Почему герой пытается освободиться от чувства любви

IV. Аналитическая беседа по рассказу «Солнечный удар»

— В чем особенность завязки рассказа?

(Рассказ начинается без вступления, как будто являясь продолжением какой-то истории. Писатель словно выхватывает кусок жизни — кусок самый яркий, как «солнечный удар». Герои не имеют имен, просто она и женщина и мужчина. Писатель не называет имена героев — ему важно показать само чувство и то, что оно делает с человеком.)

— Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

(Рассказ очень короткий, в нем опущены длинные описания, опущены причины, толкнувшие героев друг к другу. Это остается тайной, которая и не может быть разгадана.)

— В чем особенность портрета героини?

(Бунин не описывает внешность героини, а выделяет главное в ней — простой, прелестный смех говорит о том, как «все было прелестно в этой маленькой женщине».)

— Какой Бунин описывает незнакомку после ночи в номере?

(«Она была свежа, как в семнадцать лет смущена очень немного по-прежнему была проста, весела и — уже рассудительна».)

— Как она объясняет то, что с ними произошло?

(«На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Женщина первой поняла остроту случившегося и не возможность продолжения этого слишком сильного чувства.)

— Что изменилось в номере после ее отъезда, что напоминает о ней?

(«Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он еще был полон ею — и пусть. Остались лишь запах хорошего английского одеколона и недопитая чашка, а ее уже не было. ».)

— Какое впечатление это произвело на поручика?

(Сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что он поспешил закурить и несколько раз прошелся взад и вперед по комнате. Поручик смеется над своим «странным приключением», и в то же время на глаза «навертываются слезы».)

— Какова роль детали в этом рассказе?

(В начале рассказа детали портрета героини: «Маленькая сильная рука пахла загаром легкое холстинковое платье» — подчеркивают естественность, простоту и прелесть женщины. Несколько раз встречается слово «маленькая» — свидетельство беззащитности, слабости (но при этом и силы — «маленькая сильная рука»), нежности.

Другие детали (запах одеколона, чашка, отодвинутая ширма, неубранная постель, шпилька, забытая ею) усиливают впечатление реальности произошедшего, углубляют драматизм: «Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние». Пароход является символом разлуки.)

— Что означает такая, казалось бы, маленькая деталь — забытая героиней шпилька?

(Это последний след «маленькой женщины», зримый, реальный. Бунину важно показать, что чувство, вспыхнувшее уже после мимолетной встречи, не покинет героя.)

— Какие новые чувства появилось у поручика?

(Все чувства поручика словно обостряются. Он «помнил ее всю, со всеми малейшими ее особенностями, помнил запах ее загара и холстинкового платья, ее крепкое тело, живой, простой и веселый звук ее голоса». И еще новое чувство, ранее не испытанное, мучит поручика: это странное, непонятное чувство. Он не знает, «как прожить весь следующий день без нее», чувствует себя несчастным.

Это чувство постепенно преобразуется: «Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость. а вместе с тем сердце просто разрывалось на части».)

— Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

(«Солнечный удар», поразивший поручика, был слишком сильным, непереносимым. Непереносимы оказались и счастье, и боль, сопровождавшая его.)

— Для чего автор описывает природу? Какую роль играет пейзаж?

(«Солнечному удару» сопутствует природная жара, которая усугубляет чувство потери. Раскаленные улицы не могут развеять боль разлуки и тоску. Природа в рассказе подчеркивает силу внезапно вспыхнувшего чувства и неизбежность расставания.)

Читайте также:  Стресс презентация для подростков

— Слишком большая любовь — почему она драматична и даже трагична?

(Вернуть любимую нельзя, но и жить без нее невозможно. Избавиться от внезапной, неожиданной любви герою не удается, «солнечный удар» оставляет в душе неизгладимый след.)

— Как отразились на герое переживания минувшего дня?

(Герой чувствует себя постаревшим на десять лет. Мгновенность пережитого впечатления сделала его настолько острым, что кажется, в нем вместилась чуть ли не целая жизнь.)

Итоговые вопросы по рассказу:

1. Как следует понимать заглавие рассказа? Какой смысл вкладывает писатель в эпитет «солнечный»? Как варьируется этот смысл на протяжении повествования?

2. Объясните, как Бунин рисует внутренний мир человека. С кем из русских писателей ХIХ века вы можете сопоставить используемые им приемы психологического анализа?

3. Приведите примеры кольцевой композиции произведения. Можно ли говорить об абсолютной идентичности «начал» и «концов»?

Вывод:

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь — это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

Задания:

1. Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

2. Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви?

Источник

Сочинение на тему «Тема любви» в рассказе Солнечный удар Бунина И.А.

В творчестве Бунина основное место занимает тема любви. Он эмоционально и красиво описывает это чувство. Герои Бунина испытывают сильные эмоции, страстно желают близости. В его произведениях любовь – разрушительная, поглощающая сила. Резко вспыхнув на один миг, подобно солнечному удару, она приводит к ощущению бесцельности существования. Главный герой чувствует полную опустошенность, потеряв предмет любви.

Действия, описанные в рассказе, происходят на пароходе, плывущем по Волге. Два пассажира, мужчина и женщина, знакомятся друг с другом. События развиваются стремительно, уже через три часа они сходят с парохода на первой попавшейся пристани, чтобы вместе провести ночь. На утро они расстаются – женщина замужем, она уезжает. После ее отъезда мужчина не находит себе места, мир блекнет, а его жизнь теряет смысл.

Любовь главных героев похожа на солнечный удар – это яркая вспышка счастья. Мужчина и женщина по-разному воспринимают это чувство. После ночи любви, женщина спокойна и собрана, она уезжает. Женщина относится к их знакомству, как к временному счастью. На утро она уже готова уехать, не оставляет адреса, не говорит своего имени.

Совсем по-другому относится к встрече мужчина. Ему кажется, что он теряет самое дорогое в жизни. Поручик воспринимает мимолетную связь с женщиной и расставание с ней не как приятное приключение, а как невосполнимую утрату.

Автор красиво и эмоционально описывает чувства своих героев, их вспыхнувшую страсть. Этот роман происходит на фоне великолепной природы, на пароходе, плывущем по Волге-реке. Представляется замечательный летний день, зеркальная синева воды и двое влюбленных, охваченных сильным влечением, проживающих бурю чувств.

Мне не нравится, что, в итоге, после встречи с женщиной герою становится не лучше, а хуже. Если уж он почувствовал такую сильную любовь, то жаль, что он ничего не предпринял для продолжения отношений. Возможно, он бы мог убедить свою спутницу продолжать их знакомство. Женщина уже один раз уступила ему, когда он настойчиво предложил сойти на берег. Не исключено, что она бы подчинилась ему, если бы он настаивал на дальнейшем знакомстве.

Если драгоценные минуты были потеряны, и женщина уже уехала, то стоит отпустить ее с миром и счастливо жить дальше.

Источник

И. А. Бунин . Тема любви одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:
Читайте также:  Есть ли апатия у депрессии

ОК. Рассказы И. А. Бунина о любви

Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено.
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!

. Тема любви — одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина.

В бунинском творчестве, начиная с 10-х гг.проходят перед читателем герои раз и навсегда опалённые сильной и
мучительной любовью, которая сокрушает их жизни.

Переплетение светлых и тёмных сторон жизни — одна из особенностей бунинской прозы. Писатель с какой-то
особенной художественной страстью обращался к важнейшим темам любви и смерти. Бунин находит таинственную связь
между ними. Чем пессимистичнее смотрит Бунин на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней роковой черте. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где происходит обязательная расплата за счастье или удовольствие.

«МИТИНА ЛЮБОВЬ» 1925г

—Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием героя?

. Бунин подчеркивает постоянный жизненный контраст: с одной стороны, чистота души, искренность чувств, с другой —
несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства.

Ощущение катастрофичности бытия, непрочности человеческих отношений и самого существования, обреченности любящего человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов.

. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена»

Любовная проза Бунина — продолжение его лирики. Писатель постоянно обращался к теме любви, показывая
многогранность и многоликость ее проявлений. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое — счастье оказывается недостижимым.

«ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» 1915

Как вы понимаете название рассказа?

Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей-помещиков?

Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?

Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?

Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?

Какую роль играет этот портрет в рассказе?

Какие детали играют в рассказе важную роль?

. Во-первых, венчальные свечи — символ закрепленного и освященного церковью союза мужчины и женщины. Во-вторых, названия книг. В-третьих, ожерелье Лушки

Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?

В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?

Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?

Что же за человек этот Хвощинский — действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

. Для Бунина любовь — великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Но картины семейного благополучия писательне изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако мгновение это остается в душе навсегда
«ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» 1916 г

. Героиня этого рассказа — прообраз того загадочного, даже рокового женского типа, который Бунин неоднократно выводил в произведениях

Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?

Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

Как вы понимаете название рассказа?

ВЫВОД: Возвышая любовь, писатель говорит о том, каким опасностям она подвергается в жизни, какие извращённые формы может приобретать. В этом смысле «Лёгкое дыхание» — суд художника над моралью взрослых. Фальшивых людей. Погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Оля Мещерская — само «лёгкое дыхание» жизни. Ей противостоит враждебный мир взрослых: начальница гимназии с ровным пробором. Брат начальницы — старый развратник, казачий офицер. Жестоко обрывается праздничная жизнь — и ничего, кроме медальона на могильном кресте.

Читайте также:  Кому молится при депрессиях

. В двадцатые годы Бунин все чаще, пишет о любви «как о высшем даре судьбы, — и чем прекраснее этот дар, те»
он скоротечней».

Прекрасно только естественное, невыдуманное чувство любви. В истинной любви есть что-то общее с
гармоничной природой.

С любовью или без неё — два противостоящих и несовместимых типа жизни и бытия личности.

«СОЛНЕЧНЫЙ УДАР» 1925 г

В чем особенность завязки рассказа?

Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

В чем особенность портрета героини?

Какой Бунин описывает незнакомку после ночи в номере?

Как она объясняет то, что с ними произошло?

Что изменилось в номере после ее отъезда, что напоминает о ней?

Какое впечатление это произвело на поручика?

Какова роль детали в этом рассказе?

. В начале рассказа детали портрета героини подчеркивают естественность, простоту и прелесть женщины. Другие детали усиливают впечатление реальности произошедшего, углубляют драматизм. Пароход является символом разлуки.

Что означает такая, казалось бы, маленькая деталь — забытая героиней шпилька?

Какие новые чувства появилось у поручика?

Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

Для чего автор описывает природу? Какую роль играет пейзаж?

Слишком большая любовь — почему она драматична и даже трагична?

Как отразились на герое переживания минувшего дня?

. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того: оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни, — и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, уничтожится.

Как следует понимать заглавие рассказа? Какой смысл вкладывает писатель в эпитет «солнечный»? Как
варьируется этот смысл на протяжении повествования?

—Объясните, как Бунин рисует внутренний мир человека. С кем из русских писателей ХЕХ века вы можете
сопоставить используемые им приемы психологического анализа?

—Приведите примеры кольцевой композиции произведения. Можно ли говорить об абсолютной идентичности
«начал» и «концов»?

Задания для закрепления

Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви?

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное,
ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь — это великая бездна, загадочная и
необъяснимая, сильная и мучительная.

Любовь, по убеждению Бунина, — некий высший. Напряжённый момент бытия: подобно зарницам в ночи. Она
озаряет всю жизнь человека. Эта мысль особенно важна для Бунина с его повышенным, обострённым чувством
жизни.

Творческие задания по творчеству И. А. Бунина

Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В. Я. Лакшина: «Герои Чехова живут под игом долга,
герои Бунина — под звездою рока».

Какими примерами творчества А. П. Чехова и И.А. Бунина можно проиллюстрировать точку зрения критика и
литературоведа В. Я. Лакшина: «У Чехова бьется пульс современной, ищущей мысли, и в самом «чистом художестве» виден беспокойно думающий о смысле бытия человек. У Бунина больше созерцания жизни и упоения ею. Это тоже постижение мира, но иное. Мысль, осмысление требуют действия в сюжете. Созерцание одаряет описаниями недостижимо художественными, как бы отпечатанными с сетчатки глаза и почти самодельными: природы и погоды, обыкновений и случаев, мужчин и женщин».

Какие произведения И. А. Бунина позволили критику и литературоведу В. Я. Лакшину сделать заключение о секрете
притягательной силы его искусства? Обоснуйте свой ответ.

«Бунинский художественный гедонизм, тяга запечатлеть и удержать для «второй жизни», пусть как бы и самодельно,
впечатления бытия с особой обостренностью всех пяти чувств — важнейшая часть притягательности его искусства».

Домашнее задание: учебник с.365 и далее вопр. 2. 7. 13. готовиться к сочинению

Источник

Оцените статью