- Тема урока: Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. Непримиримое отношение писателя к деспотизму.
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Урок «Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие»
Тема урока: Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. Непримиримое отношение писателя к деспотизму.
средняя школа имени
с пришкольным мини – центром.
Учитель русского языка и литературы
Гусенова Зульфия Вилаятовна
Тема урока: Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. Непримиримое отношение писателя к деспотизму.
Цели урока: научить учащихся умению анализировать прочитанное; изучить значение слов: нравственность, безнравственность, деспот, деспотизм, челядь; отработать навыки развития устной речи; рассказать о значении пейзажа в повести, о сравнении — приёме изображения героев и событий; привитие интереса к чтению; воспитание нравственных качеств и свойств.
Метод урока: эвристический, беседа
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Наглядность: портрет писателя, высказывания, эпиграф, иллюстрации к произведению на слайдах.
Опрос домашнего задания
( Показ рисунков с рассказом учащихся «Понравившийся эпизод).
Сообщение целей и задач урока.
Перед вами, ребята, портрет писателя И.С. Тургенева. Он всю жизнь боролся за счастье и свободу своего народа. Если мы посмотрим на годы его жизни, то мы скажем, что он был свидетелем крепостного права. Как ни восхищён был Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли. Он говорил, что самое страшное в крепостном праве — это проникновение его в самую плоть и кровь людей, примирение с ним, которое заставляет смотреть на крепостничество, как на обыденное житейское дело.
Работа с эпиграфом к уроку
Я не мог дышать одним воздухом,
оставаться рядом с тем,
что я возненавидел.
Враг этот был — крепостное право.
Свои мысли и чувства, непримиримое отношение к деспотизму, крепостному праву он выразил в повести «Муму». Вы знаете, что сюжет этого произведения взят из реальной жизни. Наблюдая за крепостными, писателя всегда возмущало их равнодушие. И ему казалось, что они находились в непробудном сне, это его мучило. И поэтому для борьбы с тем, что он возненавидел, писатель создаёт образ Герасима — образ тесно связанный с природой, деревенской жизнью. Герасим человек добрый, исключительной духовной красоты, наделённый физической мощью и нравственной чистотой. Настоящий русский былинный богатырь.
Иллюстрация №1 ( Слайд)
Ребята, сегодня на уроке вам придётся доказать: нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
-Сегодня на уроке нам встретятся слова:
Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся.
— В словаре С.И. Ожегова даются следующие толкования этих слов:
Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Безнравственный — нарушающий правила нравственности.
Деспот — самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.
Деспотизм — поведение деспота.
Челядь — при крепостном: дворовые слуги помещика.
-Теперь вы знаете значение этих слов, также вы знаете всех персонажей и содержание повести. Это поможет вам ответит на следующие вопросы.
Задание: Определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.
Нравственный. Безнравственный. Деспот.
Герасим. Вся челядь. Барыня.
Деспотизм — поведение барыни.
-Опишите Герасима ( поведение , характер, мысли, чувства, отношение к окружающим).
— Что вам в нём понравилось?
Иллюстрация№3 (городские обязанности Герасима).
В произведениях Тургенева любовь почти всегда трагична.Может быть оттого, что Тургенев любил всю жизнь актрису Полину Виардо, но любовь эта была безответной. Трагична и любовь Герасима.
— Как Герасим проявлял свою любовь к Татьяне?
Так прошёл год, по окончании, которого с Герасимом случилось небольшое происшествие.
-Давайте обратимся к этому эпизоду и инсценируем его. ( Стр. 137-138).
-Почему повеление барыни смутило Гаврилу?
Правильно ли поступила барыня?
Как можно назвать её поступок?
Иллюстрация №4. (Герасим и Татьяна).
Посмотрите на иллюстрацию. Некоторым ребятам было дано задание: подготовить инсценирование этого эпизода.
-Что же они придумали?
-Как вы думаете, кто в этом случае поступил нравственно?
Герасим по произволу барыни потерял свою любимую девушку. Но что дало ему силы жить?
-Опишите Муму. Какая она была?
-Почему он собачку звал Муму, а другие Мумуней?
-Почему Герасим так сильно привязался к собачонке?
«Так прошёл ещё год, Герасим был доволен своей судьбой, как вдруг произошло неожиданное обстоятельство».
Иллюстрация №5 (Слайд)
— Расскажите эпизод « Муму в гостиной барыни».
Какую оценку барыне дал сам автор?
— Согласны ли вы с автором? ( «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человек») .
-Расскажите о пропаже Муму.
-Расскажите о сцене на лестнице. (Стр. 155).
-Какое решение принял Герасим? Почему?
-Расскажите эпизод «Герасим и Муму в трактире».
-Найдите в повести эпизод «Прощание Герасима с Муму» .
— Почему он так поступил? Назовите причины.
— Переживалась ли гибель единственного близкого существа Герасимом?
-Почему Герасим покидает барский дом, самовольно уходит?
Работа над отрывком из повести «Уход Герасима в деревню».
— Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением?
-Докажите близость Герасима к природе.
— С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?
-Как называется этот стилистический приём?
(Автор сравнивает не внешний облик, а действия. Сначала пойманный зверь, а потом — лев).
-Найдите определения в тексте, доказывающие духовную силу героя.
-А что радует Герасима в пути?
(Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).
-А что он чувствует?
( То, что он никогда не чувствовал. Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).
-Найдите в тексте слова — повторы и зачитайте их.
-Какую роль играют слова — повторы в тексте?
-Почему Тургенев показал Герасима немым? (Немота — спокойствие, равнодушие крепостного — символ крепостного народа).
-Не заставила ли вас эта повесть вспомнить ряд случаев из жизни или из книг других писателей?
Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.
-Чему вас научила эта повесть?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Подготовить материал к сочинению «Моё любимое животное».
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-289501
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»
Время чтения: 4 минуты
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок «Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие»
Тема: Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас. ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное. ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию. познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караваева, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки). Тип урока : урок “открытия” новых знаний. Рассказ И.С.Тургенева “Муму”. Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин . О.А.Еремина “Уроки литературы в 5 классе” книга для учителя. I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). слайд 1 – Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнем занятие. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. II. Проверка домашнего задания слайд 2 Мозговой штурм – На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С. Тургенева “Муму”. Какие основные факты биографии вам запомнились? (ответы учащихся) Притча «Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Сообщение темы: «Характеристика образ главного героя из рассказа Тургенева «Муму»» и постановка целей слайд 3 – Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой? Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника. – Дома вы читали рассказ “Муму”. Работаем в парах. Слайд 4 Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 Слайд 5 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Слайд 6 III . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 1. Ребус Слайд 7 – Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус. r г l л g у d х s о n н i е w м z о й – Что обозначает это слово ? (Это человек л ишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.) 2. Работа с классом. Для того, чтобы начать характеристику героя, давайте вспомним на что необходимо обратить внимание. – когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…) – Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И. Тургенева “Муму”. Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) Слайд 8 – На слайде у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом. IV. Постановка учебной задачи. – Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Но для начала вспомним героев, которые окружали Герасима «Игра узнай героя» IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. 1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания. – Как выглядит дом барыни и какое первое описание барыне дает автор? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? Слайд 15 “ В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный , давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи .” – Как вы понимаете слова: “День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи”? (Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.) 2. Просмотр мультфильма (2 минуты) Слайд 16 – Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма “Муму” режиссера Валентина Караваева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева? С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой? (Режиссер Валентин Караваев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти он очень капризничает и при этом унижает достоинство других людей.) – Режиссер показывает нам условия быта главного героя, на примере поведения барыни. Какие они? 3. Портрет Герасима. Слайд 17 – Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: “Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?” “ Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не истомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”. Автор использует такие слова как: “ Замечательный” – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2 .То же, что примечательный, достойный особого внимания. “ Славный” – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2 . Симпатичный, очень хороший – разг.) – Как работал Герасим? – Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 18 (“…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…”) – Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной.) – Кто такой “крепостной крестьянин” Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). Работа с термином “сравнение”. Как вначале воспринимает Герасим свою новую жизнь? ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190–191. “ Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий , как дерево растет на плодородной земле. Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо , – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…” – Слайд 19 . Что такое сравнение? ( СРАВНЕНИЕ – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим .) Найдите сравнение в описании Герасима. “ вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)” “ скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)” “ бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)” – Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть…” (его любовь к свободной жизни.) 6. Знакомство с новым термином «Гипербола». Гипербола – сильное преувеличение. 1 абзац “Ему отвели…” СТР.192 Слайд 20 – Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? “ Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать ; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы ; под кроватью находился дюжий сундук ; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства , а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый , что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”. (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.) – Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. – Найдите примеры гипербол в тексте. Слайд 21 (– он работал за четверых; 8. Физкультминутка. Слайд 22-23 9. Отношение Герасима с окружающими его людьми и Татьяной. Слайд 24 – И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”) СТР.191 последний абзац “Со всей остальной челядью…) “ Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.” – Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов… “… а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его ; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.” – Докажите, что “светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна. (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”) “ С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала”. – Какие качества характера проявляются в его поведении? Эпизод прощания Герасима с Татьяной. – Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной . СТР. 202–203. Когда же все было готово, и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом . Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки.” – Слайд 24. Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок. ”. VII. Рефлексия «Все в твоих руках». В конце урока вопрос учащимся: — За что бы вы себя могли похвалить? – Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. VIII. Информация о домашнем задании. Слайд 27 – Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор) Источник |