Почему необходимо воспитать чувство патриотизма

Как воспитать патриотизм у ребенка

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Любовь к родине не вхо­дит в ком­плект зна­ний, обя­за­тель­ных для «успеш­ного дошколь­ника». Но это не зна­чит, что роди­те­лям не надо вос­пи­ты­вать у малыша ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своей стране. Оно может стать осно­вой для целе­устрем­лен­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и эру­ди­ции. Глав­ное – заин­те­ре­со­вать ребенка.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва

Для чего чело­веку пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства? Зачем нужно вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое про­ис­хож­де­ние как от роди­те­лей, так и от сво­его народа. Посте­пенно узна­вая исто­рию страны, осо­бенно ее слав­ные стра­ницы, он будет гор­диться ею, как гор­дится ребе­нок силь­ными умными роди­те­лями, чув­ствуя себя защи­щен­ным бла­го­даря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо про­ве­сти «реви­зию» своих чувств к родине, под­нять из глу­бины души соб­ствен­ные теп­лые чув­ства: гор­дость за дости­же­ния сооте­че­ствен­ни­ков, инте­рес к исто­рии род­ного города и всей страны. Поду­мать, что есть заме­ча­тель­ного и по-насто­я­щему вели­кого, на что отзы­ва­ется сердце.

Это не зна­чит, что надо надеть «розо­вые очки» и не заме­чать недо­стат­ков, кото­рые есть в любом госу­дар­стве. Однако малень­кому ребенку знать о них пока не обя­за­тельно. У него должна фор­ми­ро­ваться пози­тив­ная кар­тина окру­жа­ю­щего его мира, без излиш­них стра­хов и неопре­де­лен­но­сти. Правда, не стоит заво­дить серьез­ный раз­го­вор на пустом месте, про­сто так. «Кра­си­вые» слова о пат­ри­о­тизме без при­вязки к какому-то собы­тию для ребенка ничего не зна­чат и быстро вывет­рятся из его головы. Поэтому лучше вос­поль­зо­ваться достой­ным поводом.

Как воспитать патриотизм

Напри­мер, в мае широко празд­ну­ется День Победы. Его про­сто невоз­можно не заме­тить. Парад и тор­же­ствен­ный салют не оста­вят рав­но­душ­ным ни одного ребенка. Малышу нужно пояс­нить, что это за тор­же­ство. Но с уче­том воз­раста. Самым малень­ким доста­точно ска­зать при­мерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храб­рые сол­даты про­гнали захват­чи­ков. Это было очень трудно, поэтому каж­дый год мы вспо­ми­наем их подвиг, так мы выра­жаем им свое ува­же­ние». С детьми постарше можно пого­во­рить подроб­нее: рас­ска­зать о воен­ной тех­нике, о тру­же­ни­ках тыла, о сме­лых пио­не­рах-героях, пойти в кра­е­вой музей бое­вой славы. Заост­рить вни­ма­ние на памят­ни­ках. Напри­мер: «Смотри, вот памят­ная доска, на кото­рой много фами­лий напи­сано. Ты можешь себе пред­ста­вить, что совсем неда­леко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фами­лии напи­саны на доске, сра­жа­лись здесь за наш район. Им было страшно, но они защи­щали свои дома, своих род­ных и даже чужих людей». Нелишне доба­вить, что вете­раны (те, кто вое­вал) сей­час уже очень ста­рень­кие. Их можно пора­до­вать (напри­мер, пода­рить букет тюль­па­нов или гвоз­дик; напи­сать поздрав­ле­ние в открытке, сде­лан­ной сво­ими руками).

В Рос­сии и в Европе есть мно­же­ство леген­дар­ных памят­ни­ков, посвя­щен­ных героям вто­рой миро­вой войны. Эти мону­менты можно пока­зать ребенку в Интер­нете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Вол­го­граде, «Алеша» в Пло­в­диве, «Воин-осво­бо­ди­тель» в Бер­лине и др. Визу­аль­ное впе­чат­ле­ние важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют бога­тое вооб­ра­же­ние и боль­шое жела­ние что-то узнать. Самое глав­ное для взрос­лых – не «засу­шить» детей фак­тами. Все, что можно исполь­зо­вать для вос­пи­та­ния пат­ри­о­ти­че­ских чувств, должно быть инте­рес­ным, ярким, эмоциональным.

  • Исто­рия семьи. Самое пер­вое, что могут сде­лать роди­тели для про­буж­де­ния пат­ри­о­тизма – это позна­ко­мить ребенка с исто­рией соб­ствен­ной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем рабо­тали, чем увле­ка­лись, чего достигли и о чем меч­тали. Фото­гра­фии или вещи, остав­ши­еся с тех вре­мен, ста­нут пре­крас­ным допол­не­нием к рас­сказу. Ощу­ще­ние, что ты име­ешь отно­ше­ние к боль­шой семье, где до тебя были заслу­жи­ва­ю­щие ува­же­ния люди, напол­нит душу ребенка гор­до­стью. Не менее ценны семей­ные тра­ди­ции, пере­хо­дя­щие из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Напри­мер, соби­раться всем вме­сте на День Победы или печь торт к боль­шим празд­ни­кам. Когда малыш под­рас­тет, ему будет инте­ресно соста­вить вме­сте с роди­те­лями гене­а­ло­ги­че­ское древо своей семьи (хотя бы до пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек). Судьбы наших пред­ков – это наша при­част­ность к судьбе страны.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм: города и улицы. С ран­него воз­раста можно начи­нать вос­пи­ты­вать инте­рес к род­ной земле. Малышу будет любо­пытно узнать, с чем свя­зано назва­ние улицы, на кото­рой он живет, почему и как полу­чили свои имена его город или посе­лок. И дело взрос­лого – рас­ска­зать об этом доступ­ным язы­ком. Не менее важно пове­дать ребенку о зна­ме­ни­тых зем­ля­ках и их заслу­гах, схо­дить вме­сте к памят­ни­кам, уста­нов­лен­ным в их честь. А можно про­сто пока­зать порт­рет мест­ного героя и рас­ска­зать о нем. Малышу при­ятно будет ощу­щать, что он имеет отно­ше­ние к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Зна­ком­ство с фольк­ло­ром и народ­ными про­мыс­лами. Кра­си­вые книжки с рус­скими народ­ными сказ­ками, хоро­шие мульт­фильмы, сим­па­тич­ные тра­ди­ци­он­ные игрушки – все это увле­чет ребенка и помо­жет ува­жать свою страну. Какие книги, фильмы или мульт­фильмы будут у детей – решать роди­те­лям. Но есть такие, кото­рые по-насто­я­щему нужны детям. Напри­мер, сбор­ник мульт­филь­мов «Гора само­цве­тов», создан­ный по моти­вам ска­зок раз­ных народ­но­стей, насе­ля­ю­щих Рос­сию. Перед каж­дой серией – неболь­шая заставка, где гово­рится об исто­рии и зна­че­нии города или реги­она, из фольк­лора кото­рого взята сказка. Сде­лано это так увле­ка­тельно и кра­сиво, что захва­ты­вает вни­ма­ние и детей, и взрослых.
Читайте также:  Через сколько пойдут месячные после стресса

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

  • Зани­ма­тель­ные рас­сказы о досто­при­ме­ча­тель­но­стях. Храм, ста­рин­ный дом, мост, озеро или река не запом­нятся ребенку или сольются в его созна­нии с дру­гими, если не под­кре­пить впе­чат­ле­ние зани­ма­тель­ным рас­ска­зом. Это может быть пре­да­ние или дет­ское вос­по­ми­на­ние кого-то из роди­те­лей, научно уста­нов­лен­ный или спор­ный исто­ри­че­ский факт, глав­ное – он дол­жен быть инте­рес­ным. Напри­мер, таким: В Пскове есть ста­рин­ное зда­ние со стран­ным назва­нием: «Поган­кины палаты». Одна из легенд гла­сит, что когда-то жил-был чело­век в ста­рень­кой избушке. Он делал бочки на про­дажу, то есть был бон­да­рем. Но бочки мало поку­пали, и бон­дарь был очень бед­ным. Одна­жды сидел он в своей малень­кой избушке, рабо­тал. Вдруг мимо него про­бе­жала крыса. Бон­дарь рас­сер­дился, схва­тил пер­вое, что под руку попало, и швыр­нул в крысу. Подо­шел посмот­реть: попал или нет? И уви­дел клад – кучу золо­тых монет. Раз­бо­га­тев, бон­дарь пер­вым делом построил пыш­ные палаты. Их про­звали «Поган­ки­ными», потому что деньги, полу­чен­ные таким зага­доч­ным путем, счи­та­лись нехорошими.
  • Путе­ше­ствия. Необя­за­тельно ехать далеко, можно выбраться на один день в сосед­ний город. Но взрос­лые должны зара­нее гото­виться к поездке, нахо­дить объ­екты, кото­рые могут быть инте­ресны ребенку. И состав­лять марш­рут. В Вели­ком Нов­го­роде есть пеше­ход­ный мост через реку Вол­хов, а рядом с мостом стоит скульп­тура «Устав­шая туристка» – девушка, кото­рая ски­нула туфельки и при­села отдох­нуть. Есть пове­рье: если поло­жишь монетку в туфельку, то обя­за­тельно вер­нешься в Вели­кий Нов­го­род. Если пройти по набе­реж­ной дальше, уви­дишь сидя­щего на ска­мейке улы­ба­ю­ще­гося мед­ведя. Легенда гла­сит: он при­шел в город из дре­му­чего леса, хотел позна­ко­миться с нов­го­род­цами и остался ими очень дово­лен. Воз­вра­щаться обратно в лес мед­ведю не захо­те­лось, он решил остаться и радует теперь жите­лей города и его гостей. Можно при­сесть рядом и «побол­тать» с косолапым.
  • Кос­ми­че­ская одис­сея. Дети любят рас­сказы о кос­мосе, и нашей стране в этом отно­ше­нии есть чем гор­диться. Можно рас­ска­зать ребенку о пер­вых кос­ми­че­ских кораб­лях и кос­мо­нав­тах или пона­блю­дать вме­сте с ним за звез­дами и мига­ю­щими в ноч­ном небе спут­ни­ками, схо­дить в Музей кос­мо­нав­тики или Пла­не­та­рий на соот­вет­ству­ю­щую воз­расту про­грамму или посмот­реть позна­ва­тель­ный фильм дома.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: тема­ти­че­ские игры. Малыши лучше усва­и­вают зна­ния в игро­вой форме. Можно под­го­то­вить сле­ду­ю­щие заня­тия с кар­точ­ками-кар­тин­ками: «Зна­ком­ство с гер­бом род­ного города», «Путе­ше­ствие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – сто­лица нашей родины».

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией. Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

Источник

Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма

Содержание статьи

  • Надо ли в детях воспитывать чувство патриотизма
  • Как воспитать патриотизм
  • Как воспитать патриотизм у молодежи
Читайте также:  Показателями эмоционального процесса являются

Почему детей с раннего детства надо воспитывать патриотами

Любовь к своей земле, своему народу – это понятное и естественное явление для разумного человека. Ведь он родился в этой стране, делал там первые шаги, начал познавать окружающий мир, впервые произнес слово «мама». В этой стране жили многие поколения его предков. Но эта любовь не возникает сама по себе, ее нужно деликатно и ненавязчиво прививать, причем с самого раннего детства.

Человек, искренне любящий свою страну и свой народ, готов внести посильный вклад на благо родины, а при необходимости – защитить ее. К сожалению, наш мир несовершенен, и между государствами будут возникать споры, даже конфликты. Поэтому неизбежны ситуации, когда руководителям той или иной страны придется жестко отстаивать позицию, интересы своего государства. А для этого им необходима поддержка граждан страны. Красноречивый пример – ситуация вокруг Украины, когда Россия была вынуждена ради защиты своих геополитических интересов и национальной безопасности пойти на жесткую конфронтацию со многими странами Запада, (в первую очередь – США). Но такая поддержка возможна лишь в том случае, если граждане воспитаны в патриотическом духе.

Патриоты, искренне любящие свою страну, постараются избегать неблаговидных поступков, уважительно относиться к другим людям, беречь природу. Они вовсе необязательно должны быть идеалистами, которые видят лишь достоинства своей родины и упорно не замечают недостатков. Но человек, воспитанный в патриотическом духе, не станет огульно обвинять свою страну и ее порядки, а постарается в меру своих сил и возможностей что-то исправить. Хотя бы в самой малости, на бытовом уровне, например, поддерживать чистоту в подъезде, добросовестно работать, достойно вести себя и соблюдать законы, подавая пример другим. Все вышесказанное объясняет, почему детей надо воспитывать патриотами.

Какова разница между патриотизмом и шовинизмом

Однако, как и в любом деле, при воспитании детей в патриотическом духе необходимо избегать крайностей. Ведь настоящий патриот, искренне любя свою родину, своих сограждан, не станет с неприязнью или презрением относиться к другим странам и народам. В противном случае такой «ура-патриотизм» может принять форму шовинизма, а это крайне отрицательное явление, которое не принесет пользы ни самому человеку, ни его стране. Родителям необходимо прививать ребенку не только любовь к своей стране, но и уважение к жителям других стран.

Источник

Консультация «Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?»

яна шипицына
Консультация «Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?»

Нужно ли патриотическое воспитание современным дошкольникам?

В России уделяется большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эту проблему пытаются сегодня решить на высшем государственном уровне. Негативные процессе в современном обществе повлекли за собой утрату таких традиционно -нравственных черт, как смелость, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, милосердие и толерантности.

Проблема патриотического воспитания сегодня является одной из наиболее актуальных в настоящие время и очень сложной. «Патриотизм начинается с колыбели, отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества то, кто не стал истинным сыном матери и отца». Так же, как отец и мать, не объемлемой частью души ребенка, началом, определяющим личность, является место где он вырос. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воздействия на ребенка, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка начиная с самого раннего детства. Известные педагогические принципы- любовь к Родине Начинаются к самым близким людям -отцу, матери,бабушки, дедушки, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу,а также это и воспитание уважительного отношение к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и семьи, и общенародным праздникам.

Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Взрослый должен сам владеть «великим могучим» русским языком.

Существует разнообразные формы воспитания у детей патриотического воспитания. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, соответствующий подбор песен, стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно личный пример взрослого. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда. Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины, к войнам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины — эти черты российского война понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подрожать войнам, быть такими же мужественными и смелыми.

Читайте также:  Шестое чувство это фразеологизм или

Другой задачей является воспитание детского самосознания через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомит с национальными игрушками, праздниками, творчеством художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями и истории страны, в том числе с государственной символикой, которая является частью культуры и истории страны.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания ми обучения.

Важно, чтоб ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущие.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Ход игры: взрослый говорит начало пословицы,

а ребенок ее продолжает.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Текст для чтения.

Наша Родина (по С. Соловейчику)

Самое прекрасное на свете — Родина.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги… Без Родины и без своего народа человек не может жить.

Словесная -игра «Отгадай и назови»

1. Что такое Родина? МЕСТО, ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ И ЖИВЁМ

2. Как называются граждане, проживающие в России? РОССИЯНЕ

3. Как называется главная песня страны? ГИМН

4. Как зовут нашего президента? В. В. ПУТИН

5. Чужая страна, чужая земля? ЧУЖБИНА

6. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях? ГЕРБ

7. Тот, кто сражается с врагом? ВОИН, ЗАЩИТНИК, БОЕЦ

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

ФЛАГ РОДИНЫ МОЕЙ

Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Бело –синий -красный

Флаг Родины моей.

Красный – это кровь,

Пролитая за Русь.

Ты постоять не трусь!

Символ синий – вечность,

Символ мира – белый.

Уважай ты честность!

Будь всегда ты смелый!

Крепость, мощь и сила

В Российском флаге есть,

Он для нас и символ,

Достоинство и честь. (Егор Николаев)

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольников 9 мая — Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник — день.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу «Женщины на войне». Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это — сложный педагогический.

Источник

Оцените статью