- Эмоциональная память Связь между памятью и эмоциями
- Характеристики эмоциональной памяти
- Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти
- Структуры мозга эмоциональной памяти
- Влияние эмоций на память
- 1- Эмоциональное кодирование
- 2- Эмоциональная консолидация
- Влияние памяти на эмоции
- Функция эмоциональной памяти
- Исследования эмоциональной памяти
- Нейроэндокринные эффекты стресса и памяти
- Влияние эмоций на память
Эмоциональная память Связь между памятью и эмоциями
эмоциональная память относится к способности людей устанавливать воспоминания от эмоций.
В этом смысле многочисленные исследования показали, как структуры мозга, связанные с памятью, тесно связаны с областями мозга, которые модулируют эмоции..
На самом деле, эмоции тесно связаны с памятью, и считается, что эмоциональное содержание событий влияет на последующую память..
Эти открытия, сделанные нейробиологами за последние несколько лет, показывают, что информация, полученная эмоционально, запоминается иначе, чем информация, полученная нейтрально..
Столкнувшись с такой тесной взаимосвязью между эмоциями и памятью, возникла новая структура памяти, известная как эмоциональная память..
Целью данной статьи является обзор характеристик эмоциональной памяти и раскрытие доступных сегодня данных о взаимосвязи между эмоциями и памятью..
Характеристики эмоциональной памяти
Эмоциональная память — это очень специфическая человеческая способность, которая характеризуется развитием памяти о событиях посредством пережитого эмоционального воздействия..
Эта концепция постулирует, что эмоционально значимые события сохраняются не так, как нейтральные события..
В частности, в целом поддерживается идея, что эмоциональные события запоминаются лучше и легче, чем самые тривиальные события..
Например, травмирующее событие в детстве, такое как дорожно-транспортное происшествие или драка с партнером, обычно запоминается гораздо более конкретно во взрослой жизни, чем тривиальные события, такие как то, что он ел на прошлой неделе..
Эта дихотомия воспоминаний относится к избирательной памяти. Люди не запоминают всю информацию одинаково. В этом смысле эмоционально переживаемые события запоминаются лучше, чем остальные..
На самом деле, многочисленные исследования показывают, что наибольшая память об эмоционально насыщенных переживаниях обусловлена большей легкостью приобретения, большим обслуживанием с течением времени и большей устойчивостью к вымиранию..
Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти
Эмоциональная память реагирует как на положительные, так и на отрицательные эмоции. То есть события, переживаемые эмоционально (независимо от их характера), по-видимому, запоминаются иначе, чем нейтральные или тривиальные переживания..
Это связано с тем, что структуры мозга, которые модулируют положительные эмоции, и структуры, которые модулируют отрицательные эмоции, одинаковы.
Таким образом, мозговой механизм, объясняющий существование эмоциональной памяти, заключается в ассоциации между структурами эмоций и областями памяти..
Очень неприятные или травмирующие события могут вызвать особенно сильную и консолидированную память. Человек может часто и подробно вспоминать эти события на протяжении всей своей жизни..
Примером такого типа памяти могут быть травмы, перенесенные в детстве, которые могут появляться неоднократно и постоянно запоминаться на стадии взросления.
Найти сравнения с положительными эмоциями несколько сложнее. Есть люди, которые могут в мельчайших подробностях вспомнить день своей свадьбы или рождения своих детей, но зачастую память менее интенсивна, чем память о негативных событиях..
Этот факт объясняется интенсивностью эмоций. В целом, негативные события вызывают большее эмоциональное расстройство, поэтому эмоции, переживаемые в те времена, имеют тенденцию быть более интенсивными..
Таким образом, травмирующие события могут быть легко вставлены в эмоциональную память. Но это не значит, что позитивные события не могут этого сделать. Они также делают это, хотя обычно менее заметно из-за их меньшей эмоциональной интенсивности.
Структуры мозга эмоциональной памяти
Структура главного мозга, которая отвечает за проведение процессов памяти и которая облегчает память, — это гиппокамп. Этот регион расположен в височной коре и является частью лимбической системы..
Со своей стороны, область мозга, ответственная за возникновение эмоциональных реакций, является миндалиной..
Эта структура состоит из набора ядер нейронов, расположенных в глубине височных долей, а также является частью лимбической системы..
Таким образом, обе структуры (миндалины и гиппокампа) постоянно связаны. Кроме того, его связь, кажется, имеет особое значение в формировании эмоциональных воспоминаний.
Этот факт постулирует существование двух разных систем памяти. Когда люди изучают нейтральную информацию (например, читают книгу или изучают предметную программу), гиппокамп отвечает за формирование памяти без участия миндалины..
Однако, когда запоминающиеся элементы содержат определенный эмоциональный заряд, миндалина вступает в игру..
В этих случаях первое образование памяти происходит в миндалине, которая действует как хранилище воспоминаний, связанных с эмоциональными событиями. Таким образом, эмоциональная память не начинается в гиппокампе, как остальные воспоминания.
Как только миндалина закодировала эмоциональный элемент и сформировала память, она передает информацию через синаптические связи в гиппокамп, где хранится эмоциональная память.
Влияние эмоций на память
Эмоциональная память имеет разные характеристики и разные механизмы регистрации мозга из-за действия эмоции.
Фактически, именно эмоции побуждают информацию получать доступ к мозгу через различные структуры и что она консолидируется более интенсивно.
Таким образом, эмоциональные процессы изменяют функционирование памяти, приводя к возникновению эмоциональной памяти..
Эти модификации объясняются взаимоотношениями миндалины и гиппокампа и выполняются как при кодировании, так и при консолидации информации..
1- Эмоциональное кодирование
Первая когнитивная функция, которая вступает в игру во время формирования памяти, — это внимание. Фактически, без должного внимания мозг не может правильно воспринимать информацию и сохранять ее в своем предыдущем.
В этом смысле первая модификация, которую производят эмоции, уже обнаруживается в способе восприятия информации..
Эмоциональный отклик сразу же провоцирует изменение физических и психологических функций человека. Таким образом, когда человек испытывает эмоцию, как физические, так и психологические элементы, связанные с вниманием, увеличиваются.
Этот факт позволяет повысить внимание, уделяемое стимулу, чтобы легче было захватить информацию и обеспечить ее последующее хранение..
2- Эмоциональная консолидация
Второй этап генерации эмоциональных воспоминаний состоит в удержании или закреплении информации в структурах мозга..
Если информация, собранная органами чувств, не консолидируется в мозге, она постепенно исчезает, и память не остается (она забывается).
Хранение информации в структурах мозга не автоматическое, а медленный процесс, поэтому часто бывает сложно сохранить конкретную долгосрочную информацию.
Тем не менее, эмоциональная информация, по-видимому, имеет гораздо более короткое время консолидации. То есть он может храниться в структурах мозга гораздо быстрее.
Этот факт приводит к тому, что вероятность того, что эмоционально интенсивные события запоминаются и сохраняются со временем, намного выше.
Влияние памяти на эмоции
Отношения между памятью и эмоциями не однонаправленные, а двунаправленные. Это означает, что так же, как эмоция может влиять на память (эмоциональную память), память также может влиять на эмоцию.
Эта связь была специально изучена нейропсихологом Элизабет Фелпс при анализе взаимодействия гиппокампа и миндалины.
Когда гиппокамп восстанавливает эмоционально насыщенную информацию, он может взаимодействовать с миндалиной, создавая сопровождающую ее эмоцию..
Например, когда человек запоминает очень травмирующее событие, он сразу же испытывает эмоции, связанные с этим событием..
Таким образом, память может вызывать эмоциональный отклик, так же, как переживающие эмоции могут изменять формирование памяти..
Гиппокамп и миндалина представляют собой взаимосвязанные структуры мозга, которые позволяют постоянно связывать эмоциональные компоненты с мнемоническими элементами.
Функция эмоциональной памяти
Ассоциация между эмоциональными структурами и областями памяти не свободна. На самом деле связь между гиппокампом и миндалиной играет важную адаптивную функцию.
Когда люди оказываются в опасных ситуациях, они реагируют эмоционально. Этот ответ позволяет активировать как психологическое состояние, так и физическое состояние человека..
Например, если кто-то визуализирует, что собака собирается напасть на него, он испытывает эмоциональную реакцию страха. Этот ответ позволяет напрячь тело, повысить внимание и сосредоточить все чувства на угрозе..
Таким образом, эмоциональная реакция готовит человека адекватно реагировать на угрозу.
Однако процесс защиты и выживания людей на этом не заканчивается. Мозг отдает приоритет накоплению эмоционально интенсивных событий через миндалино-гиппокампальную ассоциацию, чтобы их можно было легко запомнить.
Таким образом, эмоциональная память — это человеческая способность, тесно связанная с выживанием вида. Для людей гораздо полезнее вспомнить эмоционально интенсивные элементы, чем нейтральные, потому что они, как правило, важнее.
Исследования эмоциональной памяти
Эмоциональная память работает как система фильтров. Это ответственно за выбор фактов, которые по своему значению более актуальны, и сохраняет их в памяти в более интенсивном и продолжительном.
С этой эволюционной точки зрения постулируется, что человеческий мозг сможет правильно запомнить неприятные переживания, даже если они произошли несколько раз.
В этом смысле Garcia & Koeling уже в 1966 году продемонстрировали, что эмоциональную память можно сформировать даже с помощью одной презентации. В частности, такие знания, как неприятие вкуса или формирование страха, могут быть получены с помощью одного теста.
Эти эксперименты показывают высокую способность эмоциональной памяти. Это позволяет формировать длительные воспоминания чрезвычайно быстрым и простым способом, что не происходит с «неэмоциональной памятью»..
Другие исследования эмоциональной памяти были сосредоточены на анализе механизмов, связанных с отношениями между эмоциями и памятью..
На уровне мозга кажется, что структурами, участвующими в формировании эмоциональной памяти, являются миндалина и гиппокамп. Тем не менее, кажется, есть больше связанных факторов.
Нейроэндокринные эффекты стресса и памяти
Исследования нейроэндокринных эффектов стресса и их связи с формированием воспоминаний о стрессовых переживаниях позволили получить соответствующие данные об эмоциональной памяти..
Когда человек подвергается ситуациям с высоким эмоциональным содержанием, выделяется большое количество гормонов надпочечников. В основном адреналин и глюкокортикоиды.
Несколько исследований были посвящены анализу действия этих гормонов и показали, что он тесно связан с взаимодействием эмоций и памяти..
В этом смысле Бейлин и Шорс показали в 2003 году, что введение гормона надпочечников, известного как кортикостерон, до завершения учебного задания модулирует память и увеличивает память.
Точно так же Де Кервейн показал, что модуляция памяти изменяется в зависимости от момента и интенсивности, с которой выделяются гормоны. Таким образом, глюкокортикоиды облегчают память людей.
Впоследствии исследование, проведенное МакКогом в 2002 году, показало, что эти гормональные эффекты производятся через центральные норадренергические механизмы. То есть, воздействуя на миндалины мозга.
Присутствие глюкокортикоидов в крови вызывает большую стимуляцию миндалины. Когда миндалина активна, она начинает принимать непосредственное участие в формировании воспоминаний.
Таким образом, когда эти гормоны вводятся в кровь, память начинает работать через механизмы эмоциональной памяти, поэтому память усиливается, и обучение становится более сильным и консолидированным..
Источник
Влияние эмоций на память
Из всех познавательных процессов наиболее глубоко, по-видимому, изу-
чено влияние эмоций на память. Во-первых, авторов интересовали особен-
ности запоминания эмоционально окрашенной информации. Во-вторых,
исследовалась связь между эмоциональным состоянием человека и мне-
мическими процессами.
Хорошо известно, что эмоционально окрашенная информация лучше
запоминается. На этом наблюдении основана мнемотехника, к которой
прибегают некоторые педагоги, чтобы добиться лучшего запоминания уче-
никами определенного учебного материала. Достаточно вызвать бурную
эмоциональную реакцию (например, заставить класс расхохотаться) и мож-
но с уверенностью утверждать, что на следующем уроке каждый из при-
сутствовавших в классе будет помнить, о чем шла речь в тот момент.
А.А. Смирнов [Смирнов, 1948] в широко известных экспериментах, по-
Влияние эмоций на память
священных непроизвольному запоминанию, просил испытуемых через
1,5—2 ч после начала рабочего дня рассказать, что с ними происходило,
когда они шли утром на работу. Особенно хорошо людям запоминались те
события, которые препятствовали или, наоборот, способствовали их ско-
рейшему прибытию на работу, что и являлось основной целью их действий
в тот момент. Согласно современным представлениям, главным аспектом
события, вызывающего эмоциональную реакцию, является его соответ-
ствие (или несоответствие) цели индивида. Таким образом, в эксперимен-
тах А.А. Смирнова испытуемые непроизвольно запоминали те события, ко-
торые были для них эмоционально окрашены.
Как правило, люди хорошо помнят те события своей прошлой жизни,
особенно детского периода, которые вызвали у них сильную эмоциональ-
ную реакцию. Такие воспоминания бывают очень яркими, и обычно люди
уверены в том, что все происходило именно так, как им помнится. Одна-
ко степень точности этих воспоминаний и даже их соответствие реально-
сти рядом авторов ставится под сомнение. Описаны случаи, когда сохра-
нялось яркое воспоминание об определенном событии, якобы произошед-
шем в детстве, однако удавалось доказать, что этого события на самом деле
не было, а «воспоминание» было сконструировано рассказами взрослых и
собственным воображением.
Особенно дискуссионным в последние годы стал вопрос о воспомина-
ниях по поводу сексуальных домогательств, перенесенных в детском воз-
расте. Такие воспоминания иногда возникают у клиентов в ходе психоте-
рапевтических сеансов. Одни авторы считают, что воспоминания об эмо-
циональном травматическом опыте были вытеснены из сознания и возвра-
тились в него благодаря психотерапевтической работе [Bass, Davis, 1988].
Другие авторы утверждают, что в ряде случаев это ложные воспоминания,
невольно сконструированные с помощью внушения самим психотерапев-
том, верящим в то, что у клиента такие воспоминания должны быть [Ofshe,
Walters, 1994].
Какие характеристики события приводят к его запечатлению в памяти на
длительный срок? Для ответа на этот вопрос М. Линтон [Linton, 1982] провела
эксперимент на себе. В течение 6 лет она ежедневно записывала на карточки
по меньшей мере два значимых для нее события с указанием даты и оценкой
степени их эмоциональной окрашенности. В конце каждого месяца она слу-
чайным образом выбирала несколько карточек, проверяла, помнит ли, в ка-
ком порядке происходили события, и заново оценивала их эмоциональную
окрашенность. Линтон пришла к выводу, что те события, которые сохраняют-
ся в памяти на долгие годы, должны обладать следующими характеристиками.
• Событие должно привлекать внимание и иметь яркую эмоциональную
окраску в тот момент, когда оно произошло. Возможно следующее ис-
ключение: событие воспринимается как заурядное, а указанные харак-
теристики ему приписываются через некоторое время задним числом.
Так происходит при знакомстве с человеком, в которого испытуемый
влюбляется, но не с первого взгляда, а по прошествии некоторого вре-
мени. В этом случае первая встреча, не являвшаяся важным событи-
Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов
|
ем, переосмысливается, стано-
вится эмоционально значимой
и может надолго запечатлеться
в памяти.
Рис. 12.1. Связь между приятностью события и длительностью его удержания в памяти [Wa- ganaar, 1986). |
• Событие должно привести к ка-
ким-то изменениям в жизни че-
ловека. За ним следуют новые
события или открываются но-
вые возможности.
• Событие должно быть относи-
тельно уникальным. Воспоми-
нание о нем не должно размы-
ваться последующим много-
кратным повторением анало-
гичных событий.
Повторение исследования Лин-
тон, проведенное У. Ваганааром
[Waganaar, 1986] с применением несколько более изощренной методики,
дало сходные результаты: лучше всего удерживаются в памяти события,
имеющие яркую эмоциональную окраску и стоящие особняком на жизнен-
ном пути испытуемого. Интересны данные относительно степени прият-
ности события и его запоминания, представленные на рис. 12.1. В памяти
сохраняется больше приятных событий. Однако воспоминания о непри-
ятных событиях, хотя их и меньше, остаются в памяти, не угасая, в тече-
ние трех лет; наблюдается даже небольшая реминисценция.
Для изложения имеющихся экспериментальных данных относительно
связи между эмоциональными состояниями человека и памятью удобно ис-
пользовать схему, изображенную на рис. 12.2. На схеме представлены три
типа связей, каждый из которых будет проанализирован ниже.
Связь между эмоциональным состоянием человека
и эмоциональной окраской запоминаемой информации
Основное предположение в данном случае состоит в том, что эмоциональ-
ное состояние влияет на то, какая информация запоминается человеком бо-
лее успешно. Это предположение согласуется с изложенными выше данны-
ми относительно восприятия и памяти, согласно которым человек прежде
всего перерабатывает информацию, связанную с его эмоциональным состо-
янием. В серии экспериментов, которые провели Бауэр, Гиллигэн и Мон-
тейро [Bower, Gilligan, Monteiro, 1981], было четко продемонстрировано су-
ществование такого влияния. Основная гипотеза состояла в том, что при чте-
нии текста лучше запоминается та информация, эмоциональная окраска
которой соответствует эмоциональному состоянию испытуемого в момент
чтения. В упрощенном изложении эксперимент состоял в следующем. Две
группы испытуемых по восемь человек в каждой с помощью гипноза вво-
дились в определенные эмоциональные состояния: одна группа — в радост-
Влияние эмоций на память
|
Эмоциональная окраска Эмоциональная окраска
запоминаемой информации воспроизводимой информации
Рис. 12.2. Типы связей между эмоциональным состоянием человека и эмоциональной окрас-
кой запоминаемой информации.
ное, другая — в грустное. Испытуемым давали читать рассказ, состоявший
из 121 предложения. Рассказ прочитывался дважды в удобном для испытуе-
мых темпе. В тексте описывалось, как два студента вместе проводят свобод-
ное время. Один из них, Эндрю, характеризовался как веселый человек, ко-
торому все в жизни удается (в учебе, в личных отношениях и т.д.). Другой
студент, Джек, описывался как человек грустный, которому в жизни сопут-
ствуют постоянные неудачи. 54 предложения, посвященных Эндрю, имели
радостное эмоциональное содержание, а 57 предложений, посвященных
Джеку— грустное; еще 10 предложений были нейтральными.
■ «Грустные» испытуемые • «Радостные» испытуемые |
о I* |
100 80 60 40 201 О |
|
II |
Радостные |
Грустные |
Эмоциональная окраска предложении Рис. 12.3. Связь между эмоциональным состо- янием испытуемых и эмоциональной окрас- кой воспроизводимых предложений [Bower, Gilligan, Monteiro, 1981]. |
По прочтении рассказа испытуемые выводились из состояния гипноза и
через 24 ч письменно воспроизводили рассказ. Испытуемые из обеих групп
воспроизводили примерно одинаковое количество предложений из расска-
за. Однако испытуемые, находившиеся во время чтения в грустном состоя-
нии, воспроизводили предложений с грустным содержанием (т.е. посвящен-
ных Джеку) значительно больше, чем предложений с радостным содержани-
ем (посвященных Эндрю). У испытуемых из «радостной» группы наблюдалась
противоположная картина — они воспроизводили больше предложений с ра-
достным содержанием. Результаты эксперимента представлены на рис. 12.3.
Одно из возможных объяснений полученного эффекта состоит в том, что
эмоциональное состояние испытуемых способствовало возникновению
идентификации с одним из персонажей — с Эндрю в случае радостного со-
стояния и с Джеком в случае груст-
ного состояния. Поэтому испытуе-
мые запоминали больше предложе-
ний, описывающих персонаж, с ко-
торым они себя идентифицировали.
В дополнительно проведенных экс-
периментах авторам удалось проде-
монстрировать неправомерность та-
кого объяснения полученных резуль-
татов. Таким образом, было показа-
но, что существует связь между эмо-
циональной окраской информации и
эмоциональным состоянием испы-
туемого в момент запоминания.
Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов
Связь между эмоциональным состоянием человека
и эмоциональной окраской воспроизводимой информации
|
Рис. 12.4. Связь между эмоциональным состо- янием испытуемых и воспоминаниями об эмоционально окрашенных событиях детства | Bower, I981). |
Довольно много экспериментальных
данных свидетельствует о том, что
люди легче вспоминают информа-
цию, соответствующую по эмоцио-
нальной окраске их эмоциональному
состоянию в момент воспроизведе-
ния. В одном из экспериментов Гор-
дон Бауэр [Bower, I98I] попросил 14
испытуемых записать несколько
приятных и неприятных событий,
произошедших с ними за последнее
время, и оценить интенсивность
эмоциональной окраски каждого из
них по 10-балльной шкале. Через
неделю испытуемым было предло-
жено вспомнить эти события. С помощью гипноза семь испытуемых были
введены в радостное состояние, а другие семь — в грустное. У «радостных»
испытуемых процент приятных событий (по отношению к общему коли-
честву приятных событий, записанных неделей ранее) был выше, чем про-
цент неприятных событий. У «грустных» испытуемых, наоборот, был выше
процент неприятных событий. При этом испытуемые чаще вспоминали
приятные и неприятные события, получившие высокие оценки по шкале
интенсивности.
В ходе другого эксперимента Бауэр [Bower, 198I] просил испытуемых в
течение 10 минут вспоминать события, произошедшие в их жизни до 15-
летнего возраста и описывать каждое из них 1-2 предложениями. На сле-
дующий день испытуемые классифицировали эти события как приятные,
неприятные или нейтральные. Еще через сутки испытуемых с помощью
гипноза вводили в радостное или грустное состояние и просили вспомнить
события, с которыми они работали накануне. Полученные результаты
представлены на рис. 12.4. Данные этого эксперимента, как и предыдуще-
го, показали, что в радостном состоянии испытуемые вспоминают боль-
ше приятных событий, в грустном — больше неприятных.
Влияние связи между эмоциональным состоянием человека в момент запоминания
и в момент воспроизведения на успешность воспроизведения информации
В некоторых работах 1960—70-х годов изучалось влияние на мнемические
процессы особых психофизиологических состояний, возникающих под
воздействием алкоголя, марихуаны или амфетаминов [Martins, 1985]. Вы-
яснилось, что если испытуемые находятся в одинаковом психофизиологи-
ческом состоянии в момент запоминания и в момент воспроизведения, то
им удается воспроизвести больше материала. Однако в экспериментах Айка
Источник