЧУЖБИНА
6. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях? ГЕРБ
7. Тот, кто сражается с врагом? ВОИН, ЗАЩИТНИК, БОЕЦ
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
ФЛАГ РОДИНЫ МОЕЙ
Флаг бывает разный,
Но мне всего милей
Бело –синий -красный
Флаг Родины моей.
Красный – это кровь,
Пролитая за Русь.
Ты постоять не трусь!
Символ синий – вечность,
Символ мира – белый.
Уважай ты честность!
Будь всегда ты смелый!
Крепость, мощь и сила
В Российском флаге есть,
Он для нас и символ,
Достоинство и честь. (Егор Николаев)
«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.
Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.
Патриотическое воспитание дошкольников 9 мая — Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник — день.
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.
Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу «Женщины на войне». Воевать и сражаться.
Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это — сложный педагогический.
Источник