- Урок по рассказу Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади»
- Анализ рассказа Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» (Школьные сочинения)
- Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». «Лошадь тоже человек» план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». «Лошадь тоже человек»( сл.№1 )
Урок по рассказу Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади»
Цели урока:
Обучающая: кратко познакомить с биографией и творчеством Ф.А.Абрамова.
Развивающая: развивать речь и образное мышление учащихся.
Воспитывающая: прививать любовь ко всему живому; воспитывать гуманное отношение к тому, что нас окружает.
Методы: эвристическая беседа; репродуктивный; комментированное чтение.
Эпиграфы к уроку:
Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.
Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь
II .Д/з написать сочинение «Зачем нам нужны животные? »
III . Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).
Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, — порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение.
(Запись темы урока в тетрадь).
I V . Беседа о биографии писателя.
Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя — младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:
Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.
В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.
В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.
В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было».
В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.
В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие — тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток.
Он не дополз до заграждения нескольких метров — пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.
С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.
27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.
Прочитаем статью в учебнике.
Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).
Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… « Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»
V . Переход к произведению.
За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.
V I . Беседа по произведению.
1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).
2) Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.
Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).
3)Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).
4)В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).
5)Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
6)Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста).
Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.
V II . Слово учителя. “Лошадиная жизнь”.
Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице.
Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.
Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизиться к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.
V II I. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).
Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).
Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).
Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).
О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).
Зачитывается отрывок из рассказа
К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относиться и к другим людям).
I X . Творческая часть.
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”
(В течение 5 минут учащиеся работают над сочинением, затем заслушиваются три работы)
1. Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.
2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.
3.Над чем заставляет задуматься Ф.Абрамов в своём рассказе?
Источник
Анализ рассказа Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» (Школьные сочинения)
Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у Ф. Абрамова? Какую роль в повествовании играет описание лошади?
Лошади вызывали у рассказчика острое чувство жалости, потому что они находились в бедственном положении, в ужасном состоянии, никто за ними не ухаживал. Вечно пьяный конюх Миколка иногда день и ночь не заявлялся к ним. Привязанные к колу лошади не могли сами о себе позаботиться.
Они съедали вокруг кола не только всю траву, но и дернину, добираясь до земли. Лошади томились, умирая от жажды, их донимал гнус – комары и мошкара.
Описание лошади по кличке Рыжуха играет важную роль в повествовании. С одной стороны, подчёркивается, что Рыжуха ничем не отличалась от остальных некрупных и неказистых лошадок из породы мезенок, обладая выносливостью, неприхотливостью, хорошей приспособленностью к тяжёлым условиям Севера. Так же, как и другие лошади, она стойко переносила тяготы жизни, и это отразилось на её внешнем виде. В четыре – пять лет у неё уже была сбита спина под седёлкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть. С другой стороны, Рыжуха всё-таки выгодно выделялась среди своих сородичей. Большинство лошадей выглядело неряшливо. Они казались какими-то опустившимися, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обречённостью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре. Рыжуха же была кобылка чистая. Она сохранила весёлый, неунывающий характер, норовистость молодости. Противопоставление Рыжухи другим лошадям подчёркивает, что она не смирилась со своей участью и её тронул рассказ старой лошади о том, что раньше о лошадях заботились.
Как объяснить название рассказа «О чём плачут лошади» и слова «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? В чём рассказчик обманул Рыжуху?
Название рассказа помогает понять тему этого произведения – отношение к лошадям в советскую эпоху 70-ых годов (рассказ написан в 1973 году). Лошади не были частной собственностью, они принадлежали обществу, колхозу, и за ними плохо ухаживали. Лошади плачут не только о своей печальной судьбе, о невыносимых условиях, в которых они содержатся, но им больнее оттого, что в прошлом к лошадям было совсем другое отношение: о них заботились, их жалели и берегли «пуще всего на свете».
Рассказчик вспоминает о своём любимом коне по кличке Карько. После войны в 1947 году он вернулся в родительский дом и сразу же захотел увидеть любимого коня. Но старик-конюх сообщил, что Карько закончил свой жизненный путь в День Победы. Самой старой доходягой пожертвовали, что- бы отпраздновать Победу. Рассказчик попытался отыскать останки своего коня. Поэтому он и произносит такую фразу: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…» В произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» волхв, вышедший из леса «кудесник», предсказал Олегу смерть от его же коня. Князь Олег послушался предсказателя и трогательно простился с конём: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга!» Он приказал отвести коня в конюшню и заботиться о нём, кормить только отборным зерном, поить чистой ключевой водой. Спустя годы князь вспомнил о своём боевом товарище, но ему сообщили, что коня нет в живых. Олег пожалел, что послушался кудесника, «безумного, лживого старика», ведь он напрасно расстался с конём, которого так сильно любил. Князь Олег пожелал проститься с конём и посмотреть на его останки. Таким образом, эта фраза подчёркивает, что в душе каждого человека живёт любовь к лошади, самому благородному и трудолюбивому животному, верно и преданно служащему человеку.
Рассказчик обманул Рыжуху, когда не ответил на её вопрос, правда ли, что раньше лошади жили намного лучше, их любили, о них заботились. Он чувствовал свою вину перед лошадью и поэтому напустил на себя бесшабашную удаль. Избегая смотреть в глаза лошади, он торопливо бросил перед ней кусок хлеба и с разудалой театральностью распрощался с Рыжухой. Он не мог сказать бедолагам правду о прежних счастливых лошадиных временах, потому что это непременно родило вопрос: а почему сейчас так плохо обращаются с лошадьми. Рассказчик понимал, что совершил непоправимое, страшное, что он обманул Рыжуху, что теперь у него уже не будет искренних и доверительных отношений с Рыжухой, и на него навалилась «тяжёлая лошадиная тоска».
Источник
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». «Лошадь тоже человек»
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме
Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лощади»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_chem_plachut_loshchadi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». «Лошадь тоже человек»( сл.№1 )
Цели урока: (сл. №2)
- Подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, её жителям, где всколосилась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому, призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает;
- развивать речь и образное мышление учащихся.
Эпиграфы к уроку (сл. №3)
Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.
Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь В.Маяковский
Подковы и масти – людям на счастье.
Поговорка.
I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).
Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, — порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).
II. Беседа о биографии писателя. (сл.№4)
1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя — младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:
Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.
В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.
В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.
В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было».
В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.
В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие — тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток.
Он не дополз до заграждения нескольких метров — пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.
С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.
27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.
Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.
3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).
4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… « Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»
III. Переход к произведению.
За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.(сл. №5)
IV. Беседа по произведению.
1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).
2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).
3) Краткий пересказ по плану (сл. №6-10)
4) Ребята, некоторые из вас подготовили иллюстрации к рассказу, в которых вы показали эпизоды, наиболее понравившиеся. Покажите свои рисунки и прокомментируйте их.
5) Работа с текстом и беседа.
Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.
Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).
Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).
В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).(сл. №7)
Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста).
Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.
V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы).(Сл.№11)
1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение к 3 эпиграфу).
2) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.
Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизиться к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.
VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).
Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).
Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).
Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).
О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).(сл. №12)
Зачитывается отрывок из рассказа
К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относиться и к другим людям).
VII. Творческая часть.
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”
(В течение 5 минут учащиеся работают над сочинением, затем заслушиваются три работы)
1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей и ухаживать за ними.
2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.
3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. Он учит нас гуманному отношению к животным.
1. Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.
2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.
В завершении урока послушайте, пожалуйста, песню “Красный конь”
VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Прочитать рассказ Е. Носова «Кукла», вступительную статью «Из автобиографии» и ответить на вопрос: что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е.И. Носова?
Источник