Почему характер эмоциональной реакции не всегда адекватен характеру самого воздействия

ЛЕКЦИЯ 12. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических сте­реотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке стереотипов, а приятные, привычные внешние условия облегчают об­разование временных связей и переживаются как положительные со­стояния.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигналь­ная система. Переживания могут возникнуть не только при непосред­ственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный ха­рактер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, ин­теллектуальные и эстетические.

Электрофизиологические исследования установили огромное зна­чение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической сис­темы. Специальные эксперименты обнаружили там существование цен­тров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни человека.

Рассмотрим несколько теорий эмоций.

Первый, кто пытается раскрыть биологическую природу чувств, были Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение, и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.

Выразительные движения, как показал Ч. Дарвин, носят приспо­собленный характер. На основе дарвиновского понимания эволюции приспособленных реакций организма можно утверждать, что эмоцио­нальные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав ус­ловия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде.

Из дарвинской точки зрения на эволюцию полезных приспособ­лений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в про­цессе эволюции и развития до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственнос­тью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важ­ных функций животного.

В животном мире возникновение эмоций также связано с удов­летворением или неудовлетворением, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограничены и бедны.

У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, ра­дость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.

Близка к этой теории эмоций, предложенная американским фило­софом и психологом Джеймсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двига­тельной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выражен­ными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой яко­бы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изме­нениями. Джеймс трактовал эти изменения, как причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения, — это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он пла­чет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что те­лесные изменения, возникающие при различных, эмоциональных со­стояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснить качественные различия в высших, эмоциональных пережи­ваниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступле­ния органических сигналов в мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардал, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно.

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина построена на основе представлений о целостной физиологической архитектуре любого при­способительного акта, какими являются эмоциональные реакции.

Читайте также:  Профилактика стресса у собаки

Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в случае, если обратная информация совпадает или превы­шает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации по­рождает отрицательные эмоции.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, выполняют сигнальную и регулирующую функцию.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что пережива­ния возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, застав­ляют преодолевать встречающие на пути преграды.

Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, назы­вают экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообра­зен. Причем важно не только значение слова, но и то, что сказано: интонация, тембр голоса и т.д.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состоя­ние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не толь­ко во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляется определенного характера жесты, (пан­томимика), возникают специфические оттенки в интонациях.

Познание человеком окружающей действительности будет непол­ным, если оно ограничивается только рациональным знанием, оно не­мыслимо без так называемой эмпатии, т.е. способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других.

В сложном волевом действии можно выделить несколько основ­ных стадий и этапов.

  1. Цель и стремление достичь ее.
  2. Осознание ряда возможностей достичь цели.
  3. Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности.
  4. Борьба мотивов и выбор.
  5. Принятие одной из возможности в качестве версии.
  6. Осуществление принятого решения.

Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оце­ниваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. При очень волевых качествах личности , можно ис­ходить из следующих их определений: целеустремленность, настойчи­вость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнитель­ность.

Основу воспитания воли человека составляет воспитание его во­левых качеств, в процессе его прежде всего самовоспитания. Следует понимать: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

  1. Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании.
  2. Чувства, как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительнос­ти в чувствах и чем оно отличается от отражения, совершаемого в процессах восприятия, памяти и прочее?
  3. Чем объясняется, что если дать возможность человеку «выгово­риться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
  4. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен ха­рактеру самого воздействия? Объясните причины возможного со­ответствия или несоответствия.
  5. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв реше­ние, человек иногда вновь начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действо­вать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с испол­нением решения можно подождать. Чем объясняется возникнове­ние этих противоречий? О каких особенностях воли личности это говорит?

Аффект — психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное пе­реживание, при котором происходит нарушение волевого контроля.

Амбивалентность — одновременное переживание противополож­ных эмоций и чувств (характер, радости и горя, смеха и печали).

Апатия — психическое состояние, вызванное утомлением, тяже­лым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере инте­реса и безразличии к окружающему.

Вдохновение — психическое состояние, в состав которого вхо­дят стенические эмоции и творческое мышление.

Депрессия — подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Ирония — тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне поло­жительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.

Читайте также:  Плохо когда нет настроения вот у меня оно всегда есть правда иногда хреновое

Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познава­тельной деятельностью.

Любознательность — интеллектуальное чувство, проявляющее­ся как потребность в познании.

Нравственные чувства — переживания человека в его отноше­ниях к другим и к обществу.

Страсть — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин: интересы, убеждения.

Стресс — состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанного с эмоциональной перегрузкой.

Тревога — начальная стадия стресса, которая перестает в состоя­ние некоторого страха перед трудностями.

Чувство — психический процесс, который заключается в пережи­вании в различной форме, это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмоция — реакция человека и животного на воздействие внут­ренних и внешних раздражителей.

Эстетические чувства — чувства красоты, которые ярко прояв­ляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, со­бытий общественной жизни.

Источник

Эмоциональные реакции: определение, виды, сущность, выполняемые функции и их влияние на человека

Человек сталкивается с эмоциональными реакциями каждый день, но редко о них задумывается. Тем не менее они сильно облегчают ему жизнь. Что же дает эмоциональная разрядка человеку? Она помогает сохранять нервы в порядке. По этой причине те персоны, которые скрывают проявление своих эмоций, чаще страдают сердечными недостаточностями и нервными болезнями.

Определение

Что такое эмоциональная реакция? Это процесс, который выражается в действиях, словах или же состоянии. Он возникает в ответ на душевное или же внешнее раздражение. Например, вас кто-то напугал, и вы начинаете переживать. Или же вам кто-то сделал сюрприз, и вы обрадовались. Эмоциональная реакция на одну и ту же ситуацию у двух людей может быть разной. Все будет зависеть от того, как та или иная персона смотрит на сложившуюся ситуацию. Каждый человек является автором своих эмоций, по этой причине люди могут не только искренне чему-то радоваться, но и подделывать свои эмоции. А порой рамки приличия заставляют человека сдерживать свои чувства. Но все же от взгляда внимательного зрителя не ускользнет реальная эмоция и ее наигранный прототип.

Какие бывают виды эмоциональных реакций? Условно их можно разделить на две группы. В первой эмоции делятся по своей положительной окраске.

  • Позитивные. Положительных эмоций у человека меньше, чем отрицательных. Это связано с тем, что в жизни не так много приятного? Не совсем. Исторически так сложилось, что человеку было хорошо там, где ему было спокойно. А спокойное течение жизни не вызывает никаких ярких эмоций.
  • Негативные. Отрицательных эмоций у человека больше, чем положительных. Возможно, это связано с тем, что наши предки тратили много время на охоту и защиту себя и своей семьи. По этой причине у них было много эмоций, связанных со страхом и раздражением.

На какие еще виды могут делиться эмоциональные реакции?

  • Врожденные. Человек не знает, что такое гнев, с рождения. Эта эмоция приобретенная. А вот о том, что такое страх, знает даже младенец.
  • Выученные. Развиваясь, ребенок познает мир и учится выражать свои эмоции. Обучают свое чадо родители. Они следят за тем, чтобы ребенок мог в соответствии с общепринятыми нормами реагировать на ту или иную ситуацию.

Примеры

Какие вы знаете эмоциональные реакции? Ниже представлены 6 основных.

  • Гнев. Эта реакция возникает в человеческой душе тогда, когда ожидание не совпадает с реальностью. Настроение у человека портится, и он начинает раздражаться. Чтобы нервы не сдали, он выплескивает все наружу, чаще всего на собеседника или на того, кто оказался ближе всего.
  • Радость. Когда человек чем-то доволен, он улыбается и смеется. Такая реакция возникает на положительные события.
  • Тоска. Грустное состояние время от времени присуще всем. Благодаря тоске человек может острее ощущать радость.
  • Страх. Это врожденное чувство, которое человек непроизвольно испытывает всякий раз, когда находится в потенциальной опасности. Срабатывает инстинкт выживания, который предупреждает о грядущей беде.
  • Удивление. Эта эмоциональная реакция может быть и положительной, и отрицательной. Все будет зависеть от обстоятельств, в которых человек столкнется с удивлением.
  • Отвращение. Подобным образом человек реагирует на то, что ему неприятно. Эмоция эта приобретена и формируется под воздействием воспитания.
Читайте также:  Как справиться со стрессом после развода с мужем

Степени

Эмоциональные реакции человека развиваются в трех направлениях. Условно их можно охарактеризовать тремя степенями.

  • Быстрота. Каждая эмоциональная реакция наступает молниеносно, а вот сколько она будет длиться, человек не знает. Все зависит от того, насколько сильно заденет персону то или иное обстоятельство.
  • Глубина. Даже если человека что-то вывело из себя, обида может быстро пройти, так же как и радость. А вот насколько сильно эмоция поразит человека, будет определяться глубиной чувств конкретной личности к персоне или объекту, который вызвал эмоциональную реакцию.
  • Интенсивность. Одни эмоции запоминаются надолго, а другие быстро проходят. Это и называется интенсивностью реакции.

Эмоции бывают разными, и реакции человека на эти эмоции тоже. То, что персону не интересует, проходит тихо и не задевает тонких струн души. То, что для человека важно, оставляет сильный отпечаток. Какие же бывают типы эмоциональных реакций?

  • Эмоциональный отклик. Такая реакция считается самой стандартной и ходовой. Вас что-то расстроило или обрадовало, вы смеетесь или плачете соответственно. Эмоциональные реакции ребенка должны развивать родители. Если они этого не делают, значит, их чадо вырастит бесчувственным эгоистом.
  • Эмоциональная вспышка. То, что не попадает под определение ”отклик”, смело можно называть вспышкой. Это короткая сильная реакция, которая накладывает отпечаток на душу человека. Если вы неожиданно и сильно напугаете друга, то можете увидеть яркий пример эмоциональной вспышки.
  • Эмоциональный взрыв. Такая реакция, в отличие от вспышки, не молниеносна. Она может произойти вследствие череды обстоятельств, которые поочередно вызывали сначала эмоциональный отклик, а затем вспышку.

Функции

Зачем нужны эмоциональные реакции и состояния человеку?

  • Регуляторная. Чтобы нервная система могла нормально функционировать, ей время от времени нужно разряжаться. За счет выплеска эмоций снимается напряжение и нервы приходят в норму.
  • Оценочная. Человеку необязательно что-то проверять на собственном опыте, чтобы понять, хорошо это или плохо. Персона может предположить эмоции и реакции на них, которые будет испытывать в той или иной ситуации.
  • Побудительная. Некоторые эмоциональные реакции заставляют человека что-то делать. Если учесть правдивость поговорки, что движение – это жизнь, то именно благодаря получению конкретных эмоций человек может продолжать двигаться.
  • Коммуникативная. С помощью языка тела человек может передать даже больше информации, чем он сможет это сделать вербально, обратившись к помощи слов.

Первая реакция

Человек может скрыть от посторонних многое, но не свои чувства. Сильные душевные волнения всегда передаются за счет эмоциональных реакций. Примером такого поведения могут быть искусственные улыбки, которые сегодня принято ”надевать” в обществе. Если ваш знакомый на подходе к вам держит мрачную мину, но его лицо преображается, когда человек подошел уже практически вплотную, это значит, что личность не очень добродушно настроена. Нарисовать эмоции на лице можно, но опытному глазу неискренность видна сразу. Так же как и явная радость, которая выдает симпатию одной личности к другой. Если при появлении человека в компании из трех персон одна из них начинает широко улыбаться, то это явный признак неравнодушного отношения. Так что если вы хотите знать, как к вам относится человек, посмотрите на то, как он себя ведет при вашем появлении.

Источник

Оцените статью